Вы здесь

Книга-подарок, достойный королевы красоты. Часть 2. Стиль – история и современность (И. А. Криксунова, 2003)

Часть 2

Стиль – история и современность

Стиль – это единство художественных признаков, воспринимаемое нами как целостный, выразительный образ. Под словом “стиль” подразумевается как стиль целой эпохи, так и единство выразительных средств и приемов, совокупность признаков, характеризующих индивидуальную творческую манеру художника, архитектора, скульптора, писателя, композитора и т. п.

Стиль, как ничто другое, ярко и образно характеризует какую-либо эпоху или то или иное художественное направление.

В начале этой главы будут рассмотрены стили разных эпох (исторические стили). Они, несомненно, оказывают влияние и на современную моду. И по сей день женщины носят блузы наподобие римской “туники”, украшают волосы жемчугом в особо торжественных случаях, а корсет с недавних пор появился на мировых подиумах, подчеркивая талии современных манекенщиц.

Говоря о больших исторических стилях, мы будем говорить, прежде всего, о тех, которые оставили наибольший след в общественном сознании, оказали наибольшее влияние на развитие культуры. В первую очередь, нам интересны те стили, которые наиболее ярко формировали понятие вкуса и элегантности во внешнем облике человека. Рассматривая стили разных эпох, мы будем говорить преимущественно о женском облике, потому что стили прошедших эпох оказали наибольшее влияние именно на образ женщины.

Затем речь пойдет о стилях XX века. Здесь содержится описание традиционных и этнических стилей, таких, как цыганский, латиноамериканский, английский и пр, элементы и отличительные черты которых часто используются в новых коллекциях.

Особое внимание будет обращено на авторские стили знаменитых во всем мире художников-модельеров, таких, как Пьер Карден, Кристиан Диор, Ив Сен– Лоран. Имена этих модельеров известны всем, они ассоциируются с такими словами, как красота, изысканность, шик. Знаменитые кутюрье оказывают существенное влияние на развитие моды, а представленные ими коллекции нередко опережают время.

И наконец, в главе рассмотрены современные массовые стили в интерпретации Автора. Стиль каждой женщины неразрывно связан с ее характером, образом жизни, профессией, и я постаралась максимально подробно описать каждый из семи выявленных мной стилей.

Большие исторические стили

Древний Египет

Эпоха Древнего Египта охватывает период с 30-го до 4-го века до нашей эры.

В Древнем Египте эстетическим идеалом женской красоты была высокая, стройная, длинноногая брюнетка с небольшой грудью, довольно узкими бедрами и прямыми плечами (такой тип фигуры мы сегодня назвали бы “модельным”). Древняя египтянка носила узкое, плотно облегающее фигуру платье-сарафан с широкими бретелями. Это платье, называемое “калазирис”, было сшито из тонкого белого льна, великолепно контрастирующего с загорелой, золотисто-смуглой кожей. Сверху на платье надевался большой, круглый накладной воротник, расшитый золотом и полудрагоценными камнями: бирюзой, лазуритом, сердоликом, кораллами и т. п.

Древняя египтянка в совершенстве владела искусством макияжа. Ее бархатно-темные глаза с густыми ресницами были обведены черной линией с длинной стрелкой к вискам, брови также подводились выразительной дугообразной линией. Густые, иссиня-черные волосы достигали плеч. Голову она нередко украшала обручем, украшенным белыми лотосами. Наряд древней египтянки дополняли открытые кожаные сандалии без задника.

Интересный факт

Египет, по мнению историков, является родиной льна. Мастерство египетских прядильщиков было настолько высоким, что 240 метров изготовленной ими нити весили всего 1 грамм! Тонкость египетского льна была такова, что через пять слоев ткани было отчетливо видно тело.

Древняя Греция

Расцвет Древней Греции (Эллады) приходится на период с 7-го по 1-ый век до нашей эры.

Древние эллины были физически развиты, имели прекрасную осанку и статную фигуру. Идеал женской красоты воплощала Венера Милосская с ее полнокровной, зрелой женственностью.

Греческая одежда, как мужская, так и женская, не была выкройной. Она представляла собой большой кусок ткани, искусно задрапированный на фигуре. Древняя гречанка носила белоснежный “хитон”, сделанный из тончайшей шерсти или льна. Он не имел швов и скреплялся на плечах декоративными пряжками-“фибулами”. Драпировки хитона ниспадали многочисленными складками, благодаря чему фигура выглядела статной и величавой. На талии хитон подпоясывался с напуском. Края хитона были украшены каймой с вышитым орнаментом в виде волн. На ногах древняя гречанка носила кожаные сандалии, украшенные золотом или серебром.

Древним эллинкам были свойственны правильные, крупные черты лица: большие выразительные глаза и прямой нос, линия которого в профиль была едина с линией лба. Завитые волосы гречанка скрепляла узлом низко на затылке (эта прическа впоследствии получила название “греческий или классический узел”).

Древний Рим

Эпоха Древнего Рима – это период с 4-го до 1-го века до нашей эры. Это время Цезаря, Нерона, Калигулы.

Идеал древних римлян – величественные, гордые, полные достоинства люди. Идеал мужчины – сильный, мужественный воин, властитель, завоеватель, создатель мощной империи. Идеал древней римлянки – женщина с царственной осанкой, жена и мать воина и гражданина.

Самая характерная деталь облика древнего римлянина – “тога”. Она представляла собой кусок ткани размером 6х1,8 метра, живописно задрапированный на фигуре и асимметрично перекинутый через плечо.

Древняя римлянка была одета в “тунику”, “столу” и “паллу”. Туника представляла собой нижнюю рубашку простого покроя. На тунику была надета “стола” – платье, чем-то напоминающее греческий хитон. А верхней одеждой являлась “палла”. Это одеяние, как и мужская тога, ассиметрично перекидывалось через плечо. Наряд римлянки дополняли башмаки или сандалии с задниками, сделанные из мягкой кожи и украшенные золотыми или серебряными бляшками. Одежда древних римлянок изготавливалась из тонкой шерсти или льна, излюбленными цветами были: темно-красный, коричневый, желтый.

Древняя римлянка имела строгие, но чувственные черты лица. Свои густые волосы она укладывала в узел высоко на затылке и нередко украшала прическу обручем или диадемой.

Готика

Готический стиль сформировался в период с 12-го по 14-й век. В то время каноны христианства определяли все стороны жизни средневековой Европы. Идеалом была личность, устремленная исключительно к духовным исканиям, к Богу. В облике людей этого периода преобладали вытянутые вверх линии и заостренные формы.

Идеал этого периода – стройная, изящная, женщина с тонкими чертами лица, большими голубыми глазами и золотисто-белокурыми вьющимися волосами. Женщина того времени носила платье-“сюркот” из тончайшего сукна, отрезное высоко под грудью. Глубокий вырез платья, обнажавший шею, был отделан богатым мехом. Лиф платья, благодаря расположенной спереди шнуровке, плотно облегал фигуру, юбка драпировалась глубокими складками, особенно пышными на животе. Спереди юбка приподнималась, сзади был длинный шлейф.

На голове готические красавицы носили остроугольный колпак конической формы (“геннин”), украшенный на острие длинной прозрачной вуалью, а свои волосы они прятали под головной убор. Лоб был полностью открыт.

Интересная деталь.

Костюм готического периода дополнялся мягкими кожаными башмаками с заостренным, “клювовидным” носом. Длина носков такой обуви достигала 40 см! Для того, чтобы в такой обуви можно было ходить, носок слегка загибался вверх и прикреплялся тонкой цепочкой под коленом.

Ренессанс

Ренессанс (Возрождение) – период 15-го – 16-го веков. Эпоха Ренессанса предстает перед нами на картинах Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана. После Средневековья с его проповедью аскетизма в обществе созрела потребность вновь обратиться к гуманистическим ценностям и земным, человеческим радостям.

Эстетический идеал эпохи Возрождения – это человек высокого роста и крупного телосложения, оптимистичный жизнелюб. Женский идеал эпохи Ренессанса можно описать так: высокая, статная женщина с белой кожей, золотисто-рыжеватыми волосами и пышными формами. Она одета в бархатное платье темно-красного (зеленого, коричневого) цвета, богато вышитое золотом. Юбка платья – пышная, объемная, сборчатая, лиф с пышными, присобранными рукавами, украшенными многочисленными прорезями, сквозь прорези выглядывает рубашка из тончайшего полотна.

Волосы женщины эпохи Возрождения причесаны довольно гладко, но прическа богато украшена: она перевита золотой сеткой, нитями жемчуга, декоративными косичками. На лице доминирует высокий, полностью открытый лоб (женщины сбривали волосы выше лба, чтобы зрительно увеличить его высоту).

