Вы здесь

Книга пасхальной радости. 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы. Вдохновение на каждый день. Неделя Антипасхи. Святого апостола Фомы (А. Н. Логунов, 2015)

Неделя Антипасхи. Святого апостола Фомы

19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей.

31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


Евангелие от Иоанна, 20:19–31

Воскресенье

Фомино неверствие, мироспасительное Богочеловека Слова, еже из адских преисподних востание уверяет, язвы рук и ног дерзостнее осязавшее ко уверению мирскому, десницею любопытною.

Собранным страхом, иже от страсти Твоея, апостолом Слове, и дверем заключенным внезапу совшел еси посреде их, мир даруя, и Фоме протязая осязати честныя ребр Твоих язвы.


Спасительное для мира Воскресение Богочеловека, Слова, из адских бездн Фомы неверие подтверждает: он для убеждения всего мира раны рук и ног дерзновенно осязал десницей испытующей.

Когда собравшиеся апостолы были в страхе, вызванном Твоим страданием, а двери были заперты, внезапно Ты вошел в среду их, мир даруя и Фоме предлагая осязать священные раны ребр Твоих.

Стихиры на «Господи воззвах» Недели Фоминой


Антипасха – другая Пасха. Слово «анти» воспринимается для нас как что-то противоположное тому, что есть на самом деле. Очень многие христиане не могут для себя объяснить, что значит это «Антипасха». Почему вдруг Антипасха? Что тут Пасхе противоречит?

Ничего не противоречит, и приставка «анти» в данном случае значит не «контрпасха», а «вместо Пасхи». Дело в том, что то, что было Пасхой для всех апостолов, для Фомы Пасхой не стало.

Антипасха – это его Пасха, другая, вместо той самой Пасхи, которую он не пережил вместе с апостолами, потому что он не видел воскресшего Христа, потому что не поверил. И здесь возникает вопрос: а почему не поверил? <…>

Оказалось, что апостолу Фоме свидетельства о воскресении мало, и он говорит очень дерзкие вещи: …если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20: 25). Это самый достоверный опыт познания – через осязание. Казалось бы, ну как к Богу можно обращаться такими словами? Ну как можно требовать от Христа подобные вещи?

И вот что поразительно. Христос приходит как раз на девятый день к Фоме, и апостолы видят то, что, скорее всего, они не заметили в первый раз: Христос воскрес, а раны остались. Христос воскрес, но Христовы страдания зияют на Его воскресшем теле. Его тело не залечилось, не стало сильным и здоровым – ничего подобного.

И Он говорит:…подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20: 27–29). «Да, пожалуйста, вложи свой перст вот в эти раны. Коснись этих ран. Коснись этого прободенного ребра. И не будь неверующим, но верующим».

Фома отвечает: Господь мой и Бог мой! – впервые такое свидетельство, когда Христос назван Богом. Фома не признает воскресение Христа как успокоение. Фома не признает воскресение Христа как избавление от ответственности за прожитое. Он не признает воскресение Христа как изменение к лучшему, потому что Христос воскресает в ранах, в язвах воскресает. А это понятно, что если твой Учитель воскрес для тебя таким, то и путь за твоим учителем будет таким же.

И здесь очень важно понять, кто мы-то, собственно говоря, когда мы воскресение Христово празднуем. «Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу нашему Иисусу Христу» – что это значит для нас? Какое отношение мы имеем к Фоме? Самое прямое. Тело ломимое, Кровь изливаемая, которыми мы причащаемся, целуя Чашу потом, как ребро Спасителя, – все это ведь имеет абсолютно прямое отношение к нам.

Не всегда наше участие в Таинстве Причащения осознается нами правильно и глубоко. Для кого-то это исцеление души и тела – то есть избавление от некоторых проблем душевно-телесных. Для кого-то это наполнение энергией, потому что вот я причащаюсь, у меня должны быть силы. Для кого-то это очищение и прощение грехов. Для кого-то это разные вещи нашей религиозной функциональности.

Мы очень часто воспринимаем причащение Святых Христовых Тайн для себя как возможность разрешения наших проблем, освящения нашей жизни, приобщения к Божественной благодати и в том числе как наше личное, частное благочестивое дело.

