Вы здесь

Книга удивлений. Путевые заметки о Японии и Китае. Дорога (Дмитрий Финоженок)

Дорога

Маньчжурия

Китай на протяжении всей своей истории воспринимает себя как высокую цивилизацию, окруженную варварами. А Маньчжурия – северный фронтир, дальше которого только снег и смерть. Неудивительно, что главный аттракцион города – поездка к железнодорожному пограничному переходу, границе традиционного мира. Кто-то мечтает увидеть край Земли, кто-то – почувствовать себя прогрессором, перед которым открылся новый мир, кто-то, как Тирион Ланнистер, – почувствовать свое превосходство над одичалыми.

***

Город полон товаров с той стороны: матрешек, шоколада, водки.

***

На многих улицах Маньчжурии нет номеров домов. В качестве адреса зарезервированной нами гостиницы значилось: Вторая улица, рядом с Департаментом внутренних доходов, напротив отделения Unicom.

***

Китайская таможня встретила нас тщательным досмотром всех сумок. Больше всего таможенников интересует пачка бумаги для акварели. Каждый лист осмотрен с двух сторон, некоторые – даже на просвет. Объясняю, что это для рисования. Нехотя пропускают. А у жены изымают одно яблоко.

Поезд «Маньчжурия – Пекин»

Плацкартный вагон: большие окна, три уровня полок: нижние, средние и верхние. Мы – единственные русские в этом вагоне.

***

Мы с детства привыкли, что стук колес поезда звучит как «тада-тада, тада-тада». В Китае выясняется, что так стучат колеса медленного поезда. Разгоняясь, он переходит на «уф-уф-уф», а на приличной скорости слышно только «фырррррррррр».

***

В вагоне туалет и умывальники находятся в разных помещениях. Иду чистить зубы, рядом молодая китаянка стирает свои розовые трусы. В Китае свои представления о границах личного и публичного.

***

Смотрю в окно, из соседнего купе доносится: «А сам я из Ростовской области». Мозг, не слыша родной речи, диагностирует сбой системы, пытается менять алгоритмы распознавания и радуется ложным срабатываниям.

***

Проводница следит за чистотой, в ее обязанности входят регулярный сбор мусора и влажная уборка. Случайно она проливает воду себе на обувь. Не беда. Изящный подъем ноги – и ботинок вытирается о занавеску. Лицо солдата – это его сапоги.

Пекин

Серый, измученный город. Cложные щи пекинцев. Небрежность в одежде. Настороженные взгляды понаехавших. Морально устаревшее метро.

***

На дворе август, а в кафе рядом с гостиницей стоит наряженная искусственная елка: с шариками, гирляндами и большой звездой на верхушке. А если завтра зима, а если завтра мороз?

***

На верхнем этаже Национального музея Китая есть скульптура: бодхисатва верхом на тигре. Тигр не молод, и глаза у него грустные-грустные. То ли ревматизм замучил, то ли рабочий день уже час как закончился, а этот все никак не может насидеться.

***

«В Пекине +33oC, – сообщает прогноз погоды, – но ощущаться это будет как +49oC». «ОК», – говорим мы и идем в арт-район 798. Вечером шагомер показывает 11 км. Почти марафон для нас.

***

Выходим из поезда метро на платформу и озираемся в поисках выхода к вокзалу. Вдалеке огромными буквами написано: «To Beijing Railway Station»1. И шрифтом помельче: «Exit C»2. Подходим, волоча багаж, к этой надписи и обнаруживаем, что она написана на выходе А, а Exit С – в другом конце платформы. Вот ведь тролли!