Вы здесь

Код Мандельштама. Предшественники (Галина Артемьева, 2011)

Предшественники

То, что произведение искусства несет на себе отпечаток личности и деятельности своего создателя, сомнений не вызывает.

Кроме того, в каждом случае по-своему, влияние поэтов-предшественников также участвует в построении поэтического произведения.

Влияние это может быть выражено по-разному: от полного сознательного отказа от опыта предшествующих создателей (но чтобы от чего-то отказываться, стоит предварительно воспринять накопленное) до синтеза художественных открытий великих мастеров прошлого.

В связи с этим интересно рассмотреть основные употребления слова «ночь» теми, без чьего влияния немыслима поэзия Мандельштама.


Можно с полным правом утверждать, что огромную роль в становлении поэта Мандельштама сыграл Державин с его грандиозной поэзией природы и правды.

Образ ночи у Державина сводится к следующим составляющим:

1. Фразеологическая единица «ни ночь, ни день» = никогда:

Ни ночь, ни день покоя нету…

(«Приглашение к обеду»)

2. «День за днем», «ноши нощь» = постоянно, непрерывно:

Небеса вещают Божью славу;

Рук Его творенье твердь;

День за днем течет его уставу,

Нощи нощь приносит весть…

(«Доказательство творческого бытия»)

3. Противоречие «день – ночь»:

а) день – свет – Бог: ночь – тьма, пространство без Бога, пустота:

…Иль волн златых кипящий сонм,

Или горящие эфиры,

Иль вкупе все светящи миры —

Перед Тобой – как нощь пред днем.

(«Бог»)

б) ночь – тьма; день – свет:

Затмит лишь солнце тьма нощная,

Где звук? где блеск? где светлый день?

(«На тщету земной славы»)

Как день Ты удалишь, и нощь

Покров свой расстилает черный…

(«Величество Божие»)

4. Ночь – тьма:

Ночная тьма темнее стала…

(«Тоска души»)

…сквозь лес, в мрак нощи…

(«Проблеск»)

И се, как ночь осенняя, темна…

(«Гром»)

5. Ночь – хаос:

И так бы сделал душу чисту,

Как водный ключ – сквозь блат гнилых,

Как запах роз – сквозь дебрь дымисту.

Как луч небес – сквозь бездн ночных.

(«Молитва»)

6. Ночь – вместилище звезд:

Горели ночью тучи звезд.

(«Развалины» (Царское Село))

7. Ночь – время сна:

…Ужели это тот избранный,

Снедаешься, крушишься кем,

Чем нощью спящие во сне грезят…

(«Тоска души»)

8. Ночь – тьма, смерть:

…Как тьма есть света отлученье:

Так отлученье жизни – смерть.

<…>

…Как ночью бы луна сияла

Бессмертие души моей.

(«Бессмертие души»)

Кроме того, по Державину, день – невинность:

Вознесет, как солнце, правду,

И невинность, яко день…

(«Утешение добрым»)

И если день – невинность, то второй член антонимической пары – ночь – должна обладать значением вины, греха.

У Мандельштама это сопоставление проявится в «Федре», о чем пойдет речь ниже.

Большое место образ ночи занимает в лирике Лермонтова.

Преемственность между Лермонтовым и Мандельштамом очевидна.

Она особенно проявляется в теме «Поэт и мироздание», в которой слово «ночь» приобретает особую значимость.

1. Реже всего слово «ночь» употребляется Лермонтовым для обозначения времени суток:

Вчера до самой ночи просидел

Я на кладбище…

(«Кладбище»)

2. Значительно чаще встречается употребление значения «ночь – тьма»:

И с песнью день и ночи мрак

Встречал беспечный мой рыбак…

(«Три ведьмы»)

Погаснул день! – и тьма ночная своды

Небесные, как саваном, покрыла…

(«Ночь II»)

3. Ночь-тишина:

…Как арфы звук в молчании ночей!

(«1831-го июня 11 дня»)

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

(«Узник»)

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу…

(«Выхожу один я на дорогу…»)

4. Ночь – время сна:

Как некий сон младенческих ночей…

(«Булевар»)

5. Ночь – время снов, видений, которые открывают тайны жизни и смерти:

См. стихотворения «Ночь I», «Ночь II», «Ночь III».

6. Ночь – смерть:

Мне все равно; в могиле вечно ночь, —

Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока.

(«Наполеон»)

7. Ночь – вместилище звезд:

Кажду ночь она в лучах

Путь проходит млечный…

(«Посреди небесных тел…»)

Как ночи Украйны

В мерцании звезд незакатных…

(«М. А. Щербатовой»)

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу.

И звезда с звездою говорит.