Интересная деталь.

Костюм венецианки эпохи Возрождения дополнялся туфлями на очень высокой деревянной подошве, называемой “цокколи”. Высота такой подставки (сегодня мы бы назвали ее платформой) доходила до 55 см! Подставка, так же, как и сама обувь, обтягивалась сафьяном, шелком или бархатом.

Барокко

Барокко – стиль 17-го – середины 18-го века. Полотна Рубенса демонстрируют все великолепие и роскошь этой эпохи. Идеалом эпохи барокко былая величественная, импозантная внешность. Одной из главных фигур эпохи барокко стал Людовик XIV, “Король-солнце”, высокий белокурый красавец с длинными вьющимися волосами. С этого времени в моду широко вошли мужские парики. Идеал женской красоты эпохи барокко – дама с чрезвычайно тонкой, стянутой корсетом талией (до 40 см!) и соблазнительными формами. Она одета в платье, состоящее из очень пышной объемной юбки на каркасе и лифа с треугольным мысом спереди. Рукава этого платья собраны вверху буфами и имеют баллонообразную форму.

Платье красавицы эпохи барокко сшито из блестящей, переливающейся ткани: атласа, тафты, парчи, дамаска. Любимые цвета – синий, желтый, кирпично-красный, жемчужно-серый. Платье украшено очень широким отложным или стоячим веерообразным воротником из роскошного кружева. Верхняя одежда – развевающийся плащ из бархата, подбитый тканью яркого, контрастного цвета. Наряд дополняют туфли на небольшом каблуке, украшенные пышным бантом и золотой или серебряной пряжкой.

У красавицы эпохи барокко нежная, белая кожа и светлые, вьющиеся волосы. Она собирает их пучком на затылке, оставляя вокруг лица обрамляющие его. мягкие пряди.

Интересный факт

В эпоху барокко дамы и кавалеры непременно носили с собой “блохоловку”. Эта деталь туалета представляла собою небольшой кусок ценного меха (например, чучело соболя, куницы, хорька и т. п.), подвешенный на золотой цепочке. Аксессуар должен был привлекать надоедливых насекомых, чтобы те не докучали самому хозяину.

Рококо

Стиль рококо царствовал в 18-м веке. В России это эпоха императрицы Екатерины Великой. Образы той эпохи предстают перед нами на полотнах Ватто, Буше, Фрагонара.

В эпоху рококо идеалом была изнеженная, манерная внешность. Выразительная деталь облика как мужчин и женщин – большой напудренный парик.

Идеал женщины той поры – кукольная, миниатюрная красавица, имеющая изящную, невысокую фигуру с тонкой, затянутой в корсет талией и узенькими плечами. Ее грудь высоко поднята корсетом, что придает ей весьма соблазнительную форму.

Идеальная женщина эпохи рококо одета в платье с узким, сильно декольтированным лифом и чрезвычайно пышной юбкой на кринолине. Юбка, кроме того, украшена фижмами (пышными драпировками по бокам). Узкие рукава платья имеют длину до локтя, низки рукавов украшены пышным многослойным кружевом. Платье сшито из тафты (батиста, хлопка, тонкого шелка) и украшено многочисленными бантами и кружевными оборками. Цвет платья – нежный, пастельный: голубой, розовый, бледно-желтый, нежно-зеленый. Любимый орнамент – гирлянды цветов.

Волосы красавицы скрыты под высоким напудренным париком. Женщина эпохи рококо довольно сильно нагримирована. У нее набеленное лицо, нарумяненные щеки, тонкие “удивленные” брови и крохотный рот.

Интересный факт.

В эпоху рококо высота женских париков доходила до 35 см! Это были целые сооружения, украшенные натюрмортами, цветами, чучелами птичек и даже корабликами. Парикмахеры трудились над созданием таких произведений по несколько часов. Для того, чтобы во время создания прически пудра, которой обильно посыпался парик, не облепляла лицо, красавица эпохи рококо закрывала его картонным щитком.

Ампир

Стиль ампир – стиль начала 19-го века. В искусстве и литературе стиль ампир наглядно отражен в произведениях, посвященных эпохе Наполеона.

Идеальная женщина того времени имела юную, девичью фигуру с небольшой грудью и длинными ногами. Она носила белое платье-“шемизье” из тончайшего, полупрозрачного полотна, представлявшее собой неширокую, чуть драпированную рубашку с короткими узкими рукавами и огромным вырезом, наполовину открывающим грудь. Под грудью платье-“шемизье” было схвачено узким поясом, из-за чего стройная женская фигура становилась похожей на греческую колонну. В качестве верхней одежды красавицы использовали огромную шаль-палантин из тонкой кашмирской шерсти с индийским рисунком и с бахромой по краям. Наряд дополняли атласные туфельки без каблука, шнурованные лентами высоко над щиколоткой. В эпоху ампира дамы часто простужались из-за того, что их легкие белые платья-рубашки, надетые почти на голое тело, совершенно не защищали от холода. Но красота требовала жертв!

В эту эпоху идеалом женской красоты была темноволосая красавица с огромными, выразительными глазами и маленьким, чувственным ртом. Волосы укладывали в небольшой узел на затылке, оставляя несколько мягких, завитых прядей, чтобы подчеркнуть овал лица.

Период 1820–1890 гг

С 1820 года в женском костюме начинается так называемый “распад стилей”. Одежда становится эклектичной, ее фасоны часто меняются. Мода как будто примеряет на себя то одно, то другое, надолго ни на чем не останавливаясь.

Характерной деталью женского облика 1820–1840 годов являлись необыкновенно объемные, преувеличенно широкие в верхней части рукава, называемые “бараний окорок”. Для того, чтобы создать нужную форму рукавов, в них вставляли упругий китовый ус. Шея и плечи женщины при этом были полностью обнажены. Такое акцентирование верхней части фигуры приводило к тому, что талия, стянутая корсетом, выглядела необычайно тонкой, буквально осиной. Образы красавиц этого периода предстают перед нами на картинах Карла Брюллова.

Мужской наряд, начиная с 1820 года, стал освобождаться от прежней декоративности и множества эсцентричных деталей (таких, как напудренный парик, кружевные жабо и манжеты). Он начал постепенно приобретать строгие черты мужской одежды, известные до сих пор. Характерный мужской наряд того периода – фрак, дополненный цилиндром. В подобном наряде щеголял лорд Байрон, английский поэт и известный денди. Для того, чтобы фрак безукоризненно сидел на фигуре, под него надевался мужской корсет. Основным украшением мужского облика был галстук в виде пышного шейного платка и белоснежная сорочка. Считалось, что элегантному мужчине на неделю требуется двадцать сорочек и двадцать четыре носовых платка.

В период 1840–1870 годов главным элементом женского облика стал кринолин. Он представлял собой пышно присборенную юбку в виде шатра или купола. Ее форма поддерживалась четырьмя-шестью нижними юбками с многочисленными воланами и оборками. Кринолины шились из переливчатого шелка, тафты, парчи. При движении кринолины эффектно колыхались, что выгодно отличало их от юбок на проволочном каркасе, носившихся до этого времени.

В 1870–1890 годы наиболее выразительной частью женского облика становится турнюр: плотный валик, который подкладывался под юбку сзади ниже талии, в районе ягодиц. Женская юбка теперь имела узкий по бокам, облегающий спереди силуэт. Сзади же, над турнюром, она была пышно задрапировна встречными складками и украшена большим бантом. Таким образом, женская фигура, стянутая длинным корсетом, напоминала изгибы тела русалки. Героини произведений Мопассана предстают перед нами в этом необычайно женственном, соблазнительном облике.

Модерн

Стиль модерн относится к концу 19-го – началу 20-го века. Фотографии этой поры, в том числе, членов царской семьи Романовых, портреты знаменитой актрисы Сары Бернар, поэтессы Зинаиды Гиппиус, рисунки Тулуз-Лотрека, образы героинь пьес Чехова и стихов Блока наглядно иллюстрируют моду этой эпохи.

Идеалом красоты того времени была загадочно-изысканная, утонченная женщина, интеллектуальная и образованная. Она высока и худощава, у нее длинные изящные пальцы и бледное лицо с утонченными, благородными чертами, полуприкрытые, как бы усталые глаза. Красивой в ту пору считалась женщина с волосами орехового или каштанового цвета, поднятыми вверх и уложенными в пышную прическу.

