Ключевые понятия
БЗ:
БЗ – «без звука». БэЗуху начитывает ведущий уже во время эфира. БЗ – небольшая форма размером в 15—20—30 секунд. По лёгкости она должна напоминать зефир.
!!!В БЗ не бывает синхронов!!!
Мифы о БэЗухах
БЗ, как форму теле-выражения, пламенно любят или же люто ненавидят. Но отказаться от неё нельзя.
Плюсы БЗ:
– экономия времени, так как не надо загодя начитывать.
– оперативность. Если во время эфира одного из главных героев БэЗухи неожиданно убивают, то ведущий бескровно меняет несколько предложений, и БЗ вновь становится актуальной
– страховка от «перелётов». Если вдруг уже во время эфира шеф-редактор понимает, что в силу различных причин он не укладывается в отведенные ему временные рамки, то в таком случае от БэЗухи просто берут и отрезают пару предложений. Потом все в эфирке и студии утирают пот со лба и радуются, что всё пучком.
– «БэЗушечий драйв». Есть мнение, что когда ведущий на эфире вживую начитывает БЗ, то от него исходят мощнейшие энергетические волны, которые подзаряжают всю теле-аудиторию.
Минусы БЗ:
– нужные слова во время начитки могут не попасть на нужную картинку
– ведущего очень пугают длинные БэЗухи, поэтому во время их начитки он часто злится и ошибается
– «БэЗушечего драйва» нет! Это миф! Телезрителям глубоко пофиг вживую идёт эта БэЗуха или в записи.
ВМЗ:
«ВМЗ» расшифровывают как:
– «вместе со звуком»
– «видеомагнитофонная запись»
Но на самом деле международнику должно быть пофиг, что стоит за этими тремя буквами. Главное – суть. ВМЗ – это сюжет. А сюжет, в свою очередь, отличает от БЗ то, что его начитывают до эфира. При этом голос автора в нём разбивается синхронами. Сюжет без синхронов – не сюжет.
СТД:
СТД – «студия». Обычно вместо этих трёх букв журналисты используют эвфемизм «подводка». СТД – это то, что говорит ведущий перед началом БЗ/ВМЗ, он как бы «подводится» к ним.
Плюс СТД в том, что в неё всегда можно запихнуть оперативную информацию.
ЛАЙФ:
Лайф – это мега-прием, призванный оживлять БЗ и ВМЗ.
Если в сюжете есть звуки сочных выстрелов, прикольные скандирования демонстрантов или ещё что-нибудь интенсивно клёвое, то всё это необходимо делать лайфом! То есть дать зрителям послушать живой интершум видео без твоей начитки.
Выглядит лайф вот так:
БЗ
Ведущий в кадре:
Массовые акции протеста в США докатились до Белого Дома.
Началась картинка
((лайф!! 6 секунд!!! люди в белых колпаках с факелами и вилами маршируют на Вашингтон. Воздух сотрясают выкрики «WHITE POWER!» На балконе Белого Дома нервно курит Обама. Рядом с 44ым президентом США лежит разбитый бинокль и кусок мыла))
Ведущий за кадром:
Манифестации вызваны неудачными экономическими реформами, которые провел чернокожий президент…
ВМЗ
Сильные пожары из просто стихийного бедствия превратились в катастрофу планетарного масштаба. Робкие попытки чрезвычайных служб остановить бедствие потерпели фиаско.
((лайф!!! 4 секунды! три пожарных вертолёта вспыхивают в воздухе прямо над горящим лесом! Падают и взрываются!))
Теперь все с ужасом ждут, что будет дальше…
Лайф-стори
«Лайф-стори» – история из жизни конкретных людей. Мощный и популярный приём. Его надо любить и уметь использовать.
Коротко о силе «лайф-стори»:
Если ты напишешь в ВМЗ «дети Африки умирают от голода», то зритель сразу же зазевает и переключит канал. Так как, во-первых, этот печальный факт давно уже не для кого не новость, а, во-вторых, – большинство белых – убежденные расисты, и им глубоко наплевать на то, что негритянским карапузам нечего кушать. Однако, с помощью «лайф-стори» ты сможешь вызвать сочувствие даже в их закостенелых душах. Пишется «лайф-сто» примерно так:
по видео – маленький негритёнок роется в мусоре
по начитке:
Бубумбе Мбаса 6 лет. Последние три недели он питается тем, что найдёт на помойке. ((…))
((СИНХРОН БУБУМБЫ))
«Сегодня мне повезло – я нашёл очень вкусные объедки. Надеюсь, что у меня не будет болеть от них живот».
Рассчитывать Бубумба может только на себя ((…)) Мама Бубумбы умерла от холеры в феврале. ((..)) А отца он не помнит – его убили боевики.
