Вы здесь

Кодекс морально-усидчивого чиновника. 14. Если вы принципиально не согласны с начальником… (М. М. Лашков, 2010)

14

Если вы принципиально не согласны с начальником…

14.1. Мы живем в свободной стране, где каждый чиновник или депутат всегда может подать в отставку или сложить с себя полномочия.

14.2. Вы можете привести хоть один пример, когда бы государственный служащий подал в отставку по принципиальным соображениям? Практика государственной службы показывает, что немыслимо даже подобное предположение!

14.3. Если вы принципиально не согласны с начальником, у вас есть семь вариантов ваших действий:

а) Первое – ничего не предпринимать.

б) Второе – написать шефу докладную, осуждающую его позицию.

в) Третье – направить официальную жалобу на вашего шефа вышестоящему начальнику.

г) Четвертое – начать тайно саботировать распоряжения шефа.

д) Пятое – разорвать с шефом всякие отношения, кроме дипломатических.

е) Шестое – объявить начальнику негласную войну.

ж) Седьмое – написать заявление об увольнении.

14.4. Как видите, выбор все-таки есть… и довольно богатый. Но давайте рассмотрим все варианты по порядку.

а) Первый: если ничего не предпринимать, вы тем самым косвенно выразите согласие с позицией шефа. Вы рискуете потерять авторитет среди сослуживцев и значительно понизите свой рейтинг в своих же собственных глазах.

б) Второй: написав докладную шефу, вы сами себя высечете. Ибо в этом случае ваш рейтинг сам собой упадет в глазах шефа.

в) Третий: если вы направите жалобу вышестоящему руководителю, в лучшем случае – ваше мнение просто-напросто проигнорируют. В худшем – жалоба спустится к вашему же шефу, со всеми вытекающими для вас последствиями.

г) Четвертый: прекратить исполнять распоряжения шефа вы не сможете, поскольку вы и так никогда не спешили их выполнять.

д) Пятый: если вы разорвете с начальником все отношения, то в официальном порядке вы никогда не сможете о чем-нибудь попросить шефа неофициально.

е) Шестой: в случае объявления войны шефу у ваших коллег может сложиться впечатление о неадекватности вашего мировосприятия, что грозит вам полной изоляцией от коллектива.

ж) Седьмой: ваше добровольное заявление об увольнении только подтвердит общее мнение о вашей неадекватности. В дальнейшем вы рискуете насовсем остаться посторонним наблюдателем чужого праздника жизни.

Примечание: Имеется в виду, что двери в благополучный чиновничий мир для вас навсегда захлопнутся.

14.5. Так что, если вы не хотите, чтобы у вас однажды появилось много свободного времени, будьте благоразумно-великодушны – простите начальнику его ошибки.

14.6. Сознание собственной власти учит человека смирению…

14.7. Интересно, в нашей общественной жизни имеются ли такие люди, которых можно было бы считать такими же бесхребетными, как функционеры-бюрократы?

Примечание: Хотя, по большому счету, их никак нельзя считать бесхребетными! Наоборот, «ничегонеделание» всегда требует немалой силы воли, а иногда даже мужества.

14.8. Вообще-то чиновники, как и политики, как правило, простые и прямые люди. Привыкшие выражать свои мысли откровенно и без обиняков. Однако длительное пребывание на всесильной государственной службе приучает их к тому, что язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

14.9. Государственное управление – крайне сложный процесс. И чиновникам неизбежно приходится сталкиваться с дилеммой вроде того, как поступить: по совести или против?

14.10. Когда имеешь дело с российской бюрократией, надо быть готовым расстаться с иллюзиями.

14.11. Не рекомендуется в случае конфликта грозить руководству отставкой. Ее тут же примут.

Примечание: Хлопнешь дверью – назад не вернешься…

14.12. Насколько известно, еще никто никогда не подавал в отставку из принципиальных соображений, за исключением нескольких самоубийц. Подавляющее большинство прошений об отставке, про которые говорят, что они вызваны принципиальными соображениями, на деле продиктовано конъюнктурным политическим расчетом.

14.13. Годы пребывания на государственной службе никогда не проходят для человека даром – в прямом и переносном смысле этого слова.

а) С одной стороны, государственная служба – это неплохой жизненный шанс улучшить свое материальное благосостояние.

б) С другой – профессионализм бюрократа, в конце концов, автоматически начинает превозобладать над эмоциями, не давая им выплеснуться, что часто предохраняет чиновника от неприятностей.

14.14. Возможно, отставка ублажит вашу совесть, но, поверьте, ничего не изменит и ничего не остановит.

14.15. Будьте благоразумны!

Примечание: В контексте государственной службы «благоразумие» есть высшая доблесть мужества.