Женщины эпохи модерн носили бархатную юбку и блузу из атласа или шифона. Расклешенная юбка напоминала колокол, что придавало необычайную стройность женским бедрам. Юбка с турнюром и напуск спереди на блузе делали очертания женской фигуры более плавными и соблазнительными. Юбка и блуза украшались вышивкой шелком и бисером, нарядной тесьмой. Любимый мотив вышивки – цветы лилии с длинными изогнутыми стеблями.

На ногах красавицы носили изящные ботинки на каблуке, с заостренным носом, стягивающиеся стянутые шнуровкой или застегивающиеся на ряд мелких пуговиц. Облик дополняла огромная широкополая шляпа, богато украшенная страусовыми перьями. Любимые цвета нарядов – изысканные сочетания голубого с зеленым, розового с серым, желтого с зеленым и коричневым. С начала 20-го века в моду все более широко входит женский костюм строгого, английского фасона, состоящий из прямой юбки длиной до щиколоток и полуприлегающего пиджака. Такой костюм шьется из тканей в елочку, мелкую клетку, полоску, то есть, с расцветками, которые ранее использовались лишь в мужской одежде

Это интересно

Интерьер эпохи модерн был чрезвычайно декоративным. Вот детали модного интерьера тех лет: на диванах – много подушек из шелка, вышитого узорами в виде хризантем, лилий, орхидей, лампы в изысканных абажурах, японские ширмы, китайские фонарики, консольные столики с изогнутыми ножками, фотографии в причудливых рамках. На кресле лежит маленькая собачка породы мопс или “пекинес”.

Стили XX века

Стиль “а ля гарсон”

Этот стиль возник после Первой мировой войны и просуществовал до конца 20-х годов. Героини романов Алексея Толстого “Гиперболоид инженера Гарина”, “Эмигранты”, “Похождения графа Невзорова или Ибикус” иллюстрируют этот образ.

В войне погибло много молодых, сильных мужчин и после ее окончания женщинам ничего не оставалось, как встать на их место. Женщина поменяла свою социальную роль, она должна была работать, содержать себя и семью. Представление об идеальной женщине кардинально поменялось. Теперь это независимая особа со скептическим складом ума, свободная от романтических иллюзий, смелая и в то же время загадочная. Резкое отличие женского облика от прежних эпох – короткая юбка и стриженые волосы.

Слово “гарсон” в переводе с французского значит “мальчик”. Идеальная женщина в стиле “гарсон” имеет стройную полумальчишескую фигуру с узкими бедрами, небольшой грудью, изящной длинной шеей. На ней прямое платье, едва прикрывающее колени. Пояс платья спущен на бедра, подобный фасон не подчеркивает изгибы женской фигуры, а скрадывает их, придавая фигуре спортивный, юношеский вид. Платье сшито из черного шелка, расшитого стеклярусом. Лишь глубокий треугольный вырез на спине придает образу сексапильность и чувственность.

Женщина, придерживавшаяся стиля “гарсон”, была темноволоса, она носила очень короткую стрижку “бубикопф” (“детская головка”) с высоко подбритым затылком. Она весьма смело пользовалась косметикой: акцент делался на глазах (темные тени) и губах (вишневые, бордовые оттенки), что придавало лицу выразительность и чувственность. Женщины того времени курили сигареты в длинном, изящном мундштуке.

Интересный факт.

В эпоху 20-х – 30-х годов в моду входят танцы “шимми” и “чарльстон”. Повальное увлечение этими танцами охватило публику по обе стороны океана. Европа и Америка с упоением отплясывала “шимми”. В связи с этим в моду вошли остроносые лакированные туфли с граненым каблуком в форме “рюмочки”, отделанные замшей или крокодиловой кожей и маленькими пуговками. Особым шиком считались также тонкие фильдекосовые чулки телесного цвета.

Стиль “девушка моей мечты”

Этот стиль появился в преддверии Второй мировой войны, начиная с 30-х годов, и закончился вместе с войной. Фильмы тех лет, такие, как “Девушка моей мечты” с Марикой Рокк в главной роли, а также фильмы с участием Любови Орловой наглядно иллюстрируют этот стиль.

Идеальная женская фигура этого периода становится все более крепкой и спортивной. Женщина имеет хорошую осанку, прямую спину и плечи, уверенную походку.

Женщина этого стиля носит костюм из темно-синего габардина, состоящий из слегка расклешенной юбки до колен и строгого приталенного пиджака с широкими прямыми плечами. Акцентирование плеч достигается с помощью набитых ватой подплечников. Под пиджаком надета блуза с отложным английским воротником, выпущенным наверх. Этот фасон (видимо, под влиянием надвигающейся войны) придает костюму вид мундира. Наряд дополняют туфли-“танкетки” на высокой платформе, с ремешком на щиколотке.

Женщина предвоенной поры имеет волосы цвета блонд почти до плеч. Она укладывает их в сеточку плотным валиком. На голове у нее налета крохотная фетровая шляпка причудливого фасона с вуалеткой. Брови выщипаны в тонкую нитку, ресницы густо накрашены и подвиты вверх, губы подкрашены “сердечком”.

Интересная деталь.

Модная деталь довоенного макияжа – губы “сердечком” – делалась так. Сначала уголки губ затушевывались тональным кремом телесного цвета и припудривались Затем средняя часть губ обводилась карандашом круглыми линиями в форме сердца, и после этого рот красился ярко-красной помадой.

Модная форма бровей достигалась не только выщипыванием. Иногда брови полностью сбривали, а затем уже рисовали карандашом тонкие линии идеальной формы.

Стиль “new look” (новый облик)

Этот стиль появился в 1947 году и просуществовал до начала 60-х годов. Он получил всеобщее распространение после того, как Кристиан Диор продемонстрировал в Париже свою новую коллекцию моделей. После военных лет, полных страданий и лишений, вновь появляется героиня, преисполненная женственности и изящества. Людмила Гурченко, сыгравшая свою знаменитую роль в фильме “Карнавальная ночь” – зримое воплощение этого образа.

Идеальная женщина этого периода имела стройную фигуру с соблазнительными формами: пышной грудью, крутыми бедрами, осиной талией, покатыми плечами. Это брюнетка, ее волосы, доходящие до подбородка, мягко завиты и гладко уложены. На лице красавицы в стиле “new look” эффектно выделяются крутые дуги выразительных темных бровей и сочные губы.

Идеальная женщина того периода носит платье, закрывающее икры. Юбка платья очень широкая внизу, покроя “солнце-клеш”, ее мягкие фалды красивы в движении. Лиф платья тесно облегает фигуру. Платье имеет узкие рукава-кимоно длиной три четверти, покатые плечи и большой ромбовидный вырез. Наряд дополняют туфли на высоких тонких каблуках.

Модным аксессуаром в стиле “нью-лук” были женственные перчатки, сшитые из сетчатой, кружевной или прозрачной ткани. Они носились не только к плащам, пальто и курткам, но и к платьям, и деловым, повседневным костюмам.

Термин, который надо знать.

В 50-е годы весьма популярным было платье покроя “принцесс”. Оно представляло собой цельнокроенное платье с облегающим лифом и расклешенной юбкой. Облегание платья по фигуре достигалось вертикальными конструктивными швами, проходящими спереди и сзади от проймы до низа, и позволяющими придать фигуре необычайно изящный, женственный силуэт. Обворожительная Одри Хепберн блистала на экране в платьях покроя “принцесс”.

Футуристическо-космический стиль

Этот стиль возник в начале 60-х годов, в связи с началом космической эры – полетом человека в космос. Он просуществовал десятилетие, оказав, впрочем, существенное влияние на возникновение и дальнейшее развитие новых материалов. Этот стиль получил распространение в связи с творчеством молодых модельеров Андре Куррежа и Пьера Кардена.

Идеальная женщина этого периода похожа на загадочную гостью из космоса. Ее облик напоминает таинственную марсианку, героиню романа Алексея Толстого “Аэлита”. Она подчеркнуто молода, стройна, высока и худощава. Ее жгуче-черные волосы, слегка не достигающие подбородка, уложены в виде круглой шапочки(“шлема”) и жестко зафиксированы лаком. На бледном лице выделяются глаза, обведенные длинными черными стрелками, а также подведенные вразлет брови, и губы, подкрашенные белой перламутровой помадой.

Красавица эпохи освоения космоса одета в кожаный сарафан длины мини и тонкий свитер-“водолазку”, связанный в резинку-“лапшу”. Ее облик дополняют высокие, плотно облегающие ногу сапоги без каблуков.

Термины, которые надо знать

“Сапоги-чулки” – плотно облегающие ногу сапоги до колен, голенища которых сделаны из эластичного материала, фактура которого напоминает кожу. Не имеют застежки, а просто натягиваются на ногу.

