Вы здесь

Книга про Древнюю Русь. Раздел 1. Начало Русского государства (В. Н. Еремин)

Раздел 1. Начало Русского государства

Славяне

Жизнь восточных славян. Художник С. Иванов


Когда точно появился народ славян, наука сказать не может. Известно только, что они некогда отделились от индоевропейской общности племён. Первым о славянах предположительно упомянул в своей «Истории» Геродот (V в. до н. э.). Совершенно точно о них сказано только через тысячу сто лет в VI в. готским историком Иорданом в «Гетике» и византийским историком Прокопием Кессарийским в «Войнах». Оба поведали о славянских народах – венедах, склавинах и антах.

Первоначально венедами древние называли всех славян. Они проживали на огромной территории от реки Вислы до будущих новгородских земель, от моря Балтийского до моря Чёрного. Склавины и анты были венедскими группами племён. Первые обосновались между реками Днестром, Дунаем и Тисой, на землях нынешних Румынии, Молдовы, части Венгрии и части Украины. Анты расселилась между Днестром и Днепром, от верховий этих рек до Чёрного моря, на землях современной Украины.

Ныне наука считает, что венеды представляли северную группу славян, склавины – западную группу, анты – восточную группу. Между собой они ничем не отличались.

В IV в. у антов образовался племенной союз – зачаток государства. Это был союз вождя Божа. Около 375 г. его разгромили готы. Взятых в плен Божа с сыновьями враги распяли. Потом было нашествие гуннов, затем нашествие авар. Так что новый племенной союз выжившие славяне смогли образовать только через двести лет – в VI в.

К тому времени славяне жили общинами (родами), которые состояли из семей – групп близких родственников. Большинство их занимались земледелием и скотоводством. Возделывали пшеницу, просо, рожь, овёс, ячмень. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, кур и уток.

Имелись у славян и профессиональные воины – вои, которые объединялись в дружины, занимавшиеся грабежом соседних народов и захватом рабов. Они же защищали сородичей в случае набегов чужаков. Дружины возглавляли вожди – князья и воеводы. Власть князей была наследственной.


Киев. Памятник-фонтан основателям города на площади Независимости. Скульптор А. Кущ


В союзе племён не было единственного правителя, все вопросы решали либо совет старейшин, либо общее собрание племени – вече, т. е. была демократия.

На совете старейшин антов главенствовали князья племенных дружин. Предположительно в VII в. среди них выделился князь племени полян Кий, который вместе с младшими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью считается основателем Киева – главного города полян. Учёные договорились считать условную смерть легендарного Кия и его братьев временем конца эпохи антов, распада их союза и покорения разрозненных антских племён хазарами.

Геродот

Отец истории Геродот


Древний грек Геродот жил примерно две с половиной тысячи лет тому назад (в V в. до н. э.). Он написал книгу «История». До Геродота «Истории» писали и другие люди, но их книги погибли во времени. «История» Геродота оказалось самой древней исторической книгой, целиком дошедшей до наших времён. Поэтому учёные во всём мире дали Геродоту прозвание Отец истории.

Иордан

Историк готов Иордан


Гот Иордан жил почти полторы тысячи лет тому назад, в VI в. Он написал книгу «О происхождении и деяниях гетов» (краткое название книги – «Гетика»). В «Гетике» впервые рассказано о славянах.

Прокопий Кессарийский

Прокопий Кесарийский


Сириец Прокопий Кесарийский жил тогда же, когда жил Иордан. Он был историком в Византийской империи и написал книги «Истрия войн» и «Тайная история». Он сам был участником многих описанных им событий.

Племя

Племя – это большая группа людей, объединённых общим происхождением, языком, традициями и обычаями. Члены племени обычно верили в одних и тех же богов. Объединялись они прежде всего для совместной защиты от врагов, завоевательных походов и преодоления стихийных бедствий.

Когда мы впервые узнаём о русских

Учёные начинают историю русского народа с июня 860 г. Под этим временем впервые письменно сказано о появлении русов – об их набеге на предместья столицы Византийской империи города Константинополя.


