Вы здесь

Книга №12. О Боге. Милосердие (Сан Лайт, 2011)

Милосердие

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Мф. 5:7

Любовь подвигает душу на милосердие, и только любовь придает истинную цену милосердию. Милосердие и любовь неразделимы. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. Милосердие состоит в том, чтобы любить Бога ради Него самого, а своего ближнего – ради Бога.

Дела милосердия, относящиеся к душе: помочь пробудиться спящей душе, помочь расти и защитить душу от соблазнов; поделиться знанием и светом; дать добрый совет; молиться Богу за ближнего; утешить печального. Самая высокая милостыня для ближнего – это утолить духовную жажду познания Истины, насытить духовно алчущего.

Милосердие – знак благодати

Милосердие – это самый легкий способ снискать благодать и осознать, что Бог вездесущ и пронизывает все творение. Он фактически во всем и является всем. Милосердие не должно ограничиваться принадлежностью к социальному сословию, вероисповеданию, экономическому или интеллектуальному уровню. Оно всеобъемлюще, его нельзя ограничить кем-то одним, исключая другого. Это протекающий через всех поток. Милосердие ведет к раскрытию, жестокосердие же – к сужению, закрытости и смерти.

Сердце, пропитанное милосердием, не может допустить насильственных мыслей. Это лицемерие – преклонять колена пред Богом, а потом заставлять людей склоняться перед вами. Бог есть любовь, милосердие, крепость. О дереве судят по его плодам. И лидерам человечества надлежит прийти к этому всеобщему чувству сердечной деятельной любви, не связанному никакими политическими ограничениями. Милосердие – это ключ к вратам, запертым эгоизмом и алчностью. Оно сама природа жизни; милосердие – знамение благодати, проявленной миру «Милосердие – это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу» (Иоанн Златоуст).

Быть вместе – урок прощения

Трудно достичь взаимопонимания по поводу проявлений любви, ведь каждый чувствует ее по-разному, судит о ней, исходя из личного опыта. У разных людей отношения к любви могут быть диаметрально противоположными: у одного – это высокие потребности, у другого – стремление избежать любви любой ценой, третий ее воспевает, у четвертого она вызывает чувство страха, реализующееся в виде мечтаний или постоянной смене партнеров.

Драма влюбленных заключается в том, что любому виду энергии свойственно истощаться. Так проявляется принцип космической экономии, присущий всему живому. Симпатии становятся антипатиями. Свет гаснет, а тепло пропадает. С какого-то момента привычные удовольствия начинают раздражать. Чтобы избежать печали, найдите новое измерение любви. Пусть любовь ваша будет дружеской связью, в которой нет того, кто выше, где двое полностью сознают, что они разные, они по-разному думают и, оставаясь со всеми этими различиями, любят друг друга и помогают друг другу на пути роста. Тогда у вас не будет проблем. Когда-то в Японии жил дзэнский ученик, который пришел к своему учителю и сказал, что у него много проблем. Мастер вежливо попросил его положить проблемы ему на ладонь. Ученик не смог, потому что его проблемы были нереальны. Проблемы существуют только в узком плане отождествления.

Милосердие – это принятие

Не пытайтесь создать нечто сверхчеловеческое. Будьте человечным и примите человечность другого со всеми слабостями, которые свойственны людям. Другой совершает ошибки так же, как и вы, – и вам нужно учиться прощать. Быть вместе – это великий урок прощения, сострадания, понимания. Другой – такой же человек, как и вы. Сбросьте бремя обид. Учитесь прощать и получайте от этого наслаждение. В этом живая тайна милосердия.

Некий путник спросил однажды у старца, милосерден ли Бог к совершающим грехи. И старец ответил:

– Скажи мне, если сын твой ошибся, ты выгоняешь его из дому?

Путник ответил:

– Нет. Я вразумляю его и продолжаю любить.

Старец заключил:

– Твое сердце милосердно к своим детям, неужели же Бог не будет милосердным к своим детям?

Бертран Рассел назвал доктрину, будто адский огонь является наказанием за грехи, доктриной жестокости. Он считал, что эта доктрина посеяла в мире жестокость и принесла для многих поколений человеческого рода жестокие муки. Не доктрина посеяла жестокость, а жестосердные люди сконструировали эту доктрину, чтобы оправдать свою жестокость. Человек постоянно проецирует на Бога свои описания мира, свои концепции и страстишки. Говорится в доктрине: «…идите от меня, проклятые, в огонь вечный…» Только представьте, Бог, который есть любовь и создатель миллионов галактик, предаст вечной геенне огненной свое дитя, созданное по образу и подобию, за «беззаконие». Вы, как родитель, только бы пожурили своего ребенка за это. Испокон веков ветхие жестокие люди проецировали на Бога свою мстительность, гневливость, жажду карать и убивать. Затем проецировали свое понимание справедливости. А более зрелые проецируют на Бога свою концепцию избирательной любви. И служат этим проекциям. Проекция – это кумир. И люди веками поклоняются этим кумирам, сотканным из невежества, алчности и мелких страстишек. А безбрежная Реальность созерцает это и приглашает в свой радостный танец. Никого не наказывая, не принуждая, не отталкивая…

Во многих писаниях сначала говорится о пользе милосердия, достоинстве милосердия, о заслугах, которые вы получите в другом мире, если вы милосердны. А в конце говорится: «Но помните, давайте лишь тем, кто достоин». И определяется, какие люди достойны. Определение таково, что достойны только единоверцы, ближние, праведники и т. д. Подспудно звучит: отдавать – хороший бизнес, поскольку они получат намного больше в другой жизни. Нет необходимости ни для кого чувствовать, что «я – дающий», и нет необходимости ни для кого благодарить этого дающего. Это жизнь дает. Благодарите жизнь. Позвольте милосердию жизни проявляться через вас. Делитесь и навсегда забывайте об этом. Дающий должен забыть, принимающий должен забыть. Оба должны быть благодарны жизни, ведь это жизнь дает. По отношению к жизни вы только свидетель.