Вы здесь

Книга (сборник). Музей Востока (У. Б. Кемельбекова, 2016)

Музей Востока

Авенир Степанович доехал до «Пушкинской». Музей по понедельникам был закрыт для посетителей. Совещание назначил на 10 утра. Задумавшись о предстоящем совещании, он ошибся и вышел из метро не на бульвар, а к памятнику Пушкину. Увидел классическую сценку. На фоне Пушкина снимается семейство – вспомнил он Окуджаву. Правда, это было не семейство, а съемочная группа. Явно снимался сюжет для фильма. Пожилая женщина в длинной, до пят черной шубе и в черной меховой шапке стояла перед памятником: бледное лицо и тонкие черты лица напоминали о былой красоте. В руках у неё были букет цветов и черная сумка.

«Она, конечно, не русская», – решил Авенир Степанович. Оказался прав. Услышал, как девушка, видимо, режиссер, сказала:

– Мэри, дорогая, Вы должны положить букет у памятника, только будьте осторожны, не упадите.

Девушка была в дубленке, павлово-посадском платке.

«Она – казашка», – определил Авенир Степанович. И тоже оказался прав, так как женщина в шубе ответила:

– Умут, я хочу положить цветы выше.

Девушка повернулась к мужчинам, стоявшим в метрах трех от нее. У одного на плече была камера, другой, невысокого роста, в дубленке и в валлийской шапочке что-то оживленно ему рассказывал. Авенир Степанович не смог определить, кто он по национальности. Явно не русский, но и не иностранец.

Девушка сказала: – Ян, возьми у Мэри сумку, она ей мешает.

Мужчина в валлийской шапочке быстро направился к памятнику, поскользнулся и упал.

– Ну, вот, – протянула ему руку, помогая подняться. Сама едва удержалась на ногах.

– Осторожней, осторожней! – воскликнул мужчина с камерой.

– А я бы снял всю эту сцену, – весело сказал мужчина, – и вставил бы в фильм.

Он подошел к женщине в шубе, взял у нее сумку, отошел, выходя из кадра.

Девушка стояла рядом с оператором. Что-то ему объясняла.

– Виктор, кассеты надо будет отвезти в студию и оставить в коробке с надписью «Мэри Хобсон в Москве».

Они продолжили съемку…

Авенир Степанович спустился в переход. Вышел на Тверском бульваре.

– Вот ведь, кто-то едет в Москву, возлагает цветы к памятнику Пушкина, кто-то снимает об этом фильм. Интересно, что это за люди? А он? Что может он? Даже не могу своим сотрудницам купить цветы к празднику 8 Марта.

Он все ещё был исполняющим обязанности директора музея Востока. Это состояние неопределенности его угнетало. Предыдущий директор уволился в начале осени прошлого года. Авенир Степанович согласился быть и.о., надеясь, что через месяц-другой станет директором. Но прошла осень, за ней зима, а приказа о назначении не было.

За это время уволились все молодые сотрудники и руководители трех отделов из пяти. Зарплату, если таковой можно было назвать ту смешную сумму, которую они получали, выдавали всего три раза.

«Хоть бы зарплату за январь выдали к празднику», – грустно подумал Авенир Степанович, ведь работать остались в основном женщины-пенсионерки и сотрудницы, которые беззаветно служили искусству.

Музей открывался в 11 часов, но сотрудники приходили кто к 10 часам, а кто к 9. Иногда и раньше, так как работы было много, а сотрудников становилось всё меньше и меньше. «Скоро вообще не останется ни одного. Интересно, кем тогда буду руководить?» Поймал себя на мысли, что он тоже приходит на работу задолго до открытия музея.

Наступал хороший день: прекрасный для первого дня весны. Хотя снег ещё не сошёл, по всему было видно – зима ушла.

Авенир Степанович прибавил шаг, поглядывал по сторонам, замечая признаки наступающей весны.

Проходя мимо скамейки, увидел лежащую на ней книгу. Книга была в мягкой белой обложке с рисунком в центре. Без надписей.