На Руси. Душа народа. Художник М. Нестеров


Призвание варягов

Варяги. Художник В. Васнецов


Любой рассказ о рождении древнего государства носит легендарный характер, т. е. он близок сказке, но придумана эта сказка на основе действительно случившихся событий. Такова и история о рождении Русского государства. Вот уже четвёртое столетие учёные пытаются по крупицам выявить, где в ней правда, а где выдумка, но к единому мнению пока не пришли.

Из «Повести временных лет» летописца Нестора, которая считается у нас главным источником сведений о древнейшей истории русского народа, а также из Иоакимовской (татищевской) летописи исследователи узнали следующее.

К северу от антов, в бассейне озера Ильмень и в верховьях реки Мологи жило славянское племя словен. В первой половине IX в. правил словенами старейшина Гостомысл. У него были четыре сына и три дочери. Сыновья Гостомысла умерли ещё при его жизни, дочерей же он выдал замуж за соседних князей. Однажды старец увидел во сне, как из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями большой город. Разгадав сон, Гостомысл объявил своим наследником сына Умилы.

После кончины старейшины у словен начался великий раздор. Согласно изысканиям археологов, в 860-х – 870-х гг. в тех местах и в самом деле шла ожесточенная междоусобица. Чтобы пресечь кровопролитие, около 862 г. словене отправили послов к сыну Умилы варяжскому князю Рюрику с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Иди княжить и владеть нами».

Рюрик пришёл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он сел править в Ладоге, Синеус – в Белоозере (у истоков реки Шексна), Трувор – в Изборске (ныне село Старый Изборск близ Пскова).

Что случилось в 864 г., неизвестно, но Синеус и Трувор погибли, а их земли перешли под власть Рюрика. На следующий год князь перебрался жить в основанный им город Новгород.

Рюрик умер в 879 г., причём всю жизнь он правил только Северной Русью. В связи с этим в науке существуют две точки зрения на время образования Русского государства. Одни историки утверждают, что оно возникло около 862 г., когда Рюрик принял княжескую власть у словен. Другие историки настаивают на том, что Рюрик является всего лишь основателем первой династии русских правителей – Рюриковичей, а государство было основано в 882 г., когда Олег, регент при малолетнем сыне Рюрика – князе Игоре, завоевал Киев и объединил Северную и Южную Русь.


Шум-гора под Новгородом. Согласно преданию, здесь похоронены Рюрик и 12 его выдающихся воинов


Страна и государство

Запомните, это должен знать каждый человек.

Страной называются земли (они так же называются другим словом – территория) и их население, объединённые одним государством.

Государством называется созданная людьми организация, которая управляет населением страны, создаёт для него законы, заставляет исполнять эти законы, а так же защищает границы управляемой государством страны от других государств. В государстве работает только часть населения страны: это законодатели, судьи, чиновники, полицейские, военнослужащие.

Страна и государство обычно называются одним именем, но никогда не путайте их – они разные.

Иоакимовская (татищевской) летопись

Так называется пропавшая ещё в XVIII в. летопись, которая была написана предположительно новгородским епископом Иоакимом Корсунянином в самом начале XI в. Летопись эту успел прочитать великий русский историк Василий Татищев, который тогда же переписал, а потом опубликовал часть её в своём труде «История Российская». Многие учёные предполагают, что Татищев сам придумал эту летопись и опубликовал отрывки из неё, как из настоящей.

Амлед

За основу сюжета трагедии «Гамлет» великий английский писатель У. Шекспир взял жизнь реального человека – ютландского принца Амледа. Ютландия – земля на севере Дании. Ряд исследователей утверждают, что Амлед был либо дядей, либо внучатым дедушкой русского князя Рюрика (Рорика).


Рюриковичи

Династия Рюриковичей правила на Руси семьсот тридцать лет: с 862 г., когда стал словенским князем варяг Рюрик, и до 7 января 1592 г., когда умер царь Федор Иоаннович.

Вещий Олег

Смерть Аскольда и Дира. Художник Ф. Бруни


Со времён Рюрика главным врагом Новгорода стал Хазарский каганат. Борьба против него привела к объединению Руси и образованию мощного русского государства.

