2. Книга Неемии
Глава 1
1 Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. (Неемия – «которого утешает Иегова». Хаслев (или кислев) – девятый месяц священного еврейского года и третий – гражданского, соответствующий второй половине ноября и первой половине декабря. Сузы – древняя столица Элама, около 640 г. до н.э. город разрушен ассирийцами, после завоевания Элама персами в середине VI века до н.э., Сузы сделались зимней резиденцией персидских царей из династии Ахеменидов).
2 И пришёл Ханани, один из братьев моих, он и [несколько] человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме. (Существовала связь между Иудеей и Сузами).
3 И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, [находятся] там, в стране [своей], в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнём. (Информация о том, что Иерусалим разрушен, оставшиеся иудеи находятся в бедственном положении).
4 Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным (Все проблемы будто бы решаемы «богом небесным»).
5 и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои! (Все проблемы будто бы решаемы «богом небесным»).
6 Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили – и я и дом отца моего. (Бог-де имеет уши и очи, как человек, может слышать и видеть своих молящихся рабов, которые беспрестанно грешат и нарушают завет с богом – от этого, мол, все и бедствия).
7 Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему. (Бог-де дал установки, однако грешные люди их постоянно нарушали, от этого, мол, все и бедствия евреев).
8 Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: [если] вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам; (Бог, как человек, угрожал, если, мол, будете вести себя неправильно, то я вас рассею. Любые свои действия и (или) бездействия древний человек связывал с ответной реакцией господина бога, который постоянно будто бы контролировал людей, только так древний человек мог объяснить все события на земле).
9 [когда] же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё. (По правилу талиона – если же будете послушны, то и я вам-де отплачу той же монетой, полная аналогия с земной жизнью).
10 Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною. (Постоянное указание на то, что люди – рабы бога, то есть жрецов-священников, а бог-де, имеющий также и руку и силу вновь продемонстрирует своё могущество, такая трактовка очень выгодна священникам-жрецам, главное для них – постоянный прокорм и вечное оболванивание населения, что, мол, всё зависит от бога, а мы-де его представители).
11 Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твоё внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя. (Просьба к богу, полная аналогия просьбы раба к своему рабовладельцу. Неемия занимал выгодною и доходную должность виночерпия у царя, должность кравчего – почётная должность, кравчий служил царю за столом, в данном случае ведал налитием вина).
Глава 2
1 В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, [было] перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. (Нисан – месяц цветов, соответствующий концу марта – началу апреля, годы правления персидского царя Артаксеркса I: 464 – 423 гг. до н.э.; Кир II Великий: около 550—530 гг. до н.э., в качестве мидийско-персидского царя; Дарий I: 522—486 гг. до н. э. Однако Лео Таксиль в «Забавной Библии», с. 395, утверждает, что ««Согласно фантастической библейской хронологии, горестное положение евреев было смягчено во время царствования Ассуира, будто бы отца Дария. (Не забудем, что Дарий был сыном персидского владетеля Гистаспа, никогда нигде не царствовавшего.) Евреям в плену должно было быть хорошо также и во времена царствования Дария, назначившего своим первым министром еврея Даниила, подобно тому как Ассуир (Артаксеркс) назначил Мардохея. Однако Библия, как мы видели в Книге Даниила, помещает царствование Кира после царствования Дария. В Книге Ездры за Киром следует Ассуир, затем Артаксеркс, а затем вновь Дарий. Этот порядок наследования соответствует истории не больше, чем другие библейские указания. Кроме всего этого, Ездра и Неемия, два пророка, на которых опирается церковь для приведения точных обстоятельств возвращения евреев в Иерусалим, противоречат друг другу. Ездра говорит, что Кир в первый же год своего царствования разрешил сынам израилевым свободно возвращаться в Иудею и в специальном эдикте объявил, что бог велел ему отстроить иерусалимский храм. Евреи возвращаются на свою родину под предводительством Зоровавеля. Постройка была прервана во время царствования Ассуира и Артаксеркса вследствие противодействия разных других народов, которые во время отсутствия евреев поселились в их стране. Наконец, с воцарением Дария вражда эта прекратилась, и храм был закончен на шестой год царствования Дария. Неемия же говорит, что не Кир, а Артаксеркс в двадцатый год своего пребывания на престоле разрешил евреям возвратиться в Иерусалим и воздвигнуть город из развалин, причем Зоровавель был во главе освобожденного народа. Препятствия, чинимые пришельцами, расселившимися на «земле обетованной», были победоносно преодолены евреями, работавшими с лопатой в одной руке и мечом в другой. Наконец, «священный» автор повествует о путешествии, которое он совершил в Вавилон в эпоху, когда заканчивалась постройка храма, в тридцать второй год царствования Артаксеркса. Но Ездра утверждает, что Неемия сопровождал Зоровавеля во время возвращения в Иудею при царе Кире и говорит, что было еще и второе возвращение, при Артаксерксе, но в седьмой год его царствования, а не в двадцатый. Он прибавляет также, что именно он, Ездра, на сей раз вел своих соплеменников. Попробуйте установить правду и выпутать ее из сети вопиющих противоречий!»).
