Вы здесь

Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично. ГЛАВА 6. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (Станислав Зубов)

ГЛАВА 6. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Во второй главе мы выяснили, пользуясь какими каналами, аудитория воспринимает спикера. На визуальный и звуковой каналы приходится 90% внимания, именно они формируют первоначальное восприятие самого выступающего и мнение о выступлении в целом.

И это логично, поскольку отношение слушателя к теме выступления неизбежно связано с отношением к тому, кто ее транслирует.

Значит, если мы хотим заинтересовать и убедить людей в аудитории, нам необходимо произвести на них благоприятное впечатление. А самое верное впечатление, как утверждает известный фразеологизм, – первое!

В этой главе мы выясним, из чего складывается первое впечатление и как его можно сформировать нужным образом.

Но сначала давайте представим наше выступление в виде отрезка, состоящего из точек А, Б и прямой линии, их соединяющей:




Отрезок – это само выступление, во время которого мы при помощи ораторских навыков и продуманного содержания проводим сознание аудитории по нужному маршруту.

Точка Б – это завершение выступления. И хорошо, чтобы к этому моменту мы смогли вызвать интерес и убедить аудиторию.

Где же находится точка А? Большинство полагает, что точка А – начало выступления, первые сказанные слова. Однако это не так! Аудитория начинает оценивать спикера еще до произнесения первых слов.

Это значит, что мы оказываемся в точке А в момент появления перед слушателями. И первое впечатление, произведенное в этой точке, оказывает влияние на все выступление!

Всех нас с детства учат тому, что встречают по одежке, а провожают по уму.

Часто родители и учителя делают акцент на второй части этой пословицы. И действительно, еще Сократу принадлежит высказывание: «Заговори – я хочу тебя увидеть». Однако для нас больший интерес представляет первая часть этого фразеологизма, поскольку, как показывает практика, аудитория не только встречает, но и продолжает на протяжении всего выступления часто оценивать нас «по одежке».

Давно известно, что зрительный нерв в 50 раз толще слухового. Наш мозг через «визуальный» канал получает в разы больше информации, что не может не отражаться на восприятии внешнего мира. А чтобы не перегружать себя лишней аналитической работой, мозг использует стереотипы. Мы еще не успели сказать ни слова, а слушатели уже классифицировали нас определенным образом по внешнему виду, осанке, походке, мимике, жестам, взгляду.

Классифицировали неосознанно, но теперь все сказанное будут воспринимать сквозь призму «первого впечатления». Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, поделюсь с вами историей. Однажды моя супруга попала на семинар повышения финансовой грамотности, который проводила одна трейдинговая компания. На сцену вышел человек, представившийся финансовым консультантом, который рассказывал о том, как изменилась его жизнь и как хорошо он начал зарабатывать, занявшись работой на рынке ценных бумаг. Говорил он много и красноречиво.

Однако, вернувшись домой, моя жена сказала, что ее не отпускало чувство недоверия, несмотря на убедительность слов и примеров.

Я посоветовал ей в следующий раз внимательно присмотреться к внешнему виду «консультанта». Вернувшись после второго семинара, она сообщила мне, что дело действительно в его наряде.

Откровенно дешевые костюм и туфли, а также множество мелких деталей (вроде часов, галстука и состояния волос) ясно дали ей понять, что этот человек не выглядит успешным предпринимателем, каким он себя пытался представить. Получается, что ее подсознание дало правильный сигнал.

Эта история – не призыв вводить в заблуждение своим внешним видом окружающих! Речь о том, что несоответствие внешнего вида транслируемой информации способно испортить впечатление от выступления, сведя на нет все попытки убедить слушателя.

Одежда уже давно играет роль социального маркера, способного многое рассказать о своем обладателе. И пренебрегать этим фактором не стоит.

