2. Ресурсы и финансы
Любое серьезное дело требует планирования. Хороший план поможет избежать многих болезненных трудностей в будущем. Когда разразится кризис и ситуация станет жестокой длинные очереди будут не только на автозаправках, но и у продуктовых и прочих магазинов. В такой обстановке поздно будет готовиться к отходу.
Сегодня, сейчас самое время не спеша, методично начать оснащать свою лодку всем, что поможет вам и вашей семье продолжать достойную жизнь. Сейчас вы спокойно можете купить инструменты, зерно, оружие, карты, разные принадлежности и материалы для лодки. Даже при наличии лишь небольших средств легко найти подержанную 30-футовую лодку по вполне разумной цене, стоит только внимательно посмотреть вокруг. Позже такой возможности может и не представиться!
В трудных обстоятельствах я предпочел бы надеяться на оборудованную всем необходимым парусную лодку, способную перенести меня, куда угодно. Банк, в котором у меня открыт счет, может лопнуть, с работы могут выгнать, государственная пенсия может иссякнуть. Возможность зависеть только от природы – лучшая гарантия безопасности. Финансовые структуры, в которые люди сегодня несут свои сбережения, надеясь сохранить их, сами неустойчивы и могут рухнуть и похоронить наши средства на жизнь. Это вполне вероятный финал многих сценариев, и любой из них может стать реальностью.
С чего же начать? Прежде всего, начните присматривать действительно прочную лодку хорошей постройки или займитесь строительством такого судна самостоятельно. Высокие цены на топливо и его вероятный дефицит – причина, по которой для использования в качестве плавучего дома и даже целой усадьбы стоит рассматривать лишь один вариант: парусник с небольшим вспомогательным двигателем. Запасы топлива могут иссякнуть, и тогда моторные суда останутся стоять у причалов. Да и сейчас, когда все в порядке, только очень богатый человек может владеть солидным моторным катером. Стоимость топлива слишком высока, это непреодолимый барьер. А ветер над морем никуда не исчезнет и не стоит ничего.
Для нас прежде всего важна конструкция лодки, а не ее размер. Необходимо приобрести лодку, которая будет длительное время сохранять мореходность, не требуя большого объема работ по обслуживанию и материалов для ремонта. Лучший вариант – добротный стеклопластиковый корпус, алюминиевая мачта, такелаж из нержавеющей стали и дизельный двигатель. Такую лодку можно даже не поднимать для покраски. Достаточно время от времени очищать подводную часть, а о ремонте забыть на годы. Деревянные и стальные лодки по меньшей мере раз в год требуют подъема на берег для полной окраски. Как это сделать там, где нет высоких приливов? Найти время для этих работ не такая уж проблема, а вот материалы для окраски и ремонта могут оказаться дороги, дефицитны или вовсе недоступны. Дакроновые паруса, нейлоновые концы, дельные вещи и такелаж из нержавеющей стали, стеклопластиковый корпус будут служить много лет, требуя лишь минимального внимания.
Хлопковая парусина, пеньковые канаты, сталь с гальваническим покрытием или оцинковкой, деревянные мачты – все это тоже работает прекрасно, но требует пристального внимания и постоянного обслуживания и ремонта, стоимость которого довольно велика. Если вы чувствуете, что обслуживание судна будет для вас слишком дорогим удовольствием, выбирайте лодку поменьше. Лучше маленькая лодка, которая будет без хлопот верой и правдой служить долгие годы, чем большая, которую вы не сможете содержать в порядке и предупреждать опасные «болезни».
Выбирая в качестве базы для своего домохозяйства между приобретением земельного участка и покупкой лодки, я предпочту лодку благодаря ее мобильности. Это важнейшее преимущество. Как ни желай перенести участок на суше в другие края, это невозможно. И зачем мне участок в несколько акров, когда в моем распоряжении миллионы акров морских побережий по всему миру, которыми я могу пользоваться без всякой конкуренции? Конечно, не в таких местах как Манхэттен или пляж Вайкики на Гавайях, но неужели найдется кто-то, кому понравится там жить? Лучше вложить деньги в оборудование и инструменты, а землей во многих местах еще можно пользоваться бесплатно.
Лодка не обязательно должна быть быстрой, прежде всего она должна быть крепкой. Ведь нет причин для спешки, чтобы поскорее куда-то прийти. Зайдя в намеченное место, вы будете спешить только обратно, в океан.
Роскошные, элегантные яхты, а также гоночные суда продаются с расчетом на получение хорошей прибыли, то есть дороже их реальной стоимости. И вообще, такие лодки – совершенно не то, что нам нужно. Ваша лодка должна иметь осадку не более 5 футов, что позволит подходить к небольшим причалам и близко к берегам. Водоизмещение пусть будет умеренным, а ширина – достаточной для большого внутреннего объема, позволяющего удобно разместить припасы и оборудование. Хороши, например, популярные сейчас мореходные тяжелые лодки с вельботной кормой. 30-футовая лодка такого типа может безопасно доставить вас в любую точку мира. Есть много превосходных книг, посвященных выбору конструкции лодки для океанских плаваний, почитайте их.
Тщательно изучите приобретенную лодку и составьте список всех материалов и запасных частей, которые могут понадобиться для ремонта двигателя, электрического и механического оборудования, парусов и вооружения. Слишком много возить ни к чему, но правильный набор запчастей и материалов сделает ремонт намного проще. Многие детали можно сделать в любом порту мира, где есть какая-нибудь мастерская.
Позаботьтесь о картах, вам нужен хороший набор подробных карт тех океанов, в которых вы предполагаете крейсировать. Иметь на борту целую библиотеку карт затруднительно, но карты можно при необходимости докупать или меняться ими. Когда вам надо будет проходить через разбросанные далеко в океане коралловые рифы где-нибудь в Туамоту, вы поймете, что стоимость карты во много раз выше одинакового по весу кусочка золота.
И вот у вас есть собственная лодка, прочная и надежная. Теперь пора подумать о том, как превратить ее в настоящий плавучий дом и даже целую усадьбу. Главных жизненно важных требований три, и они всегда одинаковы: еда, кров, безопасность.
Понятно, что ведение домашнего хозяйства на море довольно специфично. Вам понадобится проявить изобретательность, чтобы найти способы удовлетворения жизненных потребностей, наиболее подходящие в той или иной ситуации.
