Вы здесь

Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично. ГЛАВА 5. ГЛАВНЫЕ СТРАХИ СПИКЕРА (Станислав Зубов)

ГЛАВА 5. ГЛАВНЫЕ СТРАХИ СПИКЕРА

В четвертой главе мы выяснили, что страх перед выступлением можно побороть, применив несколько простых техник.

Еще одним эффективным инструментом решения проблемы страха перед публичной речью является декомпозиция – разделение трудной задачи и глобальной «фобии» на составляющие с последующей обработкой каждой из частей в отдельности.

На тренингах, которые я провожу, мы с участниками выделили семь главных страхов, мешающих уверенному выступлению. Познакомимся с ними подробнее, поскольку осознание – это шаг на пути к преодолению.

НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ

Спикер боится получить негативную обратную связь во время выступления. Выкрики из зала, недовольные, «каменные» лица слушателей и т. д.

Решение – сосредоточиться во время выступления на поддерживающих слушателях.

Практически в любой аудитории будут люди, вам симпатизирующие, на них и стоит в основном сфокусироваться во время выступления.

НЕ СМОГУ ДОНЕСТИ СУТЬ

Оратор боится, что аудитория не поймет основную мысль выступления.

Решение – формулировать свои мысли понятным для слушателей языком. Для этого нужно заранее узнать, перед кем вам предстоит выступить.

*Это всего лишь вопрос подготовки, который мы подробно разберем в главе 19.

НЕ БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТА

Спикер боится, что не сможет в полной мере достичь поставленной цели выступления.

Решение – понять, что результат будет в любом случае, хотя бы в виде приобретенного опыта. Кроме того, необходимо осознать, что конкретно взятое выступление – не последнее в жизни и карьере. Будут еще попытки.

*Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, говорил: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают». (с)

БУДУ ГОВОРИТЬ НЕСВЯЗНО

Оратор боится, что запутается в собственных мыслях и в результате провалит выступление.

Решение – прописать четкую и понятную структуру выступления.

*Разработку структуры выступления мы будем разбирать в главах 14, 15, 16 и 17.

ЗАБУДУ МАТЕРИАЛ

Спикер боится забыть или перепутать материал выступления.

Решение – сделать себе подсказку в виде карточек или слайдов, которые позволят держать перед глазами основные разделы выступления.

НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ

Выступающий боится, что ему зададут вопрос, на который он не сможет дать приемлемого ответа.

Решение: во-первых, заранее прописать возможные «острые» вопросы по теме выступления и подготовить на них достойные ответы, во-вторых, огласить в начале своей речи регламент, по которому вопросы можно будет задавать в финале выступления либо вообще после его окончания.

*Технику ответов на вопросы мы разберем в разделе этой книги, посвященном взаимодействию с аудиторией.

МЕНЯ БУДУТ ОЦЕНИВАТЬ

Спикер боится, что он получит не слишком лестную оценку аудитории.

Решение – оцените сами себя! Запишите репетицию своего выступления на камеру и затем внимательно просмотрите запись, чтобы понимать, как вы выглядите со стороны, какое впечатление вы производите, в чем ваши сильные стороны и где ваши «зоны роста». Если вы себя адекватно оценили, то какой смысл бояться оценок окружающих и переживать из-за них?

Подведем итоги.

Применив декомпозицию, мы заменили абстрактный «страх перед выступлением» на вполне конкретные проблемы, с которыми сталкивается большинство спикеров. И оказалось, что у каждой из них есть простое решение.

Стоило только конкретизировать абстрактную «фобию», и стало ясно, что нужно не бояться, а работать над собой и своим выступлением!

А для того чтобы проиллюстрировать, как предложенные техники работают, расскажу вам свою историю:

Несколько лет назад я проходил обучение на тренера по ораторскому мастерству. Основным практическим заданием было проведение тренинга для «открытой группы». Участники заплатили за прохождение курса, но знали, что их будут тренировать ученики.

Мне и еще двум коллегам достался заключительный вечер. Он совпадал с завершением обучения, после которого нас ждала аттестация и вручение сертификатов разных степеней. Разумеется, я хотел получить максимальную оценку и поэтому испытывал сильное волнение от предстоящего «экзамена»!

Мое волнение усугублялось еще и тем, что нашей группе предстояло рассказывать о преодолении страха перед вступлением. Иронично, не правда ли?

В общем, права на ошибку не было, и нужно было как-то совладать с собой, поскольку тренер, явно испытывающий стресс, вряд ли будет выглядеть убедительно.

Должен отметить, что до начала учебы на бизнес-тренера я много лет работал на радио, телевидении и проводил разнообразные мероприятия. Так что новичком в теме публичных выступлений я точно не был. Это, казалось бы, должно было помочь, однако только выше поднимало «внутреннюю планку» ожиданий.

Как же мне удалось преодолеть мешающее излишнее волнение и выполнить поставленную задачу? Пользуясь рекомендациями, предложенными выше.

Для начала я отправился на занятие, которое вели мои коллеги днем ранее, и принял в нем участие в качестве слушателя. Участвуя в упражнениях, и во время кофе-брейка я познакомился с доброй половиной группы. Это помогло наладить контакт и сфокусироваться на поддерживающих людях в аудитории, поскольку мы были уже знакомы и успели «сократить дистанцию».

Следующим шагом было рассказать теоретическую часть занятия по предложенной методичке понятным аудитории языком. Для этого первую часть урока мы с коллегой построили по схеме мозгового штурма, предлагая участникам самим сгенерировать идеи того, как можно бороться со страхом. Затем, основываясь на собственном опыте и методике курса, мы разобрали каждый пункт и выяснили, что сработает, а что нет.

Конечно, я боялся забыть материал или что-то перепутать. Решение оказалось простым – на столе, рядом с доской для записей я положил mind-map урока с подсказками и, пока записывал идеи аудитории, посматривал в нее.

Да, я испытывал волнение от того, что на меня внимательно смотрит полный зал участников, мои преподаватели и объектив видеокамеры.

Да, все прошло не идеально, но я позволил себе расслабиться, понимая, что это не первое и не последнее публичное выступление в моей жизни.

Волнение стало моим союзником и источником энергии, вместо того чтобы мешать достижению поставленной цели!

Результатом этого выступления остались довольны все, включая моих учителей. Я получил максимально возможную степень сертификации. Хотя видеозапись своего первого в жизни тренинга я, скорее всего, никому и никогда не покажу =)

В завершении темы страха перед публичной речью отмечу, что главной опасностью излишнего волнения в начале выступления может стать неправильно сформированное первое впечатление от спикера.

Для того чтобы убедить слушателей в ценности своей идеи, необходимо излучать абсолютную уверенность, которой излишнее волнение никак не способствует.

О первом впечатлении поговорим в следующей главе, а пока для преодоления страха воспользуемся правилом слона.

Правило слона: Если слона нельзя съесть целиком, его можно съесть по кусочкам!

Не пытайтесь победить абстрактный страх перед выступлениями. Разбивайте проблему на составляющие, чтобы быстро и без лишних усилий решить ее.