А вот если по-другому посмотреть, и почувствовать, и подойти, как Фома, тогда Чаша, которой мы причащаемся, – Чаша страданий Христовых и Его воскресения – должна для нас быть иным, по-другому осмысляться как способ нашего богообщения.


Протоиерей Алексей Уминский.

Послепасхальное уныние: Когда Христос воскрес не для нас // www.pravmir.ru

Понедельник

Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего. Того воспоим, яко прославися.

Царица времен, светоносному дню, дней же царю явственнейши даронося, красит избранныя люди церковныя, непрестанно поя воскресшаго Христа.


Сегодня для душ весна, ибо Христос из гроба, как солнце, воссияв на третий день, мрачную зиму греха нашего прогнал. Его воспоем, ибо Он прославился. Царица времен года, весна, подобно блистательной свите светоносного дня Воскресения и царя всех дней, веселит избранный народ церковный, непрестанно воспевая воскресшего Христа.

Из песни первой канона Недели Фоминой


А на Красной горке яйца катала вся деревня, игра эта очень азартная и увлекательная. Фомина неделя, следующая после пасхальной, звалась «Красной горкой». На Красной горке начинались свадьбы деревенские. По церковному уставу жил народ крестьянский до тех пор, пока не снял с себя крест. С Крещения Руси православный русский народ жил по церковному кругу: сеял, пахал, выгонял скот на пастбище, и весь труд его и жизнь органично были связаны с верой и жизнью Церкви, в том числе и свадьбы. Им было свое установленное церковное время. Начиная с Крещения, после Святок и до пятницы на Масленой неделе, кроме вторников под среду, четвергов под пятницу и суббот под воскресенье, а также двунадесятые праздники. Ни Великим постом, ни Рождественским, ни Петровским и Успенским свадеб не было. Благодаря такому уставу, обойти который православный народ и не стремился, к свадьбам готовились как к таинству непреложному, как к событию, должному быть один раз и на всю жизнь, так как разводов не было. У жениха и невесты было достаточно времени, чтобы проверить себя и свою привязанность и любовь друг к другу. Вот почему браки были прочными. Каждый знал, на что идет и ради чего. Самое большое количество свадеб всегда было после Святок и на Красной горке, потому что им предшествовали шесть недель Рождественского поста и еще 12 дней до Крещения, а с пятницы на Масленой – семь недель Великого поста и вся Пасхальная неделя. Все свадебные коляски и сани с женихами и невестами в церковь и обратно мчались мимо нашего дома.

Возвращаясь к Красной горке с катанием яиц, расскажу подробно об этой игре. Из длинной строганой доски делается горка, под которую подставляются сколоченные козла. Играющих чем больше, тем интереснее. Яйца катают все: и парни и девчата, и стар и млад. Катя с горки свое яйцо, ты должен его так нацелить, чтобы ударить им любое яйцо играющих, каждый знает свое яйцо. Если ты своим яйцом задел чье-либо, то оно твое. Вот и вся игра, но крику, визгу, радости и огорчению – нет конца. Мы с мамой всегда ходили на такие игрища.


Арцыбушев А. П. Милосердия двери

Вторник

Радоница


Врата смерти, Христе, ниже гробныя печати, ниже ключи дверей Тебе противишася: но воскрес предстал еси другом Твоим, Владыко, мир даруяй, всяк ум преимущ.


Ни врата смерти, Христе, ни печати гроба, ни замки дверей не воспротивились Тебе; но, воскреснув, Ты предстал друзьям Твоим, Владыка, мир даруя, превосходящий всякий ум.

Из песни первой канона Недели Фоминой


Есть кладбища, на которых проводы – это мрачное и тягостное поминание мертвецов, есть такие, где просто идет тупая пьянка, есть погосты, где все происходит по принципу: отбарабанить поскорее и уйти. А есть такие, как Парутино, где Радоница действительно праздник Пасхальной радости. Настроение у всех приподнятое, все улыбаются, приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» Обильная и вкусная трапеза; не без возлияний, но доброе местное виноградное вино не дает превратиться веселью в попойку.

