Житие святого Валентина
Наверняка каждый из нас, вспоминая о святом Валентине, рисует перед своим мысленным взором его образ. Однако не многим известно, что история христианства знает не одного святого с таким именем – и все они прославили это имя деяниями на благо своих ближних.
Только в первые века христианства было известно несколько святых Валентинов – и, как минимум, два из них могут претендовать на роль «того самого» Валентина – покровителя влюбленных, которого мы чтим 14 февраля.
Можно много спорить о том, были ли это два разных человека, чьи истории жизни в памяти людей слились в одну, или же это один человек был прославлен своими подвигами в разных областях Римской империи. Однако это не так уж и важно – самое главное, что это имя носили люди, смысл жизни которых был в служении Любви к своим ближним.
История сохранила сведения о римском пресвитере Валентине, который был обезглавлен предположительно в 269 или 270 году. Сохранилось житие и другого святого Валентина – епископа города Интерамны, который сейчас носит название Терни. Церковь чтит и еще одного мученика с этим именем, совершившего свои подвиги в Африке, бывшей в те далекие времена провинцией Рима.
Если обратиться к ранним спискам римских мучеников – Хронографу, датируемому 354 годом, то имени святого Валентина мы в них не обнаружим, однако уже в IV веке этого святого высоко чтили в Риме – именно в это время в городе возводятся две больших базилики в его честь. Первая была выстроена в середине IV века по приказу папы Юлия I в том месте на Фламиниевой дороге, где, согласно легенде, находится могила святого. Второй храм, посвященный святому Валентину, был возведен над могилой Интерамского епископа на той же Фламиниевой дороге недалеко от города Тернии в VIII веке. Первые сведения же о захоронении в этом месте христианского святого с таким именем датируются IV веком.
Фламиниевой дорогой – Via Flaminia – именовали одну из главных дорог Римской империи, построенную в III веке н. э. Начинаясь от ворот дель Поло, она вела на север, соединяя Рим и портовый город Римини (Аримин). Свое название эта мощеная дорога получила по имени цензора Гая Фламиния.
Первые записи, повествующие о жизни этих двух святых относятся к VI—VII вв. – в них рассказывается по большей части о горячем исповедании мучениками христианской веры, чудесных исцелениях, происходивших по их молитвам, и смерти за Христа.
Валентин Римский
Повествование о жизни святого Валентина Римлянина, память которого чтится 6 (19) июля, можно найти в «Житиях святых» Дмитрия Ростовского.
Жил святой в III веке нашей эры, когда христианство было еще чуждой религией для Рима и по всей империи продолжались гонения на исповедников этой веры, начатые во времена правления императора Нерона. И это не удивительно, ведь любой римский император был не только правителем государства, но и именовался Pontificus magnus – верховным жрецом.
В житии, рассказанном Дмитрием Ростовским, нет упоминаний о тайных браках, которые устраивал молодой пресвитер – святой Валентин был схвачен солдатами и доставлен императору Клавдию за проповедь христианства.
Святой Валентин Римский (средневековая миниатюра).
Правитель стал задавать приведенному к нему пресвитеру вопросы о языческих богах, однако смело исповедовавший истинную веру святой называл Зевса и Меркурия людьми жалкими и нечестивыми, проведшими жизнь свою в удовольствиях и пороках.
После беседы со священником, по достоинству оценив мудрость христианина, Клавдий отправил его к своему сановнику Астерию, известному глубоким умом и даром красноречия, для того чтобы тот убедил Валентина отказаться от христианской веры и признать язычество. Святой же молился о том, чтобы Господь послал свет истины в душу Астерия. Заинтересовавшись словами гостя, сановник стал расспрашивать его о том, что он имеет в виду, называя своего бога Светом. Валентин же охотно отвечал, что Господь и есть истинный Свет, просвещающий всякую человеческую душу. Тогда Астерий предложил святому подтвердить истинность своих слов – именем Христа вернуть возможность видеть свет ослепшей в раннем детстве дочери сановника. Возложив ладонь на веки приведенной девочки, Валентин горячо молился Христу об ее прозрении.
И по молитве священника произошло чудо – как только он убрал руку с лица слепой, она обрела возможность видеть. Астерий и его супруга, ставшие свидетелями благодати Господней, уверовали в Христа и вместе со всем своим домом приняли Святое Крещение.
Конечно же, это событие недолго оставалось тайной для Клавдия – узнав о случившемся, он пришел в бешенство. По приказу императора Астерий со всеми своими домочадцами были брошены в тюрьму и преданы пыткам. Для того чтобы новообращенных не укрепляли в вере другие христиане, прочих заключенных вместе со святым Валентином отделили от семьи Астерия. Однако это не помогло правителю-язычнику – Астерий и его близкие мужественно встретили свою мученическую кончину. После был казнен и святой Валентин.
Согласно другим источникам сведений о жизни святого, его тело удалось получить благочестивой женщине по имени Сибинилла. Она и похоронила мученика на принадлежащем ей участке земли около Фламиниевой дороги недалеко от Рима. Но этом месте в 350 году и была выстроена первая базилика.
Валентин, епископ Интерамнский
Святой Валентин, епископ итальянского города Интерамны, расположенного в 60 милях от Рима, также жил в III веке. За добродетельную жизнь и неустанное служение христианской вере Господь даровал ему дар чудесного целительства.