Чтобы пользоваться ресурсами океана и приспособиться к морской жизни, необходимо соответствующее оборудование и инструменты. Снасти для рыбной ловли, оборудование для хранения и приготовления пищи, система охранной сигнализации, солнечный опреснитель, сушилка, печь, водонагреватель и т. д. Все это несложно и недорого, но позволяет достичь такого уровня автономности, о котором до недавнего времени можно было только мечтать. Все, что только возможно, должно работать на солнечной энергии. Тратить топливо на приготовление пищи неправильно, это напрасная растрата дефицитного энергоносителя. Пищу можно есть и без термообработки или готовить с помощью солнечной печи. Ниже, в главе, посвященной камбузным делам, вы найдете много рецептов деликатесных блюд, которые готовятся этим способом.
Необходимые вещи, которые нельзя сделать самому или получить даром, приходится покупать. Надежным «резервным фондом» на случай непредвиденных обстоятельств лучше всего послужат не деньги. Вы должны уметь делать что-то полезное для других, торговать и меняться, контактировать с тем или иным социумом. Одно из решений очевидно: всем хочется кушать, и вы можете торговать сушеными фруктами, рыбой и водорослями. Часто такие продукты можно просто собирать по пути.
Освойте какую-то всегда востребованную профессию, например, механика или парикмахера. На Виргинских островах я как-то встретил даму, которая легко зарабатывала по 50 долларов за день, подстригая обросших яхтсменов. Врач найдет себе работу везде, в менее развитых районах мира его всегда встретят с распростертыми объятиями. Если вы не медик и не имеете медицинского образования, пройдите курсы первой помощи, потренируйтесь в качестве парамедика. Меньше чем за год можно научиться решать 90 % часто встречающихся медицинских проблем, исключая только серьезную хирургию. Никто не станет спрашивать у вас университетский диплом, если вы ловко выдернете больной зуб или грамотно обработаете пораненную ногу и наложите небольшой шов. За свои услуги вы получите и нужные материалы, и топливо, и еду.
На лодке вполне можно устроить ремесленную мастерскую: можно что-нибудь шить, раскрашивать, заняться резьбой по дереву, изготовлением мозаики и бижутерии, плести гамаки и рыболовные сети. Можно собирать для коллекционеров редкие тропические раковины или рыбок. Я видел людей, которые занимались своим ремеслом прямо в плавании, а не стоя в марине у причала. По мере того как будет идти оснащение судна, подумайте и о том, какие навыки и умения легко можно будет превратить в деньги или еду в любом месте, даже оказавшись голым на берегу.
В конце концов, любая система имеет свои пределы выносливости и приспособляемости к меняющимся условиям. Это относится и к оборудованию, и к лодкам, и к управляющему страной правительству, и к человеческому телу. И когда этот предел оказывается достигнут, приходится решать: оставить эту систему или идти на дно вместе с ней. Но даже капитану судна не стоит слишком зацикливаться на почетном последнем варианте. Может быть, ваше призвание вовсе не капитанство. Главное – оставаться свободным, руководствоваться своей интуицией, сохранить интерес к жизни и отношениям с другими людьми. И при этом научиться зависеть только от себя самого.
Полезно научиться использовать в пищу морские водоросли. Они доступны везде и содержат много питательных веществ. Некоторые весьма вкусны, и многие покупают их на рынках, предлагают гурманам по ценам до 40 долларов за фунт. Учитесь хранить продукты, которые послужат страховкой во время дефицита. Причем хранить без помощи холодильника, который требует для работы много энергии. Овладев на практике этими знаниями и навыками выживания, вы будете гораздо лучше подготовлены к возможным трудностям. Тем лучше, если они не настанут: вы ничего не потеряете, научившись добывать разную еду и экономить топливо. Напротив, и в обычной жизни это сохранит ваши средства для чего-нибудь более интересного.
Автономное существование может потребовать и умения защитить себя от тех, кто выбирает в обычные, а тем более в тяжелые времена альтернативные способы добывать себе пропитание. Симпатичная небольшая парусная лодка выглядит для разных авантюристов и грабителей, да и для многих жителей бедных стран как валяющийся на дороге миллион. На борту желательно нести стояночную вахту, особенно в портах и странах с высоким уровнем преступности. Поможет и простая охранная система, которая предупредит тревожной сиреной о вторжении посторонних лиц, когда вы спите или сошли на берег.
В большинстве стран власти неодобрительно относятся к наличию на борту огнестрельного оружия и на время нахождения судна в их водах требуют сдавать оружие на временное хранение. По этой причине я использую ракетницы. Всегда держу на борту несколько заряженных ракетниц: их можно использовать и для подачи сигналов, и для самообороны. Как правило, они не подпадают под действие ограничений обращения оружия и не рассматриваются как таковое. Ракетницу можно свободно купить в любом американском морском магазине, и никто не будет интересоваться вашим возрастом, целью приобретения и справкой от психиатра. Это однозарядное оружие, так что неплохо держать под руками парочку. Калибр ракетницы в полтора раза больше, чем у охотничьего ружья 12 калибра, выстрел горящим магниевым зарядом на малой дистанции может быть смертельным.
Ружье, винтовка или хотя бы пистолет могут послужить и для охоты. Конечно, на борту хорошо иметь настоящий ствол. Маленький пистолет можно спрятать и не предъявлять властям, но помните, что вы будете балансировать между необходимостью иметь оружие и угрозой штрафа или даже тюрьмы за его нелегальный ввоз.
Можете быть уверены: стоит полиции отобрать ваш пистолет, как тут же возникнет ситуация, когда он вам очень пригодился бы. Я знавал моряков, которые много лет без проблем возили скрытый в укромных местах неплохой арсенал. И все-таки… обзаведитесь ракетницей и будьте спокойны. Ее можно захватить с собой и сойдя на берег, а если кто-нибудь поинтересуется – зачем? – отвечайте, что сигналить, так как боитесь заблудиться в здешних закоулках.
Держите оружие в порядке, смазывайте, время от времени проверяйте в деле. Надо быть уверенным, что ствол в порядке и не подведет.
