Вы здесь

Книга о книгах. Критика. Правда Виктора Вайнермана (Петр Тушнолобов)

© Петр Тушнолобов, 2017


ISBN 978-5-4485-0611-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Правда Виктора Вайнермана

Некий чудак и поныне за правду воюет.

Правда, в речах его правды на ломаный грош.

Чистая правда со временем восторжествует,

Если проделает, то же, что явная ложь.

Владимир Высоцкий

В мае этого года на прилавках книжных магазинов появилась новая книга Заслуженного работника культуры России, профессора Российской академии естествознания, директора литературного музея имени Ф. М. Достоевского Виктора Вайнермана «Азбучные истины». Книга вышла в издательстве «Наследие. Диалог-Сибирь» на 179 страницах с иллюстрациями художника Н. П. Каверзиной тиражом 500 экземпляров.

Хочется отметить прекрасное оформление книги. Балакроновая обложка имеет яркий насыщенный цвет. Оригинальный дизайн сразу выделяет её среди своих собратьев. Текст напечатан на ласкающей глаз белой бумаге. Можно от души поздравить издательство с отличной работой. Дело сделано качественно и на совесть.

Портрет на фоне картины и ниспадающей портьеры говорит о принадлежности автора к миру искусства. Сразу, при беглом знакомстве с книгой, обращают на себя внимание миниатюрные иллюстрации к каждой статье. Каждый рисунок органично переплетён с соответствующей буквой алфавита и словом, на которое начинается статья. Несколько крупных рисунков изображают автора в различных ракурсах и эмоциональных состояниях.

Книга называется «Азбучные истины». Любопытно, что в русском языке слово «истина» имеет единственное и множественное число и означает то, что соответствует действительности, действительное положение вещей. В философии – это верное отражение объективной действительности в сознании человека. В науке положение, утверждение, суждение, установленное наукой, проверенное практикой, опытом. А слово «правда» употребляется обычно в единственном числе. На бытовом уровне эти понятия не различаются, но на духовном есть очень тонкое различие. Истина может быть низкой, а правда нет. Она только одна, так как связана с субъективным миром человека, пространством, где царят духовные ценности: добро, справедливость и красота. За правду человек идёт на костёр. Она тесно связана с личностью человека. Это за правду пошёл на смерть, а потом на каторгу Ф. М. Достоевский. Учёные открывают истины, а праведник хранит в народе правду, порою, ценой своей жизни. За правду убивают и распинают. На шкале нравственных ценностей правда выше, чем истина. Истину открывают, а за правду сражаются. Она отражает неизбывное стремление людей к идеалу. Правда – это субъективное переживание истины.

Смысл названия книги в том, что автор размышляет о понятиях, которые являются для него основополагающими, фундаментальными. Без них человек существовать не может. Виктор Вайнерман размышляет о жизни и смерти, свободе, смысле жизни, совести, любви, красоте, родине, чести, благородстве, интеллигентности и о многом другом. Он сражается с Эдуардом Тополем за влюблённого Фёдора Михайловича и выступает против войны.

У меня сложилось благоприятное впечатление от прочитанного. За короткими статьями сборника чувствуется живая душа писателя, его неравнодушие, страстность, стремление докопаться до истины. Напрасно беспокоился автор, предлагая читать книгу, как словарь: текст легко читается по порядку.

Книга представляет собой единое целое и объединена одним героем. Этот герой – правда Виктора Вайнермана. Текст является художественно-публицистическим. В нём нет единой фабулы, но в отдельных главках автор, с присущей ему образностью, рисует разнообразные сюжетные картины.

Внешняя структура книги представляет собой 33 статьи на все буквы алфавита.

Главный герой книги сам автор. Характер персонажа раскрывается по всем правилам художественной литературы. Здесь и портрет, и характеристика непростых переживаний, и речь в монологах и диалогах, и внутренняя и несобственно-прямая речь, и события, происходящие с автором, и пейзаж, и поступки, и интерьер, и отношение к общественным явлениям областного и российского масштаба, и взаимоотношения с другими персонажами произведения. Текст написан от первого лица, и это придаёт ему исповедальную интонацию. Автор пытается гармонизировать своего героя с остальными персонажами. И это ему удаётся: нет ощущения, что он на первом плане, но нет и такого, что он на задворках. Несомненно, в этом смысле, Виктору удалось пройти между Сциллой и Харибдой.

