9
Принципы российской бюрократии
9.1. По мнению младших чиновников, беда государственной службы заключается в ее нежелании расстаться с «косностью». Они безальтернативно убеждены – надо смелее, при первой возможности повышать лучших… Как только подойдет их очередь.
9.2. В качестве аргумента приводятся следующие исторические хроники:
а) Наполеон завоевал Европу, когда ему было чуть за тридцать!
б) Александр Македонский покорил мир в двадцать лет!
9.3. Это, конечно, так. Но из них никогда не вышло бы выдающихся чиновников.
Примечание:
«Так или иначе, они не ждали своей очереди», – скажете вы.
«И что из этого вышло?! – наверняка ответят опытные бюрократы и при этом обязательно приведут свою аргументацию… – Кто управлял нашей страной в советские времена? Пресыщенные, вялые семидесятипятилетние «пердуны», мечтавшие только о спокойной жизни и теплом клозете! Слава богу, им на смену пришли молодые, ищущие, динамичные «умы», которые исповедуют иные принципы в государственной службе (и с трудом переносят бремя ответственности)».
9.4. Стремление к власти также присуще людям, как и преклонение перед властью. Но, поднимаясь по служебной лестнице, не забудьте подать руку идущему навстречу.
9.5. Продвижение по служебной лестнице неизбежно все дальше и дальше отдаляет чиновников от ответственности и развивает в них чисто профессиональную привычку все меньше и меньше воспринимать различия между реальностью и игрой воображения.
9.6. Чиновники составляют особую группу граждан, которым свойственно параноидальное восприятие действительности.
9.7. Убедить чиновника прислушаться к голосу разума – все равно что заставить социолога поверить социологическим опросам.
9.8. С другой стороны, существует парадоксальная закономерность: Все, кто знает, как правильно управлять государственным учреждением, работают в нем мелкими клерками.
Примечание: Мы все довольны своими умственными способностями, и никто – своим материальным положением.
9.9. Между тем настоящий бюрократ никогда не имеет собственного мнения, как никогда не бывает ни «за» и ни «против». Он – лишь смиренный сосуд, который начальники заполняют плодами своих раздумий.
9.10. Чиновники не относят «смелость» и «инициативу» к качествам, которыми должен обладать человек на государственной службе.
9.11. Первое, что обязан себе усвоить человек, попавший на чиновничью работу, – никто никогда ничего не планирует самостоятельно.
9.12. Любое самостоятельное решение должно быть подкреплено санкцией вышестоящего руководства.
9.13. Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий чиновник всегда им воспользуется.
9.14. Учитесь у своего начальника. Наверняка он принадлежит к числу тех людей, которые долго и тщательно рассматривают каждый вопрос, прежде чем ответить на него отказом.
9.15. Если начальник намекает вам, что среди кандидатов на повышение рассматривается и ваша кандидатура, не спешите:
а) сразу благодарить его – это может быть расценено как подхалимство;
б) рассыпаться в признательности – это может быть расценено как неприкрытая лесть;
в) обещать, что вы постараетесь оправдать «оказанное вам высокое доверие», – это будет расценено как завышенная самооценка.
Примечание: Все это вкупе может быть охарактеризовано как чрезмерное честолюбие, отягощенное манией величия.
9.16. На не предложенный стул садиться не надо. Но даже если вам предложат кресло, присмотритесь внимательно, не подведен ли к нему электрический ток.
9.17. Прежде чем расписываться в собственном тщеславии, лучше выразите уверенность в том, что, в первую очередь, по вашему твердому убеждению, ваш начальник сам достоин занимать более высокое, подобающее его масштабу, кресло. А затем поинтересуйтесь, какими качествами, по его мнению, должен обладать кандидат. Это будет позитивно и деликатно.
9.18. Желающий сделать карьеру в государственной службе должен в обязательном порядке обладать следующими качествами:
а) быть покладистым,
б) приятным в общении,
в) не иметь твердых убеждений,
г) не иметь никаких «гениальных» идей,
д) не иметь желания что-либо менять,
е) не иметь каких-либо интеллектуальных приверженностей и, что самое главное…
ж) быть тем самым человеком, который способен не только прислушиваться к советам начальников, но и неукоснительно следовать им.
9.19. Три кита российской бюрократии:
а) «Анонимность»!
б) «Служение»!
в) «Благоразумие»!
9.20. Опытные бюрократы никогда сразу же не будут накладывать свою положительную резолюцию. В лучшем случае, они просто «в принципе» дадут свое предварительное согласие на «рассмотрение» интересующего вопроса. Но только в принципе, не связывая себя никакими обязательствами. И для «более» детального рассмотрения проблемы предложат создать специальную группу «беспристрастных» экспертов. Так появляется время выяснить кое-какие пристрастия.