Вы здесь

Книга о любви. Счастливое партнерство глазами буддийского ламы. Глава 3. Любовь в повседневной жизни (Оле Нидал)

Глава 3

Любовь в повседневной жизни

Взлеты и падения

Разумеется, это прописная истина, но времена бывают плохие и хорошие. Во всех переживаниях, которые доставляют нам радость и при этом не имеют своим источником полный опыт «здесь и сейчас», обязательно кроется боль, поскольку ничто не вечно. Когда уходят соответствующие условия, вместе с ними исчезает и хорошее чувство. И хотя какое-то время или даже всю жизнь нас могут отвлекать самые благоприятные жизненные обстоятельства, богатство или общественное признание, где-то за всем этим незримо присутствует грядущая потеря. Однако вместо развития и честного взгляда на обусловленный характер своего положения мы ищем лишь новых удовольствий и развлечений.

Если мы знаем мир, то даже в лучшие периоды не станем исключать возможности наступления плохих времен. Это знание о нависающей над нами угрозе непостоянства – первое, очень тонкое впечатление от страдания, но стоит прийти грубому страданию – физическому, умственному или и тому и другому одновременно, и нам кажется, что все в мире сговорились против нас. Земля уходит из-под ног, и мы уже не верим, что эта ситуация когда-нибудь закончится. Страдание пронизывает каждый нерв, каждую клетку мозга и каждый поток сознания ума. В буддизме это называется «страдание страдания». И пока человек не контролирует свой ум, любое мгновение определяется смесью боли, безнадежности, отчаяния и страха перед будущим.

В случае расставания с любимым, смерти близких, потери честного имени или крупной суммы доверенных нам денег смягчить нашу боль не могут ни поддержка и сочувствие в словах и поступках друзей, ни социальная помощь.

Все время, пока нас занимают, будем надеяться, в основном приятные предложения жизни, которые лишь изредка сменяются опытом непостоянства или, в худшем случае, жуткой болью, в уме присутствует еще и третье состояние. Как и два первых, не знающее утоления, оно пронизывает всех существ до самого Просветления: это страдание неведения. Мы не помним себя в материнской утробе или в момент рождения, не говоря уже о прошлых жизнях, и можем только строить предположения о том, что произойдет в будущем или происходит там, где нас нет. Неведение тоже является завесой ума и препятствием для счастья. У человека, который не медитирует, эта завеса приподнимается лишь в секунды ярких вспышек «Ага!» – настолько сильных и реальных, что они не нуждаются ни в каких обоснованиях. В буддизме считается, что если мы не развиваемся на основе вневременных ценностей, то всевозможные переживания – в том числе болезненные – будут повторяться во всех последующих жизнях. Это называется круговоротом обусловленного существования, на санскрите – сансара. В данной главе мы рассмотрим некоторые из типичных ситуаций повседневной жизни, связанных с этими обусловленными состояниями.

Партнерство

Быть друг для друга

В глубоких и честных, полных доверия партнерских отношениях мы учимся друг у друга на всех уровнях, и это затрагивает все сферы жизни. Связь открывает пространство и приносит радость, давая свободным людям доступ к увлекательным областям взаимодействия, позволяющим расти. Решение быть друг для друга означает для пары и ответственность, и внутреннюю уверенность. Оно растворяет инерцию привычек и тем самым открывает возможности для быстрого человеческого развития. Если партнеры удовлетворяют взаимным пожеланиям, то лучше всего им подойдут отношения «один плюс один», дарящие обоим жизнь, богатую новым опытом.

Если партнеры удовлетворяют взаимным пожеланиям, то лучше всего им подойдут отношения «один плюс один», дарящие обоим жизнь, богатую новым опытом.

У любящих вырабатывается особый стиль поведения. Пары и семьи обзаводятся своего рода тайным языком, который включает прозвища и жесты, отсылающие к тем или иным реалиям их быта или к пережитым вместе событиям. Так создается сильное чувство МЫ. Это относится и к тому, как люди приветствуют друг друга, прощаются, когда и как едят, вместе смотрят телевизор и так далее. После рабочего дня эти привычные, глубоко нам знакомые проявления действуют расслабляюще. Другие могут со временем научиться понимать такие ритуалы и чувствовать себя своими в близком кругу общения. Если эти интимные любовные обычаи исчезают, а новые не появляются, то связь становится слабее. Но и бесконечное повторение может превратиться в тюрьму: если в нем нет осознанности и любви, это парализует отношения. Для пар, не углубляющих свою сплоченность с помощью медитации, особенно важно не дать знакам внимания превратиться в пустой звук. Нужно осознанно реагировать на них, снова и снова оживлять благодарностью очарование взаимообмена. Это согревает и соединяет сердца.

