Вы здесь

Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично. ГЛАВА 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОЛНЕНИЯ (Станислав Зубов)

ГЛАВА 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОЛНЕНИЯ

Если есть у спикера «помощники», о которых шла речь в прошлой главе, то обязательно найдутся и «противники», мешающие выглядеть убедительно. И вот главный из них – страх перед выступлением!

Стоит только шагнуть на сцену – кожа покрывается мурашками, язык начинает заплетаться, тело становится непослушным, мысли дружно покидают голову, оставляя звенящую пустоту. Вам кажется, что все в аудитории пристально и скептически вас разглядывают и оценивают… Знакомые ощущения?

Уверен, что знакомые, если вы хотя бы раз выступали на публике. Недаром один из самых популярных запросов в поисковых системах, связанный с публичной речью, – «преодоление страха перед выступлением».

Откуда берутся эти неприятные симптомы и как с ними бороться? Давайте разберемся.

Корни проблемы, по мнению психологов, чаще всего скрываются в детстве. Например, вы, выступая на утреннике в детском саду, читая стихи Деду Морозу на елке или развлекая гостей ваших родителей во время праздничного ужина, забыли слова. Над вами посмеялись либо, наоборот, попытались безуспешно успокоить. Вы испытали чувство стыда и дискомфорта, и сложилась нейронная цепочка: публичное выступление – неприятная ситуация.

Также ученые утверждают, что страх перед выступлением идет из глубинных слоев психики, доставшихся нам в наследство от предков. Выходя на сцену, вы оказываетесь в ситуации один против «толпы», и ваш мозг воспринимает это как потенциальную угрозу. Ведь в далеком прошлом результатом неудачного «выступления» вполне могли быть реальный ущерб здоровью и даже смерть.

В ситуации опасности есть три стратегии, пришедшие из животного мира: притвориться мертвым, убежать и сражаться. Как эти стратегии работают применительно к выступлению на публике?

Притвориться мертвым – при выборе этой стратегии все процессы жизнедеятельности максимально замедляются. В результате мы видим оратора, почти не подающего признаков жизни: отсутствие движений и жестикуляции, тихая и бессвязная речь, закрытая сгорбленная поза и отсутствие зрительного контакта с аудиторией.

Убежать – если подсознание выступающего выбирает эту стратегию, организм вырабатывает избыточное количество адреналина. В результате оратор говорит очень быстро, в движениях и жестах чувствуется напряженность, глаза суетливо «бегают» по сторонам.

Сражаться – при выборе данной стратегии организм мобилизует все ресурсы и также вырабатывает адреналин сверх нормы. Мы можем наблюдать напряженную позу, резкие жесты, полный отчаянной решимости взгляд исподлобья и слышать агрессивные интонации выступающего.

Ни одна из стратегий не является эффективной, поскольку предполагает конфликт интересов спикера и аудитории. Одержать победу, убедив во что бы то ни стало, избежать конфронтации путем бегства или признать поражение еще до начала мнимой «схватки» – ни один из этих вариантов не подразумевает ситуацию, когда в выигрыше оказываются обе стороны.

Победить страх, можно только применив стратегию win-win, когда и оратор, и публика получают желаемое.

Это означает, что вы должны быть твердо уверены в том, что ваше предложение, ваша идея принесет пользу слушателю. Достижение этой уверенности и является первым шагом к преодолению излишнего волнения.

Если посмотреть глубже, в основе страха перед публичной речью лежит боязнь быть отвергнутым. Ваше эго просто не способно признать, что вы окажетесь в ситуации, когда амбиции столкнутся с реальностью, и может статься, что вы не так хороши, как думали.

Боясь быть отвергнутым, спикер думает в первую очередь о себе, вместо того чтобы переключить свое внимание на слушателей – какие позитивные изменения способно принести в их жизнь и картину мира то, что он предлагает.

Большинство книг, видеоуроков и тренингов по ораторскому мастерству для уменьшения волнения предлагают следующие техники:

– контролировать дыхание;

– дать себе физическую нагрузку;

– повысить собственную значимость;

– понизить значимость аудитории и события;

– придумать заводящий жест или фразу (мантру);

– представить слушателей маленькими детьми, зайчиками и даже голыми.

Большинство этих советов слабо помогают в реальной жизни, потому что пытаются убрать симптомы, вместо того чтобы бороться с причиной.

А причина кроется в боязни уязвить собственное эго, получив отказ и неодобрение, а также в недостаточной уверенности в том, что транслируемая идея и само выступление способны принести пользу и вызвать интерес у аудитории.

Первый, кого вы должны убедить в ценности собственного выступления, – вы сами, иначе не получится убедить людей, перед которыми предстоит выступить. Поэтому защищайте идеи и делайте предложения, в пользе которых для слушателей абсолютно уверены. А также оставьте за аудиторией право самой решать, подходит ли ваше предложение или нет.

Все, что нужно вам, – оттачивать свои ораторские навыки, чтобы заинтересовать слушателя. Возможно, получится не с первой попытки, но если вы уверены в пользе, которую несете, вас это не остановит, а просто станет мотивацией для развития своих коммуникационных способностей и умения говорить убедительно.

Ведь единственный, с кем действительно стоит соревноваться и над кем стоит одержать верх, – это вы сами!