Начинается все с обхождения кладбища по периметру и окропления святой водой. Затем общая панихида. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Песнопения, молитвы, каждения, чтение множества записок и поминальных книжечек.

После окончания панихиды – освящение могилок. Перед каждой могилкой лития, пасхальные песнопения, «Вечная память», окропление. У каждой могилки стол, скамейки. На столах обильная и очень вкусная снедь: котлетки, голубцы, птица, холодец, колбасы, сыр, сладкое. Везде – бутыли с домашним вином, розовым и красным.

Обойдя все кладбище, прохожу мимо большого стола, за которым сидит многочисленное семейство. Этих людей я знаю, очень добрые, радушные, веселые. После настойчивого приглашения сажусь с ними. Среди прочих яств особое угощение, нигде, кроме Парутино, не виданное. Кастрюлька, в ней блинчики с невероятно вкусной творожной, похожей на пасху, начинкой. И все это залито густым соусом на основе сладких сливок. Удивительно вкусно.

Общаемся, вкушаем угощение. Замечаю: во главе стола стоит огромный кулич с белой сладкой корочкой и украшениями из сладостей.

Из самой «макушки» кулича торчит большая пробка. Возле кулича – бокал с вином, пачка папирос, тарелка с закусками.

– А это у вас что такое? – спрашиваю хозяев.

– Это? Это наш дедушка. Вася.

– Дедушка Вася? Кулич – дедушка Вася?

– Как кулич? Почему кулич? Дедушка Вася – вот он.

Женщина любовно поглаживает круглую шишку оградки памятника.

Я вглядываюсь в портрет на фотоэмали: огромные буденновские усы и строгий, исполненный достоинства взгляд. Дедушка Вася был силен.

– А это мы дедушкино место соблюдаем, он тут, когда жив был, сидел. И вот такие огромные пасхи[3] любил.

– Э-э-э-э… Понятно… а что это за пробка сверху?

– А это тоже дедушка придумал. Внутрь формы бутылочка ставится, пасха вокруг нее нарастает. А потом вино наливаем – красиво получается. Сейчас увидите.

Женщина большим острым ножом разрезает пасху; внутри, облепленная крошками теста, поблескивает розовой глубиной вина пол-литровая бутылка. Ломти пасхи раздаются всем присутствующим, мне чуть ли не самый большой.

Извлеченная бутылочка откупоривается, вино разливается в бокалы.

– Упокой Господи во Царствии Твоем усопшего раба Божьего Василия с усопшими сродниками его. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

* * *

Когда часа через два мы сели в машину, домой уже ехать не хотелось. Решили отправиться на место древнего поселения, побродить, посидеть в тишине, вдохнуть воздух истории. И вот Ольвия. Высокие отроги, ступенчато спускающиеся к бесконечному разливу вод Днепро-Бугского лимана. Склоны покрыты зеленью трав, мозаикой полевых цветов.

Выходим из машины. Неожиданное зрелище: навстречу нам, воздев руки к небу, идет Андрей. По лицу текут слезы.

– Андрюша, что случилось, почему ты плачешь?

– Люди! Здесь тысячи лет жили люди! Под нами земля, по которой они ходили и в которой они погребены.

– Так ты поэтому плачешь?

– Конечно. Здесь ведь жили люди! И их дети! Что вы смеетесь, вы что, не понимаете? Здесь жили дети! И их люди! Вслушайтесь!

Не встретив с нашей стороны чаемого сопереживания, Андрюша опустил руки, повернулся и побрел к обрыву.

Вдруг замер, опять повернулся к нам, указал пальцем на что-то в траве:

– Это вам. Передали.

Мы подошли. В траве стояла миска с блинчиками в сметане, двухлитровка вина (правда, на три четверти пустая) и… «дедушка». Точная копия «Васи». Только без пробки в голове.

* * *

Оказалось, час назад Андрея привезли в Ольвию мотоциклом, где он нас и дожидался. В тишине и покое, под бесконечным окоемом небес и над окоемом вод. И вслушивался в жизнь ушедших поколений. Живших здесь «детей. И их людей.»