В 882 г. регент князь Олег предпринял поход на Южную Русь, находившуюся в зависимости от Хазарского каганата. Целью его был Киев. Там правили Аскольд и Дир, талантливые полководцы (возможно, варяги), в 866 г. возглавлявшие успешный поход славян на столицу Византийской империи город Константинополь. Напасть на Киев открыто Олег не решился. Он оставил войско в засаде, а сам с Игорем высадился на берег. Аскольд и Дир приветствовали именитых гостей, но неожиданно их окружили вои. Олег воскликнул, указав на Игоря:

– Вы владеете Киевом, но вы не князья и не княжеского рода; я есть княжеский род, а это – сын Рюрика!

Аскольда и Дира убили, и никто из киевлян этому не возмутился – гибель правителей означала конец хазарского ига.

Объединение Южной и Северной Руси под властью одного князя положило начало Древнерусскому государству. Столицей Олег избрал Киев.

– Это будет матерь городов русских! – сказал он.

В Новгороде же был поставлен посадник.

Вскоре Олег подчинил себе крупнейшие антские племена. В первое же лето правления в Киеве он пошёл войной на древлян и обошёлся с ними сурово: «примучил их» и обложил данью – «по чёрной кунице с дыма». Затем были покорены северяне и радимичи. Поскольку оба племени ранее платили дань хазарам, Олег её значительно уменьшил. Отныне Днепр полностью оказался во власти киевского князя.


Щит на вратах Царьграда. Художник Б. Ольшанский


Современные учёные полагают, что Олег вёл провизантийскую политику и успешно воевал с хазарами. Не войной, а разумной политикой добился он в 911 г. выгодного торгового договора с Византией. Но летописи сохранили рассказ о грандиозном военном походе, который начался в 907 г. У русов было около 2000 кораблей, в каждом размещалось по 40 воев. Когда флот приблизился к Царьграду, византийцы закрыли морской подход к городу железными цепями. Тогда Олег велел вытащить корабли на сушу и поставить их на колеса. Подняли паруса, и при попутном ветре воинство подъехало к городу по суше, как по морю. Осаждённые запросили мира. По заключенному договору, они выплатили огромную дань. Отходя от Царьграда, русы прибили к его воротам свои щиты, что символизировало их победу над кичливыми византийцами. За победу над империей Олегу дали в народе прозвище – Вещий, т. е. Мудрый.

Дальнейшая судьба князя Олег весьма туманна. Не известно даже, вернулся ли он в Киев. Согласно преданию, князь Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа его давно умершего боевого коня. Случилось это в 912 г.


Тризна по Вещему Олегу. Художник В. Васнецов


Хазарский каганат

Так называется государство кочевого народа хазар. В древности каганат занимал огромную территорию от реки Днепр до Аральского моря, от середины реки Волги, до Закавказья. Правил хазарами царь – каган.

Регент

Регентом называется временный управитель делами государства при малолетнем или больном правителе.

О смерти Вещего Олега

Вещий Олег у костей своего коня. Художник В. Васнецов


Некоторые исследователи полагают, что князь Олег был отравлен – либо волхвами, либо людьми князя Игоря.

Великий русский поэт Александр Пушкин посвятил истории Вещего Олега замечательное стихотворение. Прочитайте его, а если сумеете – выучите наизусть.

Песнь о Вещем Олеге

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе,

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов:

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся – однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся – да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите:

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? – промолвил Олег, –

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? всё так же ль легок его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Язычество

Идолы. Художник Н. Рерих


Древняя Русь была языческой, т. е. политеистической. Первое название – религиозное, второе – научное, и оба означают «многобожие». В те времена люди жили в тесной связи с природой и наделяли сверхъестественной силой весь окружавший их мир. Божествами объявлялись и различные предметы, и явления природы, и животные.

В «Повести временных лет» назван пантеон высших богов Древней Руси. Их было шесть. Главным признавался бог-громовержец Перун, покровитель воинов. Далее следовали Хорс (бог Солнца), Дажьбог (бог плодородия), Стрибог (бог ветров), Симаргл (бог смерти и небесного огня) и Макошь (богиня судьбы и ремёсел). Макошь обычно сопровождали две весенние богини-рожаницы – Лада и Леля. Поклонялись также Велесу (Волосу) – скотьему богу, он же бог мёртвых, мудрости и магии, и Роду-Святовиту – создателю всего живого и сущего, покровителю человеческого рода.

