ЧАСТЬ 1
ИДЕАЛ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ: ОТ КЛЕОПАТРЫ И ДО НАШИХ ДНЕЙ
Красота привлекала внимание людей с древнейших времен. В ней видели проявление чего-то неземного, божественного. Существовали культуры, в которых красота приравнивалась к высшему благу.
Многие древние народы – греки, римляне, египтяне и т. д. – мечтали о вечной красоте и потому наделяли своих богов прекрасной внешностью и бессмертием.
В Египте, наверное, как ни в какой другой стране, ценилась именно красота лица и прически. В эпоху династии Птоломеев стремились быть красивыми и потому разукрашивали себя с помощью различных косметических средств буквально все, начиная от царей и цариц и заканчивая простыми рабами. Особенной красотой отличались жрецы, которые первыми занялись изобретением и изготовлением косметических средств.
Красота лица имела большое значение и в Древней Иудее. Еврейские женщины настолько трепетно относились к своему лицу, что один из современников назвал их «сосудом с сурьмой».
А в Древней Греции наиболее красивые гетеры составляли своеобразную прослойку общества, пользовались почетом и уважением не только среди рядовых граждан, но и в кругах известных греческих дипломатов, полководцев и конечно же поэтов, которые посвящали им свои непревзойденные произведения.
Со времен глубокой древности сохранилось предание о греческом мудреце и поэте, который, умирая, призвал своих дочерей и сказал им: «Я беден и ничего не могу вам оставить в наследство, кроме доброго совета: будьте умными, если можете, будьте добрыми, если хотите, но красивыми вы обязаны быть всегда!»
От красоты не может быть пользы, красота ценна и важна просто сама по себе. Человек всегда искал прекрасное вокруг себя – в природе, предметах, сотворенных человеческими руками.
Но красота – дело вкуса. «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»?
Для каждого времени важно что-то свое, что-то особенное. И потому для каждого временного отрезка совершенно особая красота воспринимается как абсолют. Например, «неолитические венеры» – древние женские статуэтки из камня, изображающие первобытных красавиц, вообще не имеют головы, зато у них огромные груди и бедра. Женщинам тех времен вряд ли заглядывали в глаза, и никому и в голову не приходило любоваться их лицами – женщина должна рожать детей – и точка.
Совсем иначе выглядят дошедшие до наших дней изображения очаровательных египтянок. Многим из нас очень близок древнеегипетский эталон красоты – очаровательная головка Нефертити. Она до сих пор вызывает восхищение изяществом форм, точеностью черт. Пропорциональность лица и лебединая шея – многие современные женщины не отказались бы от такого подарка природы. А роковая Клеопатра? Мы уверены, что и сегодня у нее не было бы недостатка в поклонниках.
К тому же египтянки были большими модницами – они первые начали смотреться в зеркало, пользоваться румянами и украшать свое умащенное благовониями тело прозрачными и почти невесомыми одеждами. Кроме того, именно жрицы египетских богов первыми начали изготовлять и носить шиньоны и парики, украшать себя обручами и подвесками. Может быть, из-за этой близости нам египетские мотивы так неискоренимы в моде, а один из иллюстрированных журналов опубликовал фотографию девушки, представляющей «Макияж-2000». Он сделан по восстановленному учеными макияжу египтянок – один в один! Девушка сияет, как вечернее солнце.
А вот в Древней Греции женская красота обожествлялась, у нее была своя богиня – Афродита. С греческим эталоном красоты мы можем познакомиться, рассматривая статуи величайших античных ваятелей. Но вряд ли кому-то придет в голову назвать сейчас прекрасными эти характерные профили – когда лоб плавно перетекает в нос, эти крупные губы, эти тяжелые подбородки. «Классический» тип красоты почитаем художниками, но больше ценится в произведениях искусства, чем в реальной жизни. Хотя ходят сплетни, что для многих женских изваяний моделями служили… мужчины, по крайней мере, для изображения лиц. В Древней Греции мужская красота ценилась выше, чем женская. Может, в этом все и дело? Но, как бы то ни было, мы до сих пор восхищаемся пухлыми губками и волнистыми волосами греческих красавиц и красавцев.
