Вы здесь

Книга примет. I. ПРИМЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (Ксения Разумовская)

I

ПРИМЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Если кто-то за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду. Это как поверье глупо, но как правило житейское – хорошо и полезно.

Не класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что она тогда легко отстает и хлеб в промежутке этом легко плесневеет; кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать; другими словами: не прихотничайте, дети, ешьте сподряд хлеб, каков ни есть.

Кто, не разбирая постов, ест скоромное, у того будет рябая невеста; почитая большим грехом не соблюдать постов, старики выдумали острастку для легкомысленных ребят.

Есть и читать в одно и то же время не годится; память проглотишь; и врачи наши дают наставление, только подкрепляя его более реальными доводами.

Свистеть в комнатах почитается или грехом, или предзнаменованием; вероятно, потому, что в жилом покое, где есть люди, не всякому приятен свист шалуна, который этим многим досаждает; чтобы застращать его, говорят, что от этого дом пустеет.

Через порог не здороваться – поссоришься либо дети немые будут. Невежливость здорованья через порог, не дав гостю войти, противна русскому хлебосольству; почему и придумали острастку.

Нехорошо возвращаться, идучи от людей из дому, когда уже совсем собрался, оделся, простился и ушел, потому что это по-пустому тревожить хозяев; а если что забудешь и воротишься, то значит скоро опять свидеться.

Не заставляй пришивать пуговицы на себе или зашивать платье, которое надето; пришьют тебе память. Это явно выдумка наших хозяек, которым весьма неловко чинить платье на нетерпеливом супруге, если он не хочет раздеться и еще торопит.

Ребенка до шести недель никому не показывать, т. е. не раскрывать и не выносить; ребенка до году не стричь, и притом стричь в великий четверток, раз в год! И многие врачи советуют то же, полагая, что стричь ребенка должно только на весну, а не когда попало.

Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос.

Разбить посуду, стекло во время какого-нибудь пира или празднества, свадьбы, крестин и пр. хорошая примета. Без сомнения, это хорошее поверье сочинено для того, чтобы разбитая рюмка или стакан не нарушили спокойствия и удовольствия хозяйки, а с тем вместе не лишили бы гостей веселого расположения.


В этих поверьях обычай, приличие, взаимные правила житейской вежливости соединяются в суеверии; оно заставляет народ исполнять то, что другими способами трудно было бы завести.

Существуют поверья, основанные на опыте, на замечаниях, которые при всем том к каждому частному случаю применены быть не могут, потому что в них есть только общий смысл.


Если прядь волос остается непричесанной, это означает предстоящую дорогу.

Если в голове или бороде появится первый раз седой волос, то не вырывай его – это твое счастье.

Перчатку потерять – к несчастью. Зеркало разбить – к худу.

Переворачивать буханку «кверху дном» в России считалось большим грехом, т. к. хлеб – это дар Божий и подобное неуважительное отношение к нему могло повлечь за собой соответствующее наказание Всевышнего. Считается также, что у хлеба есть «голова» – верхняя корочка, поэтому переворачивание его «вниз головой» воспринималось как грубая непристойность.

С разрезанием хлеба связана следующая примета. Так, если человек режет хлеб неровно (один кусок получается местами тонким, а местами утолщениями), жизнь его будет такой же неровной и трудной. И, наоборот, если отрезанный кусок ровен, то жизнь такого человека будет гладкой и спокойной.

Поколе хлеб в печи, не садись на печь, испортится.

Когда солнышко закатилось, новой ковриги не починают, нищета одолеет.

Против сердца две иглы накрест спасают от порчи.

Хмель в сапоге спасает от порчи.

Коса в пороге охраняет от злых людей.

Заставляя (закладывая) избу, кладут под угол деньги для богатства, шерсть для тепла, ладан – для святости.

Не плюй направо – там ангел-хранитель, плюй налево – там диавол.

Если найденная булавка лежит к тебе головой – вспомнил приятель; если острием к тебе – замышляет враг.

Булавку на себя концом не подымай.

