Предшественники
То, что произведение искусства несет на себе отпечаток личности и деятельности своего создателя, сомнений не вызывает.
Кроме того, в каждом случае по-своему, влияние поэтов-предшественников также участвует в построении поэтического произведения.
Влияние это может быть выражено по-разному: от полного сознательного отказа от опыта предшествующих создателей (но чтобы от чего-то отказываться, стоит предварительно воспринять накопленное) до синтеза художественных открытий великих мастеров прошлого.
В связи с этим интересно рассмотреть основные употребления слова «ночь» теми, без чьего влияния немыслима поэзия Мандельштама.
Можно с полным правом утверждать, что огромную роль в становлении поэта Мандельштама сыграл Державин с его грандиозной поэзией природы и правды.
Образ ночи у Державина сводится к следующим составляющим:
1. Фразеологическая единица «ни ночь, ни день» = никогда:
Ни ночь, ни день покоя нету…
2. «День за днем», «ноши нощь» = постоянно, непрерывно:
Небеса вещают Божью славу;
Рук Его творенье твердь;
День за днем течет его уставу,
Нощи нощь приносит весть…
3. Противоречие «день – ночь»:
а) день – свет – Бог: ночь – тьма, пространство без Бога, пустота:
…Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой – как нощь пред днем.
б) ночь – тьма; день – свет:
Затмит лишь солнце тьма нощная,
Где звук? где блеск? где светлый день?
Как день Ты удалишь, и нощь
Покров свой расстилает черный…
4. Ночь – тьма:
Ночная тьма темнее стала…
…сквозь лес, в мрак нощи…
И се, как ночь осенняя, темна…
5. Ночь – хаос:
И так бы сделал душу чисту,
Как водный ключ – сквозь блат гнилых,
Как запах роз – сквозь дебрь дымисту.
Как луч небес – сквозь бездн ночных.
6. Ночь – вместилище звезд:
Горели ночью тучи звезд.
7. Ночь – время сна:
…Ужели это тот избранный,
Снедаешься, крушишься кем,
Чем нощью спящие во сне грезят…
8. Ночь – тьма, смерть:
…Как тьма есть света отлученье:
Так отлученье жизни – смерть.
<…>
…Как ночью бы луна сияла
Бессмертие души моей.
Кроме того, по Державину, день – невинность:
Вознесет, как солнце, правду,
И невинность, яко день…
И если день – невинность, то второй член антонимической пары – ночь – должна обладать значением вины, греха.
У Мандельштама это сопоставление проявится в «Федре», о чем пойдет речь ниже.
Большое место образ ночи занимает в лирике Лермонтова.
Преемственность между Лермонтовым и Мандельштамом очевидна.
Она особенно проявляется в теме «Поэт и мироздание», в которой слово «ночь» приобретает особую значимость.
1. Реже всего слово «ночь» употребляется Лермонтовым для обозначения времени суток:
Вчера до самой ночи просидел
Я на кладбище…
2. Значительно чаще встречается употребление значения «ночь – тьма»:
И с песнью день и ночи мрак
Встречал беспечный мой рыбак…
Погаснул день! – и тьма ночная своды
Небесные, как саваном, покрыла…
3. Ночь-тишина:
…Как арфы звук в молчании ночей!
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…
4. Ночь – время сна:
Как некий сон младенческих ночей…
5. Ночь – время снов, видений, которые открывают тайны жизни и смерти:
См. стихотворения «Ночь I», «Ночь II», «Ночь III».
6. Ночь – смерть:
Мне все равно; в могиле вечно ночь, —
Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока.
7. Ночь – вместилище звезд:
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный…
Как ночи Украйны
В мерцании звезд незакатных…
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу.
И звезда с звездою говорит.
8. Ночь – время тоски, страха, печали:
Бывают тягостные ночи:
Без сна горят и плачут очи,
На сердце – жадная тоска;
Дрожа, холодная рука
Подушку жаркую объемлет;
Невольный страх власы подъемлет;
Болезненный, безумный крик
Из груди рвется…
Свиданье в ночь угрюмую
Назначила ты мне…
9. Ночь – время зла, стихии, разгула демонических сил:
…Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну ночных похорон.
Тема ночных похорон воплотится в поэзии Мандельштама неоднократно.
Собранье зол его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи…
Показательно, что у Лермонтова отсутствует тема ночи как времени творчества, время творчества для этого поэта – дни: см. в стихотворении «Журналист, читатель, писатель»: «Дни вдохновенного труда».
Обратимся теперь к Баратынскому, поэту раздумий, всем существом устремленному к небу.
У него без всякой прошвы
Наволочки облаков
Так скажет о Баратынском Мандельштам.
У Баратынского находим тему, близкую Мандельштаму: противоречие день/ночь и его своеобразное разрешение:
Толпе тревожный день приветен, но страшна
Ей ночь безмолвная. Боится в ней она
Раскованной мечты видений своевольных.
Не легкокрылых грез, детей волшебной тьмы,
Видений дня боимся мы,
Людских сует, забот юдольных.