Хотя не все идеалы женской красоты были такими близкими и понятными нам. Например, красотки средневековья щеголяли без бровей и ресниц, а волосы на лбу сбривали – представляете себе такую жуть? Просто считалось, что волосы – признак низкого происхождения. Вот бедняжки и мучились – их тела должны были быть абсолютно гладкими.
Вообще, в Средневековье идеал женщины был двояким. Почиталась невинная девушка, невеста Господня, монашка или же женщина-мать. Поэтому женщине полагалось быть либо всегда «немного беременной» (эту особенность средневековых дам вы тоже можете увидеть на полотнах старых мастеров), либо уйти в монастырь.
Поэтому, кроме светского идеала безволосой красоты, был идеал красоты духовной. С ним можно познакомиться на иконах старых мастеров. Лица на них воплощали идеал духовности: бледные, изможденные, истомленные телесными страданиями, но освещенные внутренним светом.
Даже пропорции лица несли определенный канонический смысл. Преобладающим был лоб как носитель разума, властвующего над страстями. Символом страстности всегда считались губы, а силу эгоизма и личной воли воплощал подбородок. Поэтому на старых иконах подбородок очень мал, а губы – тонкие и бледные. Сразу понятно, что вот перед нами женщина аскетичная и покорная Богу. И, конечно, главенствующее положение занимают глаза, как зеркало души – в пол-лица, глубокие и печальные, осознающие всю глубину мировой скорби.
С наступлением эпохи Ренессанса идеал женской красоты меняется коренным образам. Место невесомых мадонн с полными неземной печали глазами и бледными вытянутыми лицами занимают пышущие здоровьем молодые и упитанные красавицы. Появляются новые каноны красоты, причем особенное внимание уделяется лицу и волосам: красивый рот, белые зубы и ярко-алые губы навевают мысли о земных радостях и не имеют ничего общего с бескровными устами красавиц Средневековья. Специфическими требованиями эпохи Возрождения к внешности были: высокий, не обрамленный волосами лоб, пухлые щечки, обязательно с ямочками, и полные тайны влажные с поволокой, глаза. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую мы привыкли видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с игривыми кудряшками вокруг миловидного личика и очаровательным румянцем во всю щеку.
А вот женщинам мусульманских стран повезло меньше. Мало того, им нужно было носить чадру, и о том, какое у них лицо, знали лишь редкие счастливцы. А уж о запечатлении на холсте не шло и речи – ислам запрещает рисовать людей. Поэтому мы не можем судить о восточных красавицах, любуясь их портретами. Зато поэты, влюбленные в них, восполняют этот пробел с лихвой. К тому же им нет равных по части художественных эпитетов и лестных метафор: глаза газели, стан, как кипарис, лицо, как лепесток цветка, волос, как перо черной птицы. Если верить поэтам, восточные женщины были очень красивы.
Как бы то ни было, очевидно, что красота – явление многоликое. Она всегда была достоянием любого народа во все времена. Красота – обещание счастья. А счастье у каждого свое. А потому и красота – своя. Но главный ее отличительный признак – то, что она – проявление гармонии и появилась в мире на радость людям.
Глава 1
Лиц много – красивых и разных
Можно с уверенностью сказать, что идеал женской красоты зависит от типических черт той расы, к которой женщина принадлежит. Китаянки должны обладать фарфоровым личиком, удлиненными глазами, роскошными густыми волосами, уложенными в высокую прическу, а кроме того, – маленькой ножкой.
Девушки африканской расы конечно же должны славиться красивым оттенком своей лоснящейся кожи, белозубой улыбкой и курчавыми волосами, собранными в многочисленные косички – расты – или невообразимые колтуны (которые производятся по технологии валенка) начесанных волос – дреды. Кстати, знаете ли вы, что у негритянок от природы самые красивые ноги? У них они на 30 % длиннее, чем у европейских женщин, а лодыжки у них изящнее и тоньше? Вспомните, например, неподражаемую Наоми Кемпбелл, ножки которой своими точеными линиями и изгибами сводили и сводят с ума десятки тысяч мужчин, приводя в отчаяние представительниц прекрасного пола, которым далеко до чернокожей манекенщицы.
