Вы здесь

Книга пророка Иеремии. Наука о Ветхом Завете. Глава 12 (А. Е. Тихомиров)

Глава 12

1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? (Пророк вопрошает Яхве о том, почему беззаконники благоденствуют).

2 Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далёк от сердца их. (Беззаконники благоденствуют, Яхве способствовал их успеху).

3 А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце моё, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. (Иеремия, который всегда в испытаниях, предлагает наказать вероломных беззаконников).

4 Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях – сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей её, ибо они говорят: «Он не увидит, что с нами будет». (Природные явления якобы связаны с «нечестием» её жителей – древнее представление о том, что природа «возмущает» неправильным греховным поведением жителей этой земли. Яхве-де «не увидит»).

5 Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? (Сравнение с пешими человеком и конями).

6 Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. («Натаскивание» пророка в нужном иудейской жреческой знати направлении).

7 Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. («Натаскивание» пророка в нужном иудейской жреческой знати направлении).

8 Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его. («Натаскивание» пророка в нужном иудейской жреческой знати направлении).

9 Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его. («Натаскивание» пророка в нужном иудейской жреческой знати направлении).

10 Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; («Натаскивание» пророка в нужном иудейской жреческой знати направлении).

11 сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу. («Натаскивание» пророка в нужном иудейской жреческой знати направлении).

12 На все горы в пустыне пришли опустошители; ибо меч Господа пожирает [всё] от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти. (Аналогии, аллегории способствовали лучшему «натаскиванию» раба-пророка).

13 Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа. (Аналогии, аллегории способствовали лучшему «натаскиванию» раба-пророка).

14 Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их. (Аналогии, аллегории способствовали лучшему «натаскиванию» раба-пророка).

15 Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его. (Сначала надо хорошенько проучить «избранных», а затем вернуть обратно в лоно «истинной» религии).

16 И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: «жив Господь!», как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. (Сначала надо хорошенько проучить «избранных», а затем вернуть их обратно в лоно «истинной» религии).

17 Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь. (Если уж совсем не исправятся, то «избранных» следует истребить. Вот вам и господин бог, не может справиться со своим «избранным народом»! ).