Вы здесь

Когда горит твой дом… Публицистика. Как депутат Верховной Рады переделала историю Украины (А. С. Шойхет, 2016)

Как депутат Верховной Рады переделала историю Украины

(или интервью председателя Всемирной организации украинских националистов, Ярославы Стецько израильскому журналисту В. Ханелису)

В одном из последних номеров газеты «Секрет» (за 30 июня сего года), в приложении к еженедельнику (украинско-израильской газете «ГОЛОС»), помещено давнее интервью израильского журналиста В. Ханелиса с председателем Конгресса украинских националистов и руководителем Всемирной ОУН Ярославой (Славой) Стецько.

Само интервью состоялось в 2000 году в Киеве, и главной мыслью пани Славы в той давней беседе было то, что «украинцы не антисемиты», а «еврейские погромы на Украине – выдумка русских» (!).

Как с иронией пишет г-н Ханелис, после публикации статьи на него посыпались упреки. «Некая одесская журналистка возмущается, почему я не набросился на Славу с кулаками после того, как она произнесла: “Мы на Украине не знали такого слова – погром”. В общем, бывшая одесситка обвинила меня в галутной психологии…» Другой критик, Г-х, все годы после выхода интервью доказывает, что евреев не было в УПА (Украинской повстанческой армии), потому что… «этого не могло быть никогда». «Да Бог с ними, с критиками! – пишет далее Ханелис. – В этом году исполнилось 10 лет со дня смерти Ярославы Стецько, и мне кажется, что сейчас, когда на Украине поднялась очередная волна антисемитизма, интервью с ней будет интересно читателям».

В этом израильский журналист прав, интервью со Славой Стецько действительно представляет особый интерес. Я полагаю, что политкорректному г-ну Ханелису не стоило иронизировать над одесской журналисткой, хотя бы потому, что практически у каждого еврея Украины, а особенно у одессита, есть незаживающая рана – память о том, как зверски уничтожали его родных во время Холокоста не только активисты полицейских батальонов, но и простые граждане, зачастую соседи и хорошие знакомые евреев.

Набрасываться с кулаками на интервьюируемого политика, конечно, нехорошо, и для журналиста-профи это моветон. Но вот что обязан был сделать такой опытный журналист, как В. Ханелис, так это написать послесловие к интервью с г-жой Стецько. Ибо все ее выступление – хорошо продуманная политическая демагогия и ложь, рассчитанная на то, что поколение Холокоста погибло или умерло после войны, а современная молодежь (как евреи, так и украинцы) не интересуется прошлым, поэтому им можно навешать на уши какую угодно лапшу.

Поэтому я, хотя и представитель послевоенного поколения, но знающий трагедию еврейского народа не только по документам Великой Отечественной войны, но и по свидетельствам выживших ее участников, попытаюсь объяснить нашим «абрамам, не помнящим родства», как обстояли дела в Украине с 1941 по 1944 гг., а заодно и исправить недочеты в интервью политкорректного В. Ханелиса.

Но сначала дадим слово г-же Стецько. Напомним читателю лишь одну деталь – Слава Стецько (наст. имя Анна Музыка) была женой и соратницей главного идеолога и организатора ОУН Ярослава Стецько: «30 июня (1941 г.) во Львове был провозглашен суверенитет Украины… На заседание Национального собрания, которое проводил мой муж Ярослав Стецько, пришел с несколькими офицерами рейхскомиссар Кох и сказал: “Заседание закрыто!”

Мой муж ответил: “То, что сказал сейчас господин Кох, к нам не относится”. И заседание продолжилось. На нем Ярослав был избран председателем Национального собрания…»

Дело кончилось тем, что «немцы арестовали Стецько и его соратника Степана Бандеру и посадили их сначала в берлинскую тюрьму на Александер-плац, а затем в концлагерь Заксенхаузен».