Вы можете решить поселиться на некоторое время на понравившемся пустынном берегу, обустроив береговую базу. Например, чтобы вырастить урожай овощей. Для такого случая пригодятся плотницкие инструменты, гвозди, складная лопата, палатка, противомоскитная сетка и прочее лагерное оборудование, которое сделает вашу жизнь гораздо удобнее, чем была когда-то у Робинзона Крузо. Все это недорого и не займет много места на лодке. К тому же, такие вещи во многих местах при необходимости можно весьма выгодно продать.
Мои друзья как-то прожили несколько месяцев на Карибах, устроив на берегу огород и собирая водоросли; свою сельхозпродукцию они отвозили для продажи в Майами. Повторю еще и еще раз: запаситесь заранее всем необходимым, всеми материалами, оборудованием и инструментами, которые могут понадобиться для автономной жизни. Есть целые книги, посвященные выживанию в отрыве от цивилизации. Изучите их, эти уроки дорогого стоят.
Судно и припасы готовы для плавания, вы обдумали всевозможные сценарии событий и маршруты. Надо подумать еще и над тем, как быть с деньгами. Чем вы будете платить, когда и в этом новом мире потребуется пойти в магазин или на рынок?
Всегда и везде универсальными платежными средствами служили золото, серебро и драгоценные камни. Конечно, иметь понемногу того и другого очень неплохо. Когда никто не захочет иметь дело с фантиками правительственных обещаний, чем в действительности являются бумажные деньги, несколько настоящих монет могут сильно выручить. Но не стремитесь перевести в них все свои средства, ведь если у вас будет много золота и серебра, соответственно меньше будет самого ценного: продуктов, оборудования, ноу-хау. А все это тоже может играть роль денег.
Не думайте, что счет в солидном банке или страховка на $100000 обеспечит вам надежный тыл. Если начнется сильный шторм, подобные «спасательные плоты» тоже утонут: дно у них гниловатое, а тех, кто попытается ухватиться, – множество. Бумажные деньги будут обесценены инфляцией, только ценные монеты и стеклопластиковые лодки всегда останутся в цене и на плаву!
Удобное средство для наличных расчетов – серебряные монеты. Литр бензина при оплате бумажными деньгами обойдется в $1,2. Серебро сейчас стоит больше 30 долларов за унцию, так что тот же литр можно будет купить за серебряный десятицентовик. Серебряные монеты на сумму, скажем, 1000 долларов можно припрятать в лодке так, что вы и сами их не найдете. Я возил несколько золотых монет в трюме, утопив их в гудроне. Вряд ли забравшийся в лодку вор станет засовывать руку по локоть в грязную масляную воду и шарить под двигателем.
Всего несколько золотых монет спрятать легче, чем мешочек серебра той же стоимости. Но золото неудобно в повседневном обращении, его стоимость слишком концентрирована. На кусочек золота ценой 500 долларов вы не сможете купить пакет апельсинов: никто не даст сдачи. Как быть, если банки закрыты… на месяц или год? К тому же в мире полно людей, которые, узнав что у кого-то имеется золотишко, не станут думать дважды, стоит ли его пристукнуть.
Серебряные монеты гораздо легче приобретать, хранить и тратить. Не очень важно, чьи профили и какие гербы будут их украшать: серебро есть серебро, блестит одинаково.
Вложите свою наличность в разные формы хранения, не слишком сосредотачивая средства в одной из них. Бумажные деньги используются во всем мире, но не слишком полагайтесь на них. Если они принимаются к оплате и вы можете купить на них то, что нужно, – отлично. Нет – тоже хорошо. Разумеется, надо пользоваться бумажными деньгами в первую очередь, поскольку это эффективный и удобный способ для хранения энергии и обмена ею. Только помните, любая валюта – лишь жетоны в государственной игре в обещания. А игры имеют свойство разваливаться, когда доверие к ним пропадает или игроки решают поменять правила.
Итак, наши финансы: главное – свои руки и навыки, на втором месте – запас продовольствия и инструментов, на третьем – серебро и золото, и, наконец, бумажные деньги.
В случае кризиса единственное полезное применение мешка денег – он может послужить спасательным кругом. Если, конечно, мешок будет непромокаемый.
Кроме денег, можно запастись товарами для обмена. Они выручат всегда, даже если денежное обращение и нормальный бизнес нарушены. Обменять что-то ценное – единственный надежный способ купли-продажи во времена дефицита, депрессии или войны. За десять долларов, потраченные сейчас на товар для обмена, вы сможете получить столько свежих фруктов, что не съедите их и за месяц. При нормальной обстановке, когда нет серьезных экономических проблем, бартерная торговля тоже очень выгодна и обеспечит процветание вашему собственному корабельному банку.
Табак
Лишившийся нескольких привычных сигарет в день курильщик просто сходит с ума и готов на что угодно, лишь бы раздобыть курево. Если табак исчезнет из продажи, будьте уверены: этот наркотик станет буквально золотым и послужит лучшей валютой где угодно. Несколько блоков сигарет или фунтов табака не займут на борту много места, а таможня удовлетворится объяснением, что это запас для вашего собственного потребления. Обычно ввоз табака облагается большой пошлиной, правительства тоже не прочь сделать на этом зелье маленький бизнес. Это единственное препятствие для использования табака в качестве валюты. Американские сигареты пользуются высоким спросом во всех тропических странах, так что набирайте столько, сколько разрешено таможенными правилами.
На таком количестве много не заработать, но все, что есть, сработает полностью и поможет продержаться вольному мореплавателю подольше, прежде чем придется бросить якорь и искать заработок на суше. Если вы не собираетесь пересекать границы с таможенным контролем, берите запас табака, какой сможете.
Провиант
Очень хорошо иметь на борту избыточный запас продуктов, который можно использовать не только самим, но и для продажи или обмена, особенно в обстановке дефицита и нарушения поставок. Сушеные фрукты, рыбу и овощи можно продавать и другим путешественникам, и местным жителям.