Стиль “хиппи”

Стиль “хиппи” возник в начале 70-х годов и просуществовал примерно десятилетие. Молодежь, стремясь вырваться из-под диктата взрослых, уйти из их регламентированного мира, создавала лагери-коммуны, где и жили “дети-цветы” (как они сами себя называли), наслаждаясь на лоне природы свободой и… наркотиками. Внешняя свобода и раскрепощенность “детей-цветов” положила начало стилю “хиппи”, вскоре распространившемуся по всему миру.

Идеалом “хиппи” была свободная, раскрепощенная личность, полностью пренебрегающая общественным одобрением и не стремящаяся к нему. Внутренняя свобода, безмятежность, бегство в мир грез и фантазий сформировали этот красочный, живописный стиль. В моде были набивные, цветастые ткани, яркие растительные орнаменты, вязаные вещи с крупным, дырчатым ажуром.

В эпоху хиппи популярными стали элементы одежды североамериканских индейцев. Молодежь повсеместно носит замшевые вещи, украшенные длинной бахромой: джинсы, куртки, жилеты, сумки. Очень модны украшения, сплетенные из разноцветного бисера: браслеты, цепочки, ожерелья. Еще одна популярная деталь внешнего облика – крохотный кожаный или замшевый кошелек на шнурке или тесемке, который носят на груди.

Женщины, которые придерживались этого стиля, носили длинные, вьющиеся, свободно распущенные и даже несколько спутанные волосы. Схваченные на лбу тесемкой, они падали на щеки, закрывая часть лица Идеалом считалась высокая и худощавая женщина, она носила длинную цветастую юбку, своим фасоном напоминающую развевающиеся цыганские одеяния, блузку, украшенную широкими воланами и жилет с бахромой. Модный аксессуар – большая вязаная крючком сумка фасона “гондола”, многочисленные цепочки и браслеты. Интересная деталь – подрисованные на носу и щеках веснушки (стремление к естественности).

Термин, который надо знать.

Юбка-“банан” – юбка, сшитая из восьми или двенадцати клиньев, каждый из которых по своему крою напоминал банан. Интересно, что эти клинья чаще всего выкраивались из разных материалов с пестрым набивным узором. Все это придавало юбке необычайно яркий, красочный, живописный вид.

Стиль “сафари”

Этот стиль появился в начале 70-х годов. Один из его создателей – французский модельер Тед Лапидус. Стиль “сафари”, то появляясь, то исчезая, до сих пор остается модным, видоизменяясь согласно требованиям времени.

Прообразом этого стиля является одежда охотников на диких африканских животных. Эта одежда представляет собою легкие, светлые, практичные костюмы, частично спортивного, частично военизированного типа. Они не сковывают движений, и в то же время человек в таком костюме выглядит подтянуто, собранно. Женщина в стиле “сафари” имеет спортивную, тренированную фигуру и неторопливые, уверенные движения. Ее длинные светлые волосы свободно распущены по спине. Она использует косметику деликатных, естественных тонов.

Женщина в стиле “сафари” одета в брючный костюм песочного цвета, сшитый из тика. Жакет в виде блузы-рубашки имеет спереди четыре накладных кармана с клапанами, а на спине – кокетку со складкой. Жакет подпоясан завязывающимся поясом, на плечах – погоны с пуговицами. Под жакетом она носит тонкий джемпер-водолазку с воротником под горло. Наряд дополняет холщовая сумка-рюкзак песочного цвета с кожаными кантиками и шапочка-панама такого же цвета.

Термин, который надо знать

Карман-“портфель” – излюбленная деталь стиля сафари. Он представляет собой карман с глубокими складками, увеличивающими объем. Карманы-“портфели” нашивались на блузах-рубашках спереди и на рукавах, на брюках (в районе бедер), на плащах и сумках. Еще одна популярная деталь стиля сафари – пояс, состоящий из крупных металлических колец, который носили немного спущенным на бедра.

Военизированный стиль

Военизированный стиль возник в середине 70-х годов, распространившись примерно в то же время, что и стиль “сафари” и стал так же популярен. Распространение военизированного стиля можно объяснить тем, что, начиная с 70-х годов, телевидение “популяризирует” военные действия, ежедневно показывая в новостях кадры из горячих точек разных стран мира.

Воплощением этого стиля является физически тренированный, спортивный, раскрепощенный человек, ведущий активный, стремительный образ жизни.

Женщина, одетая в военизированном стиле, имеет стройную, спортивную, тренированную фигуру. Ее волосы подстрижены предельно коротко, почти наголо. Косметикой она пользуется весьма умеренно.

Женская одежда в этом стиле представлена, прежде всего, полотняным платьем рубашечного покроя цвета хаки. Платье имеет множество карманов с клапанами и складками, кокетки, погоны и застегивается сверху донизу на металлические пуговицы с эмблемами. Сверху надевается куртка или жилет военизированного образца из плотной ткани защитного цвета, с карманами и металлическими молниями. Облик дополняют шнурованные кожаные ботинки на толстой подошве с рантом.

Стиль жизни

Начиная с 80-х годов, получают распространение занятия женским культуризмом (боди-билдингом), которым раньше занимались лишь мужчины. И хотя врачи бьют тревогу (женщины, увлекающиеся культуризмом, впоследствии не могут забеременеть и выносить ребенка, у них ухудшается здоровье), женское увлечение культуризмом и силовыми видами спорта не теряет своей популярности. Более того, женщины все активнее участвуют в таких изначально мужских видах спорта, как футбол, хоккей, борьба.

Рокерский стиль

Этот стиль зародился в конце 60-х годов, но наиболее широкое распространение получил в 80-е, а затем и в 90-е годы. В возникновении этого стиля, как и стиля “хиппи”, сыграл роль молодежный протест против сковывающих свободу личности рамок взрослого мира.

Идеалом рокеров является свободная, независимая личность, не связанная обывательскими канонами и условностями внешнего мира. Главным в рокерском стиле является агрессивный эпатаж и дерзкий вызов общественной морали.

Одежда в рокерском стиле делается преимущественно из черной кожи. Девушка, одетая в этом стиле, носит кожаную мини-юбку и куртку-“косуху” с широкими металлическими молниями. Под курткой надета черная футболка с броским, шокирующим орнаментом (например, с изображением черепа). Аксессуары: кулон из белого металла с изображением черепа, подвешенный на кожаном шнурке и такой же перстень.

Волосы спрятаны под черным платком-“банданой”, плотно завязанным на затылке. Облик дополняют темные очки и высокие кожаные шнурованные сапоги на толстой подошве.

Термин, который надо знать.

Прическа-“панк” представляет собой коротко подстриженные волосы, небрежно взъерошенные и жестко зафиксированные с помощью геля или лака. Эту прическу носили не только девушки, но и молодые люди. У девушек прическа-“панк” дополнялась соответствующим макияжем: тенями для глаз и помадой перламутровых, неоновых тонов: голубого, бирюзового, розового, сиреневого.

Стиль “унисекс”

Этот стиль возник в 80-е годы и продолжает оставаться актуальным. Современные женщины давно носят брюки, пиджаки и другие виды мужской одежды. Однако, стиль “унисекс” означает то, что мужчины и женщины носят одну и ту же одежду. Например, производители одежды в стиле “унисекс” выпускают какую-либо модель футболки или джинсов во всем диапазоне размеров, начиная с женских, и заканчивая мужскими. То же самое относится к белью, кремам для ухода за лицом, одеколонам и т. п. Стиль “унисекс” символизирует равноправие полов.

Женщина и мужчина в стиле “унисекс” выглядят, как брат и сестра. Женский идеал в стиле “унисекс” – это девушка со спортивной, мальчишеской фигурой. Она носит джинсы, футболку и куртку своего старшего брата, а также пользуется его спортивной сумкой и кепкой-“бейсболкой”. Ее облик дополняют кроссовки, точно такие же, как мужские.

Женщина в стиле “унисекс” коротко подстрижена. Она использует косметику естественных тонов и туалетную воду с тонким, едва уловимым запахом лимона и свежей зелени.

Экологический стиль

Экологический стиль возник в начале 1990-х годов. Этот стиль отдает предпочтение натуральным материалам, чистоте и естественности во внешнем облике. Излюбленные цвета одежды в этом стиле – белый, кремовый, светло-бежевый, светло-серый.

Женщина, одетая в экологическом стиле, носит платье свободного, просторного покроя, сшитое из льна или марлевки. Платье украшено бахромой и завязывающимися тесемками. Фасон платья напоминает крестьянскую одежду с широкими рукавами и присобранной юбкой. Сверху на платье надет вязаный крючком жилет из некрашеной шерстяной пряжи. Аксессуары: сумка из светлой рогожки, украшенная деревянными бусинами, а также текстильные туфли на веревочной подошве. В качестве украшений используются кулон и браслет из дерева или кожи.