Вот такие принципиальные и стойкие борцы за «незалежную» Украину. Только г-жа Стецько забыла добавить, что сидели они не как остальные узники страшного лагеря смерти. Они не подвергались унижениям, не умирали с голоду и от непосильного труда, как военнопленные Красной армии и европейские антифашисты. Они просидели с комфортом в отдельном боксе до самого конца войны, имели постоянные контакты с руководителями отрядов УПА и УНСО и издавали чудовищные приказы.

30 июня 1941 года Стецько и Бандера провозгласили суверенитет Украины, но пани Слава почему-то забыла рассказать, что же произошло в первые дни немецкой оккупации Западной Украины.

Обратимся к документам: «После наступления вермахта, так же как и в Литве, Холокост евреев Галиции и Волыни начался с погромов, устроенных местными жителями. Основными исполнителями кровавых акций было МЕСТНОЕ УКРАИНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ. Самый кровавый погром произошел во Львове. 28 июня 1941 года Красная армия покинула Львов, а утром 30 июня (как раз в день съезда ОУН!) МИЛИЦИЯ ОУН НАЧАЛА ОБЛАВУ НА ЕВРЕЕВ. Задержанных отводили в милицейские участки, и многих там забили насмерть. Самое большое число евреев попало в тюрьму “Бригидки”, где при советском режиме была тюрьма НКВД. Немцы и оуновцы приказали евреям выносить во двор трупы политзаключенных, убитых в тюрьме при отступлении. Собравшиеся горожане, увидев трупы убитых, набросились на евреев и стали их убивать. И никого не смутило, что среди расстрелянных в подвалах НКВД было немало евреев-сионистов, бундовцев, коммунистов-троцкистов.

В июле (25–27), в “День Петлюры”, во Львове произошел еще один погром, в котором участвовали украинцы – горожане, члены милиции ОУН и немецкие солдаты. За три дня было убито 4000 евреев. В июне-июле 1941 года во многих местах Западной Украины (Коломые, Станиславе, Тернополе и иных городах) происходили погромы безо всякой связи с жертвами НКВД. В Станиславе погром остановили венгерские войска, вошедшие в город. Всего в июльских погромах в городах Западной Украины погибло 24 тысячи евреев».

Почему-то пани Слава Стецько запамятовала этот украинский шабаш кровавых убийств, а своего покойного мужа характеризует так: «Ярослав был тихим, очень деликатным человеком, прирожденным дипломатом, философом. Он много читал, писал».

Но лидер ОУН не только читал и писал. Он еще и выступал. Вот что говорил этот «деликатный» человек: «Считая главным и решающим врагом Москву…, я тем не менее отдаю себе отчет в неизменно вредной и враждебной роли жидов, которые помогают Москве закрепостить Украину. Поэтому я стою на ПОЗИЦИИ УНИЧТОЖЕНИЯ ЖИДОВ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ НА УКРАИНУ НЕМЕЦКИХ МЕТОДОВ УНИЧТОЖЕНИЯ ЖИДОВСТВА и исключаю их ассимиляцию». Как говорится, тут ни убавить, ни прибавить.

Созданные по приказу Ярослава Стецько и С. Бандеры отряды УПА (Украинская повстанческая армия), а в вост. Галиции УНСО (Украинская национальная самооборона), избегали серьезных стычек с немцами, но зато проявляли себя в этнических чистках против поляков и евреев, а также в уничтожении еврейских беглецов из гетто. Значительную часть УПА составляли дезертиры из созданной немцами из этнических украинцев дивизии Ваффен-СС «Галичина», так что убийство евреев было для них нормой.

Такова горькая правда еврейско-украинских взаимоотношений периода Второй мировой войны. Поэтому трогательное воспоминание Славы Стецько о том, что в июле 1941 года в Биверцах, в местном отделении ОУН (где тогда заправляла «пани Слава»), пряталась еврейская семья, читается, как сказка. Правда, «пани Слава» не сказала, что же случилось потом с этой семьей? Наверное, то же, что и с сотнями тысяч еврейских семей на Украине: смерть во рвах, газовых камерах и во время многочисленных «акций» украинской полиции по «решению еврейского вопроса».