Существуют продукты с очень высокой питательностью. Конечно, через какое-то время диета из этих яств может наскучить, но, по крайней мере, у вас будет возможность поскучать. Когда речь идет о выживании, не существует лучшей еды, чем спирулина. Эта планктонная водоросль имеет самую высокую среди всех природных продуктов концентрацию питательных веществ, в том числе белка. Содержание протеинов в спирулине 70 %, что намного превосходит рыбу, яйца, мясо, молоко и сою (соевые бобы – 32 %, большинство сортов мяса – 22 %). Три чайных ложки спирулины содержат 12 г белков, 3000 % дневной нормы потребления витамина А, 600 % нормы витамина В12, все незаменимые аминокислоты, много минеральных солей и энзимов. Сухая спирулина прекрасно хранится в пластиковой упаковке, и одной такой упаковки весом 600 г худощавому человеку массой 60 кг достаточно для того, чтобы прожить месяц. Поэтому спирулине самое место и в вашем «финансовом портфеле», и в аварийном рационе для спасательного плота, и в обычном питании. Она не требует никакого приготовления, просто смешайте ложку с водой, соком или чем угодно – и вы получите вкусную и питательную пищу.
Спирулину выращивают на продажу, например, в Мексике. Стоимость ее довольно высока: 50 – 75 долларов за килограмм[1]. Но если учесть, что такое количество может поддерживать вашу жизнь долгое время, цена не покажется такой уж страшной. Я знаю нескольких людей, у которых припасены в укромных местах 50-килограммовые барабаны «зеленого золота» на случай, если супермаркеты окажутся закрыты. Цена спирулины будет только расти, так почему бы не инвестировать некоторую сумму в то, чем вы сможете питаться в случае развала товарного рынка и голода? Попробуйте-ка съесть обыкновенную или даже привилегированную акцию! Впрочем, вполне возможно, бумага полезнее многих из тех продуктов, которые поджидают нас в больших магазинах.
На любой лодке найдется место для нескольких контейнеров со спирулиной, сухофруктами и семенами. А их реальная стоимость может завтра оказаться больше, чем сегодня цена покупки всей лодки.
Хочу предостеречь от использования искусственных белковых концентратов. Я давно потерял веру в чудесные составы, изобретенные американским пищепромом для фаст-фудных наркоманов. Нам говорят, что они научились смешивать сотню компонентов и получать вкуснейший продукт, глоток которого заменяет завтрак, обед и ужин. Такие коктейли есть в продаже, но они не являются натуральным и полноценным питанием. Множество сообщений свидетельствует, что слишком увлекавшиеся ими люди испытывали проблемы со здоровьем.
Природа дает нам растения, содержащие все необходимые для их жизни и роста вещества. Употребляя эти растения в пищу, мы используем продукт, выработанный миллионами лет эволюции. Трудно поверить, что наши знания тонкой биохимической механики уже достаточны для того, чтобы повторить эту работу! Со времени своего появления человек и его предки обходились без питательных коктейлей мгновенного приготовления и неплохо приспособились к жизни на этой планете. Если ученые скажут, что получили в лаборатории чудесную пищу, содержащую все необходимые для человека компоненты, для начала пусть попробуют покормить этим печеньем собственных детей, и посмотреть, будут ли внуки похожи на них самих.
Семена
Семена овощей для огорода – отличный товар, высоко ценящийся во многих местах. Мы так привыкли к тому, что в трудно представить, что бывает и по-другому. Однако, во многих странах даже в хорошие времена достать семена практически невозможно, а в случае нарушения поставок их ценность возрастает еще больше. Семья может выжить в течение года на 10 долларов, если на эти деньги заранее куплены семена фасоли, помидоров, капусты, картофеля, шпината, моркови и прочего. За них можно будет получить все, что нужно. При правильном хранении семена практически вечны. Если вы их не продали, всегда можете посадить огород, если случится на некоторое время осесть на берегу.
Помните, что гибридные растения дают хороший урожай только один раз, в первом поколении. Получить новые семена и снова собрать урожай скорее всего не получится. Поэтому лучшие семена для нас – не гибриды, а природные сорта, которые без проблем снова и снова дают потомство. Гибрид вырастет один раз, а потом, как в полночь карета Золушки, вернется к исходной форме. Причем эта выродившаяся форма может оказаться практически несъедобной.
Этим обстоятельством вовсю пользуются поставщики семян: фермеры вынуждены каждый год приобретать у них новые семена, чтобы не остаться без урожая. Постарайтесь приобрести не гибриды, а чистые линии семян, даже по более высокой цене.
Патроны и крючки
Можно сказать и шире: охотничьи и рыболовные принадлежности.
Обувная коробка с несколькими тысячами малокалиберных патронов 0.22 в правильных местах будет отличным обменным фондом[2]. Само оружие служит много лет, а необходимость в патронах есть всегда. К тому же, человек с оружием в дикой природе никогда не останется без свежего мяса или рыбы. И еще – не думайте, что у вас никогда не возникнет необходимости в самообороне. Закон джунглей действует на море так же, как и везде, а защитный слой цивилизованности тонок. Он шелушится очень быстро, особенно, когда люди голодны. Лучше быть к этому готовым.
Если вы планируете путешествовать в местах, где закон запрещает хранить на борту огнестрельное оружие и патроны, обратите внимание на пневматическое оружие и арбалеты. Они также могут служить и оружием, и предметами торговли. Один из моих приятелей сделал хороший бизнес, торгуя пневматикой во время плавания у берегов Латинской Америки – в Гондурасе, Белизе, Мексике и Коста-Рике. Пневматику легко растаможить, так как ее оборот не регулируется так строго, как в случае огнестрельного оружия. Между тем современная пневматическая винтовка – далеко не игрушка и может быть так же эффективна для охоты, как малокалиберная.
Арбалет – отличное охотничье оружие, лучше и ружья и лука: он бьет бесшумно, точно и насмерть. Стрелять из арбалета не сложнее, чем из ружья. Даже если вы ни разу не держали в руках лук, после одного дня тренировки вы будете с одного выстрела попадать в среднюю кастрюльку на расстоянии метров 40. Арбалетные стрелы можно использовать много раз. В отличие от патронов для огнестрельного оружия, их можно сделать и самому.
Арбалет
Мощные арбалеты имеют большую пробивную силу. Например, стрела арбалета со стальным луком на 60 кг пробивает несколько дубовых досок. В то время как лук требует во время прицеливания удерживать всю силу натяжения тетивы, арбалет взводится заранее с помощью специального рычага или другого приспособления, для этого не нужно быть атлетом. Остается только спустить курок.
