Вы здесь

Кодекс морально-усидчивого чиновника. 15. Подчиненные трактуют события в зависимости от ситуации (М. М. Лашков, 2010)

15

Подчиненные трактуют события в зависимости от ситуации

15.1. Никакая работа не отнимает у чиновника столько времени, сколько отчет о проделанной работе.

15.2. Подчиненные всегда трактуют события в зависимости от ситуации, поэтому вам придется в каждом конкретном случае делать собственные выводы относительно того:

а) произошло ли событие на самом деле;

б) произошло ли оно лишь в воображении подчиненного;

в) выдает ли подчиненный желаемое за действительное;

г) не стремится ли он убедить вас и других в том, что происходило на самом деле, но в его интерпретации;

д) не хочет ли он заставить вас и ваше окружение поверить, будто и сам он верит, что данное событие действительно имело место.

15.3. Как правило, в своих отчетах подчиненные, как и большинство остальных их собратьев по профессии, стараются привлечь внимание к собственным успехам, а не к неудачам, они также предпочитают рассказывать о проблемах, отдаленных от сути вопроса, а не о тех, решение которых им было действительно поручено.

15.4. А поскольку ваше личное отношение к подчиненным складывается в основном из их умения правильно отчитаться, решение данной непростой задачи обуславливает возможность их дальнейшего карьерного роста и благополучия.

15.5. Докладная записка, детально объясняющая, почему вопрос (решение которого так интересует начальника – то есть вас) следует отложить на неопределенное время, всегда лежит где-нибудь среди второстепенных документов. Если вы этот документ не найдете или по какой-либо причине не прочтете, они палец о палец не ударят, а месяцев через шесть с чистой совестью заявят, что в свое время вы были полностью информированы.

15.6. Оправдывая свое разгильдяйство, ваши доблестные подчиненные всегда что-нибудь придумают, какой-нибудь трюк, чтобы «увести» вас от главной темы как можно дальше. И недооценивать их не стоит. В случае необходимости они способны буквально из воздуха создать любые требуемые аргументы.

15.7. Главное для них – не солгать, даже если для этого не обязательно говорить правду. Подобный прием на языке бюрократии расценивается как «бережливое отношение к правде».

15.8. Более того, у подчиненных всегда «спрятаны в рукаве» конкретные обоснования их бурной бездеятельности.

15.9. Они всегда готовы (дабы, упаси Господи, не подставить вас перед вышестоящим руководством) изучить вопрос более целенаправленно и детально. Не жалея на это ни времени, ни усилий…

Примечание: Наверное, вы не раз убеждались, что более «объективные» причины просто трудно придумать.

15.10. Если подчиненный говорит вам, что ему пришлось поработать всю ночь, но зато он имеет удовольствие доложить вам, что его отдел или он лично подготовил окончательный проект предложений, который позволит выполнить поставленные задачи в объявленные вами сроки, не верьте ни единому слову:

а) во-первых, это ему не доставляет никакого удовольствия;

б) во-вторых, другими словами, он потратил пять минут на то, чтобы взять из архива папку с предложениями, подготовленными в прошлом году.

15.11. Даже много лет проведший на различных государственных постах начальник, знает далеко не все уловки подчиненных, чтобы отчитаться за свое безделье. Наверное, от силы всего каких-нибудь несколько сотен. Если бы он знал, как с этим бороться, он наверняка бы получил Нобелевскую премию или даже благодарность от Президента России!

15.12. Тем не менее не забудьте сказать подчиненному, что он – прекрасный работник. И признайтесь, что в его способностях вы нисколько не сомневались.

15.13. Среди ваших подчиненных чиновников есть много людей с необычайными способностями. Слава богу, они не распространяют их на свою работу.

15.14. Помощники начальников составляют особую касту в системе государственной службы. Не стоит сомневаться, что они практически всегда сумеют «провалить», или «протащить» нужный им вопрос, если только будут заинтересованы.

15.15. Что дает им такую уверенность? Неофициальные встречи помощников без повода, без повестки и без протокола. Помощники просто заглядывают друг к другу на чашечку кофе и заодно обсуждают вопросы, представляющие взаимовыгодный интерес. В результате они всегда прекрасно информированы о всех проблемах начальников и о тех задачах, которые предстоит решать в ближайшее время. В зависимости от конкретных потребностей они всегда могут «консолидированно» настроить своих боссов «за» или «против».