Еще одна свежая новость из интервью с пани Стецько – участие евреев в отрядах УПА: «Я хорошо знаю, что в нашей Украинской повстанческой армии было очень много евреев(!). Мы полностью доверяли им, а они полностью доверяли нам». Просто какое-то благорастворение и благоволение в человецех!

А что же было на самом деле? Из документов Великой Отечественной войны: «В августе 1943 года, после Сталинграда и Курской дуги, 3-й съезд ОУН пересмотрел программу организации и убрал из нее “элементы расизма”. Съезд признал Украину государством всех живущих в ней народов». То есть националисты просто испугались грядущей расплаты за массовые убийства и сотрудничество с гитлеровцами.

Но рядовые члены УПА-УНСО продолжали убивать евреев и после августа 1943 года. В конце 1943 года командир УПА Роман Шухевич огласил устный приказ – уничтожать поляков, евреев и цыган, но в виде исключения «брать в отряды только медицинский персонал». Существует много свидетельств, когда евреев-медиков брали в отряды УПА, но при приближении Красной армии расстреливали. В единичных случаях, когда евреи все же оказывались в УПА, либо они ошибочно принимали их за советских партизан, и тогда их быстро убивали, либо евреи скрывали свою национальность. Существует свидетельство о двух отрядах УПА (отр. Бабия и братьев Полищук), охранявших еврейские семьи, скрывавшиеся в лесах, но это исключение, а не правило! Обычно, если отряд УПА встречал в лесу еврейских партизан, то уничтожал их.

В конце войны немецкое командование решило создать Украинскую Народную Армию, и гестапо освободило Я. Стецько и С. Бандеру из лагеря, передав им руководство над УНА, куда должна была войти украинская дивизия СС «Галичина», уже совершившая к тому времени ряд воинских преступлений (массовые убийства поляков и евреев, подавление Словацкого национального восстания, убийства гражданского населения во Франции, Югославии, Зап. Украине), а также отряды УПА. Но стремительное продвижение Красной армии и войск западных союзников сорвало эти планы.

Ярославу Стецько и Степану Бандере удалось бежать на Запад и избежать Нюрнбергского суда. После войны украинские националистические лидеры, используя атмосферу «холодной войны» Запада против СССР, пытались оправдать активное участие украинского народа в геноциде евреев. В 1950-х годах Ярослав Стецько публично утверждал, что ОУН и УПА «наказывали евреев не как евреев, а как активных пособников НКВД и политики большевистской Москвы».

Но если это так, то, оказывается, что «пособниками НКВД и большевистской Москвы» были дети, женщины и старики. Ведь именно их в основном и убивали «борцы за свободу Украины».

А теперь вернемся к началу этого интересного интервью с вдовой организатора и идейного вдохновителя массовых убийств украинских евреев, благополучно скончавшегося в Мюнхене в 1986 году.

Вот как «пани Слава» одним махом переписала историю Украины: «Еврейские погромы на Украине – ВЫДУМКА РУССКИХ. Мы на Украине НЕ ЗНАЛИ ТАКОГО СЛОВА – ПОГРОМ. Самое большое число евреев в Российской империи жило на Украине. ЭТОТ ФАКТ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ОНИ СЕБЯ ЗДЕСЬ ХОРОШО ЧУВСТВОВАЛИ. ЕВРЕИ ХОРОШО ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ СРЕДИ УКРАИНЦЕВ, А УКРАИНЦЫ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ОТНОСИЛИСЬ К ЕВРЕЯМ. В отрядах сичевых стрельцов, боровшихся за независимость Украины после революции, были евреи».

В конце своего интервью г-н Ханелис спросил г-жу Стецько: «Не пора ли написать мемуары?»

Я полагаю, что пани Стецько, если бы она не скончалась десять лет назад, впору было бы писать фантастические романы. О великой дружбе еврейского и украинского народов.

Ну, и в конце статьи я освежу в памяти наших забывчивых еврейских читателей некоторые известные факты истории, чтобы они убедились в том, как «хорошо чувствовали себя евреи в Украине» и как «по-человечески» к ним относились украинцы.