2 Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался (Царь печалится о своём виночерпии).
3 и сказал царю: да живёт царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнём! (Виночерпий рассказывает о разрушенном Иерусалиме).
4 И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному (Беседа с персидским царём. В 446 г. Неемия испросил от царя Артаксеркса I назначения на пост наместника в Иудею).
5 и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, [где] гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. (Неемия просит царя отослать его в Иерусалим для обустройства города).
6 И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. (В беседу вступает и царица).
7 И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи, (Неемия просит о рекомендательных письмах для персидских руководителей сатрапий).
8 и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме [Божием], и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною. (Неемия просит о строительном лесе для ворот крепости, для городской стены, для дома, где он будет жить и для восстановления Иерусалимского храма, это, мол, всё ему помог еврейский бог).
9 И пришёл я к заречным областеначальникам и отдал им царские письма. Послал же со мною царь воинских начальников со всадниками. (Рекомендательные письма получены, кроме того Неемия получил охрану).
10 Когда услышал [сие] Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, то им было весьма досадно, что пришёл человек заботиться о благе сынов Израилевых. (Не все были довольны поездкой Неемии).
11 И пришёл я в Иерусалим. И пробыв там три дня, (Неемия пробыл в Иерусалиме 3 дня).
12 встал я ночью с немногими людьми, [бывшими] при мне, и никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима; животного же не было со мною никакого, кроме того, на котором я ехал. (Осмотр Иерусалима произведён ночью, «Бог вложил» – то есть «подсказали» иудейские жрецы).
13 И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожжённые огнём. (Осмотр Иерусалима произведён ночью).
14 И подъехал я к воротам Источника и к царскому водоёму, но [там] не было места пройти животному, которое было подо мною, – (Осмотр Иерусалима произведён ночью).
15 и я поднялся назад по лощине ночью и осматривал стену, и проехав [опять] воротами Долины, возвратился. (Осмотр Иерусалима произведён ночью).
16 И начальствующие не знали, куда я ходил и что я делаю: ни Иудеям, ни священникам, ни знатнейшим, ни начальствующим, ни прочим производителям работ я дотоле ничего не открывал. (Осмотр Иерусалима произведён ночью и тайно).
17 И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнём; пойдём, построим стену Иерусалима, и не будем впредь [в таком] уничижении. (Неемия предлагает восстановить стены Иерусалима).
18 И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, – и укрепили руки свои на благое [дело]. (Когда дело подкреплено «божественной» и царской поддержкой, разумеется, оно будет спориться).
19 Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя? (Не все хотят восстановления Иерусалима).
20 Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме. (Ссылка на поддержку «бога небесного», на самом деле это выгодно тем, кто будет здесь проживать, особенно священникам Яхве).
Глава 3
1 И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела. (Построены Овечьи ворота – овца «священное» животное).