Буддисты считают связь мужчины и женщины драгоценной. Она создает особые возможности для человеческого роста. Чтобы в совместной жизни стало еще больше смысла в буддийском понимании, можно попросить духовного учителя – ламу – дать полезные советы и благословить на развитие отношений. Это называется «буддийская свадьба». Иногда, в зависимости от обстоятельств, собственно процедура бракосочетания может выглядеть просто как короткое благословение пары.

В странах, где буддизм еще не признан как религия, буддийский брак не имеет никаких социальных или правовых последствий. Он совершается согласно самой сути Учения, без религиозного давления, но оказывает значительное влияние на внутреннем и тайном уровне. Это означает абсолютно сознательное решение людей развиваться вместе, стоять друг за друга и помогать друг другу, в том числе и в те времена, когда один из них первым состарится или заболеет. И хотя буддийский брак больше благословение, чем юридический акт, в нем есть решающая сила. Он защищает пару от ситуаций, когда обычные мешающие чувства могли бы завести любовь в тупик. Чтобы отношения не изнашивались из-за повседневных привычек, буддизм предлагает средства, помогающие паре снова и снова воспринимать друг друга и остальных на высоком уровне. Такой брак подходит для самостоятельных людей, стремящихся на своем буддийском пути к взаимодополнению и совместному развитию.

Во многих случаях влюбленные решают закрепить свой союз в загсе. Это не только позволяет платить меньше налогов и приветствуется обществом, но и укрепляет связь. Сам ритуал, празднование, совместные пожелания новобрачных, пожелания друзей и родных обладают огромной силой.

Поскольку сейчас людям нередко приходится работать в других городах, все чаще всплывает тема взаимоотношений на расстоянии. Для того чтобы связь, в которой партнеры проводят вместе мало времени, была успешной, важно делать сильные пожелания, чтобы это положение дел в обозримом будущем изменилось. Важную роль здесь играют также прочность отношений и зрелость людей. Возможно, это прозвучит старомодно, но ответ на вопрос, долго ли продлится союз двух сердец при таких обстоятельствах, особенно если этот образ жизни непривычен, определяется глубиной любви.

Здесь обоим партнерам окажется полезен широкий взгляд на ситуацию. Необходимо поддерживать друг друга, заполняя период «без него» или «без нее» такими делами, которые позволят нам продвинуться в развитии и на которые было бы жаль времени, когда мы вдвоем. В этом случае пространство разлуки будет хорошо использоваться для блага обоих и каждого в отдельности. И когда мы наконец снова вместе, в первую очередь физическая любовь быстро латает все дыры, и партнерские отношения остаются полными энергии и счастья. Основой для таких отношений на расстоянии является доверие. Если его нет, любовь проживет недолго.

Секс в партнерстве

Здоровое тело хочет любить и нуждается во внимании. Будда, который до своего Просветления тоже знал это счастье, деля его примерно с пятью сотнями женщин, со всей определенностью – что очень мудро – не вмешивается в ночную жизнь своих учеников, хотя, разумеется, советует избегать всего, что запутывает и приносит страдание. Будда также старается оберегать существующие связи между людьми. Монахам он рекомендовал воздержание, потому что благодаря этому можно было не иметь потомства – ведь с детьми, как известно, гораздо меньше времени остается на духовные интересы. Настойчивыми советы Будды становятся лишь тогда, когда есть реальная угроза, например, дурная наследственность или кровосмешение.

Что касается взаимного влечения, то в партнерстве мы стараемся дарить друг другу как можно больше радости, в противном случае это лишь ни к чему не обязывающее знакомство. Мы используем тело как инструмент, позволяющий давать другим радость и любовь, и делаем все, чтобы никогда не причинять страданий. Чрезмерное увлечение теориями о том, как именно должен происходить любовный акт, превращает наши свидания во что-то техническое и ослабляет наслаждение. В принципе хорошо, если желания и представления партнеров в этой области близки, поскольку в таких вопросах экзотика стыдливости не пара.