Святой Валентин Интерамнский.
Житие святого повествует о трех юношах – Ефиве, Прокуле и Аполлонии, которые во второй половине III века прибыли в Рим из Афин для обучения различным наукам. Поселившись в доме своего наставника по имени Кратон, они стали свидетелями настоящего чуда. Сын их учителя был тяжко болен – сильно повредив когда-то спину, на протяжении нескольких лет юноша не имел возможности распрямиться. Лучшие лекари Рима оказались бессильны помочь несчастному. И тогда его отец взмолился о помощи епископу Интерамскому, слава о целительной силе которого распространилась далеко за пределы его города.
Откликнувшись на просьбу о помощи, святой Валентин прибыл в Рим и, уединившись с больным в его комнате, на протяжении всей ночи горячо молил Господа об исцелении юноши. Утром через порог комнаты переступил полностью здоровый молодой человек. Радости его родных и домочадцев не было предела. Известие о чуде, произошедшем в доме Кратона по молитве христианского священника, быстро разлетелось по всему городу, обращая в истинную веру многих людей. В их число вошли и свидетели чудесного исцеления Ефив, Прокул и Аполлоний.
Среди новообращенных оказался и молодой человек по имени Авундий – сын местного градоначальника, фанатично исповедовавшего язычество. Узнав о поступке сына, знатный язычник воспылал гневом, всю силу которого он обрушил на епископа Интерамны. Солдаты, по приказу градоначальника схватившие святого Валентина, всеми способами пытались заставить его отречься от Христа и принести жертву языческим идолам. Однако все старания воинов были тщетны – святой мученик не только был тверд в своей вере, но и укреплял в ней своих последователей. Заключенный в тюрьму, епископ продолжал проповедовать христианство и творить чудеса исцеления. Новообращенные ученики Кратона навещали своего духовного наставника в тюрьме. После казни святого Валентина Ефив, Прокул и Аполлоний стали проповедовать истинную веру, за что претерпели муки и приняли смерть. По приказу Авундия их тела были погребены рядом с гробом святого Валентина. Произошло это в 273 году.
Историки христианской Церкви, пристально изучающие подробности жизни обоих святых, не могут достоверно утверждать – был ли римский пресвитер и тернийский епископ одним и тем же человеком, или они были разными людьми. Наверное, это так и останется тайной.
Существовал и еще один святой Валентин, умерший около 475 года – епископ города Ретии в южном Тироле. О его жизни сохранилось очень мало сведений, однако известно, что при жизни он прославился чудесами исцеления калек и эпилептиков.
Валентин Доростольский
Православная церковь также отмечает день памяти святого мученика Валентина Доростольского, вместе со своим другом Пасикратом принявшего смерть за веру в конце III века.
О жизни этого святого сохранилось очень мало сведений – нам известно только то, что святые мученики Валентин и Пасикрат родились в мизийском городе Доростоле и были воинами, служившими правителю Авсолану.
Мч. Валентин. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 25.3 х 19.3.
Молодые люди открыто исповедовали христианство и во времена гонения на истинную веру были схвачены и представлены на суд.
Отказавшись принести жертву Апполону, Пасикрат прилюдно плюнул в языческого идола. Оба мученика приняли смерть от меча палача в 288 году.
День памяти мученика Валентина Доростольского православная церковь отмечает 24 апреля по старому стилю (7 мая по новому).
Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.
Католический или православный святой?
Святой Валентин в Европе и Америке почитается как покровитель влюбленных пар уже на протяжении нескольких столетий, однако далеко не все наши соотечественники с восторгом относятся к этой новой для России традиции – именовать 14 февраля Днем влюбленных и одаривать друг друга сердечками.
И наибольшей критике этот обычай подвергается со стороны представителей духовенства, причем не только в России, но и в других странах.
Как только в начале февраля на прилавках появляются первые подарки в виде красных сердечек всевозможных форм и размеров, в приходских храмах все чаще начинают звучать слова предостережения прихожанам. Негативно настроенные по отношению к новой светской традиции священнослужители нередко упрекают своих соотечественников в слепом поклонении «католическому святому» и праздновании дня, чуждого православной традиции.
Однако этот упрек справедлив лишь отчасти. Да, действительно, в Россию День влюбленных пришел из стран, исповедующих католицизм. Но можно ли назвать самого святого Валентина католическим святым? Давайте разберемся…
Всем известно, что на заре новой эры христианство было единой религией, утверждавшей равенство всех людей, дающей надежду на спасение, противостоящей древнему язычеству. Гонения первых веков существования новой веры в IV веке сменились поддержкой и пропагандой христианства, и постепенно единая религия распространилась по разным странам, имея крупнейшие центры в Иерусалиме, Риме и Константинополе. Но в середине XI века это единство было разрушено, и в настоящее время христианство разделено на две больших ветви – восточную и западную.
Так что, как мы видим, хотя в современном мире католицизм и православие имеют множество различий, до 1054 года они все-таки считались единой верой, а потому и все святые, жившие и творившие свои великие дела в первые века существования христианства, равно почитаются как восточной церковью, так и западной.
Поэтому святой Валентин, время жизни которого и легенды, и история христианства относят к III веку н. э. не может быть назван католическим святым, и православные верующие с полным правом могут обращать к нему (или к ним) свои молитвы.