Для добычи рыбы арбалеты снабжаются специальными стрелами и безынерционной катушкой наподобие спиннинговой, для охоты на дичь применяются стрелы с острым наконечником. Как охотничье оружие арбалет является, пожалуй, наиболее гибким и универсальным. Есть смысл иметь его в своем хозяйстве! Почти нигде арбалеты не требуют оформления в качестве оружия, поэтому ими вполне законно можно торговать. Если в запасе на борту будет лишняя пара арбалетов, при необходимости вы без проблем сможете продать их в несколько раз дороже, чем купили.
Люди ловят рыбу везде, где есть вода, и снасти для рыбалки нужны всем. Я имею в виду не углепластиковые спиннинги, катушки за сотни долларов и фантастические приманки. «Хайтек» может заинтересовать разве что случайно встретившегося заезжего спортсмена и так с ног до головы увешанного подобным снаряжением. Для торговли все это интереса не представляет. Зато за хороший стальной крючок во многих странах третьего мира можно получить несколько килограммов свежей рыбы. На Ямайке я менял пару крючков на большую гроздь бананов или корзинку манго. В крупном магазине можно за несколько долларов купить тысячу крючков и менять их на рыбу, фрукты и прочее. Леска – тоже хороший товар, во многих странах ее нет или она стоит очень дорого.
Вообще, для обмена с туземцами могут пригодиться самые неожиданные вещи. Совершивший кругосветное плавание в 16 лет Роберт Ли Грэхем использовал на тихоокеанских островах такую «валюту», как шариковые ручки. Наверное, сейчас это уже не дефицит, но рыболовные снасти всегда будут в цене.
Еще один весьма выгодный предмет для торговли – нейлоновые сети. Как-то я купил в Майами три штуки по 25 долларов и продал их в Коста-Рике по 80! Черт побери, если бы я взял пару дюжин, то без проблем продал бы все. Как отправлюсь в те края снова, непременно займусь «сетевым бизнесом».
Забрасывая свою сеть, даже без лодки рыбак может прокормить семью, поэтому сеть во многих местах – предмет первейшей необходимости. Кстати, при наличии свободного времени можно заняться и плетением сетей. Для этого нужна прочная нейлоновая нить, стальные колечки и свинцовые грузики. Освоить такое ремесло можно, вооружившись сетью промышленного изготовления в качестве образца и какой-либо книгой по морским и прочим узлам. Кроме сетей, можно плести и с успехом продавать гамаки. В книге Эшли (Ashley’s knot book) приведено полное описание конструкции гамака, а также многих других интересных поделок.
Лекарства
Антибиотики, дезинфицирующие средства, аптечки первой помощи и другие медицинские принадлежности жизненно важны, а в какой-нибудь глухомани могут быть абсолютно недоступны, тем более в трудные времена. Обязательно обзаведитесь хорошей книгой по оказанию медицинской помощи, предназначенной для моряков и путешественников. В таких книгах всегда приводятся списки лекарств и принадлежностей, которые следует иметь с собой, отправляясь в дорогу. Изучить такой список и запастись всеми необходимыми препаратами должен каждый отправляющийся в открытое море или к малонаселенным и диким берегам.
Еще несколько слов о медицинском обеспечении. Как я уже говорил, будет очень хорошо, если вы сможете пройти пару семестров обучения как парамедик и получите соответствующую подготовку. Это позволит справляться с подавляющим большинством возможных проблем медицинского характера: оказать первую помощь, поставить диагноз и выбрать необходимое лечение.
Профессиональные медики настойчиво убеждают нас, что человек неспособен поправить свое здоровье самостоятельно и самолечение недопустимо. Вместо этого пациент должен заплатить энную сумму за глубокомысленный совет полежать денек-другой и пить побольше теплого чая и молока. Весьма похожим образом действует и церковная братия, успешно промывая мозги множеству людей. Как это, разве может человек сам обратиться к Богу и отвергнуть дьявольские соблазны без участия экспертов по божественной части?
И вот кто-то не может себе позволить визит к врачу, а другие выкладывают сотни долларов на алтарь жрецов исцеления. Все это настолько похоже на древние верования с их жертвоприношениями, что трудно понять, как люди этого не замечают.
Заболевшая собака или кошка отказывается от своей обычной еды и ищет на лугу какие-то травки: инстинкт подсказывает ей, что делать, чтобы поправиться. Люди потеряли эту сноровку, более того, законы и общественное мнение считают самолечение почти нелегальным и требуют от больного полного повиновения. Совершенно недостаточно пропагандируется идея, что каждый сам должен хорошо разбираться в профилактической медицине и следить за своим здоровьем. А ведь это одинаково важно и далеко в море, и на суше, в том мире, где каждый проведенный в больнице день обойдется вам в 300 долларов.
Разумеется, в серьезных случаях только квалифицированный врач сможет использовать в борьбе за жизнь сильнодействующие средства, сложные анализы и процедуры, хирургические операции. Но вы можете и должны узнать побольше о человеческом теле и о том, как с ним обращаться. Если какая-то проблема возникнет, когда вы далеко в море, ситуация просто не оставит выбора.
Мощные современные антибиотики дороги, но могут спасти жизнь, они обязательно должны быть в вашей аптечке. Будьте осторожны с лекарствами, которые слишком ретивые таможенно-полицейские чины могут принять за наркотики. У меня однажды была проблема в Мексике, когда таблетки дрожжей с железом приняли за гашиш.
Электроника
Список всевозможных электронных штучек по цене не более 20 баксов будет бесконечным. Калькуляторы, часы, приемники, плееры и т. д. Все это легко продавать в малоразвитых странах и провезти через таможню как ваше судовое имущество, даже если этого барахла много. Часто хорошим товаром оказываются батарейки. Элементы стандартных размеров есть везде, но специальные «таблетки» для часов и калькуляторов можно найти только в развитых странах. Обычно в тропиках всегда спрашивают, нет ли у вас батареек для часов, доставшихся местным жителям от других яхтсменов. Электронные часики тут часто играют роль ценного украшения, и их носят даже когда батарейки давным-давно умерли[3]. Сделайте их обладателей счастливыми и заодно немного помогите себе! Для этого в своем хозяйстве вы должны иметь небольшой запас часовых элементов основных типоразмеров.