В тантрическом буддизме[8] считается, что союз мужчины и женщины может привести к Просветлению. Поэтому мы видим соответствующие части тела, само любовное объятие и все, что с ним связано, на максимально высоком уровне. По той же причине мы используем красивые, почти поэтические слова: говорим об оргазме как о дарении радости, половые органы называем благородными, пенис – алмазом, а влагалище – цветком лотоса. Принятие такого взгляда и языка в повседневной жизни наверняка обогатило бы культуры, которые задействуют в этой области лишь научные термины на латыни или же, что довольно часто, слова из уличного лексикона. В конечном счете и от слов зависит то, как мы переживаем счастье. Они влияют на нашу совместную жизнь, делая наш взаимообмен приятным или неприятным.

Мы используем тело как инструмент, позволяющий давать другим радость и любовь, и делаем все, чтобы никогда не причинять страданий.

В физической любви важно дарить все самое лучшее и, уделяя этому необходимое внимание и время, открываться друг другу. Когда мы из объятий любимого человека возвращаемся в мир, нет никаких причин скрывать пережитое счастье. Имеет смысл как можно дольше сохранять чувство расслабленности и блаженства, тем самым автоматически излучая в мир любовь. Во многих культурах такая радость не поощряется и не всегда воспринимается как нечто чистое. Особенно это смущает приверженцев трех религий с Ближнего Востока, и потому многие влюбленные после полного радости общения держатся скованно и угрюмо, чтобы никто не заподозрил, что они только что так прекрасно любили друг друга. Мы можем совершенно свободно делиться хорошими вибрациями с другими, потому что радость сексуального союза – огромный подарок всем. Из пространства возникло что-то хорошее, что можно с удовольствием передавать. От нас исходит свет во всех направлениях, и мы делимся своим избытком. Лишь по прошествии многих лет медитации блаженство становится постоянным и больше не нуждается в причинах.

Когда мы из объятий любимого человека возвращаемся в мир, нет никаких причин скрывать пережитое счастье.

Многие лучше учатся в длительных отношениях. Когда наш союз хорошо функционирует, он приносит удовлетворение и счастье. Если мы хотим дополнять друг друга на внешнем, внутреннем и тайном уровне, то взаимная верность может дать время, пространство и глубину для значительного роста.

Вообще, в сексе нужно стараться причинять как можно меньше страданий, так как человек здесь очень уязвим. Благодаря верности возникает пространство доверия, которое разделяется только партнерами. Оно способствует большой взаимной открытости, необходимой для совместного развития. У разных людей порог болевой чувствительности различен, и потому в том, что касается отношений, правила игры могут сильно отличаться. Их должны индивидуально формулировать для себя каждый человек и каждая пара.

Вообще, в сексе нужно стараться причинять как можно меньше страданий, так как человек здесь очень уязвим.

Любовные похождения

Как бы сегодня ни пытались стереть разницу между мужчиной и женщиной – несмотря на все клятвы верности и обещания, «приключения на стороне» имеют для разных полов разное значение.

Обычно для женщин важнее духовная связь, а для мужчин – физическая. Мир в целом не очень высокого мнения о мужской верности. И приключение на стороне необязательно означает, что мужчину что-то не устраивает в партнерше. Он может ей изменять просто потому, что у него много энергии и ему нужны развлечения. Мужчина идет на свидание, получает от секса наверняка меньше удовольствия, чем обычно, видит утром незнакомое лицо рядом с собой – и возвращается домой к своей любимой. Все произошло лишь с его телом, но не в его теле. Поэтому все было не так личностно, и он быстро забывает о произошедшем. А если женщина изменяет постоянному партнеру, это значит, что их отношения скорее всего дали трещину. Или, может быть, другой мужчина, которому она благодарна, предлагал себя долго и с открытым сердцем. Все происходит в ее теле, она больше подвержена опасностям, легче может подхватить болезнь, возможна нежелательная беременность. Поэтому готовность женщины к неверности имеет, как правило, намного более глубокие корни, чем у мужчин. Когда женщина ищет любовных связей на стороне, это в большей степени говорит о состоянии семьи или взаимоотношений, нежели когда это делает мужчина. Еще древние римляне говорили: «Смотрите не на императора, а на то, что делает его жена».