Есть совсем экзотические эталоны: например, красавицы племен, живущих первобытным строем, делают на лице татуировки, вставляют в разрезанную губу огромные диски, вытягивают шею обручами, выбивают зубы – в общем, проявляют свою изобретательность, как могут. Нам это не кажется красивым, но и каноны красоты следует уважать – такова данная культура, и ничего с этим не поделаешь.
В настоящее время очень трудно четко разграничить идеалы красоты, характерные для различных народов и рас. И этому есть множество причин.
Во-первых, смешение различных национальностей, народностей, рас привело к тому, что очень трудно, наверное, найти человека, в венах которого текла бы кровь без всяких «примесей». А вместе с кровью чужих народов люди получают что-то и от их внешности. Поэтому типов внешности людей сейчас огромное множество, а значит, возросло и разнообразие эталонов красоты. Развитие средств массовой информации и индустрии моды, рекламы и шоу-бизнеса делает доступным самому широкому кругу публики изображение красивых людей из самых удаленных уголков планеты – а они такие разные! Это позволяет людям все более демократично относиться к разнообразию типов лиц и делает идеал красоты одновременно все более размытым и все более массовым.
Во-вторых, появление новых идеалов красоты происходит в результате взаимопроникновения различных культур.
Довольно долгое время мировое господство белой расы и культуры европейского типа поставило весь мир в зависимость от диктата моды и идеала красоты Европы. Очень долго прослеживались попытки людей разных народностей и даже рас приблизиться к этому идеалу: негритянки стремились выбелить кожу, распрямить и осветлить волосы, в Японии большой популярностью пользовались операции, изменяющие разрез глаз и делающие его «европейским». Представляете, как мучились представители других рас, пытаясь переделать то, что присуще им от природы испокон веков?
Сейчас ситуация изменилась – в моде экзотика. Для современной культуры постмодернизма характерна эклектика – смешение стилей и типов культур. Эта тенденция характерна сейчас и для моды, чутко реагирующей на любое изменение предпочтений. За последние несколько лет модельеры и стилисты охотно используют элементы других национальных культур. В идеале женской красоты теперь смещены все акценты. На подиум вышли красавицы с черной кожей, а в последнее время модельеры отдают предпочтение представительницам желтой расы – раскосые красавицы с оливковой кожей украшают собой последние показы, а «лицом» Кензо стала китаянка.
Теперь европейские дамы должны почувствовать на своей нежной коже все прелести дискриминации по расовому принципу. Однако они нашли выход, позаимствовав все то, что служило украшением женщинам различных национальностей: это и национальная одежда, и экзотические украшения, это даже татуировки и пирсинг, которые делают белых женщин похожими на загадочных островитянок. Популярными становятся и экзотические прически, которые белые женщины позаимствовали у негритянских подружек – дреды и расты. В общем, все смешалось в современной моде.
Каково же сегодня идеальное лицо женщины европейского типа? Для женщин с белой кожей самым главным была идеальность пропорций лица. Очень много уделялось внимания форме скул, а также чистоте кожи.
Идеальными считались овальная форма лица, высокие скулы и идеальной формы тонкий нос. Все остальное менялось со временем. Вообще, «мода» на лица не менее, (если не более) быстротечна, чем мода на одежду. Моделям очень тяжело удержаться долгое время в качестве лица-символа какой-либо косметической фирмы.
Лица были в моде всякие: изможденно-бледные, со впалыми щеками и кокаиновыми ноздрями (Кейт Мосс), и холодно-хищные, с высокими скулами и кошачьими глазами (Линда Евангелиста), и дышащие здоровьем и простотой, с румянцем во всю щеку (Клаудия Шиффер). Был спрос и на голубоглазых блондинок, и на кареглазых брюнеток, и на тех и других «в одном флаконе». Брови были и высокими, и сведенными на переносице, губы были и пухлыми, и поджатыми. Красавиц много на белом свете – их фото можно менять на обложках журналов со сколь угодной частотой – мир без идеала не останется.
На сегодняшний день, кроме тенденции смешения стилей и типов красоты, провозглашена тенденция демократичности. Это означает, что модно все, предоставлена полная свобода выбора.