Путешествуя по Малым Антильским островам, я освоил еще один вид заработка: сборку кварцевых часов из наборов деталей. Эти наборы продавались по 15 долларов, еще несколько долларов стоил корпус. Сборка занимала пару часов; готовые хронометры на чартерных и крейсерских яхтах брали по 75. Совсем неплохо. Я мог смонтировать часы в корпусе из красного дерева или тика, на котором гравировал название яхты. Для этого у меня был станочек, которым я пользовался в маринах, где была электрическая сеть. Точность кварцевых часов может быть на уровне плюс-минус минута за год, и в те времена их использовали как навигационные хронометры. Кстати, можно устраивать в яхт-клубах и маринах занятия по астронавигации, у вас наверняка будут слушатели. При наличии «научного» электронного калькулятора с тригонометрическими функциями определиться по секстану и хронометру не так уж сложно, а калькуляторы тоже можно продавать.
Имея даже небольшую лодку и будучи сам себе боссом, можно заработать хоть во время кризиса, хоть при экономическом процветании. Рассмотрим такие возможности, как рыбная ловля, добыча водорослей, производство сухофруктов, чартер и фрахт. Небольшой размер вашей лодки и груза вовсе не исключает возможности получить кое-какую прибыль.
Надо сказать, что из-за быстро растущих цен на топливо времена коммерческих перевозок крупными парусными судами тоже еще могут вернуться.
Если судно зарегистрировано в США и эксплуатируется в коммерческих целях, его владелец может воспользоваться государственными льготами в части налогообложения и возмещения расходов на медицинскую и стоматологическую помощь. Это может сэкономить много денег, что делает совмещение приятного плавания с полезной коммерцией еще более оправданным.
Рыбная ловля
На прекрасных и диких северо-западных берегах Тихого океана летний сезон – время ловли лосося и семги. Имея добрую лодку и упорно работая, за месяц тут можно заработать до 3000 долларов. Крупные рыболовные суда оснащены холодильниками и специальным оборудованием, на промысловый сезон на них нанимают работников. Но совершенно необязательно иметь большое судно и выходить для промысла далеко в море. Крупная рыба стоит от 50 до 80 долларов, так что неплохо поймать и одну такую за день и вернуться к вечеру. На небольшое время рыбу можно сохранить и без холодильника. Достаточно выпотрошить ее и держать в тени, почаще поливая холодной океанской водой.
Занимаясь ловлей рыбы, важно иметь хорошее радио, с помощью которого вы будете принимать прогнозы и связываться с другими рыбаками и береговой охраной, если вдруг придется просить о помощи. Очень полезен рыболовный эхолот, помогающий обнаружить добычу, к тому же он незаменим и для безопасности плавания в незнакомых водах. Разумеется, нужна и навигационная система, которая позволит точно выйти в нужное место и очень поможет при тумане и плохой погоде[4].
Когда сезон подойдет к концу, отмойтесь от рыбьей чешуи и рулите с попутным течением на юг, в тропики. По пути можно зайти в Сан-Франциско, чтобы потратить там часть выловленного за лето серебра. Отдохнув и пополнив припасы, отсюда можно уйти с благоприятными ветрами на Гавайи, в Полинезию или Южную Америку. Двадцать дней пути вслед за заходящим солнцем, и попутный ветер перенесет вас на гавайские пляжи Кеалькекуа из черного вулканического песка; немного дольше будет путь к суровому побережью Коста-Рики или удаленным от берегов пустынным островам Панамы.
У берегов Новой Англии развит еще один промысел: ловля лобстеров. Это довольно серьезный бизнес, причем входной билет недорог. Если вы для начала купите несколько уже бывших в работе ловушек или сделаете их сами, можно обойтись и без стартового капитала. Вдоль побережья штата Мэн множество прекрасных бухт, в которых можно встать на якорь и жить вдали от шума и суеты портов и причалов. Там я встретил одну из женщин, которых любил в своей жизни. У нее была 22-футовая яхточка, и она проводила на ней все лето, наслаждаясь свободой делать все, что угодно. И при этом благодаря лобстерам хорошо себя обеспечивала и делала неплохие деньги.
Аквариумные рыбки
Теплые и чистые воды Карибского моря и океанов богаты всевозможными сокровищами, не говоря уж о том, что многие из них съедобны. Всякий раз, когда вы ныряете среди кораллов, чтобы присмотреть на обед лобстера или загарпунить групера, взгляд невольно привлекают сотни разноцветных рыбок, червячков и прочих морских козявок. Все эти участники буйства подводной жизни высоко ценятся энтузиастами – аквариумистами. Любому странствующему в тропиках яхтсмену знакомо и привычно это немыслимое разнообразие видов и красок – и не такое видали. А вот многие сухопутные дамы и господа смотрят на тропических рыбок так, словно они с другой планеты. Для них ярко-фиолетовые рыбки с фосфоресцирующими или сверкающими подобно золоту крапинками – сюрреалистические творения непостижимых бездн.
Так почему бы не наловить таких рыбешек? За некоторых экзотических рыбок платят столько, словно они в самом деле золотые. Интернет, телефон и ноги помогут выйти на связь с торговцами, поставляющими аквариумных рыбок. Обычно они получают свой товар из многих источников и не откажутся от еще одного. Можно выбирать добычу по своему усмотрению – ценную и хорошо переносящую неволю, или дилер может заказать вам какие-то определенные виды. В специальных пластиковых пакетах и контейнерах рыбок пересылают по всему свету. Вы можете ловить их на уединенном тихоокеанском атолле и отправлять в Сан-Франциско, получая хороший доход. Ключ к этому бизнесу – хороший контакт с дилером, забирающим ваших рыбок.
Длительное время возить на лодке живых рыбок не так трудно, как может показаться. Я знаком с профессиональными ловцами рыбок в Ки Ларго во Флориде и знаю, как они работают. Обычно используются моторные лодки длиной футов 35. В трюме устроено несколько стеклопластиковых баков, отличающихся от емкостей для воды или топлива только тем, что сверху у них открывающиеся крышки. Бак делится на 4 секции литров по 60, каждая из которых имеет собственный люк размером 12 на 24 дюйма. Через него и запускают в бак рыбок, а потом вылавливают сачком.