Язычники обожествляли животных: ужей (олицетворяли дождь), ящера (владыка подземно-подводного мира), лебедей, уточку и др. Особое место в мифологии занимали волшебные птицы с человеческими головами. Самые знаменитые из них: Алконост – птица радости, Сирин – птица печали и Гамаюн – безногая вещая птица-предсказательница, посланница богов.

Богам приносились жертвы – требы. Самой распространённой требой были венок цветов и свежесорванные ветки берёзы. В голодные годы делались человеческие требы – убивали младенцев или старцев.

Общие моления проводились в святилищах – капищах, где стояли деревянные или каменные изображения божеств. Такие моления назывались «событиями» (совместным бытием). Язычники особо почитали дерево дуб, почему капища нередко устраивались в священных дубравах. Самое почитаемое в народе капище находилось на острове Хортица (на Днепре) – там рос огромный священный дуб.


Встреча Вещего Олега с кудесником. Художник В. Васнецов


У язычников имелись свои жрецы – волхвы. Они определяли сроки и места событийных молений, приносили человеческие требы. Люди почитали волхвов как чародеев и вещих провидцев.

Язычеству на Руси посвящены выдающиеся научные исследования, которые желательно прочитать каждому уважающему себя россиянину. Это книга великого русского фольклориста и писателя, составителя знаменитого сборника «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева – «Поэтические воззрения славян на природу», а также двухтомный труд академика Б.А. Рыбакова – «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси». Но эти книги для взрослых, просто знайте, что они есть.


Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. Художник В. Васнецов


Пантеон

Пантеоном называется группа богов, которым поклоняются в одной религии.

О Марене

При погребении покойника славяне-язычники устраивали тризну – боевые состязания, призванные отогнать от домашнего очага богиню смерти Марену (Марину, Кострому, Бабу-Ягу).

Избушка на курьих ножках

Изба смерти. Художник Н. Рерих


Вокруг места погребения знатного человека ставили ограду, за которой устанавливали «столп», т. е. «избушку смерти» – маленький домик на 2-х или 4-х столбиках. В народных сказках «столп» превратился в жилище богини смерти Марены (Бабы-Яги) – избушку на курьих ножках.

Древлянская смута

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник В. Сазонов


Князь Игорь Рюрикович прожил долгую жизнь (ок. 877 – ок. 945). Правителем он был слабым. Как отмечают историки, самым большим его достижением стала женитьба по любви на псковской девице Прекрасе. Князь Олег согласился на этот брак, но велел невесте взять варяжское имя – Ольга.

В дни похода Олега на Царьград Игорь оставался наместником в Киеве, а после его кончины в 912 г. стал независимым правителем. Тогда же против него восстали древлянские князья, чьи земли находились между нынешними городами Ровно, Житомир и Чернобыль. Подавить бунтовщиков удалось с великим трудом.

А в 915 г. на Русь впервые напали печенеги – объединённые племена заволжских кочевников-скотоводов. Война была долгой и неизвестно чем закончилась. Известно только, что Игорь взял себе вторую жену – печенежку, его же наследник Святослав потом всю жизнь равнялся на кочевников.


Казнь князя Игоря. Гравюра Ф. Бруни


В 941 г. и 945 г. Игорь ходил на Царьград, но оба раза вынужденно заключил с византийцами мир и срочно вернулся домой, чтобы подавить бунт древлян. Во второй раз древляне неожиданно напали на лагерь потерявших бдительность киевлян и разгромили их. Игорь бежал, но его конь увяз в болоте, и князь попал в плен. Победители привязали пленника к вершинам двух согнутых берез и отпустили деревья. Выпрямившись, они разорвали князя надвое. «Повесть временных лет» сообщает, будто Игорь пытался второй раз за год собрать с древлян дань, за что и поплатился.


Княгиня Ольга встречает останки князя Игоря. Эскиз художника В. Сурикова


Регентшей при малолетнем Святославе стала княгиня Ольга. Древляне направили в Киев послов с требованием, чтобы Ольга стала женой их князя Мала Нискинича, а Святослав был бы отдан им в рабство. Однако варяги не допустили расправы над княжеской семьей. По приказу Ольги послов либо сожгли, либо живьём закопали в землю. Началась война, которая длилась почти год. Закончилась она победой Киева. Древлянские князья и их семьи стали рабами киевлян.


