Вы здесь

Кодекс морально-усидчивого чиновника. 18. Принципы единомыслия бюрократии (М. М. Лашков, 2010)

18

Принципы единомыслия бюрократии

18.1. Нетрудно догадаться, почему именно вашего начальника назначили начальником:

а) от него никто никогда не слышал сколько-нибудь оригинальных идей;

б) он медленно говорит;

в) и поскольку он мало что толком понимает, то практически всегда готов согласиться с любой чепухой, которую ему с важным видом навязывают подчиненные (то есть вы и ваши коллеги).

Примечание: Все вместе это почему-то заставляет многих вполне искренне считать его надежным и лояльным чиновником.

18.2. Начальники, как правило, довольно часто пребывают в своих нелепых фантазиях, далеких от действительности.

18.3. Но, как известно, чем выше положение, тем выше уровень мыслительной паранойи.

18.4. Тем не менее не подлежит сомнению: поскольку в интересах подчиненных, чтобы данные фантазии не получали дальнейшего развития, необходимо подпитывать паранойю начальников и дальше.

Примечание: Соответственно, заметно уменьшая их шансы влезать в дела подчиненных.

18.5. Тот факт, что начальник потребовал от вас конкретных действий, ничего не означает. Не стоит потакать каждому капризу шефа. Ваша задача – доходчиво объяснить ему, что далеко не все его желания соответствуют его собственным интересам, хотя большинство из них таковыми являются.

18.6. Проследить за тем, чтобы начальник не запутался в понятиях, ваша прямая обязанность.

18.7. Начальники – довольно простые люди. Они предпочитают простые решения и четкие наставления. Им не свойственны ни сомнения, ни противоречия. Надо заставить их сомневаться во всем, что они говорят.

18.8. Если при обсуждении трудных вопросов начальник в качестве подарка предлагает вам «свое» виденье проблемы, соглашайтесь сразу с первым же его предложением.

18.9. Поскольку иначе его последующие возможные варианты и решения будут литься на вас до бесконечности. Но вы не увидите в них здравого смысла.

18.10. Подчиненным, конечно же, всегда очень горько выслушивать обидные слова об их слабости, нерешительности и тупости. Еще более обидным является тот факт, что говорятся они, по мнению подчиненных, таким же слабым, нерешительным и тупым начальником.

Примечание: Самым же обидным для них бывает то, что начальник прав.

18.11. Наставлений и поучений никто не любит, особенно если они исходят от начальников.

18.12. Как правило, подчиненные, совершенно не возражают против того, чтобы начальник постоянно отказывался принимать их точку зрения, поскольку это позволяет ему выплеснуть свои накопившиеся эмоции. И относятся к этому спокойно, как к «издержкам производства». Или как к маленькому пожару, когда несколько кустов загораются в открытом поле, а через пару дней сами по себе затухают. Главное здесь – не подливать в них горючее. Но только до тех пор, пока начальник не пытается заставить их внести какие-либо изменения в предлагаемые ими «рациональные» решения.

18.13. Огорчительно, конечно, но если вы подчиненный, вы обязаны поддерживать предложения начальника, которые, по вашему мнению, явно обречены на провал.

18.14. Если вы видите, что ваш начальник вознамерился произнести публично очевидную чушь, постарайтесь привести ему такие доводы, которые могли бы убедить вашего шефа в возможности перефразировать отдельные предложения в его речи с целью перенесения акцента с частных примеров на общую концепцию, конечно, не нарушая при этом логической целостности всего выступления.

18.15. Если у начальника «поехала крыша», то у подчиненных происходит «сдвиг по фазе».

18.16. Не возмущайтесь, даже если шеф наорал на вас. Благоразумно промолчите.

Примечание: На государственной службе благоразумие равнозначно доблести.

18.17. Не пытайтесь понять логику начальника.

Примечание: Зачем нужна логика, если есть приказы и инструкции.

18.18. Никогда не критикуйте своих начальников – ни публично, ни конфиденциально.

Примечание: Если вам так и хочется совершить очередную нелепость, не совершайте ее хотя бы таким нелепым образом.

18.19. Подчиненные иногда выражают беспокойство, когда их начальник добивается триумфа. По их мнению, это неизбежно ведет к проблемам, ибо начальнику начинает казаться, будто он чего-то достиг.

Примечание: Однако это не совсем так. Вернее, совсем не так.

18.20. Подчиненные должны только радоваться, когда начальникам начинает казаться, будто они чего-то достигли. Это облегчает их жизнь, поскольку начальники на какое-то время перестают суетиться и им не приходится терпеть их истерические метания из стороны в сторону.

18.21. Главное, чтобы теперь начальник, чего доброго, не захотел приняться за следующую идею.

18.22. Хотя это, наверное, забавно, встретить чиновника, у которого имеются целых две идеи.

Примечание: Российские чиновники в большинстве своем единомышленники! То есть две мысли у них в голове не укладываются.

18.23. Собственно, и собственных идей-то у начальников, как правило, не бывает. Все идеи начальников принадлежат подчиненным.

18.24. Удачные идеи начальники присваивают себе, а за неудачные – строго наказывают.

18.25. Красоваться перед подчиненными для чиновника гораздо предпочтительнее, чем краснеть перед начальником.

18.26. Если ваш шеф после того, как побывал «на ковре» у своего шефа и узнал там «такое!!!», после чего сразу же вызвал вас «на ковер», чтобы отчитать вас за непредставление ему своевременной информации, не суетитесь. Скажите ему прямо и кратко:

«Поскольку сам факт, что вам нужно было «это» знать, не был известен в то время, когда надо было бы знать то, что все знают сейчас, в силу чего те, кому было доверено советовать и информировать вас, возможно, чувствовали, что информация, необходимая вам, чтобы решить, стоит ли информировать высшее руководство или нет, была на тот момент неизвестна, и поэтому никто не мог знать о необходимости такого информирования».

Примечание: С точки зрения государственной службы – такого рода объяснение выглядит предельно ясным и понятным.

18.27. Из всего того, что вы знаете, говорить начальнику нужно только то и только тогда:

а) когда «он» точно знает, «что» ему надо, собственно, знать из того, что знаете вы;

б) когда «он» знает, что́ именно ему надо знать, независимо от того, знаете вы «это», или нет;

в) когда «вы» точно знаете, что́ ему «надо» знать;

г) когда «вы» точно знаете, что́ ему «не надо» знать.

18.28. Только в этих случаях начальник не сможет упрекнуть вас в том, что якобы вы «сами решаете», «что́ именно» ему «не надо» знать. Более того, так вы всегда сможете доказать, что «никто» не решает, что́ надо знать начальнику, а что́ не надо.

Примечание: Почему тогда ваш начальник ничего не знает? Потому что никто не решился ему этого сказать.

18.29. Решить сокрыть от начальника информацию для любого подчиненного означает взвалить на себя тяжелое бремя ответственности, а вот решить не раскрывать ему таковую информацию – это совсем другое дело. Самое обычное дело.

Примечание: И кому, в таком случае, надлежит решать, что важно для вашего начальника, а что нет? Пускай решает сам.

18.30. В конце концов, один из принципов бюрократии гласит: «Тот, кто сомневается, получает повышение по службе».

18.31. Смелый вызов всем основам государственного мышления может бросить разве что гений… или полный идиот!