Вступление. Таинственный континент
Жили, были люди! Давным-давно, когда вас еще не было!
Мирно жили они. Американцы были в Америке,
русские – в России,
французы, немцы и другие населяли Европу!
В те времена не было войны и не было террористов!
Жили тогда в лесах ненаглядные африканцы.
Жили они спокойно, без забот,
не думая ни о будущем, ни о научных открытиях.
Прошло время! Сынок, ох сынок! Все темно было!
Прошел день, и пришла ночь!
умудрились европейцы!
Они придумали одно слово «колонизация»!
То есть постепенное развитие Черного континента
под руководством продвинутых стран.
Прошел день, и прошла ночь!
Приняли решение!
Каждая часть темного континента получила своего учителя;
Или же своего бога, сынок!
И сразу появились и границы, и конфликты, и воровство!
И прошел день, и прошла ночь!
Мы все еще убивали друг друга руками, ножами и стрелами.
Бог посмотрел и обиделся!
Земля, где современные города с возвышающимися небоскребами постепенно выживают заповедные места, где по улицам разгуливают дикие животные, где встречаются небольшие деревни с хижинами под соломенными крышами, где зеленые долины переходят в густые, непроходимые дебри джунглей, где живут чернокожие люди, облачающиеся в яркие цветные одежды или предпочитающие набедренную повязку, – вот она, Африка! Для многих это родина «Люси», одного из предков человеческого рода, чьи высохшие кости рассказывают о происхождении хомо сапиенс, страна обезьян, жирафов и слонов. Ведь этот континент появился на нашей планете более пяти миллионов лет назад. А для людей, склонных к эзотеризму и мистике, Африка – это скопище загадочных ритуальных церемоний и обрядов, фантастических преданий о возникновении мира и происхождении его обитателей.
Африка – второй по величине континент нашей планеты, насчитывающий примерно четыреста миллионов жителей. Ни в одной точке земного шара вы не встретите такого буйства природы, где густые леса могут сменяться плато, поросшими травами и низкорослыми деревьями, а рядом будут начинаться безводные пустыни. Этот континент населяет множество народов, и у каждого своя, самобытная культура и древние традиции.
«Благодарю Бога за то, что я не родился африканцем…» – это слова Поля дю Шайю, одного из самых выдающихся исследователей, ценителей африканской культуры и знаменитого путешественника XIХ века, благодаря трудам которого Африка перестала быть землей terra incognita. Дю Шайю не один год жизни посвятил Черному континенту. Правда, описывает он Африку как дикое место, населенное варварскими народами, что влачат жалкое существование и вечно дерутся с соседними племенами. По его словам, более несчастную жизнь сложно представить – опасности подстерегают их за каждым углом: от диких зверей, от засухи или проливных дождей до голода. Но больше всего их сознание отравляют суеверия и боязнь злых духов, могущественных шаманов и колдунов.
Собственно, миф о дикой Африке и по сей день довольно распространен среди европейцев. Мы представляем себе непроходимые джунгли, кишащие львами и ядовитыми лианами, мы рисуем себе страну тайн и опасностей, населенную людоедами, колдунами вуду и зомби. Конечно, времена Плиния давно канули в Лету, и хотя бы безголовых людей с глазами и ртом посреди туловища в описании континента мы не обнаружим. И слава богу. Парадоксально, но при том, что в VI веке и финикийцы плавали вдоль берегов континента, и четыре сотни лет назад Васка да Гама и Бартоломео Диас исследовали Африку по дороге в Индию, и многочисленные походы христианских миссионеров были направлены на этот континент, она и по сей день остается одним из самых загадочных мест на земле.
Для того чтобы найти настоящие ископаемые кости предков человеческого рода – питекантропов например, или останки давно вымерших животных, – надо очень и очень много потрудиться. Такие находки случаются крайне редко, и в кругах палеонтологов считается, что гораздо больше самих ученых, исследующих древность, нежели костей, еще оставшихся где-то на земле. Тем не менее в тот день Палеонтологический музей, что находится в Гамбурге, увидел исключение из этого правила. На съезде ученых и исследователей палеонтологических находок этот разброс если не уменьшился, то значительно сократился. Дело в том, что каждый третий из присутствовавших представил на всеобщее обозрение хотя бы одну окаменевшую кость. Конечно, журналисты тут же сделали из события сенсацию. Немудрено – ведь даже одна такая вещица сама по себе заслуживала журнальной статьи!
Как докладывалось учеными, большинство останков были найдены в Северо-Западной Кении осенью прошлого года. Затем последовали два месяца дополнительных исследований, итогом которых послужила данная конференция. Первыми скрипками этого значимого в научном мире события оказались немцы Ангелина Эймс и Йорк Шварцвальд. Кроме того, особное внимание было привлечено к англичанину Мартину Блэквиллу, работавшему в Германии. Эти трое совершили воистину грандиозное открытие – собранные ими 13 костей принадлежали шести человекоподобным особям, жившим около 6 миллионов лет назад. На текущий момент исследователями еще не было найдено более древних останков наших предков, но не только древность происхождения останков придавала им особую ценность – точнее, в первую очередь эту ценность придавало нечто другое. Исследователей поразило еще и то, что по всем признакам обладатели этих костей были существами гораздо более совершенными, нежели живущие позднее все прочие предки человечества. Даже австралопитеки, жившие на 3 миллиона лет позже, были не так хорошо развиты. Детальное изучение костей их скелетов показало, что эти древние существа были достаточно высоки для своего времени – их высота составляла метр сорок, весили они не менее пятидесяти килограммов. По размерам они также превосходили австралопитеков.