Месть княгини Ольги. Художник Ф. Бруни


Всё время правления Ольги на Руси был мир. Княгиня повелела поделить всю страну на погосты – административно-хозяйственные территории, с которых стали собирать единую дань. Так были упорядочены финансы государства.

Около 944 г. (по новейшим изысканиям) при императоре Романе I Лакапине или в 955–957 гг. («Повесть временных лет») Ольга побывала в Царьграде, где после крещения приняла имя Елена.


Княгиня Ольга. Крещение. Художник С. Кириллов


Вернувшись домой, в 957 г. она мирно передала власть повзрослевшему сыну Святославу.

Осада Искоростени

Согласно преданию, киевляне осаждали Искоростень почти год. Наконец Ольга потребовала от осаждённых отступное живыми голубями. Получив дань, она приказала привязать к лапкам птиц солому, поджечь её и отпустить голубей на волю. Голуби полетели к родным гнёздам, подожгли город, и древляне сдались на милость победителя.


Сожжение Искоростени княгиней Ольгой. Художник Г. Кондратенко


Святая княгиня Ольга

Первая христианка в великокняжеской семье, св. равноапостольная княгиня Ольга канонизирована русской православной церковью на соборе 1547 г.

Походы Святослава

Предание о Святославе. Художник Б. Ольшанский


Великий князь киевский Святослав Игоревич – прославленный полководец Древней Руси. Если верить летописи, в четырёхлетнем возрасте он вместе с матерью участвовал в осаде древлянской Искоростени. С этого времени Святослав рос князем-воином.

Получив в 957 г. власть от княгини Ольги, он все силы положил на подготовку к военным походам, внутренние же дела страны его мало интересовали. Современники говорили о князе: «Чужой земли ищет, а свою охабив (забросил)».

Великий поход начался в 964 г. Дружина Святослава лесами пробралась на Волгу и Оку к Волжской Болгарии, разгромила её, а заодно покорила племена вятичей. Затем русские спустились по Волге к Итилю – столице Хазарского каганата. В 965 г. произошла генеральная сеча, в которой хазары потерпели сокрушительное поражение, а каган бежал. После такого разгрома Хазария не смогла восстановиться и вскоре прекратила своё существование.

Далее дружина Святослава нанесла тяжкий урон кавказским ясам (предки современных осетин) и касогам (предки нынешних адыгейцев, кабардинцев и черкесов). С этого времени Волга на всём протяжении стала русской рекой.

В 967–968 гг. в союзе с Византией русские воевали против Болгарии за Подунавье. Победы Святослава встревожили императора Никифора Фоку. Он тайно примирился с болгарами, затем подкупил печенегов, которые до того были надёжными союзниками великого князя.


Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. Художник И. Акимов


Летом 968 г. печенеги осадили Киев. Дружины в городе не было. Престарелая Ольга с малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Некому киевлянину удалось выбраться из города и известить Святослава об измене. Великий князь с дружиной поспешили на помощь и разгромили печенегов. Отныне кочевники стали злейшими врагами киевлян.


Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Художник А. Иванов


В 971 г. великий князь разделил страну на три удела и роздал их своим сыновьям: старшему Ярополку – Киев, среднему Олегу – Искоростень, младшему Владимиру – Новгород. Сам же он вновь отправился в Болгарию, чтобы отвоевать там город Переслав и сделать его столицей Руси.

Однако в боях с византийцами Святослав потерял большую часть войска и зимой 972 г. вынужден был вернуться домой. На обратном пути у днепровских порогов он попал в засаду печенегов и погиб.


Последняя битва Святослава. Художник А. Клименко


Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа Святослава чашу-братину. Кочевники верили, что если пить из такой чаши, то слава и мудрость хозяина черепа перейдет к его победителям.

Сыновья Святослава

У язычника Святослава был гарем. Сыновей Ярополка и Олега ему родила печенежская княжна Предслава. Матерью Владимира была рабыня-ключница Малуша, предположительно пленная древлянская княжна из рода Нискиничей.