Чтобы рыбки хорошо переносили заключение, вода в баках не должна плескаться, поэтому их всегда заполняют доверху. Циркуляцию и откачку воды обеспечивает маленький насос. С таким оборудованием ловля продолжается около месяца, а затем ловцы возвращаются в Майами и сдают добычу торговцам.
Чтобы в конце экспедиции не обнаружить вместо всей собранной коллекции лишь одну упитанную рыбеху, в каждое отделение следует помещать только виды, способные ужиться вместе. Как и в любом деле, для этого бизнеса нужна соответствующая подготовка: придется изучить экологию морских обитателей, их вкусы и симбиотические зависимости, требования к содержанию и коммерческую ценность. Экспорт и импорт живых рыбок обычно не вызывает проблем, но в разных странах свои правила, которые следует знать. Во многих местах ограничений нет или они мягкие, а вот, например, на Багамах вылов строго ограничен.
Добыча и выращивание водорослей
В Японии и некоторых других прибрежных странах разведение морских водорослей имеет многовековую историю. Японцы выращивают водоросли и снимают урожай примерно так же, как для любой сельскохозяйственной культуры на суше. При этом водоросли растут быстрее и дают очень высокий урожай. Для подобных Японии стран с высокой плотностью населения водоросли являются важным продовольственным ресурсом, позволяющим сохранить от разрушения экологическое равновесие на суше. Увы, в большинстве стран мира водоросли вообще не собирают, они лишь покрывают пляжи и каналы комками густой грязи.
Северные широты Атлантики и Тихого океана богаты ламинарией, которая является одной из немногих используемых водорослей. Все знают ее под названием морская капуста. Воды южных широт тоже богаты съедобными водорослями, но они менее известны. Часто их продают по сумасшедшим ценам как пищевые добавки в магазинах восточной кухни, здорового питания, редких деликатесов и т. п. Бизнес по сбору, сушке и упаковке таких водорослей для продажи является сверхприбыльным. Как определять съедобные водоросли, заготавливать их, сушить и использовать в питании, мы подробно рассмотрим в следующих главах.
Сухофрукты
Зима уже близко, и в Орегоне, и Мэне оставшиеся дома друзья ждут ее прихода. А вы вместе с птичьими стаями отправляетесь зимовать в тропики. Переведите взгляд с экрана навигатора на стаю крачек, летящую высоко над головой. Эти-то как находят дорогу к знакомому пруду где-нибудь в Венесуэле, а потом обратно в Мэн? Можно помедитировать на эту тему. Было ли у древних полинезийских мореходов подобное чувство места и направления? Наверное, когда-то чувствительность к таким вещам была условием существования на этой планете. Ты должен быть свободен, и должен быть способен двигаться… лететь… плыть. Туда, куда несет ветер. А зимой попутный ветер несет в тропики, собирать щедрый урожай фруктов. Их можно высушить и захватить с собой назад в холодные земли, когда тяжелая борьба со снегом и холодом подойдет к концу, и жизнь снова обретет обычный ход.
Перейдем к делу. За доллар можно купить огромную гроздь бананов. После сушки от их объема почти ничего не останется, зато сто граммов будут стоить полтора доллара. Манго, папайю, ананасы, апельсины и много других фруктов можно купить по дешевке, а то и самому собрать бесплатно практически на любом тропическом побережье. Я занимался этим во время всех своих плаваний и всегда удивлялся, как легко было получить достаточно денег на все мои нужды.
Разговаривая во время своих странствий по свету со многими яхтсменами, я убедился, что подавляющее большинство считает, что находятся на отдыхе. Они даже не задумываются над тем, что можно так и жить, зарабатывая себе на пропитание. Нет, только отдых, короткий круиз, а потом снова хомут на шею. Многие думают, что не имеют права на работу, находясь в чужой стране. Часто так и есть, но это ограничение обычно касается только работы по найму. Сбор и сушка фруктов не создадут для вас никаких проблем до тех пор, пока вы не развернете торговлю у дверей жандармерии. Можно проводить время, загорая на палубе и размышляя, как славно вырваться на пару недель из офиса. Но еще лучше можно загореть, пробираясь по джунглям на фруктовой охоте, а через несколько месяцев вернуться в Лос-Анджелес и продать свои трофеи.
Зайдите в бакалею и посмотрите, сколько стоят сухофрукты. А ваш товар будет лучшего качества, вы познакомитесь с жизнью и народом далекой страны гораздо лучше обычного туриста и при этом неплохо и с удовольствием проведете время. Ниже мы поговорим о сушке фруктов подробнее.
Чартер
Многие владельцы лодок живут припеваючи там, где им по душе, и зарабатывают хорошие деньги, занимаясь чартером, то есть катая и обслуживая отдыхающих. Чтобы заниматься этим открыто и легально, необходимо следовать правилам, установленным в той или иной стране. В отдельных странах это вообще запрещено, в других необходимо приобрести лицензию. В некоторых странах никаких ограничений нет. Мне всегда удавалось по крайней мере получить расходные деньги, взяв знакомых на дневную прогулку или недельный круиз и попросив внести свой вклад в обеспечение плавания.
Понятно, для прогулки со своей компанией совершенно незачем объявлять себя чартерной компанией и привлекать лишнее внимание властей.
В США для перевозки пассажиров необходимо иметь шкиперскую лицензию; кроме того, ваша лодка должна быть построена в Америке. Такой порядок призван обеспечить квалификацию судоводителя и стимулировать строительство судов и торговли ими. Суда иностранной постройки к чартерной деятельности не допускаются, таким образом, наше правительство создает трудности владельцам импортных лодок. В южных странах большинства подобных ограничений нет. Подробную информацию по организации и практике чартера можно найти в Интернете и литературе о крейсерских плаваниях.
Помещайте свои объявления в университетских и воскресных газетах, в разделе о туризме и путешествиях. Множество людей только и мечтают о море и обрадуются возможности испробовать морскую жизнь. При разумных ценах можно набирать достаточно клиентов почти круглый год. Я знал человека, который по договору с университетом возил на две недели к Виргинским островам группу студентов вместе с их профессором. Платил за это университет. Сейчас везде велик интерес к изучению жизни и биологии моря, так что многие колледжи могут быть заинтересованы в организации такой практики. Кстати, даже легче заработать, когда платят за обучение, а не за каникулярное развлечение. Для хорошего образования детей деньги у родителей всегда найдутся.