2 И подле него строили Иерихонцы, а подле них строил Закхур, сын Имрия. (Перечисление участников восстановления).
3 Ворота Рыбные строили уроженцы Сенаи: они покрыли их, и вставили двери их, замки их и засовы их. (Построены Рыбные ворота – через них, по-видимому, приезжали рыбаки с рыбой).
4 Подле них чинил [стену] Меремоф, сын Урии, сын Гаккоца; подле них чинил Мешуллам, сын Берехии, сын Мешизабела; подле них чинил Садок, сын Бааны; (Починка стен города).
5 подле них чинили Фекойцы; впрочем знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего. (Знать работать не хотела).
6 Старые ворота чинили Иоиада, сын Пасеаха, и Мешуллам, сын Бесодии: они покрыли их и вставили двери их, и замки их и засовы их. (Починка старых ворот).
7 Подле них чинил Мелатия Гаваонитянин, и Иадон из Меронофа, с жителями Гаваона и Мицфы, подвластными заречному областеначальнику. (Перечисление участников восстановления).
8 Подле него чинил Уззиил, сын Харгаии, серебряник, а подле него чинил Ханания, сын Гараккахима. И восстановили Иерусалим до стены широкой. (Перечисление участников восстановления).
9 Подле них чинил Рефаия, сын Хура, начальник полуокруга Иерусалимского. (Перечисление участников восстановления).
10 Подле них и против дома своего чинил Иедаия, сын Харумафа, а подле него чинил Хаттуш, сын Хашавнии. (Перечисление участников восстановления).
11 На втором участке чинил Малхия, сын Харима, и Хашшув, сын Пахаф-Моава; [они же чинили] и башню Печную. (Перечисление участников восстановления).
12 Подле них чинил Шаллум, сын Галлохеша, начальник полуокруга Иерусалимского, он и дочери его. (Перечисление участников восстановления).
13 Ворота Долины чинил Ханун и жители Заноаха: они построили их, и вставили двери их, замки их и засовы их, и [ещё чинили] они тысячу локтей стены до ворот Навозных. (Перечисление участников восстановления).
14 А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их. (Перечисление участников восстановления).
15 Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, – [он же чинил] стену у водоёма Сёлах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. (Перечисление участников восстановления).
16 За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых. (Перечисление участников восстановления).
17 За ним чинили левиты: Рехум, сын Вания; подле него чинил Хашавия, начальник полуокруга Кеильского, за свой округ. (Перечисление участников восстановления).
18 За ним чинили братья их: Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга. (Перечисление участников восстановления).
19 А подле него чинил Езер, сын Иисуса, начальник Мицфы, на втором участке, напротив всхода к оружейне на углу. (Перечисление участников восстановления).
20 За ним ревностно чинил Варух, сын Забвая, на втором участке, от угла до дверей дома Елияшива, великого священника. (Перечисление участников восстановления).
21 За ним чинил Меремоф, сын Урии, сын Гаккоца, на втором участке, от дверей дома Елияшивова до конца дома Елияшивова. (Перечисление участников восстановления).
22 За ним чинили священники из окрестностей. (Перечисление участников восстановления).
23 За ними чинил Вениамин и Хашшув, против дома своего; за ними чинил Азария, сын Маасеи, сын Анании, возле дома своего. (Перечисление участников восстановления).
24 За ним чинил Биннуй, сын Хенадада, на втором участке, от дома Азарии до угла и поворота. (Перечисление участников восстановления).
25 [За ним] Фалал, сын Узая, напротив угла и башни, выступающей от верхнего дома царского, которая у двора темничного. За ним Федаия, сын Пароша. (Перечисление участников восстановления).
26 Нефинеи же, [которые] жили в Офеле, [починили] напротив Водяных ворот к востоку и до выступающей башни. (Перечисление участников восстановления).
27 За ними чинили Фекойцы, на втором участке, от [места] напротив большой выступающей башни до стены Офела. (Перечисление участников восстановления).
28 Далее ворот Конских чинили священники, каждый против своего дома. (Перечисление участников восстановления).