Женщина в экологическом стиле носит длинные, свободно распущенные волосы русого цвета и пользуется косметикой естественных тонов.

Интересный факт

В период моды на экологический стиль люди носили неглаженую, нарочито мятую одежду, как бы подчеркивающую естественность и натуральность ткани. Чтобы получить модную “мятую” фактуру, женщины иногда поступали так: мокрую после стирки вещь скручивали, фиксировали и высушивали. После сушки вещь не утюжили.

Джинсовый стиль

Первые джинсы появились еще в 19-м веке, но мода на джинсовый стиль возникла в 50-е годы 20-го века. Она мгновенно распространилась по всему миру и остается актуальной до сих пор.

Идеалом джинсового стиля являются оптимистичные, независимые, спортивные, молодые духом мужчины и женщины, не чуждые некоторого авантюризма.

Женщина, предпочитающая джинсовый стиль, выглядела так: стройная спортивная фигура с довольно соблазнительными формами подчеркнута плотно облегающими узкими голубыми джинсами (“blue jeans”) и короткой джинсовой курткой на притачном поясе. Под курткой – облегающий джемпер-водолазка алого или белого цвета. Наряд дополняют туфли на каблуках и спортивная сумка из джинсовой ткани.

Чтобы выглядеть сексапильно, ее длинные волосы цвета золотистый блонд завиты крупными локонами и свободно распущены по спине. Она красит ресницы, пользуется светло-красной помадой и духами с тонким, волнующим ароматом.

Интересная деталь.

Мэрилин Монро одной из первых среди голливудских звезд стала популяризировать джинсы. Стремясь к тому, чтобы джинсы предельно облегали и подчеркивали ее соблазнительную фигуру, она надевала их прямо на голое тело.

Среди мужчин в 60-е и 70-е годы ценились джинсы из плотной, тяжелой по весу джинсовой ткани (называемой “деним”). Престижные джинсы должны были стоять на полу, не падая. Двойные отделочные строчки на джинсах были ярко-желтого цвета.

Традиционные стили

Английский стиль

Этот стиль сформировался в Англии в 19-м веке. Его характерными чертами являются: сдержанность, некоторая чопорность и даже аскетизм, использование натуральных материалов, приглушенная цветовая гамма, удобные фасоны, отличное качество вещей.

Вот характерные примеры одежды в английском стиле:

костюм из коричневого твида, отделанный замшей,

просторное пальто-реглан с поясом, сшитое из верблюжьей шерсти,

пелерина-накидка в неброскую клетку из сукна,

юбка в складку из шерстяной клетчатой ткани,

свитер из пряжи “шетланд”, связанный “косичками”,

кожаные полуботинки со шнуровкой,

летний костюм из светло-серого льна.

Морской стиль

Этот стиль также известен достаточно давно. Во всяком случае, уже в 19-м веке дамы нередко носили вещи с элементами морского стиля. Морской стиль – яркий, оптимистичный; в одежде, выдержанной в этом стиле, человек выглядит жизнерадостно и спортивно.

Для этого стиля характерно, прежде всего, сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением алого. Одежда, декорированная в морском стиле, традиционно дополняется вещами белого цвета: юбками, брюками, сумками, обувью и пр.

Примеры одежды в морском стиле:

джемпер с горизонтальными синими и белыми полосками,

синий пиджак с золотыми или серебряными пуговицами и морской эмблемой,

футболка с рисунком в виде якоря или штурвала,

шейный платок с подобным орнаментом,

блузка с широким матросским воротником,

белая фуражка с золотым шнуром и эмблемой-“крабом”.

Теннисный стиль

Теннисный стиль вошел в моду в конце 19-го века, вероятно, в связи с проведенными в 1896 году в Афинах первыми Олимпийскими играми. Для теннисного стиля характерен, прежде всего, белый цвет одежды, который создает торжественный, жизнерадостный образ (вспомним спортивные парады 30-х годов). Теннисный стиль придает человеку спортивность и подтянутость, и вместе с тем, некоторую аристократическую вальяжность.

Примеры одежды в теннисном стиле (напоминаю, вся она должна быть ослепительно-белой, в этом весь шик!):

юбка в складку,

футболка в крупную сеточку,

джемпер с треугольным вырезом, связанный тонкими “косичками”,

вязаный кардиган без воротника с застежкой спереди и двумя карманами,

пиджак с эмблемой и металлическими пуговицами,

ободок с козырьком от солнца,

полотняные теннисные туфли.

Крестьянский стиль

Крестьянский стиль (его еще называют “пейзанский”) появилсяв конце 50-х – начале 60-х годов. Видимо, его возникновение было вызвано стремлением человека промышленной эпохи быть ближе к природе. Крестьянский стиль был предшественником экологического стиля, о котором уже говорилось выше.

Излюбленные материалы, используемые для создания одежды в крестьянском стиле, таковы: хлопок с цветочным узором, шерсть с полотняной выделкой, хлопчатобумажная ткань с прошвами, тканый в полоску холст.

Характерные примеры одежды в крестьянском стиле:

простая блузка-рубашка из белого полотна с кружевными прошвами,

широкая юбка с оборками, сшитая из ткани с мелким цветочным узором,

нижняя юбка, отделанная узким кружевом,

шаль с бахромой,

вязаная кофта из толстой пряжи, украшенная цветочной вышивкой.

«От кутюр» (высокое портновство)

Авторский стиль

Авторский стиль – это стиль, присущий определенному художнику-модельеру. Для авторского стиля характерны следующие черты: излюбленная цветовая гамма, излюбленный женский тип, вдохновляющий его творчество, и определенный набор художественных приемов. Все эти черты в совокупности позволяют достаточно легко отличить работы одного автора от другого. Чем более узнаваемы произведения автора, тем с большей уверенностью можно утверждать, что им создан яркий, уникальный стиль.

Великие модельеры-новаторы 19-го и 20-го веков

Основателем “От Кутюр” (от французского «haute couture» в переводе – “высокое портновское искусство”) считается английский портной Чарльз Фредерик Ворт. В 1845 году, в возрасте двадцати лет, не имея ни гроша в кармане, он приехал завоевывать Париж. Он прославился тем, что создавал наряды для императрицы Евгении. Среди его клиентов было девять королей и самые знаменитые актрисы того времени.

Еще одним всемирно известным кутюрье был Поль Пуаре. Он начал свою деятельность на рубеже 19-го и 20-го веков. Источником вдохновения для него служили знаменитые “Русские сезоны” Дягилева. Поль Пуаре блестяще владел искусством создания роскошных, ярких, экзотических нарядов. Созданные им экстравагантные, с налетом театральности, модели эпатировали публику тех лет.

Основоположницей российского моделирования была Надежда Петровна Ламанова. В 1925 году, на Всемирной выставке в Париже, работам Ламановой, выполненным из бечевки, шнура, соломки, вышитого холста, фрагментов русских национальных полотенец и других подлинно народных тканей, был присужден “Гран при” за незаурядный талант и национальную самобытность.

После Первой Мировой войны в Париже, центре шика и элегантности, открывались все новые и новые модные дома. “От Кутюр” бурно развивалась, став, в конце концов, “меккой” моды, центром возникновения художественных идей в создании костюма, законодателем правил, диктующих, каким должен быть внешний облик современного человека. Коко Шанель, Кристиан Диор, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Джанни Версаче, Пако Рабанн и многие другие стали высшими авторитетами в области элегантности и шика. К их мнению прислушиваются миллионы женщин во всем мире. Эти большие художники создали и продолжают создавать идеальные образы нашего времени, совершенные образцы для подражания. Идеи, рожденные ими, словно круги по воде, расходятся затем по всему миру, оказывая огромное влияние на тот образ современного человека, который мы, в конце концов, видим на улицах наших городов.


Коко Шанель


Коко (настоящее имя Габриэль) Шанель попала в объектив высокой моды в начале 20-го века, после Первой мировой войны. Она начала с того, что стала активно реформировать женскую одежду. Коко широко использовала в своих моделях трикотажное полотно “джерси”. Она ввела в модный обиход трикотажный комплект-двойку: тонкий джемпер плюс кардиган, заменила украшения из драгоценных металлов элегантной бижутерией. Она украшала свои модели “золотыми” цепочками и пуговицами, а также длинными нитями бус из искусственного жемчуга. Коко Шанель изобрела “маленькое черное платье”, этот шедевр элегантности и изящества. Она придумала духи “Шанель № 5”, принесшие ей огромный капитал, и до сих пор остающиеся парфюмерным бестселлером.

