Глава 2. Феминизм: каприз избалованных женщин?
Культурные сдвиги, о которых мы говорили в предыдущей главе, являются прекрасной иллюстрацией к более широкому общественному движению, известному как феминизм.
Порой создается впечатление, что феминизм – прихоть женщин, избалованных патриархальным укладом жизни. Дескать, все было хорошо, мужья о них заботились, а им все было мало, и вот женщины наконец взбунтовались и сказали: «Мы хотим на войну и в политику».
На самом деле положение женщины было настолько угнетенным, что сегодня многие в это просто не верят. А ведь совсем недавно женщина и вовсе не считалась дееспособным существом.
Вспоминается детективная история, написанная в конце XIX века. Отчим убивает падчерицу перед свадьбой, чтобы не передавать в руки ее будущего мужа часть причитающегося ей наследства, единственным распорядителем которого он на данный момент является. Но вот и вторая падчерица собралась замуж и подозревает, что ее жизнь также в опасности. Вероятно, вы узнали сюжет рассказа «Пестрая лента» Артура Конан Дойля. Почему такая ситуация могла возникнуть? Потому, что в те времена совершеннолетние девушки признавались обществом недееспособными. Женщина не могла наследовать свое имущество и должна была находиться под опекой до замужества. Видимо, считалось, что если женщина получит наследство, то она в один день спустит его на булавки. А мужчина, конечно, распорядится им так, как надо: не прокутит и в карты не проиграет. Симона де Бовуар, к сожалению, не без оснований писала: «…в XVI веке, чтобы удержать замужнюю женщину в полной зависимости от мужа, ссылались на авторитет Блаженного Августина, говорившего, что „женщина – это животное, не имеющее ни двора, ни хлева", тогда как за незамужней признавалось право распоряжаться своим имуществом»[47].
Конец ознакомительного фрагмента.