ГЛАВА 7. МЕТАСООБЩЕНИЕ
В прошлой главе мы выяснили, что убедительность выступления во многом зависит от первого впечатления и от внешнего вида спикера. Еще одним фактором, оказывающим на аудиторию сильное воздействие, является эмоциональное послание или «метасообщение».
Метасообщение – это информация, получаемая от выступающего невербально (не через слова): через позу, мимику, жесты, а также через интонации. Это эмоциональный сигнал, демонстрирующий ваше состояние и отношение к теме выступления, себе и слушателю. Метасообщение говорит слушателю больше, чем произносимые слова, и часто больше, чем мы бы хотели!
Плохо, когда метасообщение противоречит сказанному: это понижает доверие к говорящему в целом, а значит, и убедительность выступления.
Наверняка вы хотя бы раз оказывались в одной из подобных ситуаций:
– менеджер по продажам нахваливает свое предложение, но в его интонациях и мимике сквозит неуверенность;
– девушка-секретарь в компании говорит о том, как она рада вас видеть, с плохо скрываемой скукой;
– ваш ребенок говорит вам о том, что в школе все в порядке, но испуганный тон и соответствующая мимика выдает его ложь;
– ваша жена на вопрос «Что случилось?» отвечает «Ничего!» таким тоном и с таким выражением лица, что вы понимаете – стоит готовиться к непростому разговору.
Слова мы слышим те, которые вроде бы и хотели услышать, а доверия, расположения и спокойствия они не вызывают. Все дело в неподходящем метасообщении!
Как же подобрать правильное «послание»?
Большие мастера использования невербалики и интонаций – актеры театра и кино. Они способны буквально по щелчку пальцев входить в нужное состояние и передавать нужную эмоцию зрителям в зале или у экрана. Для этого они вспоминают, как вели себя и что испытывали в похожей ситуации. Основываясь на собственном опыте, актеры способны передать эмоциональное состояние своего героя так, что мы верим в реальность происходящего на экране. Мы верим в то, что герой фильма или спектакля действительно воодушевлен, рассержен, удивлен или расстроен.
Мы с вами тоже можем воспользоваться этой техникой.
У каждого в жизни были моменты, когда мы чувствовали душевный подъем, радость, уверенность или, наоборот, озабоченность и даже гнев.
Наша задача – извлечь подходящее эмоциональное состояние и «примерить» его на себя. Использовать те же интонации, мимику и жесты, что и в прошлом, чтобы передать слушателю нужную нам эмоцию. Можно копировать интонации, жесты и выражение лица киногероев из подходящих к ситуации эпизодов, известных телеведущих и политиков.
Конец ознакомительного фрагмента.