Вы здесь

Книжка международника. Уникальный учебник для работников ТВ. Ключевые понятия (Н. О. Попов)

Ключевые понятия

БЗ:


БЗ – «без звука». БэЗуху начитывает ведущий уже во время эфира. БЗ – небольшая форма размером в 15—20—30 секунд. По лёгкости она должна напоминать зефир.


!!!В БЗ не бывает синхронов!!!


Мифы о БэЗухах


БЗ, как форму теле-выражения, пламенно любят или же люто ненавидят. Но отказаться от неё нельзя.


Плюсы БЗ:


– экономия времени, так как не надо загодя начитывать.

– оперативность. Если во время эфира одного из главных героев БэЗухи неожиданно убивают, то ведущий бескровно меняет несколько предложений, и БЗ вновь становится актуальной

– страховка от «перелётов». Если вдруг уже во время эфира шеф-редактор понимает, что в силу различных причин он не укладывается в отведенные ему временные рамки, то в таком случае от БэЗухи просто берут и отрезают пару предложений. Потом все в эфирке и студии утирают пот со лба и радуются, что всё пучком.

– «БэЗушечий драйв». Есть мнение, что когда ведущий на эфире вживую начитывает БЗ, то от него исходят мощнейшие энергетические волны, которые подзаряжают всю теле-аудиторию.


Минусы БЗ:


– нужные слова во время начитки могут не попасть на нужную картинку

– ведущего очень пугают длинные БэЗухи, поэтому во время их начитки он часто злится и ошибается

– «БэЗушечего драйва» нет! Это миф! Телезрителям глубоко пофиг вживую идёт эта БэЗуха или в записи.


ВМЗ:


«ВМЗ» расшифровывают как:

– «вместе со звуком»

– «видеомагнитофонная запись»


Но на самом деле международнику должно быть пофиг, что стоит за этими тремя буквами. Главное – суть. ВМЗ – это сюжет. А сюжет, в свою очередь, отличает от БЗ то, что его начитывают до эфира. При этом голос автора в нём разбивается синхронами. Сюжет без синхронов – не сюжет.


СТД:


СТД – «студия». Обычно вместо этих трёх букв журналисты используют эвфемизм «подводка». СТД – это то, что говорит ведущий перед началом БЗ/ВМЗ, он как бы «подводится» к ним.


Плюс СТД в том, что в неё всегда можно запихнуть оперативную информацию.


ЛАЙФ:


Лайф – это мега-прием, призванный оживлять БЗ и ВМЗ.


Если в сюжете есть звуки сочных выстрелов, прикольные скандирования демонстрантов или ещё что-нибудь интенсивно клёвое, то всё это необходимо делать лайфом! То есть дать зрителям послушать живой интершум видео без твоей начитки.


Выглядит лайф вот так:


БЗ


Ведущий в кадре:


Массовые акции протеста в США докатились до Белого Дома.


Началась картинка


((лайф!! 6 секунд!!! люди в белых колпаках с факелами и вилами маршируют на Вашингтон. Воздух сотрясают выкрики «WHITE POWER!» На балконе Белого Дома нервно курит Обама. Рядом с 44ым президентом США лежит разбитый бинокль и кусок мыла))


Ведущий за кадром:


Манифестации вызваны неудачными экономическими реформами, которые провел чернокожий президент…


ВМЗ


Сильные пожары из просто стихийного бедствия превратились в катастрофу планетарного масштаба. Робкие попытки чрезвычайных служб остановить бедствие потерпели фиаско.


((лайф!!! 4 секунды! три пожарных вертолёта вспыхивают в воздухе прямо над горящим лесом! Падают и взрываются!))


Теперь все с ужасом ждут, что будет дальше…


Лайф-стори


«Лайф-стори» – история из жизни конкретных людей. Мощный и популярный приём. Его надо любить и уметь использовать.


Коротко о силе «лайф-стори»:


Если ты напишешь в ВМЗ «дети Африки умирают от голода», то зритель сразу же зазевает и переключит канал. Так как, во-первых, этот печальный факт давно уже не для кого не новость, а, во-вторых, – большинство белых – убежденные расисты, и им глубоко наплевать на то, что негритянским карапузам нечего кушать. Однако, с помощью «лайф-стори» ты сможешь вызвать сочувствие даже в их закостенелых душах. Пишется «лайф-сто» примерно так:


по видео – маленький негритёнок роется в мусоре

по начитке:


Бубумбе Мбаса 6 лет. Последние три недели он питается тем, что найдёт на помойке. ((…))


((СИНХРОН БУБУМБЫ))


«Сегодня мне повезло – я нашёл очень вкусные объедки. Надеюсь, что у меня не будет болеть от них живот».


Рассчитывать Бубумба может только на себя ((…)) Мама Бубумбы умерла от холеры в феврале. ((..)) А отца он не помнит – его убили боевики.