Неблагодарный сын

Некоторые историки полагают, что Святослав погиб в результате заговора его сына Ярополка и воеводы Свенельда, не пожелавших направить помощь великому князю, хотя пути к нему из Киева было менее одного дня. Летопись о заговоре умалчивает.

Первая междоусобица. Крещение Руси

Смерть Олега, князя древлянского. Художник Т. Шевченко


После гибели Святослава между его сыновьями началась ожесточённая борьба. Великим князем стал Ярополк, который сразу пошёл войной на брата Олега. Последний погиб странным образом – был сброшен в крепостной ров, когда спасался от воев Ярополка. Он стал первой жертвой междоусобицы в великокняжеской семье Рюриковичей.

В 977 г. Ярополк и Владимир посватались к дочери полоцкого князя Рогнеде. Девушка выбрала Ярополка. Дружина Владимира штурмом захватила Полоцк, перебили всю княжескую семью, а Рогнеду победитель взял силой. В 980 г. всеми покинутый Ярополк бежал к печенегам, но был настигнут погоней и убит близ крепости Родень. Владимир стал великим князем киевским.

Годы княжения Владимира Красное Солнышко называют былинными – временами богатырей. Великий князь оказался чрезвычайно воинственным и любвеобильным. Он возглавлял набеги на поляков, вятичей, ятвягов (предки литовцев), радимичей. Жён же и наложниц у Владимира было более восьмисот. Главной женой долгие годы оставалась Рогнеда.

Великий князь жестоко преследовал христиан и даже совершал человеческие жертвоприношения. Однажды в жертву хотели принести христианского мальчика-варяга Иоанна. Его отец Феодор попытался защитить сына, но оба были разорваны толпой. Святые Иоанн и Феодор считаются первыми мучениками за православную веру в истории Древней Руси.


Крещение великого князя Владимира в Корсуни. Художник А. Иванов


В 988 г. киевская дружина пошла войной на византийский город Корсунь (Херсонес). Владимир требовал себе в жёны Анну, сестру византийских императоров. Византийцы опасались воинства Владимира и вынуждены были отдать царевну за язычника. Житийная литература рассказывает, что едва Анна Византийская ступила на корсунский берег, как Владимир ослеп. Невеста убедила жениха, что вернуть ему зрение может только христианское крещение. Владимир согласился и по ходу обряда прозрел. С 988 г. православие – христианство византийского образца – стало государственной религией русского народа. Крещение шло преимущественно силой и сопровождалось разрушением капищ. Владимир разогнал свой гарем, признал Анну единственной женой, а для Рогнеды основал в городе Изяславле монастырь, где она впоследствии и умерла.


Крещение. Художник В. Назарук


В 992 г. началась война с печенегами. Враги сошлись на берегу реки Трубеж и договорились решить спор поединком богатырей. Владимир приказал испытать силу киевлянина Яна Усмаря. Одним рывком богатырь выдрал бок у свирепого быка. В поединке он насмерть задушил могучего печенега, и степняки бежали. По воле Владимира для защиты от печенегов были вырыты знаменитые Змиевы валы и построены несколько крепостей, в их числе Белгород.


Испытание силы Яна Усмаря. Художник Г. Угрюмов


Великий князь Владимир умер 15 июля 1015 г., во время сборов к военному походу против его сына от Рогнеды – Владимира Мономаха.

Житийная литература. Канонизация святых

Житийной литературой называется церковная литература, в которой рассказывается о жизни святых. Святыми называют уже умерших людей, которых особенно чтят за проявленные ими благочестие, праведность, стойкое исповедание веры. Считается, что святые всегда ходатайствую перед Богом за людей, а потому им молятся о помощи. Чтобы человека признали святым, церковные иерархи (главные священники) совершают обряд его канонизации – причисления к лику святых.

Рогнеда и Владимир

Владимир хочет убить Рогнеду. Гравюра Бренда


Около 987 г. Рогнеда решила отомстить Владимиру за убийство её семьи. Ночью, когда все спали, княгиня достала спрятанный кинжал и хотела заколоть мужа. Но князь внезапно проснулся и успел перехватить занесённую над ним руку. Взбешённый Владимир хотел зарубить злодейку мечом, но на шум прибежал их общий сын Изяслав и с мечом в руке заслонил мать от гнева отца. Тогда Владимир сослал обоих в город, который с тех пор стал называться Изяславль.