29 За ними чинил Садок, сын Иммера, против своего дома, а за ним чинил Шемаия, сын Шехании, сторож восточных ворот. (Перечисление участников восстановления).
30 За ним чинил Ханания, сын Шелемии, и Ханун, шестой сын Цалафа, на втором участке. За ним чинил Мешуллам, сын Берехии, против комнаты своей. (Перечисление участников восстановления).
31 За ним чинил Малхия, сын Гацорфия, до дома нефинеев и торговцев, против ворот Гаммифкад и до угольного жилья. (Перечисление участников восстановления, нефинеи – от евр. «нетиним», – «подаренные», работники при храме, которые исполняли тяжёлую, грязную работу).
32 А между угольным жильём до ворот Овечьих чинили серебряники и торговцы. (Перечисление участников восстановления).
Глава 4
1 Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями; (Не все хотели восстановления Иерусалима).
2 и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные? (Не все хотели восстановления Иерусалима).
3 А Товия Аммонитянин, [бывший] подле него, сказал: пусть их строят; пойдёт лисица, и разрушит их каменную стену. (Лисица как символ слабости каменных стен).
4 Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения; (Обращение к богу, который как человек может слышать).
5 и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицем Твоим, потому что они огорчили строящих! (Обращение к богу, который как человек может слышать).
6 Мы однако же строили стену, и сложена была вся стена до половины её. И у народа доставало усердия работать. (Стены Иерусалима постепенно восстанавливались).
7 Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. (Не все хотели восстановления Иерусалима).
8 И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его. (Сбор недовольных восстановлением Иерусалима).
9 И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днём и ночью, для спасения от них. (Подготовка к обороне восстанавливаемого Иерусалима).
10 Но Иудеи сказали: ослабела сила у носильщиков, а мусору много; мы не в состоянии строить стену. (Иудеи не готовы к обороне).
11 А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как [вдруг] мы войдём в средину их и перебьём их, и остановим дело. (Подготовка к нападению со стороны противников восстановления Иерусалима).
12 Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас: (Иудеи информировали строителей).
13 тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ по-племенно с мечами их, с копьями их и луками их. (Подготовка к обороне восстанавливаемого Иерусалима).
14 И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жён своих и за домы свои. (Подготовка к обороне восстанавливаемого Иерусалима).
15 Когда услышали неприятели наши, что нам известно [намерение] [их], тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу. (Неприятели разбежались, испугавшись демонстрации дружной обороны).
16 С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а [другая] половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие [находились] позади всего дома Иудина. (Часть людей работала, часть их охраняла, начальники находились в тылу).
17 Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали [на них], одною рукою производили работу, а другою держали копьё. (Строители были и воины и строители).
18 Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и [так] они строили. Возле меня находился трубач. (Строители были и воины и строители, трубач необходим для того, чтобы в случае опасности протрубить сбор).
19 И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга; (Обращение к знати и начальникам).
20 поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас. (Как же без упоминания бога – на самом деле это просто военная хитрость).
21 Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звёзд. (Строители были и воины и строители).
22 Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, – и будут они у нас ночью на страже, а днём на работе. (Рабы использовались и как сторожа, и как строители).
23 И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода. (Строители были и воины и строители).
Глава 5
1 И сделался большой ропот в народе и у жён его на братьев своих Иудеев. (Деятельность Неемии, посланного в Иерусалим царем Артаксерксом I в качестве наместника, тесно связана с реформами Ездры. После возвращения на родину Неемия заселил Иерусалим и приступил к строительству городских стен, чтобы защитить жителей города от внешних врагов. И на этот раз самаритяне попытались помешать строительству городских стен. Неемия провел немало социальных преобразований, направленных на то, чтобы пребывавшие в нищете не впали в отчаяние, а занимались созидательным трудом).
2 Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить. (В Иудее Ездра застал сложную обстановку. Страна в течение нескольких лет сильно страдала от засухи и неурожаев, и тяжелее всего, конечно, это ударило по крестьянству. Возникло недовольство и среди иудеев).