Авенир Степанович остановился. – Кто мог забыть ее? Чтобы читать книгу на скамейке – ещё холодно. А как иначе она здесь оказалась? Если не забыли на скамейке, значит, положили специально?

Подошёл к скамейке. Взял книгу. На обложке – герб Российской империи.

Открыл книгу: стихи! Ни фамилии автора, ни названия книги указано не было. Поискал номер страницы. Внизу стояла цифра 17. – Ага, – догадался он, – нет первых 16 страниц – первой тетрадки, как говорят типографские работники. Это книга с типографским браком, поэтому здесь и оказалась. Кто-то положил, чтобы не выбрасывать. – С любопытством взглянул на текст. Текст не пропечатался целиком. Многие строчки были нечитаемы. Но первая строфа была напечатана ясно. Прочёл.


Читайте неясные книги,

туманы развеются сами

в какой-нибудь творческой лиге,

хранимы, как порох, писцами.


Дальше читались только отдельные строчки


**************************

**************************

**************************

**************************


Читайте! Покуда не поздно,

ищите в отложенных книжках,

***************************

***************************


***************************

***************************

***************************

***************************


Всё это как будто опасно.

Пока рубежи виртуальны,

грядущее видим неясно,

и смыслы его не буквальны.


«Интересно, что это за поэт!», – подумал Авенир Степанович. Он хорошо знал поэзию, включая современную, но таких стихов не встречал. Но если книгу напечатали, значит, есть автор. Надо разыскать – решил он. Положил книгу в портфель. Быстро пошёл дальше.

Дошёл до Большой Никитской. Перешёл на Никитский бульвар.

Сначала вышел на тротуар, но потом вернулся в сквер, к подтаявшему снегу на скамейках. На одной из скамеек заметил книгу. Он точно знал, что это книга в мягкой белой обложке с изображением герба в центре.

«Может, здесь есть первые страницы? Узнал бы имя автора». Книга начиналась с 65 страницы. Но это были не стихи. Он прочел «Упражнение № 1. Коллективное мышление. Рассказ неизвестного мальчика». Текст был четким и ясным, без типографского брака.

Авенир Степанович удивился, но раздумывать не стал, положил книгу в портфель. Не хватало еще опоздать на совещание – должны были обсуждать новую экспозицию в зале Китая.

Сотрудники уже ждали у дверей кабинета.

Рядом с Валентиной Ивановной – руководителем отдела Китая стояла девушка. Авенир Степанович поздоровался со всеми и вопросительно взглянул на Валентину Ивановну. «Это моя внучка Маша: аспирантка Института востоковедения. Будет мне помогать в работе над новой экспозицией, если Вы не возражаете, конечно», – объяснила Валентина Ивановна.

– Конечно, не возражаю. Обсудим её участие после совещания.

Совещание длилось три часа. Он вышел из кабинета в зал со словами:

– Теперь можно и чаю выпить, и познакомиться поближе с Машей.

Слова застыли у него на губах. Авенир Степанович окаменел. Сотрудники удивленно остановились, пытаясь разглядеть, что увидел руководитель.

В комнате несколько секунд висела тишина, прерванная, наконец, возгласами удивления, страха, возмущения и еще какими-то звуками, означающими состояние ужаса от увиденного.

За столом перед горевшей лампой сидела Маша с лупой в руке и какой-то палочкой ковырялась в дьявольском шаре, единственном экземпляре, подаренном Советскому Союзу во времена его дружбы с Китаем.

Маша удивленно смотрела на сотрудников, не понимая их реакции.

Первым пришел в себя Авенир Степанович. Он как можно спокойнее, тихо, чтобы не напугать девушку, произнес:

– Положите, пожалуйста, шар на место в коробку.

– Да, да, Машенька, не волнуйся и не урони, – раздался голос Валентины Ивановны.

Маша вытащила палочку из глубины шара и положила его в коробку. Тут пронеслась вторая буря возгласов, смысл которых уже нельзя было определить.

Авенир Степанович медленно подошел к столу напротив Маши.

