Вы здесь

Код убеждения. Книга о том, как убедительно выступать публично. ГЛАВА 3. «ЧЕТЫРЕ НОГИ» ОРАТОРА (Станислав Зубов)

ГЛАВА 3. «ЧЕТЫРЕ НОГИ» ОРАТОРА

Изначально эта глава называлась «„Три ноги“ оратора». Но однажды после моего выступления с мастер-классом на конференции подошел молодой человек, который был удивлен отсутствием в предложенной системе четвертой «ноги».

Я не включил ее в представленный аудитории список, поскольку считал, что ее наличие обязательно по умолчанию. Однако оказалось, что это очевидно далеко не всем.

Кроме того, наличие четвертой «ноги» делает мою систему более устойчивой. Ведь, как говорят в Индии, «Слон и тигр сильнее человека, потому что стоят на четырех ногах».

Попробуйте во время чтения главы попробовать самостоятельно определить, что же в предложенной схеме появилось позднее!

Итак, представляю вашему вниманию четыре «точки опоры», формирующих позитивный имидж оратора в глазах аудитории.


ЕСТЕСТВЕННОСТЬ

Вы замечали, как сильно меняется большинство людей, стоит им оказаться перед включенной видеокамерой или в центре внимания? Моментально меняется речь, поза, жесты и выражение лица. Человек пытается продемонстрировать зрителю «улучшенную» версию себя и чаще всего терпит фиаско, поскольку для непринужденного общения со слушателями со сцены требуется очень серьезная подготовка.

Давайте разобьем ее на четыре части:




– неосознанное незнание – мы не знаем, что не умеем выступать, потому что ни разу не сталкивались с подобной задачей;

– осознанное незнание – мы попробовали выступить на публике и поняли, что не знаем, как этот делать правильно и эффективно;

– осознанное знание – мы изучили все доступные материалы по теме и теперь знаем, что способно повлиять на эффект выступления. Но это все еще теория!

– неосознанное знание – многократно применив знания на практике, мы получили новый навык – навык публичного выступления.

В полной мере выглядеть естественно во время презентации можно, только переведя знания в навыки! Так что обязательно применяйте информацию из этой книги при первой же возможности, чтобы закрепить новый поведенческий паттерн.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

В первой главе мы выяснили, что при помощи одной информации вряд ли получится максимально заинтересовать слушателя. Спикеру необходимо создать эмоциональный фон, подходящий теме выступления. А сделать это можно, транслируя собственные эмоции со сцены, передавая их аудитории.

Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» пишет о том, что благодаря эмпатии мы способны сопереживать другим людям, разделяя их эмоциональный настрой, а также «заражать» своими эмоциями слушателя!

В одной из следующих глав я расскажу о том, как можно выстроить «эмоциональный маршрут» выступления, а пока вспомним ораторов, которым вы симпатизируете. Готов поспорить – их выступления эмоциональны! Речь не о том, что спикер должен устраивать на сцене «греческую трагедию», однако если убрать эмоции и оставить одну информацию, слушателю очень быстро станет скучно!

ЮМОР

Чувство юмора крайне важно для человека, выступающего публично, по нескольким причинам:

– юмор сближает – ученые доказали, что в тот момент, когда мы вместе смеемся над чем-либо, между нами возникает позитивная эмоциональная связь;

– юмор сокращает дистанцию – одна вовремя сказанная шутка способна проиллюстрировать идею, предлагаемую спикером, лучше, чем долгие и подробные объяснения;

– юмор спасает в трудных ситуациях – никто не застрахован от неприятных неожиданностей во время презентации.

И если вы способны к самоиронии и можете пошутить над сложившимися обстоятельствами вроде вышедшей из строя техники, неудобных реплик из зала и прочих сюрпризов – это точно придаст вам убедительности в глазах аудитории.

Кроме того, юмор – это нестандартный взгляд на стандартные вещи, а творческий подход всегда актуален!

Если вы от природы человек, не умеющий шутить, не стоит расстраиваться. Юмор можно заимствовать. В интернете огромное количество тематических сайтов с видео, изображениями и текстами, которые вы сможете включить в свое выступление, к вашим услугам остроумные высказывания знаменитых людей, которые можно найти в сети и припасти для подходящего случая.

Главное – не использовать слишком плоские, вульгарные и простые шутки, оставьте их низкосортным телевизионным юмористам!

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Чтобы слушатели поверили в ваши слова, необходимо продемонстрировать наличие достаточно глубоких знаний в теме, которую вы раскрываете. Это можно сделать двумя способами: применив техники «Ордена» и «Глубина»:

Ордена: неспроста в начале выступления принято перечислять свои регалии: научные степени, престижные должности, резонансные проекты. Демонстрация солидного резюме помогает получить первоначальное доверие аудитории, показав, что вы не человек с улицы, а компетентный и востребованный специалист.

Глубина: Профессионала от дилетанта отличает в первую очередь знание мелочей и деталей, скрытых от беглого взгляда.

Таким образом, чем больше деталей и нюансов предложенной темы вы раскрываете во время выступления, тем выше уровень доверия слушателей.

Нелишним будет упомянуть, что в аудитории часто находятся люди, готовые «пощупать» ваш профессионализм вопросами, ответы на которые предполагают глубокое знание предмета. Так что рекомендую говорить публично только на темы, в которых вы хорошо разбираетесь и тщательно готовиться, чтобы не оказаться в неловком положении.

Думаю, вы уже догадались, что последней добавленной «ногой» в этой главе является как раз «Компетентность».

Для меня ее наличие обязательно по умолчанию, а ее отсутствие легко обнаруживается слушателями!

Подводя итог, считаю нужным отметить – и естественность, и эмоциональность, и чувство юмора, и компетентность можно и нужно развивать, поскольку эти четыре «ноги» станут надежной опорой для убедительного публичного выступления. А для закрепления этой мысли воспользуемся правилом балерины.

Правило балерины: Хорошая балерина знает, что естественность не достигается естественным путем, и за каждым непринужденным движением танца скрываются долгие часы подготовки! Постоянно развивайте качества, которые помогут сформировать вам правильный имидж и придать «вес» в глазах аудитории.