И потом, ведь это очень хорошее дело – дать студентам возможность увидеть настоящее море и почувствовать морскую жизнь. Изучая рыб, морских звезд и другую живность в естественной среде обитания, студенты узнают и запомнят в тысячу раз больше, чем в своих лабораториях на суше. Океан – всепроникающая реальность, которую не заменят никакие учебники. Конечно, их изучение необходимо… но на палубе парусника в Карибском море оно будет и более осмысленным, и более приятным, будьте уверены!
Вы можете предоставить колледжам, в программе которых есть курсы биологии моря, программу практического обучения. Но частные колледжи – организации, прежде всего занимающиеся бизнесом, точно такие же, как металлургические компании или аптека на углу. Общаясь с их администрацией, вы непременно почувствуете этот коммерческий душок. Идеи насчет морской практики получат поддержку, только если администрация увидит возможность получить дополнительный доход.
Тот, кто сам является дипломированным преподавателем или имеет ученую степень, мог бы организовать собственную морскую школу. Я долгое время мечтал, да и до сих пор мечтаю о такой школе. Для нее нужно большое судно, на котором могли бы разместиться 20–30 студентов и преподавателей. Получив обычную аккредитацию в качестве ВУЗа или колледжа, наш корабль мог бы проложить свой учебный курс хоть вокруг света. При этом нет причин, по которым плата за обучение была бы у нас выше, чем в других частных учебных заведениях, а интерес к такой школе несомненно был бы огромным. Прошу тех, кого заинтересовала эта идея, обращаться ко мне!
Плавучая сварка
На Мартинике я встретился с пенсионером, бывшим сварщиком, который жил на 41-футовой лодке. Вернее сказать, бывшим владельцем сварочной мастерской. Свою мастерскую в Нью-Йорке он продал, а сварщиком-то остался хоть куда. На вырученные деньги он купил лодку, чтобы повидать мир. Начиная свое кругосветное приключение, он немного знал о мореплавании, зато отлично знал, как зарабатывать на жизнь. К двигателю он приспособил купленный на распродаже дополнительный генератор постоянного тока на 300 ампер и запасся длинными сварочными кабелями. Места его генератор занимал не больше, чем компрессор для холодильника. Работы всегда хватало, а делать он мог почти все.
Если вам приходилось отдавать в сварочную мастерскую какую-нибудь стальную штуковину, а тем более искать сварщика для работы на лодке или каком-то стационарном оборудовании, вы знаете цену такой работы. Не слишком-то дешево. Мой знакомый мог пришвартоваться прямо к стоящему в бухте на якоре траулеру, завести свой дизелек и починить рыбакам какую-нибудь стрелу или раму для работы с сетями. За работу он брал 30 долларов в час, плюс материалы. На любой якорной стоянке в мире хотя бы одна яхта, рыболовное или другое судно очень нуждается в ремонте со сваркой. А подойдя к причалу, он мог заниматься и сухопутным оборудованием, чинить автомобили и сельхозтехнику. В странах третьего мира много мест, где и на берегу сварку не найти. Стоит только дать знать, у какого причала есть сварка, и работы будет невпроворот. Не говоря уж о том, что за нее можно брать продуктами, запчастями, топливом, да хоть ромом.
Мастерская на борту вовсе не означает, что ваша красивая и чистая яхта должна превратиться в плавучую промзону: все необходимые принадлежности поместятся в небольшом ящике. Сварочный генератор требует мощности примерно 20 л.с. Можно установить передачу для отбора мощности с главного двигателя или установить отдельный двигатель – как удобнее. Понадобится также электроинструмент с металлическими щетками и абразивными насадками для зачистки свариваемых деталей и швов, кабели, запас электродов и сварочной проволоки, защитная маска, рукавицы. Стоимость всего сварочного хозяйства составит 500–600 долларов, и эти деньги многократно вернутся, когда на остановках во время плавания вы станете зажигать свою дугу.
Грузоперевозки
Чтобы заниматься коммерческими перевозками, вовсе не нужно большое грузовое судно. Мой друг, владелец 40-футового кеча, рассказывал, что перевозил все виды продовольствия, оборудование, стройматериалы, пассажиров и даже коз. Все это надо было доставлять на небольшие острова, лежащие в стороне от основных судовых путей, а также в места на побережье, к которым не было дороги по суше.
Много груза вы взять не сможете, поэтому выбирайте наиболее выгодный фрахт. Изучите таможенные правила, чтобы знать, какие товары не облагаются пошлиной или она невелика. Находясь в какой-либо стране, смотрите, какие товары тут дешевы и приобретайте их. Правильнее будет заранее договориться с владельцем магазина, который возьмет доставленный товар, – это избавит от большинства проблем. Можно заниматься перевозками специально или от случая к случаю во время круизов.
История морской торговли с древности и до наших дней говорит, что делу сопутствует удача и выгода, когда судно загружено на своем пути в оба конца. Отправляясь из США на юг, везите инструменты и промтовары, обратно – сухофрукты и изделия ручной работы, например, резьбу по дереву.
Существует множество маршрутов и грузов, которыми не хотят заниматься крупные коммерческие компании, поскольку мелкие перевозки не могут оправдать стоимость фрахта. А вы вполне можете перевезти небольшой груз и получить хорошую прибыль.
Все слышали о том, что контрабанда наркотиков и алкоголя для черного рынка приносит баснословные барыши. Да, это ремесло может за пару месяцев принести денег больше, чем вся жизнь упорного труда. Но если у вас нет давних проблем с законом, стальных нервов и желания сесть в тюрьму лет на 50 и там покончить с собой, – лучше зарабатывать на жизнь другими способами.
Тысячи лет море становилось для независимых и предприимчивых людей источником богатства. Повсюду и в любое время оно предлагает самые разные возможности, нужно только смотреть вокруг и владеть навыками и оборудованием, необходимыми для того или иного дела. Наверное, вы не станете таким воротилой, как Онассис, и не организуете на чартере со своей лодкой новую судоходную компанию. Но зато сможете и заработать, и развлечь себя, в свое удовольствие занимаясь делом, которое нравится.