3 Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. (Возникло недовольство и среди иудеев).
4 Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю [под залог] полей наших и виноградников наших; (Возникло недовольство и среди иудеев).
5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других. (Возникло недовольство и среди иудеев).
6 Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился. (Неемия в гневе по поводу недовольства среди иудеев).
7 Сердце моё возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берёте лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание (Знать, как всегда, махинировала, в том числе и в отношении «братьев своих» иудеев).
8 и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаёте братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа. (Иудей продавал иудея за долги).
9 И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? (Все другие народы – неиудеи признаны врагами).
10 И я также, братья мои и [служащие] при мне давали им в заём и серебро и хлеб: оставим им долг сей. (Предлагается забыть о долгах иудеев).
11 Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их. (Предлагается вернуть всё заложенное имущество).
12 И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают. (Клятва означала, что священники не обманут).
13 И вытряхнул я [одежду] мою и сказал: так пусть вытряхнет Бог всякого человека, который не сдержит слова сего, из дома его и из имения его, и так да будет у него вытрясено и пусто! И сказало всё собрание: аминь. И прославили Бога; и народ выполнил слово сие. (Встряхивание одежды означало установку внушения, что, если кто нарушат клятву, то тот поплатится).
14 Ещё: с того дня, как определён я был областеначальником их в земле Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года царя Артаксеркса, в продолжение двенадцати лет я и братья мои не ели хлеба областеначальнического. (Отказ от кормления в качестве начальника области – сатрапии).
15 А прежние областеначальники, которые [были] до меня, отягощали народ и брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их господствовали над народом. Я же не делал так по страху Божию. (Прежние начальники области «брали» хорошо, даже и их слуги брали взятки. Только, мол, страх божий может сдержать от взяток).
16 При этом работы на стене сей я поддерживал; и полей мы не закупали, и все слуги мои собирались туда на работу. (Работы по возведению стен Иерусалима продолжались, поля не выкупались).
17 Иудеев и начальствующих по сто пятидесяти человек [бывало] за столом у меня, кроме приходивших к нам из окрестных народов. (На работах участвовали не только иудеи, но и представители других народов).
18 И [вот] что было приготовляемо на один день: один бык, шесть отборных овец и птицы приготовлялись у меня; и в десять дней [издерживалось] множество всякого вина. И при [всём] том, хлеба областеначальнического я не требовал, так как тяжёлая служба [лежала] на народе сём. (Питание рабочих составляли быки, овцы, птицы и вино. Местное руководство хлеб не поставляло).
19 Помяни, Боже мой, во благо мне всё, что я сделал для народа сего! (То есть бог должен запомнить и сделать во благо, то, что данный человек сделал для иудеев, правило талион: ты – мне, я – тебе, полная аналогия с человеческими взаимоотношениями).
Глава 6
1 Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений – впрочем до того времени я ещё не ставил дверей в ворота, – (Существует группа людей, которые являются противниками восстановления стен Иерусалима).
2 тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдёмся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло. (Противники приглашают на встречу).
3 Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошёл к вам. (Неемия не хочет встречаться с противниками восстановления стен).
4 Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же. (Противники приглашали на встречу несколько раз).
5 Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо. (Прислан слуга с письмом).
6 В нём было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царём, по тем же слухам; (Содержание письма основано на слухах, где утверждается, что иудеи задумали отделиться от персов, для этого и восстанавливают стены Иерусалима).
7 и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе. (Пророки выступают в качестве глашатаев, провозглашающие о новом иудейском царе).
8 Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чём ты говоришь; ты выдумал это своим умом. (Неемия опровергает отпадение от Персии).
9 Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои. (Имеются немалые противники иудеев в деле восстановления города).
10 Пришёл я в дом Шемаии, сына Делаии, сына Мегетавелова, и он заперся и сказал: пойдём в дом Божий, внутрь храма, и запрём за собою двери храма, потому что придут убить тебя, и придут убить тебя ночью. (Сообщение о покушении).
Конец ознакомительного фрагмента.