Кроме того, черепа существ (назовем их гоминиды), найденные германо-кенийской экспедицией, говорили о том, что лица этих созданий были довольно близко схожи с человеческими, в отличие от австралопитеков, больше похожих на обезьян. Также существа отличались тем, что уверенно ходили на задних конечностях и держали голову прямо.
Находка развенчивала все прежние убеждения о том, что первые предки человека появились около 4 миллионов лет назад на территории, сегодня занимаемой Танзанией и Эфиопией. Согласно этой теории, несколько видов человекообразных существ всего около 2 миллионов лет назад расселились в Восточной Африке. Среди них известен в первую очередь человек прямоходящий, homo erectus, появившийся впервые еще раньше – 1 миллион лет назад. Человек прямоходящий сам создавал для своей работы и охоты орудия, умел добывать огонь и в историю вошел как первый предок человека, имевший подобные приметы культуры. Homo sapience появляется позднее, 40 тысяч лет назад, и начинает преобладать над всеми прочими предками человеческого рода. Его орудия труда более совершенны, он более ловок в охоте, огонь использует регулярно, проводит ритуальные действия и занимается художественной деятельностью.
Конечно, настоящее, серьезное изучение Черного континента началось лишь сто лет назад, но все же Африка вовсе не так таинственна, как, например, ушедшая под воду Атлантида, чтобы так долго оставаться загадочной землей.
Надо сказать, что отличие африканской культуры от европейской, а также образ жизни местного населения, их верования, столкнувшись с европейской гордостью за христианскую цивилизацию, привели к не слишком благоприятному взаимодействию двух культур. Я имею в виду миссионерское движение. До недавнего времени белый человек считал себя носителем доброго и вечного, видел свой долг в «развитии» африканского народа, «темного и инертного». «Африканцы – они дети, дети непосредственные и лишенные светлого разума» – так считали многие миссионеры. Но хуже всего то, что были и другие, которые и вовсе не считали жителей материка за людей.
Позже, в XIХ веке, такую же ошибку допустили военные колонизаторы, видевшие в чернокожих жителях континента даже не врагов, а недоразвитых людей. Эта европейская гордость за себя, восприятие каждого белого христианина как венец творения не могло не наделать бед. Большинство исследований африканской культуры, включая лингвистику, этнографию, искусство, принадлежат перу миссионеров. Кто-то из них со временем, проникаясь архаикой и величием африканских верований, начинал понимать всю глубину Черного континента. И все же в большей мере, к сожалению, эти исследования писались под христианским углом зрения, от имени просветителя, дарующего доброе и вечное неразумному варвару.
Чем объяснить странность того, что, в то время как в Европе, Азии и доколумбовской Америке нарождались великие цивилизации, народы Африки пребывали на низкой, родоплеменной ступени развития, да и нравы их отличались жестокостью и безнравственностью?
Эти дети природы, не оказав европейцам заметного сопротивления, стали их рабами на долгие столетия, лишившись не только свободы, но и родины (миллионы негров были вывезены в Америку, где и по сей день живут их потомки). Расисты пытались объяснить отсталость африканцев тем, что те являются расой второго сорта, недалеко ушедшей в своем развитии от обезьян. Но ученые отвергли эту гнусную инсинуацию, а исследования врачей и биологов ясно доказали, что чернокожие и белокожие люди равны друг перед другом. Наряду с этим были ученые, которые пытались объяснить отставание в развитии народов Черного материка неблагоприятным воздействием жаркого климата. Правда, и их концепция оказалась разбита в пух и прах.
Конец всем прениям положили археологические открытия. Ученые нашли следы целых сокрытых под песками цивилизаций, насчитывающих тысячи лет. Археологи открыли целые города и государства, дворцы, улицы с богатыми домами, каналы, дороги, остатки некогда пышных садов. Создатели всего этого великолепия науке пока неизвестны. По рисункам, статуэткам и керамике можно утверждать лишь одно: это были негры, великие предки сегодняшних жителей Африки. Было доказано – и здесь подтвердились сведения раннесредневековых арабских летописей, – что многие африканские государства из найденных археологами существовали вплоть до Средних веков.
Тем не менее ХХ век многое расставил на свои места. Люди научились видеть дальше своего носа, признавать право на существование других, чуждых их собственным, мнений и концепций. А волна интереса к народным традициям и древней эзотерике только способствовала росту интереса к культурным традициям Африки.
Современная Африка, раздираемая внутренними противоречиями, оказалась и впрямь таинственной. Никогда не думал, что мне придется повидать живых колдунов и оборотней-леопардов, пройти через действие создания куклы вуду и вживую увидеть ритуальные танцы. Но так вышло, что я отправился в нежданное и негаданное путешествие с доктором Фальком, моим некогда ненавистным учителем, пред которым я теперь преклоняюсь, так же как и перед Африкой, навсегда поселившейся в моем сердце.