«Ура!» – вскричали женщины, внешность которых не подходит под традиционные каноны. Но что-то никто не торопится выводить их на подиумы и предлагать многомиллионные контракты. Потому что в мире моды не все так просто. Демократия здесь должна пониматься как свобода в пределах допустимости. Стандарты остались, они просто видоизменились. И большинство моделей не лишились работы, а гордо красуются на обложках, лишь изменив свой имидж.
И сейчас можно с уверенностью сказать, что новый эталон женского лица существует. Лицо современной женщины необязательно должно быть красивым в традиционном понимании этого слова. Скорее даже оно должно быть обязательно некрасивым. Видимо, вследствие пресыщения идеальными формами и классическими сочетаниями законодатели моды обращаются к тем лицам, которые отличаются от лиц нормальных людей настолько сильно, насколько это возможно, не переступая при этом грани между красивым и уродливым. Ос-лепительные и однообразные голливудские дивы уже набили оскомину. Они напоминают куклу Барби, которая не обладает душой и произведена на фабрике. Женщина такого типа – безответный сексуальный объект, жертва мужского тщеславия, предмет интерьера, атрибут престижа. Современная женщина не такова. Она свободна в своих желаниях (и нежеланиях), она прежде всего – личность. Именно поэтому она может не бояться выглядеть некрасивой. Она хочет быть такой, какая она есть на самом деле. К тому же лица, не отвечающие классическим канонам, говорят нам больше, они более индивидуальны, уникальны.
Лицо современной женщины может не быть красивым, но оно должно быть стильным – вот новейшие тенденции в области имиджа. Лица новейших красавиц либо напоминают лица больных, наркоманов, либо каких-то андроидов.
Способов замаскировать естественную красоту моделей огромное множество. Это может быть макияж в стиле Средневековья – выщипанные брови, выбритый лоб, полное отсутствие ресниц и бледные губы.
Или же это – неестественная бледность, черные круги под глазами, как от растекшейся туши (ура, покупаем дешевую тушь и смело щеголяем под дождем с ультрамодным лицом), изможденный вид, румяна неожиданных тонов, наложенные высоко на скулах, создающие иллюзию чахоточного румянца, и губы, накрашенные так, что выглядят запекшимися или обветренными.
Космическая тема или тема «будущего» (которая с наступлением миллениума особенно актуальна) отражена в макияже, когда пропорции лица немного изменены, а также использована косметика со стальным блеском. Очень модны стразы, которые наклеиваются прямо на лицо или на тело, превращая женщину в сверкающую драгоценность.
Все это вселяет определенные надежды рядовым, обычным женщинам, так сказать, простым смертным. Современная женщина всегда находится под гнетом образа идеальной женской красоты.
Это делает представительниц прекрасного пола поглощенными неимоверными усилиями соответствовать канону или же мучимыми тяжелейшими комплексами собственной неполноценности.
Снижение требований позволяет любой женщине при желании соответствовать мировому стандарту, нужно только этому научиться. Важно просто непредвзято посмотреть на себя в зеркало, объективно оценив свои достоинства и недостатки, выбрать из недостатков благоприобретенные и по возможности избавиться от них.
Те же, в которых виновата природа, можно просто обратить себе на пользу, превратив их в достоинства. То, как это сделать, вы можете узнать из нашей книги.
Самым интересным и неожиданным прорывом в мире моды, на наш взгляд, можно считать то, что мужчины в конце концов решили не отставать от женщин в своем стремлении приукрасить себя.
И дело даже не в представителях сексуальных меньшинств. Просто мужчины завоевывают право на прогрессивную реконструкцию своего образа, который уже много десятилетий остается скучно-классическим и редко привлекает внимание стилистов. Мужчины объявили борьбу против монополии в моде женского образа.
Манифестом «мужчин за моду» стало создание нескольких линий декоративной косметики для мужчин – лаков для ногтей, туши, теней, губных помад. Первыми подставили паруса этим новым веяниям блистательный Зверев и стильный Илья Лагутенко, демонстрирующий в своих новых клипах сочные губы и длинные ресницы, что его, кстати, нисколько не портит. Но не торопитесь прятать от мужчин косметички – мужская косметика отличается специфичностью цветов, вряд ли они покусятся на ваш make-up.