– Как Вы могли, как Вы могли так обращаться, – он не находил слов, – с самым ценным экспонатом нашего музея?!

– Но я не увидела имени автора и хотела его найти, – абсолютно спокойно ответила девушка. – И я его прочла. Осталось понять последний иероглиф. А первые пять выглядят так. – И она написала «Джиан». – Думаю, что последний иероглиф – «ю». Джианю – означает «построение вселенной». Это имя автора. – Закончила она в абсолютной тишине.

– Но я никогда не слышала о таком мастере, – подала голос Валентина Ивановна.

– Никто не слышал, – сказал Авенир Степанович, – потому что это, видимо, была его первая вещь, после которой ему дали право подписывать своим именем. Он подписал, но прочесть никто не мог. Пока Маша не пришла к нам работать волонтером, – без улыбки произнес Авенир Степанович.

– Поздравляю Вас с первым научным открытием, – закончил он и пожал ей руку.

– Но почему это первая и последняя вещь? – не поняла Маша.

– Создателей дьявольских шаров казнили, чтобы сохранить тайну шара, – объяснила Валентина Ивановна.

– Вы напишите статью о том, как прочли имя мастера, и мы её обязательно опубликуем, – предложил Авенир Степанович Маше и посмотрел на часы. – Пора обедать, – объявил он. И все направились в издательский отдел, где обычно пили чай и обедали. Каждый приносил из дома еду. Деньги на чай и сахар собирали в складчину.

Когда обед закончился, и все уже беседовали, Авенир Степанович вспомнил о книгах, найденных на скамейках. Сходил за ними в кабинет. Рассказал о своих находках. Заметил, что пока рассматривали одну из книг, передавая ее друг другу, Маша взяла вторую и стала читать.

Первую книгу вернули Авениру Степановичу с комментариями: – Да тут не все страницы! Страницы перепутаны!

– Обычный типографский брак! – последовало общее заключение.

Авенир Степанович посмотрел на Машу.

– А я прочла рассказ и анализ этого рассказа. Текст напечатан четко. Вот, послушайте. Начала читать вслух «Упражнение № 1. Коллективное мышление. Рассказ неизвестного мальчика».

Все приготовились слушать, но зазвонил телефон. Звонили из Института востоковедения: они принимали участие в подготовке новой экспозиции по Китаю и договаривались о встрече.

– За работу, – объявил Авенир Степанович. – Завтра послушаем, – улыбнулся он Маше.

– Завтра не могу. Я готовлю документы для стажировки в Пекинском университете.

– Там конкурс сто человек на место, – с гордостью сказала Валентина Ивановна.

– Желаем успехов! – Авенир Степановичи протянул руку за книгой.

– Можно, я возьму ее себе, – неожиданно попросила Маша, – ведь у Вас уже есть экземпляр.

Авенир Степанович растеряно посмотрел на сотрудников, словно ища у них поддержку Но за всех ответила Валентина Ивановна:

– Подарите ей книгу, Авенир Степанович, скоро ведь 8 Марта, – улыбнулась она. – А у Вас останется второй экземпляр.

– Да я не против, – смутился Авенир Степанович. – Меня заинтриговало упражнение по коллективному мышлению.

– А никакого упражнения нет, – сказала Маша.

– Там рассказ мальчика о том, как он мечтал о велосипеде на день рождения. И ему его подарили.

– И всё? – разочаровано спросил Авенир Степанович.

– Я поняла, что если несколько человек будут думать об одном и том же, то мысль реализуется, – предположила Маша.

– Как несколько человек могут думать об одном и том же? – вступила в разговор секретарша Вика.

– Есть же понятие «единомышленники», – сказала Валентина Ивановна, и грустно добавила. – Правда, мы с Вами навряд ли будем думать об одном и том же, у каждого возраста свои думы.

– Конечно, – охотно согласилась Вика. – Вы вот думаете о новой экспозиции, а я мечтаю о браслете из нашей ювелирной лавки. Видели? Из Индии, черное дерево с яшмой.

Конец ознакомительного фрагмента.