((СНИНХРОН ПРАВОЗАЩИТНИКА))


«Хватит уже говорить, что в Демократической Республике Конго гуманитарная катастрофа. Там не катастрофа! Там – Апокалипсис. Десятки тысяч человек умирают от холеры каждый месяц, а число жертв гражданской войны вообще не поддаётся подсчёту. Не работают больницы, школы. Сегодня только каждый 45ый конголезец младше 10 умеет писать. И это только официальные данные – на самом деле там выросло уже несколько полностью неграмотных поколений».


((…)) Бубумбе повезло больше, чем его сверстникам. ((…)) Всего через несколько дней у него появится новая семья. ((…)) Его усыновила туристка-экстремалка из Норвегии Элин Иверсен ((…))


ПЕРЕГОНЫ:


В 19 из 20 случаев международник пишет сюжет на основе перегонов. Перегон – это видео-файл с каким-нибудь свежим или почти свежим происшествием. Его присылают такие модные организации как APTN, REUTERS, AFP, CNBC и CNN. К каждому перегону прилагается скрипт-расшифровка того, что есть на видео.


В 1 из 20 случаев ты делаешь сюжет полностью на архивной картинке. Это большое искусство. Об этом грандиозном способе обмана телезрителей я расскажу тебе позже.


СЛАЙД-СИНХРОН:


Слайд-снх – это озвученная картинка.


На картинке обычно изображены:


– напечатанный текст (его озвучивает голос за кадром).

– фотография человека, который сказал то, что напечатано на экране и начитано из-за кадра.

– под фоткой или же под текстом – имя и статус человека.


Использовать слайд-синхроны – это вообще не айс, так как телезрители не для того смотрят новости, чтобы их кормили таким ТВ-караоке. Поэтому нужно стараться по возможности обходиться без них.


Слайд-синхроны обычно используют в двух случаях:


клёвая мысль авторитетов


Ты пишешь ВМЗ на тему чего-нибудь. Тебе нужен бэк, тебе нужны интересные подробности. На просторах Интернета ты находишь изречение какого-нибудь статусного дядьки. Он говорит очень красочно, образно, а главное – по интересующему тебя вопросу. Его мысль настолько хороша, что её лучше дословно процитировать в слайд-синхроне, чем пытаться пересказать самому в ходе сюжета. Кроме того, зритель гораздо с больше охотой поверит авторитетам той или иной сферы, чем продажным журналистам.


нет живых синхронов


Иногда есть много видео, фактуры, интересных подробностей, а синхронов нет. Вообще нет. Даже в архиве. В таком случае приходится прибегать к слайд-синхронам.


ШПИГЕЛЬ:


Шпигель – анонс сюжетов. Обычно идёт в начале программы или перед уходом на рекламу.


Главная задача шпигеля – заинтересовать зрителя, заставить его посмотреть программу целиком.


БАНТИК:


Бантик – добрый и смешной сюжет ни о чём.


Обычно шеф-редактора суют банты в самый конец программы. Для позитива.


ХРИПУШКА:


Хрипушка, хрип – запись телефонных откровений очевидцев с места событий.


Не ленись звонить в разные иностранные посольства! Дипломаты наверняка расскажут тебе массу всего интересного… Начальство же проникнется твоей инициативностью и даст тебе ааааагромный бонус!


ЛИНЕЙКА\НЕЛИНЕЙКА:


Все свои ВМЗ\БЗ ты будешь монтировать либо на линейке, либо на нелинейке.


Линейка\пара – два видеомагнитофона, соединённые проводами. В одну дырку вставляешь кассету с начиткой, в другую дырку – кассету с видео.


Линейный монтаж – дело сапёрное. Ошибки и неровности исправлять долго и муторно. Кроме того, с помощью двух магнитофонов никаких спецэффектов ты в свои БЗ/ВМЗ не вставишь.


Нелинейка – компьютер с какой-нибудь программой по монтажу. Сначала вгоняешь видео и начитку в компьютер, а потом монтируешь.


Очень удобно. Всегда всё можно вырезать/вставить/поменять местами /удлинить/замедлить/забыстрить/вставить спецэффекты и т. д. Короче, полный ништяк и счастье.


МИКШЕР:


Микшер – компьютерный спецэффект. Его ставят на стыке двух планов. С помощью эффекта первый план как бы плавно перетекает во второй.


СТЕНД-АП:


Стенд-ап – тот кусок сюжета, когда в кадре появляется говорящий корреспондент.


«ТРЕУГОЛЬНИК ДЖЕФФСА»:


Роджер Джеффс написал гениальную брошюру, которая называется «Треугольник Джеффса». При чём там геометрия я не очень понял, но не суть. Главное, что книжка про телевизор.


Основная мысль Джеффса состоит в том, что все программы по международке – «мультики для взрослых». Людям на самом деле очень сильно всё равно, что происходит где-то там… далеко-далеко. Поэтому, чтобы твои сюжеты западали зрителям в самую душу, надо делать из них шоу.


В маленькой книжке Джеффса до кучи правильных рекомендаций. Поэтому на последующих страницах я буду на него регулярно ссылаться.