Сегодня в здоровом обществе люди должны сами регулировать эти вопросы, для себя лично и вместе со своим партнером. Можно думать так: «Наши тела принадлежат друг другу, и не нужно смешивать наши энергии с чужими». А можно иначе: «Мы уже давно любим друг друга больше по привычке, чем из желания. Может быть, нам стоит открыться новому вдохновению?» А можно и просто влюбиться. Пара должна сама оценить все возможности, исходя из степени взаимной щедрости, привязанности или привычек. Если люди любят друг друга, им обязательно нужно действовать таким образом, чтобы не терялось доверие между ними. В то же время слишком глубокие приступы ревности вселяют в любимого неуверенность. И поскольку партнеры уже достаточно многому научились, теперь им нужно решить, продолжать отношения или нет.

Нельзя забывать, что другой человек нам не принадлежит. Каждый с безначальных времен несет с собой бесчисленные связи, которые могут всплывать в этой жизни в виде приятных или сложных отношений. В случае неожиданных «влюбленностей» нужно понимать, что наш партнер не стал внезапно плохим человеком: может быть, он не владеет ситуацией или видит не все ее стороны.

Если в сложившуюся партнерскую связь входят другие, чаще всего это результат очень сильной кармы. Мы были с этими людьми в прошлых жизнях, и, когда они появляются сейчас, близость, соединявшая нас прежде, снова придает им привлекательности. Кроме того, не исключено, что связь с нынешним партнером в прошлом была лишь поверхностной или непродолжительной. И если сейчас перед нами танцует тот, с кем мы прожили когда-то целую жизнь в полном взаимопонимании, мы, естественно, чувствуем к этому человеку сильное влечение. И если из-за царящих в обществе нравов или моральных ограничений мы не можем создать новую пару, возникает много боли. Это наносит вред и эмоциональной жизни, и обоюдному развитию.

Если в сложившуюся партнерскую связь входят другие, чаще всего это результат очень сильной кармы.

«Если это дает тебе радость, желаю тебе этого!» – такой настрой, пожалуй, по-настоящему искренен только в том случае, когда мы сами ничего уже больше не хотим, посматриваем в другую сторону и не испытываем особой зависимости, однако само стремление пережить чувство, стоящее за этим высказыванием, приносит огромное освобождение. Ведь то, что мы ищем в других, с безначальных времен есть в нас самих. Здесь нужно выйти за рамки личного. И если нам удается распространить свои добрые пожелания на весь мир – это огромный скачок в развитии. Открываясь счастью других, принимая в нем участие и освобождая людям пространство для вдохновения, мы даем им очень много. Датчане говорят: «Любишь – дари свободу. Если любимый возвращается к тебе, он твой, а если нет – значит, так лучше».

Датчане говорят: «Любишь – дари свободу. Если любимый возвращается к тебе, он твой, а если нет – значит, так лучше».

Нам следует выяснить, насколько ревнивы наши партнеры и каковы возможности для кармической открытости. Это можно регулировать только в индивидуальном порядке, когда мужчина и женщина наблюдают за собой и выясняют, какую степень близости они могут себе позволить вне партнерских отношений. Если нет детей и мы поступаем ответственно – не разбиваем чужих сердец ради забавы, не раздаем пустых обещаний, не наносим вреда здоровью, не прибегаем к расчетливой лжи, не используем других и никого не раним, обманывая чужое доверие, – мы свободны.

«Большая семья»

В обществах, где сильны ближневосточно-христианские влияния, бытует противоречащая свободе идея о том, что один человек может владеть другим и что в силу данного в молодости обещания следует провести вместе всю жизнь. И многие бессмысленно страдают из-за этого – по сорок лет или еще дольше. При этом супруги нередко заводят любовников, поскольку разводы долгое время были запрещены. И если мы вот так состоим в законном браке, но живем на самом деле порознь, то, как и в любых других отношениях, необходимо сохранять дружбу и проявлять внимательность друг к другу, не вторгаясь в личное пространство и не связывая другого человека.