Искреннее желание стать лучше себя вчерашнего и принести пользу слушателям лежит в основе техник, которые я предлагаю для преодоления страха.

ИЗМЕНИТЬ ФОКУС ВНИМАНИЯ

Когда спикер испытывает сильное волнение, вектор его внимания направлен на себя – не забыл ли что сказать, правильно ли жестикулирую, приятно ли звучит мой голос, не выгляжу ли я глупо…. И, конечно, из-за чрезмерного внимания к своим возможным недостаткам выступающий находит все негативные симптомы и испытывает еще больший стресс, мешающий выступлению.

Решение проблемы – направить фокус внимания на людей в аудитории: интересно и актуально ли им то, что вы рассказываете, принесет ли «непоправимую пользу» то, что вы предлагаете. Думайте о том, что смогут узнать, а главное – почувствовать слушатели в результате вашего выступления.

Таким образом, вы концентрируетесь на достижении обоюдовыгодного результата, а не занимаетесь прилюдно самокопанием.

СИМПАТИЯ К АУДИТОРИИ

Глядя на людей в зале, вы способны найти в каждом слушателе то, что вызовет в вас симпатию: приятная внешность, внимательный взгляд, красивая улыбка, чувство юмора, в конце концов.

Выйдя на сцену, в несколько секунд окиньте взглядом аудиторию, сделав людям в зале молчаливый комплимент. Улыбнитесь, и вы увидите ответные улыбки в аудитории. Вы сразу почувствуете себя намного комфортнее!

Трюк состоит в том, что выступать перед теми, кто нам симпатичен, гораздо легче и приятнее, чем перед теми, кто нас пугает.

Если вы действуете, исходя из позитивных установок, и искренне симпатизируете слушателю, давая почувствовать, что он вам нравится, вы вправе рассчитывать на ответную симпатию!

ТОЧКА ВКЛЮЧЕНИЯ

Когда вы испытываете сильное волнение, ваше тело инстинктивно принимает закрытую, «оборонительную» позу. Плечи приподняты, голова опущена, спина немного горбится, руки находятся на уровне груди. Так вы невольно демонстрируете аудитории свою агрессивную и враждебную позицию.

Помня о желании принести пользу и выразить симпатию слушателю, измените позу на открытую, ту, которую вы бы заняли, находясь в компании приятных вам людей.

Встаньте ровно, с прямой спиной, опустите плечи, немного приподнимите голову (так, чтобы выглядеть уверенно, а не надменно), опустите руки ниже, до уровня живота, не забудьте про улыбку и уверенный взгляд.

И вы почувствуете, как вам стало немного легче, поскольку ваш мозг получил от тела сигнал, что вы заняли уверенное положение, а значит, мнимая опасность отсутствует.

*Базовое положение рук, основную позу оратора, принципы передвижения по сцене и жесты мы разберем в следующих главах.

РЕПЕТИЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Нас больше всего пугает новое и неизведанное. То, что является привычным, страха, как правило, не вызывает. Поэтому перед тем как провести действительно важное выступление, вам стоит отрепетировать его перед реальными слушателями.

Попросите ваших близких, друзей, коллег, а возможно, и руководителя стать вашей аудиторией.

Во-первых, вы сможете улучшить свое выступление, получив конструктивную обратную связь.

Во-вторых, значительно снизите уровень волнения перед действительно важным выступлением, поскольку окажетесь в похожей ситуации уже не в первый раз.

В-третьих, поскольку ваш фокус внимания направлен на потенциального слушателя, и вы относитесь к нему с заведомой симпатией, репетиция выступления позволит тщательно подготовиться для того, чтобы аудитория увидела классное, хорошо подготовленное, яркое выступление, которого она достойна!

До выступления перед живыми людьми рекомендую репетировать речь перед зеркалом или снимая себя на видеокамеру, чтобы понять, как вы выглядите со стороны и над чем вам стоит поработать в первую очередь.

ПРАКТИКА

Проверено на собственном опыте: чем больше публичных выступлений вы провели, тем ниже ваше волнение. Практикуйтесь при любом удобном случае – произносите красивые тосты на корпоративных праздниках, активно участвуйте в совещаниях, посетите тренинг по ораторскому мастерству.

Если вы оказались на конференции в качестве слушателя – обязательно задайте вопрос спикеру!

И при этом не сидите на своем месте, а встаньте, представьтесь и громко задайте вопрос, предварительно сформулировав его таким образом, чтобы он был интересен и спикеру и аудитории.

Приучите себя делать это каждый раз, когда вы будете участником подобных мероприятий. С каждым подобным мини-выступлением вы будете испытывать все меньше страха перед публичной речью.

И ваша уверенность и профессионализм будут расти!

Уважаемый читатель, вы познакомились с эффективными техниками преодоления излишнего волнения, которые я использую уже много лет и которые ни разу меня не подводили.

Все они основаны на позитивном намерении по отношению к слушателю, а значит, приносят пользу не только оратору, но и аудитории.

В следующей главе я предлагаю вам познакомиться с «главными страхами» спикера, а в завершении этой – запомните правило героя.

Правило героя: Настоящий герой знает, что не боится только безумец. Но нужно научиться управлять страхом, чтобы страх не управлял тобой! Относитесь к волнению перед выступлением как к норме и помните, что позитивный настрой сильнее страха.