(«Выхожу один я на дорогу…»)

8. Ночь – время тоски, страха, печали:

Бывают тягостные ночи:

Без сна горят и плачут очи,

На сердце – жадная тоска;

Дрожа, холодная рука

Подушку жаркую объемлет;

Невольный страх власы подъемлет;

Болезненный, безумный крик

Из груди рвется…

(«Журналист, читатель, писатель»)

Свиданье в ночь угрюмую

Назначила ты мне…

(«Свиданье»)

9. Ночь – время зла, стихии, разгула демонических сил:

…Сошлися на свадьбу ночную,

На тризну ночных похорон.

(«Тамара»)

Тема ночных похорон воплотится в поэзии Мандельштама неоднократно.

Собранье зол его стихия;

Носясь меж темных облаков,

Он любит бури роковые

И пену рек, и шум дубров;

Он любит пасмурные ночи…

(«Мой демон»)

Показательно, что у Лермонтова отсутствует тема ночи как времени творчества, время творчества для этого поэта – дни: см. в стихотворении «Журналист, читатель, писатель»: «Дни вдохновенного труда».


Обратимся теперь к Баратынскому, поэту раздумий, всем существом устремленному к небу.

У него без всякой прошвы

Наволочки облаков

(«Дайте Тютчеву стрекозу…», 1932)

Так скажет о Баратынском Мандельштам.

У Баратынского находим тему, близкую Мандельштаму: противоречие день/ночь и его своеобразное разрешение:

Толпе тревожный день приветен, но страшна

Ей ночь безмолвная. Боится в ней она

Раскованной мечты видений своевольных.

Не легкокрылых грез, детей волшебной тьмы,

Видений дня боимся мы,

Людских сует, забот юдольных.

Ощупай возмущенный мрак:

Исчезнет, с пустотой сольется

Тебя пугающий призрак,

И заблужденью чувств твой ужас улыбнется…

(«Толпе тревожный день приветен, но страшна…», 1839)

Стихотворный текст основан на двух противопоставлениях: день и ночь и поэт и толпа.

Толпе – день.

Поэту – ночь.

Отсюда эпитеты: день «тревожный», исполненный «сует, забот юдольных»; ночь «безмолвная», тьма «волшебная».

Страх ночной тьмы лишь «заблужденье чувств».

Именно во тьме, в ночи, по Баратынскому, приходят «легкокрылые грезы», в ночи расцветает поэзия.

Таким образом, в представленном стихотворении выявляются следующие значения слова «ночь»: а) время суток; б) тьма; в) время творчества; г) время тишины.

Если говорить о многогранности образа ночи у предшественников Мандельштама, то самым ярким его предтечей можно назвать Тютчева, поскольку в его стихах образ ночи стал воплощением многочисленных, часто противоречивых символов. Некоторые из этих символов найдут свое своеобразное отражение в творчестве Мандельштама.

Вот основные составляющие понятия «ночь» в лирике Тютчева:

1. Мотив «день и ночь» = всегда, постоянно:

Здесь фонтан неутомимый

День и ночь поет в углу.

(«Как ни дышит полдень знойный…»)

2. Противоречие «день-ночь»:

а) свет – мрак:

Встает ли день, нощные ль сходят тени,

И мрак и свет противны мне…

(«Одиночество»)

б) жизнь – смерть:

Если смерть есть ночь, если жизнь есть день…

(«Мотив Гейне»)

в) символ двойственности души:

…Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески неясный…

(«О вещая душа моя…»)

г) дружеское – вражеское для человека:

День – сей блистательный покров —

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и с мира рокового

кань благодатного покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

(«День и ночь»)

Однако не всегда у Тютчева тема «дружеское – вражеское для человека» решается по схеме: день – друг; ночь – враг. Есть примеры прямо противоположного отношения:

О, как пронзительны и дики,

Как ненавистны для меня

Сей шум, движенье, говор, крики

Младого, пламенного дня!..

О, как лучи его багровы,

Как жгут они мои глаза!..

О ночь, ночь, где твои покровы,

Твой тихий сумрак и роса!..

(«Как птичка, раннею зарей…»)

3. Ночь – время сна (ночь – целительница дневных ран):

Дневные раны сном лечи…

(«Не рассуждай, не хлопочи!..»)

Когда на целый город ночь сошла,

И всюду водворилась мгла,

Все тихо и молчит…

(«Бессонница. Ночной момент»)

4. Ночь – спасительница (в ночи можно укрыться):

О, ночь, ночь, где твои покровы…

(«Как птичка, раннею зарей…»)

5. Ночь – время творчества, рождения «таинственно-волшебных дум»:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои —

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,

Любуйся ими – и молчи.