В историю моды Коко Шанель вошла со своим знаменитым костюмом, который стал называться ее именем. Костюм “шанель” представляет собой юбку и прямой жакет без воротника из роскошной, изысканной “рогожки” – пестроткани с редким переплетением, узелками и небольшим ворсом. Края жакета, карманов и рукавов костюма “шанель” окантованы эффектной декоративной тесьмой. Костюм украшен множеством “золотых” пуговиц, расположенных по краю борта, на карманах и рукавах.

Знаменитыми стали также сумочка и туфли “шанель”. Необычайно женственная сумочка “шанель” представляет собой прямоугольник из простеганной ткани (кожи, замши) на длинной “золотой” цепочке, состоящей из крупных звеньев. Туфли “шанель” сделаны из кожи светло-бежевого цвета с черными носами и задниками.

Интересный факт

Коко Шанель была очаровательной миниатюрной брюнеткой, “пожирательницей мужских сердец”. У нее были головокружительные романы с самыми знаменитыми, богатыми и влиятельными мужчинами того времени. Но, несмотря на бурную личную жизнь, Коко Шанель так никогда и не вышла замуж. На первом месте у нее всегда стояло творчество, работа художника-модельера и руководство своим модным домом. В возрасте 88-и лет она умерла в роскошном парижском отеле “Риц”, в котором прожила большую часть своей жизни.

Кристиан Диор


Кристиан Диор, как уже говорилось выше, вошел в историю моды после того, как в 1947 году предложил новый стиль “new look”. Диор создавал свои модели для утонченной, аристократичной по духу, интеллигентной женщины, в облике которой нет и тени вульгарности.

Кристиан Диор умер в 1957 году, и его модный дом возглавил его любимый ученик, Ив-Сен Лоран. С тех пор в модном доме под торговой маркой “Кристиан Диор” сменилось много ведущих художников-модельеров, но общая направленность оставалась неизменной: модели Диора предназначены все той же интеллигентной, утонченной женщине с хорошим вкусом. Любимые цвета дома “Кристиан Диор”: черный, белый, серый, светло-бежевый, а также богатая гамма сиреневых и лиловых оттенков. Дом Диора прославился также своей линией декоративной косметики и знаменитыми духами (“Мисс Диор”, “Пуазон”, “Дюна” и др.).

Это интересно.

Мода 50-х годов создавалась не одним Диором. В это время почти столь же популярны были Юбер де Живанши и Кристобаль Баленсиага. На протяжении многих лет любимой кленткой и большим другом Живанши была Одри Хэпберн. В знаменитом фильме “Завтрак у Тиффани” (и во многих других) она носит элегантнейшие наряды, созданные Живанши. В наряды от Баленсиаги, отмеченные утонченным, загадочным шиком, одета Патриция, героиня романа Ремарка “Три товарища”.

Пьер Карден


Пьер Карден, архитектор по образованию, стал одним из ведущих художников-модельеров в 60-е годы, после того, как представил публике свою коллекцию в футуристическом стиле. Модели Пьера Кардена предназначены для элегантных женщин, смелых по духу, готовых к восприятию нового.

Пьер Карден изобрел такие виды одежды, как кожаный сарафан и обтягивающие сапоги-чулки выше колен. Он ввел в модный обиход накидки-“пончо” и джемперы с воротником под горло, связанные тонкой резинкой-“лапшой”.

Пьер Карден также известен как художник, создающий авангардные модели мебели. Разработанная им мужская кожгалантерея пользуется большим спросом. Пьер Карден творит и как театральный художник (известны его смелые, экстравагантные костюмы, созданные для балетных спектаклей с участием Майи Плисецкой).


Ив Сен-Лоран


Ив Сен-Лоран вошел в мир Высокой моды в 1955 году, в девятнадцатилетнем возрасте. Модели Сен-Лорана отличает совершенство вкуса и безукоризненный крой. Его любимая клиентка – известная киноактриса Катрин Денев.

Ив Сен-Лоран знаменит тем, что ввел в повсеместный обиход брючный костюм, без которого сейчас невозможно представить себе гардероб элегантной женщины. Он же изобрел женский смокинг. Сен-Лоран предлагает носить пиджаки вечерних брючных костюмов на голое тело, дополняя их золотыми или бриллиантовыми колье и другими изысканными украшениями.

Высокие женские и мужские сапоги-“казачок” со складками на голенище, большие узорчатые шали с кистями, стеганые жилеты и меховые шапки-папахи с легкой руки Сен-Лорана стали необычайно модными. В 1976 году он продемонстрировал коллекцию моделей по русским мотивам, названную им “Русские балеты и оперы”. Он утверждал, что во время создания этой коллекции он вдохновлялся экзотическими образами российской истории: боярами в тяжелых меховых шубах, цыганками в красочных юбках, шумными базарами древней Казани, татарскими всадниками в стеганых халатах и т. п. Коллекция имела большой успех, следствием которого стало распространение элементов русского фольклора в мире моды.


Джанни Версаче


Дом моды итальянца Джанни Версаче, несколько лет назад ушедшего из жизни, теперь возглавляет его сестра, Донателла Версаче.

Стиль Версаче – это смелость и чувственность. Модели Джанни Версаче предназначены для людей богатых, уверенных в себе, стремящихся к роскоши и успеху. Стиль Версаче пользуется огромной популярностью у нуворишей всех стран.

Для моделей Джанни Версаче характерно использование шикарных, эффектных тканей сочных цветов и оттенков, а также экстравагантные, смелые, изысканно-сексуальные фасоны. Характерный наряд стиля Версаче: почти расстегнутое вечернее платье рубашечного покроя, сшитое из изумрудно-зеленого шифона с крупным узором, плюс трусики из такой же ткани. Или – вечернее платье с экстравагантным декольте из ткани с расцветкой “под леопарда”, комбинированное с тончайшей лайковой кожей черного цвета.

Вещи, созданные Джанни Версаче, украшает эмблема его торгового дома: голова Медузы Горгоны. Эта эмблема красуется на джинсах линии Версаче, на пряжках ремней, пуговицах и т. п.


Пако Рабанн


Пако Рабанн начал свою деятельность в 60-е годы. Этот уникальный художник стоит особняком в мире моды. Каждое его дефиле вызывает бурю восторгов и массу споров.

Пако Рабанн буквально взорвал традиционные представления о красоте и элегантности тем, что использовал для создания своих моделей такие материалы, как пластик, полиэтилен, металлические пластины, жесть, проволоку и т. п. Волшебное мастерство Рабанна заключается в том, что он создает из этих материалов сказочную, неземную красоту. Все модели коллекций Пако Рабанна создаются вручную, причем, чаще всего, самим маэстро.

Манекенщицы в моделях, созданных Пако Рабанном, выглядят как загадочные, волшебные, сверкающие пришелицы из космоса или из мира “фэнтэзи”. Все движется, колышется, сверкает, звенит… Феерия цвета, линий, фактур, созданная этим красивым испанцем, превращает зрелище дефиле в захватывающий праздник красоты.

Творчество Пако Рабанна оказывает на моду хотя и косвенное, но, тем не менее, весьма существенное влияние. Его творческие поиски побуждают промышленность разрабатывать новые синтетические материалы и внедрять, революционные технологии. Кроме того, творчество Пако Рабанна стимулирует разработку новых, более современных способов кроя.

Пако Рабанну, по всей вероятности, мы обязаны появлением сумок, обуви и украшений из прозрачного пластика и полированного металла, купальников из лайкры неоновых расцветок, а также курток из металлизированной ткани и т. п.


Келвин Кляйн


Келвин Кляйн является изобретателем таких стилей, как “унисекс” и “минимализм”. Этот спортивный, подтянутый американец создает свои модели для жителей мегаполисов. Героиня Келвина Кляйна – это активная, работающая женщина, творческая и деловитая, изысканная и скептичная. Она не желает “наряжаться”. Ее стиль – это неброский, незаметный с первого взгляда шик.

Келвин Кляйн – автор истинных шедевров элегантности. В своих коллекциях он использует такие, казалось бы, простые вещи, как пиджак, джинсы, футболка, простая блуза-рубашка. и т. п. Из таких обычных, неброских материалов, как серый трикотаж, темно-синий поплин, бежевая фланель, коричневый твид, плащевка защитного цвета он создает изысканные и утонченные модели одежды.

Героиня Келвина Кляйна одевается так же, как ее муж или друг: это простые, почти лишенные деталей, но вместе с тем изысканные вещи класса люкс, отмеченные своеобразным современным шиком.