Ощупай возмущенный мрак:
Исчезнет, с пустотой сольется
Тебя пугающий призрак,
И заблужденью чувств твой ужас улыбнется…
Стихотворный текст основан на двух противопоставлениях: день и ночь и поэт и толпа.
Толпе – день.
Поэту – ночь.
Отсюда эпитеты: день «тревожный», исполненный «сует, забот юдольных»; ночь «безмолвная», тьма «волшебная».
Страх ночной тьмы лишь «заблужденье чувств».
Именно во тьме, в ночи, по Баратынскому, приходят «легкокрылые грезы», в ночи расцветает поэзия.
Таким образом, в представленном стихотворении выявляются следующие значения слова «ночь»: а) время суток; б) тьма; в) время творчества; г) время тишины.
Если говорить о многогранности образа ночи у предшественников Мандельштама, то самым ярким его предтечей можно назвать Тютчева, поскольку в его стихах образ ночи стал воплощением многочисленных, часто противоречивых символов. Некоторые из этих символов найдут свое своеобразное отражение в творчестве Мандельштама.
Вот основные составляющие понятия «ночь» в лирике Тютчева:
1. Мотив «день и ночь» = всегда, постоянно:
Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу.
2. Противоречие «день-ночь»:
а) свет – мрак:
Встает ли день, нощные ль сходят тени,
И мрак и свет противны мне…
б) жизнь – смерть:
Если смерть есть ночь, если жизнь есть день…
в) символ двойственности души:
…Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески неясный…
г) дружеское – вражеское для человека:
День – сей блистательный покров —
День – земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человека и богов!
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
кань благодатного покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
Однако не всегда у Тютчева тема «дружеское – вражеское для человека» решается по схеме: день – друг; ночь – враг. Есть примеры прямо противоположного отношения:
О, как пронзительны и дики,
Как ненавистны для меня
Сей шум, движенье, говор, крики
Младого, пламенного дня!..
О, как лучи его багровы,
Как жгут они мои глаза!..
О ночь, ночь, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса!..
3. Ночь – время сна (ночь – целительница дневных ран):
Дневные раны сном лечи…
Когда на целый город ночь сошла,
И всюду водворилась мгла,
Все тихо и молчит…
4. Ночь – спасительница (в ночи можно укрыться):
О, ночь, ночь, где твои покровы…
5. Ночь – время творчества, рождения «таинственно-волшебных дум»:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими – и молчи.
<… >
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи…
6. Ночь – время любви и воспоминаний о любви:
День вечереет, ночь близка,
<… >
Но мне не страшен мрак ночной.
Не жаль скудеющего дня, —
Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня!..
<… >
Кто ты? Откуда? Как решить,
Небесный ты или земной?
Воздушный житель, может быть, —
Но с страстной женскою душой.
В толпе людей, в нескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья, чувства, речи
Твоей не смеют радоваться встрече —
Душа моя! о, не вини меня!..
Смотри, как днем туманисто-бело
Чуть брезжит в небе месяц светозарный,
Наступит ночь – и в чистое стекло
Вольет елей душистый и янтарный!
7. Ночь – хаос, хаос души человеческой, стихия:
Есть некий час, в ночи всемирного молчанья,
<…>
Тогда густеет ночь, как хаос на водах…
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
О чем ты воешь, ветр ночной?
<… >
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
8. Ночь – царство теней:
… И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлек, незримый, в царство теней.
9. Ночь – время смертных дум:
…настала ночь;
<…>
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами,
Вот отчего нам ночь страшна!
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
10. Ночь – смерть:
Нет боле искр живых на голос твой приветный —
Во мне глухая ночь, и нет для ней утра…
И скоро улетит – во мраке незаметный —
Последний, скудный дым с потухшего костра.
11. Ночь – страх, ужас:
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят…
12. Ночь – одиночество, сиротство человека:
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
<… >
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он…
<… >
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье роковое.
13. Ночь – нега природы:
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой.
14. Ночь – символ бесконечности, пропасть, бездна:
Ночь бесконечная прошла…
…настала ночь…
<… >
И бездна нам обнажена…
…Сквозь ночную беспредельность неба…
15. Ночь-зверь:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
16. Ночь – вместилище звезд:
Как светло сонмы звезд пылают надо мною,
Живые мысли божества!
Какая ночь спустилась над землею…
Вы мне жалки, звезды-горемыки!
Так прекрасно, так светло горите…
<… >
Неудержно вас уводят Оры
Сквозь ночную беспредельность неба.
Настанет ночь <… >
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины…
…Безмолвно, как звезды в ночи…
Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной,
Но днем, когда, сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
17. Ночь – тишина:
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчания,
Глухие времени стенания…
Есть некий час, в ночи всемирного молчания…
18. Ночь – время без сна, бессонницы:
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Ночной порой в пустыне городской
Есть час один, проникнутый тоской,
Когда на целый город ночь сошла,
И всюду водворилась мгла…
Как видим, Тютчев не ограничивается противоречием «день/ночь».
Образ самой ночи в его лирике крайне противоречив.
Практически в каждом из смысловых составляющих присутствует стержневое значение (или, по меньшей мере, след этого значения) слова «ночь» как темного времени суток.
Конец ознакомительного фрагмента.