Украина – историческая родина еврейских погромов… Казацкое восстание Богдана Хмельницкого (1648–1658 гг.) обошлось еврейству Украины в 250 тысяч жертв.

В XVIII веке на еврейство Украины обрушилась Гайдаматчина (1734–1764 гг.) и Колиивщина (1764–1768 гг.). Поход Железняка и Гонты (знаменитая Уманьская резня) обошелся евреям в 50–60 тыс. жертв. Вот как описывал казацкую резню евреев современник и очевидец этих погромов: «С одних казаки сдирали кожу заживо, а тело кидали собакам, многих же закапывали живьем. Грудных младенцев резали на руках матерей, а других рубили на куски, как рыбу. Беременным женщинам распарывали животы, выдирали плод и хлестали им по лицу матери, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и обрубали несчастным руки, чтобы они не могли вытащить кошку. Иных детей накалывали на пики, жарили на огне и подносили матерям, чтобы они отведали их мяса».

Все эти нечеловеческие издевательства прекратились лишь с присоединением Украины к Российской империи, упразднением украинского казачества как социального слоя и разгоном при Екатерине Второй бандформирования под названием «Запорожская Сечь».

Но еврейские погромы на Украине перманентно вспыхивали и в XIX веке, и во время Первой русской революции 1905 года. Правда, царское правительство Российской империи не давало распоясываться народным инстинктам на Украине, как это было во времена Хмельнитчины и Колиивщины, исключение составляли погром в Кишиневе (1903 г.) и одесский погром 1905 года, но там вина за зверства толпы целиком лежала на местных властях.

Но с 1917 года, когда Украина получает независимость, поистине средневековая жестокость проявилась в еврейских погромах, прокатившихся по Украине с 1917 по 1921 гг. Евреев сжигали заживо, сдирали кожу, рубили топорами и шашками младенцев, зверски насиловали женщин. В этом принимали участие как петлюровские «сичевые стрельцы», так и разношерстные банды многочисленных «атаманов» и даже такие известные части Красной армии, как Богунский и Таращанский полки. Всего в погромах погибло до 200 тысяч евреев Украины. Кто-то из современных историков назвал еврейские погромы на Украине 1918–1921 гг. генеральной репетицией Холокоста.

Поэтому нет ничего удивительного в активном участии населения Украины в массовых убийствах евреев в 1941–1945 гг. Украинская нация в течение 300 лет воспитывалась на ненависти к еврейскому народу, на том, что еврея можно безнаказанно унизить, ограбить, избить, убить, как собаку.

Напрасно г-жа Стецько пыталась в своем интервью выгораживать убийц из ОУН и УПА. И напрасно она понадеялась на короткую память еврейского народа. Факты истории – вещь упрямая. И мы ничего не забыли. А если кто-то из наших политкорректных еврейских либералов пытается сегодня лобызаться с «самостийниками», как это делал в 1919 году небезызвестный Пасманник, состоявший в правительстве Петлюры, то ему напомнят, кто хозяин в Украине.

В сегодняшней Украине все более набирает вес в обществе радикальная партия «Свобода». Эта партия по итогам выборов 2012 года набрала более 10 % голосов. Устав этой партии повторяет идеологические установки ОУН и нацистской партии Адольфа Гитлера. Лидер партии «Свобода» Олег Тягныбок, выступая перед соратниками, призвал всех брать пример с тех, «кто брал автомат на шею и убивал москалей, немцев, жидву и прочую нечисть, чтобы вернуть Украину украинцам, освободив ее от москальско-жидовской мафии».

В одной из статей в израильской прессе, где говорится о положении в Украине, проскочила фраза: «Общество, вынужденное воспринимать антисемитскую риторику из уст народных избранников, теряет моральные ориентиры». Каков народ, таковы и его избранники.

В центре Киева стоит памятник Богдану Хмельницкому. ЕСЛИ НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ УКРАИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПОГРОМЩИК И УБИЙЦА, ТО О КАКИХ МОРАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРАХ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА МОЖНО ГОВОРИТЬ?