Последовательность расположения событий диктуется несколькими соображениями. Во-первых, автор использует жесткую структуру формально заданного каркаса (строго определённое количество коротких статей, художественно-публицистическая манера, работы пишутся для газеты). Во-вторых, автор свободен в выборе тем, так как на любую букву может написать какую угодно статью, лишь формально связав её с первой буквой начальной фразы. Начинается разговор с почти гамлетовского вопроса. Автор пытается ответить на главный вопрос, который его мучает: «Как жить?». Завершается книга главой о языке самовыражения, то есть о форме. Книга имеет кольцевую структуру: содержание и форма – это альфа и омега литературного творчества. В-третьих, был какой – то внутренний барометр, который указывал автору последовательность текстов. И, наконец, в-четвёртых, вся та же производственная необходимость сдавать статьи строго по плану газеты.

На первый план автор выдвигает нравственные проблемы, которые он видит в обыденных житейских ситуациях. Герой этого художественно-публицистического романа хочет оставить след на этой земле и прожить жизнь красиво, благородно и честно.

Мы живём в непростое время – в эпоху перемен. Целое поколение людей искусства оказалось ненужным новому государству. Автор поднимает очень сложные проблемы важности культуры и искусства, их основополагающей роли в жизни общества. К сожалению, власть пока только декларирует свою приверженность к этим мыслям, но в действительности ничего не делает. Сборник статей – своеобразное напоминание о вечных истинах и незыблемых ценностях, на которых покоится человеческое общество. Это очевидно для человека имеющего духовное зрение, но совсем неявно для политиков и управленцев. Книга злободневна и одновременно обращена в прошлое и будущее. И это понятно, так как правда всегда актуальна.

«Азбучные истины» написаны живым, образным языком и легко читаются. Авторский стиль сочетает элементы публицистики, художественности и научности.

Автор рисует точный, яркий и живой портрет нашего современника, человека думающего, ищущего, страдающего, мучающегося, но твёрдо идущего по своему Пути.

Книга Виктора Вайнермана – великолепный подарок всем любителям литературы и искусства. Она займёт достойное место в ряду литературно-художественных изданий нашего города.

Когда Вы возьмёте в руки маленький красный томик с золотым тиснением, обратите внимание на глаза автора и Ф. М. Достоевского. Вы увидите один и тот же взгляд человека, в котором отражается бессмертное борение человеческого Духа.

* * *


Пока я писал рецензию на книгу «Азбучные истины», вышла новая работа Виктора Вайнермана «Зеркала». Это его первый опыт художественного творчества. Если попытаться перевести метафорическое название и иллюстрации Марка Шагала, то получится, что это книга о людях, вглядываясь в которых, мы лучше видим и познаём себя.

Особенно мне понравились первые шесть рассказов. «Первая смородина» завораживает удивительным лиризмом и нежностью. Рассказ «Приехали» оставляет глубокое впечатление проникновением во внутренний мир фронтовика. Повесть «Защита» поднимает очень важную проблему одиночества и беззащитности человека перед этим безумным миром. «Я ненавижу зеркала!» вызывает шоковое впечатление от мастерского владения кинематографическим, сценарным способом воздействия на читателя. «Музыка» погружает читателя в глубины человеческого творчества, тесно связанные с его личной жизнью. «Бегущая строка» – сильный и честный рассказ о быстротекущей жизни и кризисе среднего возраста. Автор пробует себя и в жанре иронических миниатюр (цикл «Быть Сидоровым»).

В целом в «Зеркалах» Виктор продолжает внимательно всматриваться в людей, а значит и в себя. В книге есть как сюжетная, так и бессюжетная проза.

Внешняя структура книги делится на три части: рассказы, иронические миниатюры и стихи. Единство тексту придаёт динамика авторской интонации: вначале серьёзная и порой трагическая, затем насмешливая, а в конце спокойная, рассудительная и мудрая.

Автор не гонится за дешёвой сиюминутностью, а размышляет о вечных вопросах жизни и смерти, любви и ненависти, культуре и её эрзацах.

Художественные средства всякий раз подстраиваются под содержание текста. В языковых конструкциях чувствуется определённый стержень, который базируется на лучших классических традициях.

Стиль писателя завораживает, порою оглушает, иногда погружает в самые дальние уголки подсознания.

Закрыв книгу, ещё долго остаёшься с персонажами: Данилычем, Игорем, Кирилловым, Олей, Ивашкиным, Шуриком… Характеры героев раскрываются, в основном, в монологическом ключе, но иногда автору удаётся показать ситуацию объёмно, через несколько сознаний. Это свидетельствует о движении писателя к полифонии.

Я всматриваюсь в «Часы» на обложке книги и думаю о том, что Виктор Вайнерман, накануне своего юбилея, сделал ещё один шаг в своём развитии: от художественной публицистики к настоящей художественной литературе.