Термин, который надо знать.

“Минимализм” – стиль в искусстве, получивший большое распространение в последнее десятилетие. Он характеризуется функциональностью, почти полным отсутствием декоративных деталей, очень сдержанной цветовой гаммой и высоким технологическим уровнем вещей.

Минимализм проявляется не только в моде. Он получил большое распространение в оформлении современного интерьера. Мебель простых форм, светлые, ничем не декорированные стены, функциональные светильники, минимум предметов, на которых мог бы задержаться взгляд – так выглядит помещение, оформленное в минималистическом стиле.

Валентин Юдашкин


Валентин Юдашкин первым из российских кутюрье взошел на мировой Олимп моды, показав всему миру то понимание роскоши и люкса, которое присуще русским, добившимся большого жизненного успеха.

Стиль Юдашкина по-восточному декоративен и богат, напоминая о том, что Россия – не только европейская, но и азиатская страна. Неброский шик – не его стихия. О его моделях можно сказать: это роскошь, которую невозможно не заметить. Дорогие ткани (бархат, атлас, муар, шифон), торжественные, яркие цвета, невероятные головные уборы, золото, кружево, перья – все это заставляет вспомнить о с восточной роскоши и имперском величии.

Творчество Валентина Юдашкина схоже с всемирно известными спектаклями русского балета: та же театральная декоративность, то же богатство и великолепие. Надо отметить, что большой заслугой Юдашкина является то, что он возродил искусство русской декоративной вышивки, вдохнул в него новую жизнь.

Империя моды Валентина Юдашкина развивается, создавая престиж российскому “От Кутюр”, представляя российскую культуру нового типа во всем мире.

Интересный факт

Валентин Юдашкин – единственный из российских модельеров, принятый в Парижский Синдикат Высокой Моды в качестве члена-корреспондента в 1996 году. Парижский Синдикат Высокой Моды является весьма закрытой организацией, в нем состоит всего несколько десятков человек, лучших кутюрье планеты. Для того, чтобы вступить в Синдикат, необходимо не только соответствовать высоким художественным требованиям, предъявляемым Синдикатом, но и к моменту вступления добиться большого успеха в своей профессии, иметь развернутую сеть бутиков во многих странах мира.

Бутики


Бутик в переводе с французского означает “лавка”. Сегодня бутик – это небольшой шикарный магазин, в котором продаются модели известных дизайнеров, созданные в одном или нескольких экземплярах. Во всяком случае, каждая серия не превышает нескольких десятков штук.

Вещи, продающиеся в бутиках, разумеется, дороги. За что платит свои деньги покупатель? Он платит их, во-первых, за эксклюзивную ткань, которая создана специально для пошива коллекции и не продается в обычных магазинах. Во-вторых, он платит за эксклюзивную, безупречно подобранную фурнитуру. В-третьих, он платит за безукоризненный крой, делающий фигуру более совершенной, чем она есть на самом деле. И, наконец (и это самое главное), он платит за имя, за ярлык с логотипом известного дизайнера, украшающий изнанку данной модели. В конечном итоге, покупатель платит за свой престиж, за то чувство удовлетворения и гордости, которое он испытывает, покупая ту или иную эксклюзивную вещь.

Бутики не зарабатывают больших капиталов, продавая свои шикарные модели. Ведь покупателей, способных оплачивать их, не так уж много. Бутики (точнее, дизайнеры) зарабатывают совсем на другом: на косметике, духах, шарфах, колготках, портмоне и тому подобных мелочах, которые продаются в тех же бутиках. Мало какая женщина может позволить себе купить платье от Диора, но приобрести себе флакон духов “Дюна” или тюбик помады “Кристиан Диор” она может. Таким образом, гораздо большее количество женщин имеет возможность приобщиться к миру высокой моды, к миру шика и роскоши, принося, в свою очередь прибыль создателям этих прекрасных вещей.

Этнические (экзотические) стили

Японский стиль


Отдельные элементы тех или иных этнических (национальных) костюмов время от времени вновь становятся модными. Видимо, интерес к ним рождается из тяги современного человека к природе, стремления к простоте и естественности.

Интерес к японской (китайской, корейской) культуре поддерживается, с одной стороны, необычайной популярностью восточных единоборств и видов спорта, и с другой стороны, тягой к восточной философии. Большой вклад в распространение элементов японского фольклора в одежде внес знаменитый парижский модельер японского происхождения Кензо.

В современной моде наиболее популярны такие элементы фольклорных костюмов стран юго-восточной Азии:

кимоно,

крупный орнамент в виде иероглифов,

вышивка в виде драконов, змей, птиц, экзотических растений,

текстильные туфли с тесемками на толстой пробковой или веревочной подошве,

стеганая куртка из ткани с блестящей фактурой (тафты, атласа и пр.),

застежка в виде петель-“восьмерок”, сплетенная из декоративного шнура.

Интересный факт.

Знаменитый модельер Кензо Такада так начинал свою деятельность в Париже: молодой японец, в то время еще никому не известный, арендовал для своего бутика крошечное помещение. Собрав друзей, он вместе с ними расписал стены помещения яркими экзотическими растениями, и назвал свой бутик "Японские джунгли". Это название привлекло к бутику внимание капризных, разборчивых парижан и сразу же принесло Кензо известность.

Цыганский стиль


Благодаря стремлению к свободе и естественности (о котором говорилось выше), в моду время от времени возвращается живописный, красочный цыганский стиль. Его еще называют “gipsy”-стилем.

Основные элементы цыганского стиля:

широкая, длинная юбка с оборками, сшитая из ткани с цветочным орнаментом,

блуза из белой или набивной ткани, с воланами спереди и на рукавах,

большая узорчатая шаль с кистями,

декоративные, эффектные браслеты и серьги из желтого металла.


Испанский стиль


Время от времени на авансцену моды выходит испанский стиль, вдохновляемый образами корриды, фламенко и оперы “Кармен”. Интерес к нему объясняется тем, что он придает женскому облику эффектный, темпераментный, волнующе-сексапильный вид. Базовой основой испанского стиля является драматическое противопоставление черного и красного цветов. Широко используется кружево, шнуровка, искусственные цветы.

Характерные примеры одежды в испанском стиле:

платье с каскадными воланами и большим декольте,

нижняя юбка из белого полотна с оборками,

блуза из черного кружева с пышными манжетами,

большая ажурная шаль с кистями,

бархатный жилет на шнуровке,

искусственный цветок или бант в волосах,

облегающие шнурованные сапожки.


Термины, которые надо знать.

“Болеро” – короткий, до талии, прямой испанский жакет без воротника, похожий на жакет матадора на корриде. Шьется из бархата или шерсти. Время от времени появляется на мировых подиумах.

Брюки-“корсар” – узкие, облегающие брючки длиной до колена (иногда с боковым разрезом внизу), могут быть украшены несколькими пуговицами или декоративной тесьмой.


Латиноамериканский стиль


Латиноамериканский стиль имеет общие черты с испанским стилем. Но между ними существуют и различия, обусловленные тем, что латиноамериканский стиль образовался из смешения испанской, индейской и негритянской культур. Если для испанского стиля характерно смешение черного, красного и белого цветов, то в латиноамериканском стиле доминирует сдержанная, преимущественно коричнево-бежевая цветовая гамма.

Характерные примеры одежды в латиноамериканском стиле:

накидка-пончо,

широкополая шляпа-сомбреро,

брюки-“гаучо”,

прямая короткая куртка без воротника, сшитая из сукна,

замшевая куртка (брюки, жилет), украшенная бахромой и металлическими заклепками,

кулоны на кожаных шнурках и браслеты из кожи или дерева.

Термины, которые надо знать.

Брюки-“гаучо” – прямые или расширенные книзу брюки длиной немного ниже колен (или до середины икры). Взятые из фольклорного костюма аргентинских пастухов, вошли в арсенал моды и время от времени появляются на ее арене.

“Пончо” – теплая накидка в виде прямоугольного пледа, с вырезом для головы, надеваемая через голову.

Современные массовые стили (разработка И.Криксуновой)

Массовые стили


Работая на протяжении многих лет художником-модельером и специалистом по созданию имиджа, я много общалась с клиентами. Стремясь достичь наилучших результатов в работе, я старалась оценить не только внешние данные людей, с которыми мне приходилось взаимодействовать, но и узнать их характер, понять психологию, почувствовать эстетические предпочтения, чтобы как можно выигрышнее подать их индивидуальность.

В процессе работы я обнаружила, что стиль, к которому интуитивно стремится женщина, зависит не только от ее внешних данных. Он не менее тесно (а может быть и более!) связан с психологическим складом ее личности, с ее профессией, жизненными амбициями, темпераментом, способом поведения и т. д. и т. п.