<… >

Лишь жить в себе самом умей —

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи…

(Silentium!)

6. Ночь – время любви и воспоминаний о любви:

День вечереет, ночь близка,

<… >

Но мне не страшен мрак ночной.

Не жаль скудеющего дня, —

Лишь ты, волшебный призрак мой,

Лишь ты не покидай меня!..

<… >

Кто ты? Откуда? Как решить,

Небесный ты или земной?

Воздушный житель, может быть, —

Но с страстной женскою душой.

(«День вечереет, ночь близка…»)

В толпе людей, в нескромном шуме дня

Порой мой взор, движенья, чувства, речи

Твоей не смеют радоваться встрече —

Душа моя! о, не вини меня!..

Смотри, как днем туманисто-бело

Чуть брезжит в небе месяц светозарный,

Наступит ночь – и в чистое стекло

Вольет елей душистый и янтарный!

(«В толпе людей, в нескромном шуме дня…»)

7. Ночь – хаос, хаос души человеческой, стихия:

Есть некий час, в ночи всемирного молчанья,

<…>

Тогда густеет ночь, как хаос на водах…

(«Видение»)

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

(«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»)

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

(«Как океан объемлет шар земной…»)

О чем ты воешь, ветр ночной?

<… >

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из смертной рвется он груди,

Он с беспредельным жаждет слиться!..

О, бурь заснувших не буди —

Под ними хаос шевелится!..

(«О чем ты воешь, ветр ночной?..»)

8. Ночь – царство теней:

… И мне казалось, что меня

Какой-то миротворный гений

Из пышно-золотого дня

Увлек, незримый, в царство теней.

(«Еще шумел веселый день…»)

9. Ночь – время смертных дум:

…настала ночь;

<…>

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами,

Вот отчего нам ночь страшна!

(«День и ночь»)

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

(«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»).

10. Ночь – смерть:

Нет боле искр живых на голос твой приветный —

Во мне глухая ночь, и нет для ней утра…

И скоро улетит – во мраке незаметный —

Последний, скудный дым с потухшего костра.

(«Другу моему Я. П. Полонскому»)

11. Ночь – страх, ужас:

Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные глядят;

Помертвелые их очи

Льдистым ужасом разят…

(«Альпы»)

12. Ночь – одиночество, сиротство человека:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

<… >

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен и гол,

Лицом к лицу пред пропастию темной.

На самого себя покинут он…

<… >

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он узнает наследье роковое.

(«Святая ночь на небосклон взошла…»)

13. Ночь – нега природы:

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой.

(«Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»)

14. Ночь – символ бесконечности, пропасть, бездна:

Ночь бесконечная прошла…

(«Рассвет»)

…настала ночь…

<… >

И бездна нам обнажена…

(«День и ночь»)

…Сквозь ночную беспредельность неба…

(«Ночные мысли», И.-В. Гете)

15. Ночь-зверь:

Ночь хмурая, как зверь стоокий,

Глядит из каждого куста!

(«Песок сыпучий по колени…»)

16. Ночь – вместилище звезд:

Как светло сонмы звезд пылают надо мною,

Живые мысли божества!

Какая ночь спустилась над землею…

(«Одиночество»)

Вы мне жалки, звезды-горемыки!

Так прекрасно, так светло горите…

<… >

Неудержно вас уводят Оры

Сквозь ночную беспредельность неба.

(«Ночные мысли», И.-В. Гете)

Настанет ночь <… >

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины…

(«Как океан объемлет шар земной…»)

…Безмолвно, как звезды в ночи…

(Silentium!)

Душа хотела б быть звездой,

Но не тогда, как с неба полуночи

Сии светила, как живые очи,

Глядят на сонный мир земной,

Но днем, когда, сокрытые как дымом

Палящих солнечных лучей,

Они, как божества, горят светлей

В эфире чистом и незримом.

(«Душа хотела б быть звездой…»)

17. Ночь – тишина:

Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,

Среди всемирного молчания,

Глухие времени стенания…

(«Бессонница», 1829)

Есть некий час, в ночи всемирного молчания…

(«Видение»)

18. Ночь – время без сна, бессонницы:

Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

(«Бессонница», 1829)

Ночной порой в пустыне городской

Есть час один, проникнутый тоской,

Когда на целый город ночь сошла,

И всюду водворилась мгла…

(«Бессонница», 1873)

Как видим, Тютчев не ограничивается противоречием «день/ночь».

Образ самой ночи в его лирике крайне противоречив.

Практически в каждом из смысловых составляющих присутствует стержневое значение (или, по меньшей мере, след этого значения) слова «ночь» как темного времени суток.

Конец ознакомительного фрагмента.