Вы здесь

Кодекс морально-усидчивого чиновника. 21. Решения и распоряжения (М. М. Лашков, 2010)

21

Решения и распоряжения

21.1. Распоряжения начальников сродни гениальным озарениям.

21.2. Начальники – как маленькие дети. Принимают решения чисто импульсивно. Сегодня они горят желанием что-либо сделать, а завтра даже и не вспомнят об этом.

21.3. Подчиненным же не положено указывать начальникам, как им поступать, потому что само их название призвано символизировать смирение и чинопочитание.

21.4. Решение, принимаемое подчиненным, – это решение только тогда, когда оно устраивает начальника. В других случаях это всего лишь временное отступление.

21.5. Совершенно не обязательно принимать «смелые» решения. Такие поступки обычно ни к чему хорошему не приводят. Разве что к краху карьеры.

21.6. Кроме того, если вы хотите, чтобы начальник наверняка отверг ваше предложение, попросите у него государственных денег.

Примечание: Только благодаря такому подходу к взаимоотношениям внутри государственной службы Россия и стала тем, что она есть.

21.7. Чиновник должен быть решительным, только если принимаемые им решения были одобрены «сверху».

Примечание: То же самое относится и к лидерству в политике, которое должно осуществляться в правильном, то есть «одобренном» направлении.

21.8. Формальная логика чиновников всегда по-своему безупречна и всегда не имеет никакого отношения к делу.

Примечание: Любое распоряжение, продвигаясь по кабинетам Власти, обретает «значимость», но теряет «здравый смысл».

21.9. Решение сложной проблемы лучше всего отложить на потом. Это позволит вам:

а) более детально изучить проблему;

б) подумать о возможных последствиях;

в) подготовить требуемую документацию;

г) скоординировать ваши усилия с коллегами или с соответствующими ведомствами;

д) постараться предусмотреть непредвиденные обстоятельства.

21.10. Не стоит забывать – речь ведь идет о безопасности вашего авторитета! К тому же у вас появится время всесторонне проанализировать все возможные факторы.

21.11. Хотя понятия «всесторонний анализ» и «бюрократия» несовместимы в принципе, по-настоящему государственные решения требуют времени.

21.12. То, что популярно, – не всегда правильно. Поэтому каждое снижение популярности авторитета Власти лишний раз доказывает, что бюрократия все делает именно так, как надо.

Примечание: Почти все вроде бы правильные с точки зрения популярности действия обычно заканчиваются социальными кризисами.

21.13. У каждого из нас, безусловно, есть свое собственное понимание того, как следует управлять Россией.

21.14. Главная проблема, похоже, заключается не в неспособности бюрократии управлять страной, а, скорее всего, в неспособности чиновников творчески подходить к принятию серьезных решений.

21.15. В жизни каждого чиновника или политика бывают моменты, когда он «обязан» принять неверное решение. Неверное в экономическом, деловом, социальном – в любом плане, кроме одного – в политическом.

21.16. Любопытный парадокс: решение, которое считается неверным со всех других точек зрения, может являться верным с точки зрения политической! При этом политически верное решение принимается не только ради погони за авторитетом в глазах граждан, хотя, в конечном счете, так оно и есть. Нет, логическое построение чиновника или политика гораздо сложнее: если данное решение приносит авторитет – значит оно принимается в интересах народа.

Примечание: Иначе говоря, может ли в демократическом обществе быть неверным то, за что голосует народ?

21.17. Когда за решением стоит сам Президент, ни одному чиновнику даже не придет в голову его не заблокировать.

Примечание: Министры и прочие начальники – другое дело. Перекрыть кислород их решениям, то есть «скорректировать» их, для опытных бюрократов не составляет особого труда.

21.18. Во избежание распоряжений с «неправильными» решениями начальника следует всячески ограждать от «лишней» информации.

21.19. Почему начальнику не следует знать то, что он хочет знать?..

а) этой страной управляют чиновники, принимающие решения на основе альтернативных предложений, подготовленных для них другими чиновниками – только более мелкими по своему служебному положению;

б) располагая полной информацией, начальники могли бы придумывать новые варианты, причем далеко не все из них соответствовали бы интересам общества;

в) более того, им, чего доброго, взбредет в голову выдвигать собственные планы, а не выбирать из двух-трех, предлагаемых подчиненными;

г) до тех пор, пока этим занимается государственная служба, подчиненные всегда будут иметь возможность подводить начальников к правильным (!) решениям.

21.20. Бюрократы не настолько глупы или наивны, чтобы поверить в существование одного-единственного правильного решения какой-либо проблемы. Поэтому подводить начальника к тому, что у государственной службы принято считать «здравым смыслом», – гражданский долг бюрократического аппарата.

21.21. При этом эффективность работы чиновников зависит от умелого использования ряда ключевых слов, благодаря которым предлагаемая альтернатива выглядит намного привлекательней:

а) начальники, как правило, принимают предложения, в которых употребляются слова «простой», «быстрый», «популярный» и «не требующий затрат»;

б) начальники, как правило, отвергают предложения, содержащие слова «сложный», «длительный», «дорогостоящий» и «противоречивый»;

в) кроме того, если вы хотите, чтобы начальник наверняка отверг ваше предложение, употребите слово «беспрецедентный».

Конец ознакомительного фрагмента.