Священник Михаил Шполянский.

Дети и их люди // Был такой случай

Среда

Твой светлый день и пресветлый, Христе, всесветлую благодать, воньже красный добротою учеником Твоим предстал еси, в песнех величаем.

Тебе, бренною дланию осязаема в ребра, и не опаливша сию, огнем невещественнаго Божественнаго существа, в песнех величаем.

Тя яко Бога из гроба воскресша Христа, не очима видевше, но сердечною любовию веровавше, песньми величаем.


Твой сияющий день и ярчайший, Христе, всесветлую благодать, в которой Ты, цветущий красотою, ученикам Твоим предстал, мы в песнопениях величаем. Тебя, бренною рукою осязаемого в ребра, и не опалившего ее огнем невещественного Божественного естества, мы в песнопениях величаем.

Тебя, Христа, воскресшего, как Бог, из гроба, не очами увидев, но сердечною любовью уверовав, мы песнопениями величаем.

Песнь девятая канона Недели Фоминой


После смерти мужа прошло несколько лет. У меня появились поклонники. Но никто не хотел жениться, все хотели так. А я, понятное дело, так не желала. Или «не те» хотели жениться, потому что мой духовник отправлял их ни с чем.

А батюшка вообще сказал: «Давай-ка, иди в монастырь». Тут я возмутилась: «А кто рожать будет, если всех в монастырь?» (У меня как раз много церковных знакомых приняли монашество.) В ответ слышу: «Ты что, рожать собралась? И сколько будешь рожать?» Я говорю: «Не знаю сколько. Мужа мне выдайте, пожалуйста, буду рожать». Батюшка предлагает: «Ну, хорошо, давай помолимся. Молиться будем святителю Николаю. Мужа тебе такого надо серьезного, военного. Другого ты в бараний рог скрутишь».

Через месяц знакомлюсь с Колей. До этого у меня знакомых с таким именем вообще не было. То есть при знакомстве мне и в голову не пришло, что это мой будущий муж. Мы познакомились в санатории, ходили, гуляли, разговаривали. Без каких-то чувств и эмоций. Просто по-дружески.

А перед моим отъездом он поменял свои билеты на два дня раньше, чтобы улететь со мной. Когда самолет приземлился в Москве, он говорит: «Давай я на тебе женюсь». Придя в себя от удивления, отправила его к моему духовнику – разбираться. Через какое-то время звонит: «Батюшка сказал: „А ты чего некрещеный пришел?“»

Я обрадовалась, потому что как-то не была готова так неожиданно выходить замуж. Он же пошел, покрестился, потом снова к моему духовнику. Все это происходило без меня, я ни о чем не знала. Через какое-то время звонит мне: «Юля, а где в Москве Красная горка? Батюшка велел венчаться на Красной горке». Я побежала к батюшке, а он: «Это твой муж, венчаться без разговоров».

Так что я венчалась почти с чужим тогда человеком. И поэтому спустя десять лет я могу утверждать: любовь – это то, что можно приобрести, настроить. Попросить у Бога. И всячески нужно стараться оберегать ее.

Накануне венчания мы поехали на подворье монастыря, где будем венчаться, и во дворе монастыря Коля звонит своей маме: «Мама, я послезавтра венчаюсь. Невеста – хорошая девочка. У нее четверо детей». Я, затаив дыхание, жду реакции мамы. Она попросила, чтобы Коля передал трубку мне. Беру трубку, предполагая, что сейчас услышу. Слышу неожиданное: «Ты его уговорила креститься?» «Не я, батюшка сказал, что надо», – отвечаю. «Понятно, – отвечает мама моего мужа, строгая волевая дама. – Я 30 лет ему говорила, что надо покреститься. Слушай, деточка, я всегда буду на твоей стороне. Человек с четырьмя детьми, заставивший моего сына покреститься, – дорогого стоит». Мы с ней дружим до сих пор.


Из интервью с Юлией Павлюченковой

«Мама одиннадцати детей, которая все успевает» //www.pravmir.ru

Четверг

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Конец ознакомительного фрагмента.