Анна Византийская

Прибытие царевны Анны Византийской в Корсунь. Художник С. Ефошкин


Анна была единственной сестрой братьев-соправителей императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Она очень не хотела идти замуж за Владимира и все дни перед отъездом плакала и повторяла: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Но после свадьбы князь и княгиня стали жить душа в душу, и Анна помогала мужу крестить Русь. Анна Византийская является матерью первых канонизированных русских князей-мучеников свв. Бориса и Глеба.

Святой Владимир

Св. равноапостольный князь Владимир был канонизирован христианской церковью предположительно во второй половине XIII в. Ему поклоняются и православные, и католики.

Былины

Богатыри. Художник В. Васнецов


Былинами или стàринами называются русские народные эпические песни-сказания. Впервые термин «былина» употребил русский этнограф-фольклорист И.П. Сахаров в сборнике «Песни русского народа» 1839 г. Он воспользовался выражением «по былинам» из «Слова о полку Игореве», что означает «согласно случившемуся».

Учёные определили, что сюжеты былин складывались в IX–XII вв., а окончательно сложились к XIV в. Обычно их изустно рассказывали странники-сказители, отчего одна и та же былина имеет много вариантов изложения.

Первым собрал былины в книгу Кирша Данилов – рукопись его датирована 1768 г. О составителе ничего не известно, кроме того, что поиск былин как народных песен он вел на Урале по заказу заводчика П.А. Демидова.

Всего былинных сюжетов более пятидесяти, хотя некоторые исследователи насчитывают их почти четыреста.

Наука подразделяет былины на циклы.


Пир богатырей у ласкового князя Владимира. Художник А. Рябушкин


Киевский или Владимиров цикл. Это былины о богатырях и о великом князе Владимире. Богатыри делятся на старших и младших. К старшим относятся Святогор, Вольга Святославич, Микула Селянинович и другие – все они олицетворяют стихии природы. Младшими богатырями считаются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие – они пришли в былины из реальной жизни.


Микула Селянинович. Художник А. Рябушкин


Новгородский цикл. Он носит более сказочный характер и повествует о новгородских знаменитостях – купце Садко, лихом молодце Василии Буслаеве и др. Герои цикла в большинстве также имеют исторические прототипы.


Московский цикл иногда включают в общерусский цикл. Эти былины более поздние, рассказывают о временах Ивана Грозного и мало интересуют исследователей.

У героев киевского и новгородского циклов найдены исторические прототипы. Прежде всех это летописный Добрыня Нискинич – воспитатель великого князя Владимира Святославича, затем его воевода и помощник в крещении Руси. Он считается прообразом Добрыни Никитича.


Богатырь (Илья Муромец?). Художник М. Врубель


Преподобный Илья Муромец или Илья Печерский жил в XII в., славился богатырской силой и храбростью. Исследователи полагают, что Илья был смертельно ранен в дни княжеской усобицы 1204 г., пожелал умереть иноком и был пострижен в Печерском монастыре. Мощи святого обретены в Антониевых пещерах, в 1643 г. его канонизировали.

Прототипом Алёши Поповича называют ростовского боярина Александра (Олешу) Поповича. Он тоже славился богатырской силою, но погиб в битве с монголо-татарами на Калке в 1223 г.

Жили в XII в. и прообразы Садко – купец Содко Сытинец (или Сотко Сытиничь) – и Василия Буслаева – новгородский посадник Васка Буславич.

Этнограф-фольклорист

Так называют учёного, который изучает устное народное творчество народа, проживающего в каком-нибудь точно определённом месте – крае, области, районе. Они собирают народные сказки, сказания, прибаутки, песни и т. д.

О Добрыне Нискиниче

Предполагают, что Добрыня Нискинич был древлянским пленником княгини Ольги, братом Малуши-ключницы (матери князя Владимира) и главой славянской партии при киевском великокняжеском дворе.

Об Илье Муромце

Преподобный Илья Муромец является небесным покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и погранслужбы России.