((СНИНХРОН ПРАВОЗАЩИТНИКА))
«Хватит уже говорить, что в Демократической Республике Конго гуманитарная катастрофа. Там не катастрофа! Там – Апокалипсис. Десятки тысяч человек умирают от холеры каждый месяц, а число жертв гражданской войны вообще не поддаётся подсчёту. Не работают больницы, школы. Сегодня только каждый 45ый конголезец младше 10 умеет писать. И это только официальные данные – на самом деле там выросло уже несколько полностью неграмотных поколений».
((…)) Бубумбе повезло больше, чем его сверстникам. ((…)) Всего через несколько дней у него появится новая семья. ((…)) Его усыновила туристка-экстремалка из Норвегии Элин Иверсен ((…))
ПЕРЕГОНЫ:
В 19 из 20 случаев международник пишет сюжет на основе перегонов. Перегон – это видео-файл с каким-нибудь свежим или почти свежим происшествием. Его присылают такие модные организации как APTN, REUTERS, AFP, CNBC и CNN. К каждому перегону прилагается скрипт-расшифровка того, что есть на видео.
В 1 из 20 случаев ты делаешь сюжет полностью на архивной картинке. Это большое искусство. Об этом грандиозном способе обмана телезрителей я расскажу тебе позже.
СЛАЙД-СИНХРОН:
Слайд-снх – это озвученная картинка.
На картинке обычно изображены:
– напечатанный текст (его озвучивает голос за кадром).
– фотография человека, который сказал то, что напечатано на экране и начитано из-за кадра.
– под фоткой или же под текстом – имя и статус человека.
Использовать слайд-синхроны – это вообще не айс, так как телезрители не для того смотрят новости, чтобы их кормили таким ТВ-караоке. Поэтому нужно стараться по возможности обходиться без них.
Слайд-синхроны обычно используют в двух случаях:
– клёвая мысль авторитетов
Ты пишешь ВМЗ на тему чего-нибудь. Тебе нужен бэк, тебе нужны интересные подробности. На просторах Интернета ты находишь изречение какого-нибудь статусного дядьки. Он говорит очень красочно, образно, а главное – по интересующему тебя вопросу. Его мысль настолько хороша, что её лучше дословно процитировать в слайд-синхроне, чем пытаться пересказать самому в ходе сюжета. Кроме того, зритель гораздо с больше охотой поверит авторитетам той или иной сферы, чем продажным журналистам.
– нет живых синхронов
Иногда есть много видео, фактуры, интересных подробностей, а синхронов нет. Вообще нет. Даже в архиве. В таком случае приходится прибегать к слайд-синхронам.
ШПИГЕЛЬ:
Шпигель – анонс сюжетов. Обычно идёт в начале программы или перед уходом на рекламу.
Главная задача шпигеля – заинтересовать зрителя, заставить его посмотреть программу целиком.
БАНТИК:
Бантик – добрый и смешной сюжет ни о чём.
Обычно шеф-редактора суют банты в самый конец программы. Для позитива.
ХРИПУШКА:
Хрипушка, хрип – запись телефонных откровений очевидцев с места событий.
Не ленись звонить в разные иностранные посольства! Дипломаты наверняка расскажут тебе массу всего интересного… Начальство же проникнется твоей инициативностью и даст тебе ааааагромный бонус!
ЛИНЕЙКА\НЕЛИНЕЙКА:
Все свои ВМЗ\БЗ ты будешь монтировать либо на линейке, либо на нелинейке.
Линейка\пара – два видеомагнитофона, соединённые проводами. В одну дырку вставляешь кассету с начиткой, в другую дырку – кассету с видео.
Линейный монтаж – дело сапёрное. Ошибки и неровности исправлять долго и муторно. Кроме того, с помощью двух магнитофонов никаких спецэффектов ты в свои БЗ/ВМЗ не вставишь.
Нелинейка – компьютер с какой-нибудь программой по монтажу. Сначала вгоняешь видео и начитку в компьютер, а потом монтируешь.
Очень удобно. Всегда всё можно вырезать/вставить/поменять местами /удлинить/замедлить/забыстрить/вставить спецэффекты и т. д. Короче, полный ништяк и счастье.
МИКШЕР:
Микшер – компьютерный спецэффект. Его ставят на стыке двух планов. С помощью эффекта первый план как бы плавно перетекает во второй.
СТЕНД-АП:
Стенд-ап – тот кусок сюжета, когда в кадре появляется говорящий корреспондент.
«ТРЕУГОЛЬНИК ДЖЕФФСА»:
Роджер Джеффс написал гениальную брошюру, которая называется «Треугольник Джеффса». При чём там геометрия я не очень понял, но не суть. Главное, что книжка про телевизор.
Основная мысль Джеффса состоит в том, что все программы по международке – «мультики для взрослых». Людям на самом деле очень сильно всё равно, что происходит где-то там… далеко-далеко. Поэтому, чтобы твои сюжеты западали зрителям в самую душу, надо делать из них шоу.
В маленькой книжке Джеффса до кучи правильных рекомендаций. Поэтому на последующих страницах я буду на него регулярно ссылаться.