Глава 2
Коса до пояса или бритый затылок?
К волосам можно относиться по-разному. Некоторые воспринимают их как «бесплатное приложение» к голове, которое нужно иногда мыть и расчесывать. Но вы конечно же, считаете волосы украшением и одним из главных способов самовыразиться.
Меняя прически, цвет и длину волос, женщина меняет себя кардинально. Изменения в жизни всегда в первую очередь отражаются на женских волосах. Верная примета – если женщина вдруг постриглась или, наоборот, решила отрастить косу – значит, в ее жизни произошли радикальные перемены. Еще более конкретная примета: коротко стриженые красавицы предпочитают свободу и независимость, и если вступают в отношения с мужчиной и даже хранят ему верность (что маловероятно), то требуют для себя полной свободы – в поведении, убеждениях, привычках.
Если у женщины длинные волосы, да еще и естественного цвета, значит, у нее – стабильная личная жизнь, тяга к семейному очагу и стабильности. Если ваша подруга прогрессивных взглядов вдруг начала отращивать волосы, значит, на горизонте появился он – единственный, и дело идет к свадьбе.
Вот что «говорят» ваши волосы окружающим о вас как о личности. Прическа свидетельствует также о вашем социальном статусе, положении в обществе, отношении к себе и окружающим.
Таким образом, иметь хорошую прическу – важная и непростая задача.
Что же делает прическу красивой? Прежде всего волосы должны быть здоровыми – это вы и сами знаете из многочисленных рекламных роликов.
У вас не должно быть перхоти, волосы не должны выпадать. Модные волосы – это, конечно, чистые волосы. Их здоровье должно быть наглядно подтверждено пышностью и блеском. Кстати, не нужно убиваться, если они не сверкают, как у моделей в рекламе «РапЬепе», – их просто покрывают глицерином и высвечивают юпитерами.
Ваши волосы будут блестеть, если вы будете правильно ухаживать за ними и ополаскивать водой с лимонной кислотой (которая, кстати, входит в состав всех остромодных шампуней, и именно она, а не какие-нибудь суперформулы, делает ваши волосы блестящими, что не означает – здоровыми).
Кроме этих основных свойств волос, последние должны обладать актуальным цветом и длиной.
Главное требование к цвету – он должен быть насыщенным. Если вы довольны своим цветом волос, вы можете просто пользоваться специальными оттеночными шампунями. Для тех, кто любит эксперименты, можно указать основные тенденции: цвета естественные и противоестественные. Вторая начинает преобладать. Цветовые гаммы современных красок бесконечно широки и дают возможность экспериментировать сколько угодно.
Самым последним писком является полихром-ность – волосы разного цвета.
Эта тенденция широко представлена различными видами мелирования.
Она развивается, и на данный момент более актуальна окраска в контрастные цвета, разноцветное мелирование.
По поводу длины ничего нельзя сказать с полной определенностью. Если волосы длинные, они должны быть либо в художественном беспорядке, либо укладываться в неимоверные фантастические прически, которые не всегда под силу соорудить своими силами, без применения специальных средств.
Другой актуальной направленностью являются короткие стрижки типа «мальчик без мамы» – дань моды на унисексуальность.
При этом волосы могут быть растрепаны, как после ванны, налачены или торчать смешными хвостиками.
Остается актуальной классика – различной длины каре. Главное условие – наличие челки, нарочито неровно выстриженной или строго прямой и густой. В каре «на ножке» особо котируется начесанный затылок.
Уходят в прошлое стрижки лесенкой, филировка на длинной челке.
Современные прически имеют либо строго геометрическую форму (стиль конструктивизм), либо асимметричны, странны, взбалмошны. Неактуальны крашеные блондинки, локоны и длинные челки.
Не забывайте, что прическа должна быть в строгом стилевом соответствии с лицом. А лицо, как мы уже отметили, должно быть немного «нечеловеческим».
Прическа же должна позволить женщине завершить превращение в нечто загадочное и необычное.