На одном из форумов после выступления ко мне подошла девушка, которая пожаловалась на то, что во время презентаций услуг компании потенциальные заказчики не воспринимают ее всерьез. Я обратил внимание на то, что на ней была откровенно молодежная одежда, подчеркивающая фигуру. Я спросил, всегда ли она так одевается, и получил утвердительный ответ.

С таким гардеробом неудивительно, что заказчики – преимущественно мужчины – воспринимали ее исключительно как юную симпатичную девушку, а не как серьезного специалиста.

Я посоветовал ей пересмотреть свой рабочий гардероб и сделать акцент именно на деловом стиле.

Подобный офисный стиль демонстрирует деловой настрой и расставляет нужные акценты в общении. А красивое платье, подчеркивающее фигуру, или рваные джинсы и майку со стразами лучше надеть на светское мероприятие или свидание.

ДРЕСС-КОД

Доказано, что мы с большей симпатией и доверием относимся к тем, кто выглядит похожим на нас. Поэтому, собираясь проводить вступление, стоит внимательно отнестись к своему образу и его соответствию дресс-коду коду предстоящего мероприятия и представлениям о подобающем внешнем виде спикера у аудитории, с которой нам предстоит говорить.

Вот еще один пример из личного опыта. Однажды меня пригласили провести день рождения популярного ресторана в другом городе. Дресс-код с заказчиком мы не обсуждали, и я подобрал образ, руководствуясь своим настроением, – приталенная рубашка, брюки джинсового покроя, жилетка и яркая бабочка.

Владелец ресторана, молодой человек в классическом костюме и галстуке, первым делом спросил, собираюсь ли я переодеться на время выступления во что-то более серьезное. Услышав отрицательный ответ, он был крайне раздосадован, поскольку ведущий светского вечера, по его мнению, обязан быть в строгом костюме.

Напомню, что я приехал из другого города, и возможности вернуться домой и переодеться у меня не было!

Хорошо, что неподалеку находился торговый центр и была возможность подобрать себе соответствующий наряд. А ведь можно было просто заранее уточнить предпочтения по внешнему виду.

Так что к выбору одежды для выступления стоит подойти серьезно и заранее продумать, какое впечатление вы можете своим внешним видом производить на аудиторию. Будете ли соответствовать ее ожиданиям и стереотипам относительно того, как должен выглядеть специалист в представляемой вами сфере и теме.

Деловой стиль является универсальным, однако и он подходит не всегда и не всем. Если вам предстоит выступить перед представителями творческих профессий и в неформальной обстановке, скорее всего, ваш строгий костюм и галстук будут выглядеть неуместно. А вот демократичный casual будет в самый раз!

Некоторые мои коллеги рекомендуют одеваться ярко, чтобы привлечь к себе внимание. Но в таком случае вы рискуете стать заложником своего образа, и от вашего выступления будут ждать такого же неординарного подхода, как и от костюма.

Конечно, если это часть образа миллиардера-плейбоя, безумного ученого, или «разрушителя стереотипов», то яркий наряд добавит очков вашему имиджу. Однако если вам предстоит доклад на солидном мероприятии, да еще и на серьезную тему, ваш яркий клетчатый пиджак, лазурное платье или кеды в сочетании со смокингом будут, мягко говоря, не вполне уместны.

Повторюсь, ключевая мысль – это соответствие внешнего вида стереотипам аудитории, контексту выступления и теме, о которой вы будете говорить!

Однако не все сводится исключительно к одежде и аксессуарам. Огромное влияние на впечатление от выступления оказывает метасообщение (эмоциональное послание).

О нем и пойдет речь в следующей главе, а в завершении разговора о внешнем виде предлагаю вам запомнить правило Золушки.

Правило Золушки: Золушка, отправляясь на бал, первым делом решила вопрос с роскошным платьем и туфельками. И в результате достигла желаемого!

Собираясь выступить публично, тщательно продумайте свой внешний вид, чтобы выглядеть убедительно и создать правильное первое впечатление.