В результате я условно разделила большинство женщин на семь стилей. Характеризуя каждый из этих стилей, я предлагаю не только психологический портрет его носительницы, но и то, как ее воспринимают окружающие, а также то, для каких профессий и социальных ролей лучше всего подходит избранный ею стиль.

Вот предлагаемые мною названия этих стилей:

Консервативный,

Классический,

Экстравагантный,

Эротический,

Загадочный,

Пассивно-женственный,

Спортивно-непринужденный.


Консервативный стиль


Женщина, придерживающаяся консервативного стиля в одежде и макияже, сдержанна, осмотрительна, с осторожностью относится ко всевозможным нововведениям. Она исполнительна, принципиальна, на нее можно положиться. Особа, одетая в консервативном стиле, достаточно респектабельна, ее облик порождает у окружающих мысли о надежности и постоянстве. Консервативный стиль ассоциируется с такими профессиями, как бухгалтер, банковский работник, преподаватель, депутат, политик.

Характерные приметы консервативного стиля таковы: 1) сдержанная, спокойная цветовая гамма; 2) традиционные фасоны; 3) отсутствие остромодных новинок; 4) добротные материалы и высокое качество вещей.

Пример консервативного облика: строгий костюм из серой шерстяной фланели, белая блуза с английским воротником, черные туфли на устойчивом каблуке, гладко причесанные волосы, неброские золотые украшения, косметика естественных тонов.


Классический стиль


Женщина, избравшая для самовыражения классический стиль, энергична и уверена в себе. Она отличается быстрой реакцией и самообладанием. Она внушает уважение, производит впечатление значительной и респектабельной персоны. Она воспринимается окружающими как человек квалифицированный и авторитетный. Классический стиль ассоциируется с такими профессиями как предприниматель, руководитель, администратор и т. п.

Характерные приметы классического стиля: 1) четкие, определенные линии и силуэты, 2) высокое качество вещей, 3) традиционные фасоны, 4) но вместе с тем актуальная цветовая гамма и модные дополнения, 5) следование новым тенденциям в прическе и макияже.

Пример облика в классическом стиле: брючный костюм из темно-коричневого крепа в тонкую полоску, кремовая блуза, туфли из темно-коричневой замши, стильная стрижка, модный тон помады.


Экстравагантный стиль


Сторонница экстравагантного стиля производит впечатление незаурядной личности. Она эмоциональна, импульсивна, склонна к эпатажу. Такая женщина не остается незамеченной, при этом она может вызывать у окружающих как восхищение, так и отторжение. Экстравагантный стиль ассоциируется с профессиями, принадлежащими к миру богемы, такими как актриса, деятельница шоу-бизнеса, художница, музыкант и т. п. Экстравагантный стиль, как ни один другой, требует высоко развитого вкуса, иначе он может легко перейти в чудаковатость или вульгарность.

В качестве крайнего, экстремального проявления экстравагантности в облике можно привести внешность певицы Жанны Агузаровой и художника-дизайнера Андрея Бартенева.

Характерные черты экстравагантного стиля таковы: 1) смелая цветовая гамма, 2) нестандартные фасоны, 3) незаурядные, экзотические дополнения.

Пример экстравагантного облика: накидка-пелерина из коричневой замши, лакированные сапоги-чулки выше колен, волосы с медно-рыжим оттенком, экстравагантная бижутерия.

Термин, который надо знать.

“Богема” (в переводе с французского “цыганщина”) – часть творческой интеллигенции, ведущая беспорядочный, преимущественно ночной образ жизни, презирающая бытовые условности.

Эротический стиль


Женщина, которая придерживается эротического стиля в одежде и макияже, уверена в себе, горда своей женственностью и подчеркнуто сексуальна. Она не боится провоцировать окружающих (особенно мужчин) своим внешним видом. Она вызывает у окружающих как восхищение, так и резкое неприятие (например, у консервативно настроенных женщин и мужчин). Эротический стиль ассоциируется с такими социальными ролями, как манекенщица, актриса, жена или подруга состоятельного мужчины.

Характерные черты эротического стиля: 1) фасоны, максимально демонстрирующие фигуру и тело, 2) ткани с фактурами, подчеркивающими женственность, 3) длинные волосы и сексапильный макияж.

Пример эротического стиля: платье-мини из черного трикотажа с большим вырезом, туфли на высоких изящных каблуках, замшевая сумочка на цепочке, длинные волосы цвета золотистый блонд.

На заметку.

Эротический стиль весьма провокационен. Мужчины, допустившие проявления сексуальных домогательств по отношению к женщинам, пытались оправдывать себя тем, что провоцирующим моментом для них нередко являлся соблазнительный внешний облик женщины, ее сексапильная одежда.

Загадочный стиль


Женщина, одетая в загадочном стиле, немногословна, внешне она может показаться застенчивой и даже флегматичной. Склонна к смене настроений. В глубине души это романтичная, эмоциональная натура, способная к проявлению больших страстей. Своим поведением она, с одной стороны, интригует окружающих (особенно мужчин), а с другой стороны, вызывает у них некоторую настороженность. Она ассоциируется у окружающих с такими профессиями, как искусствовед, преподаватель музыки и т. п.

Характерные приметы загадочного стиля: 1) фасоны одежды, сочетающие в себе сдержанность и скрытую, не афишируемую сексуальность (например, длинная юбка с высокой шлицей, блуза с узким щелевидным вырезом), 2) романтические элементы в облике (например, капюшон, длинный, развевающийся шарф, шляпа с широкими полями, палантин), 3) подчеркнуто женственные ткани (бархат, атлас и пр.).

Пример облика в загадочном стиле: узкая длинная юбка с разрезом сзади, гипюровая блуза строгого фасона, свободный жакет из мохеровой пряжи, туфли на высоком каблуке, прическа-узел.

Термины, которые надо знать.

“Палантин” – длинный широкий (до 80 см) шарф из гладкого меха, ажурного трикотажа, кружева, ткани. Его набрасывают на спину и плечи и придерживают руками. На шее его не носят. Палантин – это дополнение преимущественно к вечерней одежде.

Пассивно-женственный стиль


Сторонница пассивно-женственного стиля деликатна, уступчива, дипломатична. Она иногда производит впечатление наивной особы, хотя это совсем не так. В жизни предпочитает плыть по течению. На окружающих производит приятное впечатление. Женщины, избравшие этот стиль, обычно работают в медицинской, образовательной сферах.

Характерные приметы пассивно-женственного стиля: 1) нежная цветовая гамма и деликатные орнаменты, 2) фасоны с волнистыми линиями (юбки клеш, воланы), 3) использование сугубо женственных элементов декора (кружево, вышивка и т. п.).

Пример пассивно-женственного облика: платье из ткани с цветочным узором в розово-сиреневой гамме, белые босоножки и сумочка, украшения из жемчуга, завитые волосы, перламутровая розовая помада.


Спортивно-непринужденный стиль


Женщина, придерживающаяся спортивно-непринужденного стиля, ценит внутренний комфорт, свободу и независимость. Она не любит ограничивать себя жесткими рамками, нормами и станадартами. В то же время, она не любит привлекать к себе излишнее внимание окружающих и выделяться из толпы. Окружающие воспринимают такую женщину позитивно в том случае, если ее облик сочетается с деликатной манерой поведения и безукоризненной опрятностью, в противном случае восприятие может быть негативным. Спортивно-непринужденный стиль ассоциируется с такими социальными ролями, как студентка, спортсменка, мелкая предпринимательница. Кроме того, спортивно-непринужденный стиль широко используется для активного отдыха.

Характерные приметы спортивно-непринужденного стиля: 1/ широкое использование джинсовой и кожаной одежды, 2/ использование спортивного трикотажа, 3/ дополнения (обувь, сумки и т. п.) сугубо спортивного характера, 4/ естественная прическа и макияж.

Пример спортивно-непринужденного облика: объемная “пухлая” куртка, джинсы, футболка со спортивным логотипом, кроссовки, рюкзак.


Итак, в этой главе были представлены самые разнообразные стили, от Древнего Египта до наших дней. Основной целью было не только познакомить вас с историей костюма, но и показать, что некоторые проверенные временем элементы исторического костюма остаются в моде и по сей день. Таким образом, мы убедились, что в мире моды существует преемственность. В двадцатом веке также появились вещи, уже ставшие настоящей классикой моды: это и духи «Шанель № 5», и сапоги-чулки Пьера Кардена, и женский брючный костюм Ива Сен-Лорана и многое другое, без чего уже трудно представить себе мир современной моды.