Если в круге силы вдохновляющей женщины появляется еще один мужчина или в круге силы мужчины появляется еще одна женщина, то всем троим нужно познакомиться, подружиться и сотрудничать. Эта весьма необычная для нашего общества модель чаще всего недолговечна – из-за того, что одному из троих не удается сохранять необходимую готовность делиться. Если постоянный партнер лишь задним числом узнает о наличии второго человека, то в большинстве случаев доверие разрушается настолько, что вся эта затея оказывается безуспешной. Важно, чтобы все участники ситуации вместе договорились о возможном распорядке жизни и никто в результате не страдал. Для успеха таких отношений всегда нужно заботиться о счастье всех партнеров и иметь зрелость для того, чтобы нас не захватывали слишком эгоистичные чувства.

Если у одного из нас случается роман на стороне, чрезвычайно важно, чтобы роль жены или мужа была защищена. Наш супруг всегда должен оставаться на первом месте. Главное, чтобы он чувствовал себя уверенно. В конечном итоге все удается именно благодаря его великодушию и любви.

Семья

Супруги становятся родителями

Когда влюбленные превращаются в родителей, в жизни происходят большие изменения – мало что остается прежним. Взаимоотношения во многом переходят на другой уровень. Например, мужчина должен знать, что в течение года после родов гормональная система кормящей женщины практически целиком настроена на ребенка и что открытость супруги по ночам вызвана скорее любовью к партнеру, чем ее собственными потребностями. Если мужчина присутствовал при родах, его отношение к телу женщины тоже может измениться. Одних безумно вдохновляет созерцание того, на что способно женское лоно, тогда как в других подобное зрелище вселяет неуверенность. И хотя это трудно понять, даже у взрослых мужчин может возникать ревность к ребенку – вместо стремления помочь жене в ее столь важной и большой задаче. Совет для женщины в данном случае – как можно полнее поддерживать физическую связь с мужчиной. Если она его действительно любит, ей даже не придется «закрывать глаза и думать о родине». Примерно через год отношения снова станут приносить высшее наслаждение без ограничений. Когда пара становится семьей, самым важным источником радости в совместной жизни должна оставаться любовь. Роли родителей не стоит позволять затмевать или скрывать ее. Некоторые пары – обычно под впечатлением от своей шумной «обновки» – слишком легко забывают, что взаимное влечение является основой взаимоотношений и что о нем следует заботиться. Если с головой погрузиться в роль родителей, в итоге дети станут важнее партнера. А если начать называть друг друга «мамой» и «папой», то эротический аспект отношений скорее раньше, чем позже, сойдет на нет – и супружеское ложе остынет. Кому же захочется спать с матерью или отцом?

Когда пара становится семьей, самым важным источником радости в совместной жизни должна оставаться любовь.

Итак, ядром здоровой семьи являются родители. Затем дети – в качестве дополнения, а не центра. Многое меняется и в повседневной жизни, если ситуация позволяет. Женщина, которая до того, как стать матерью, ходила на работу, теперь, особенно поначалу, целыми днями сидит с ребенком дома, а мужчина работает больше, чем прежде, чтобы прокормить семью. Нужно в равной степени ценить обе «работы» и поддерживать друг друга в новых ролях. Лучше уже в период беременности готовиться к грядущим изменениям и прояснить для себя, как будет выглядеть жизнь втроем. Если женщина на первый год откажется от личной свободы и полностью посвятит себя ребенку, это принесет пользу всей семье на много лет. У ребенка появится необходимое доверие, в котором он нуждается для освоения жизни. Кроме того, это хорошее духовное упражнение для матери. Она наверняка научится терпению и разовьет сочувствие, если распространит на других людей любовь, которую испытывает к своему ребенку. Многие женщины-буддистки используют время кормления грудью для медитации или произнесения мантр. И похоже, что ответ на вопрос, меньше у нас теперь времени, чем прежде, или больше, зависит, как всегда, от нашего взгляда на вещи. Впоследствии родителям нужно будет также позаботиться о том, чтобы их ребенок рос не один. Доказано, что и дети, и родители бывают более довольны жизнью, когда в семье несколько детей. Это всем дает больше свободного пространства, а братья и сестры становятся зрелыми и не такими эгоистичными.

Конец ознакомительного фрагмента.