Одежда наизнанку – либо пьян, либо бит будешь.

Подол загнулся – к корысти.

Обувать прежде правую ногу – зубы будут болеть.

Левый глаз к слезам свербит, правый – на любого глядеть.

Ресница выпадет – к подарку.

Ладонь горит – кого-нибудь бить.

Правая ладонь чешется к прибыли, левая – к убытку.

Сам себя оплюешь – обнова будет.

Шея чешется либо к пирушке, либо к побоям.

Затылок чешется к печали.

Переносье чешется к покойнику, ноздря – к крестинам, сбоку – к вестям, кончик носа – к вину.

Уши свербят – к новорожденному у знакомых людей.

Лоб свербит – челом бить; с правой стороны – мужчине, с левой – женщине.

Правая бровь чешется – к свиданию с другом, левая – с лицемером.

Правая бровь свербит – будут хвалить, левая – бранить.

Щеки чешутся и горят – к слезам.

Чихнешь в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу – к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, в воскресенье – к гостям.

В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к худым.

У кого ухо горит, про того говорят: правое – правду, левое – ложь.

Усы чешутся – к свиданию, к целованию, к гостинцам, к лакомству.

Губы зудят – к поцелуям.

Споткнуться – кто-то бранью помянул.

Подошвы чешутся – к дороге.

Руки, ноги, голова ломят, пальцы горят, мозоли болят – к ненастью.

Хлеб или ложка за обедом выпадет из рук – гость спешит.

Поперхнулось за обедом – гость спешит.

Если, выходя из дому, зацепишься – скоро опять там быть.

В чужом доме поперхнешься – через год опять там будешь.

В понедельник чихнешь – подарок на неделе.

Язык прикусить – кто-то бранит.

На закате солнца хлебом и деньгами не ссужают.

На закате солнца денег не считать, расчетов не сводить.

В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы.

Руки под голову не клади – память проспишь.

Если на бобовой грядке среди зеленых ростков окажется один белый – в течение года в семье кто-нибудь умрет.

ПОВЕРЬЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВИНОМ

На столе нельзя оставлять пустые бутылки из-под выпитого вина (водки, пива) – иначе стол у хозяев будет пустым (будет мало еды).

Нельзя оставлять в бутылке остатки недопитого вина – это остаются слезы.

Кому достанется последняя капля из бутылки – тот будет богат.


Христианство вытеснило, как веру, остатки язычества, но они нашли приют в поверьях и суевериях.

Нельзя не отнести сюда все суеверные обряды, соединенные с обрядами веры; их много, все пересчитать трудно. Обращаются, например, с молитвою исключительно к тому или другому святому угоднику, полагая, что тогда молитва будет лучше услышана.

Вот несколько примеров.

Молятся от слепоты – Казанской Божьей матери, от глазных болей – Мине Египтянину, Лаврентию архидиакону, Логину сотнику.

От болезней вообще – Богородице «Всех скорбящих Радость», от головной боли – Иоанну Предтече, от зубной боли – св.Антипию, от лихорадки – св.Марою, также Фотинии или Василию Новому.

От грыжи – Артемию, от трудных родов – Богородице Феодоровской или св.Екатерине, если муж возненавидит жену – св.Гурию, Самону и Авиве, о согласии супругов – св.Евангелистам, о здравии младенцев – Богородице Тихвинской, Симеону Богоприимцу, от родимца – св.Никите, от оспы – Конону Саврийскому.

О просвещении разума на грамоту – Косме и Дамиану, на иконное писание – Иоанну Богослову, о сохранении от смерти без покаяния – св.Паисию, об изгнании лукавых духов – св.Нифонту или Марофу, о сохранении целомудрия – Мартимиану, Иоанну многострад., Моисею Угрину, Финаиде, от запоя – Вонифатию, также Моисею Мурину, от потопа и беды на войне и на море – св.Николаю Чудотворцу, от падежа скота – св.Модесту, также Власию, о сохранении скота от зверя – св.Георгию, он же защитник девиц и покровитель сельских работ.