Глава 2
Правила игры
Шах. Мат. Пат. Вечный шах
Теперь, когда изучены ходы и взятия фигур и пешек, можно приступить к игре.
Борьба в шахматах состоит в основном из нападений и защит. Допустим, что в начальной позиции белые сделали первый ход королевской пешкой на два поля. Черные ответили таким же ходом. Следовательно, белая пешка стоит на е4, черная – на е5. На втором ходу белые пошли конем с поля g1 на f3. Белые угрожают следующим ходом взять конем пешку е5, они напали на нее. Черная пешка е5 не может уйти из-под удара коня f3: она заблокирована (заторможена) пешкой противника. Поэтому черные играют на втором ходу конем с b8 на с6. Если теперь конь f3 возьмет пешку на е5, то в ответ конь черных возьмет белого коня. Таким образом черные ходом коня с b8 на с6 защитили свою пешку.
Основная цель шахматной партии – дать мат королю, т. е. привести его к гибели. Стало быть, короли – главные фигуры на доске. Если по ходу партии у одной из сторон погибли ферзь или ладьи, слоны, кони, партия может продолжаться. Гибель же короля означает проигрыш партии. Нападение на короля, т. е. угроза взять его на следующем ходу, называется шахом королю. При нападении на короля противника принято, хотя и не обязательно, предупреждать об угрозе словом «шах». Играющий имеет право любую фигуру, кроме короля, ставить под удар или оставлять под ударом. Случайная подставка короля под удар считается недействительной, и сделанный ход должен быть заменен другим.
В позиции на диагр. 12 белый король имеет только один ход на е2; черный король имеет в своем распоряжении 5 полей. Если ход белых, они могут дать шах черному королю разными способами, например: белый ферзь – ходами на b7, е7 или f8, конь – ходами на d8 или е5. При любом ходе ладьи d5, например на а5, открывается нападение слона на черного короля. Такой шах называется вскрытым, так как угрозу королю противника создает не та фигура, которая сделала ход, а та, которая стояла за ней. Вскрытый шах королю черных также получается при ходе королем на е2. Если пойти ладьей d5 на поле f5 или d7, то черный король окажется одновременно под ударом двух белых фигур – ладьи и слона. Такой шах называется двойным.
Белому королю при ходе черных можно объявить шах следующими ходами: ферзем – на h1, h3, f5 или взяв ладью на d5; слоном на d1 и е4; конем – на е5 и h4. При любом ходе ладьи g4 получается вскрытый шах ферзем, а при ходах ладьи на f4 и g3 – двойной шах.
Какие средства защиты возможны от шаха?
Прежде всего увод короля на другое поле. Например, от вскрытого шаха при ходе белых королем на е2 черный король может уйти на g7, g8, е6 или е8. Второй способ – уничтожить шахующую фигуру. Если белые дают шах конем на е5, то черные могут брать коня ферзем или конем – в последнем случае они, в свою очередь, объявляют шах белым; при шахе ферзем на f8 черные могут взять ферзя королем или конем. При ходе черных слоном на d1 (с шахом) белые могут взять слона своим слоном, а при вскрытом шахе ходом ладьи на g1 могут побить ладьей черного ферзя, объявляя при этом вскрытый шах слоном.
Третий способ защиты от шаха такой. Можно поставить между королем и атакующей фигурой противника фигуру или пешку, заслонить короля.
Например, от шаха ферзем на b7 черные могут защитить короля ходом коня на е7, а белые от шаха слоном на d1 (если не хотят взять своим слоном слона черных) могут защититься ходом ладьи на е2.
Если дать шах ладьей на f5, то слон b3 и ладья f5 могут быть взяты в отдельности черными фигурами, но одним ходом уничтожить обе фигуры нельзя, поэтому черный король должен отступить на g7 или на е8. Если черные при своем ходе, поставив ладью на f4, дадут двойной шах, то белому королю придется скрыться на g2 или g3. При двойном шахе ладьей на g3 единственный ответ белых – взятие королем ладьи g3. В данном случае, взяв ладью, белые уводят короля и сами дают вскрытый шах.
Однако бывают положения, когда ни один из рассмотренных способов защиты от шаха неосуществим. Предположим, что на диагр. 12 черные сыграют ладьей на g5. Тем самым они дают вскрытый шах ферзем, одновременно защищая его от удара ладьи d5. Куда бы ни отступил белый король, он попадает под удар черных фигур. Заслониться белым нечем. Такой шах, после которого неизбежно взятие короля на следующем ходу, называется матом. Тот, кто дал мат, считается победителем партии.
Рассмотрим внимательно картину мата после хода ладьей на g5. Как было разобрано в предыдущей главе, король, находящийся не на краю доски, имеет в своем распоряжении 8 полей. Для того чтобы заматовать короля, необходимо отнять все 8 полей и, кроме того, атаковать то поле, на котором он стоит, девятое по счету.
На диагр. 12 черная ладья с поля g5 отнимает у короля два поля – g2 и g3; конь g6 отнимает поле f4; слон с2 – поле е4; ферзь с поля h5 атакует поле f3 и одновременно – поля е2 и g4. Всего черные фигуры обстреливают 7 полей, что для мата недостаточно. Оказывается, два поля – f2 и е3 – отняты у белого короля своими же фигурами – ладьей f2 и пешкой е3.
Приводим несколько позиций, в которых одна из сторон может дать мат в один ход.
На диагр. 13 короли f4 и f6 отнимают друг у друга три поля: е5, f5, g5; на диагр. 14 короли а5 и с5 отнимают друг у друга поля b4, b5, b6, на диагр. 15 короли d3 и d5 отнимают друг у друга поля с4, d4, е4. Такое противостояние королей – через клетку по вертикали или горизонтали – называется оппозицией. Больше трех полей король не может отнять у вражеского короля. Оппозиция королей играет большую роль в шахматной теории и не раз будет встречаться в дальнейшем.
На диагр. 16 черный король стоит на краю доски, его подвижность ограничена пятью полями. Черные фигуры и пешки отнимают 3 поля, остаются свободными поля f8 и h8. Кроме того, надо атаковать шестое поле g8. Все это достигается ходом ладьи с е5 на е8. Ладья одновременно обстреливает поля f8, g8 и h8 и, следовательно, дает мат. Про поля f7, g7 и h7, отнятые у короля своими же фигурами и пешками, говорят, что они блокированы. Примеры такой блокировки показаны на диагр. 12.
На диагр. 17 матующий ход ферзем на g2 возможен, так как ферзь встал под защиту своего короля. Ферзь отнял шесть полей и атаковал поле g3. Два оставшихся поля – f4 и h4 отнял белый конь. Видоизмените матующую позицию так, чтобы поля f4 и h4 были отняты белым слоном или же заблокированы черными пешками.
Диагр. 20. И здесь, как на диагр. 17, матующий ход ферзем Фd4 возможен потому, что ферзь становится под защиту короля. Поля е6 и f5 отняты слоном с8. Замените слона белым конем. Где он должен стоять, чтобы отнять поля е6 и f5? Запомните позицию мата на диагр. 20.
В позиции диагр. 22 белые могут дать мат в один ход 47 разными способами. Можете ли вы найти их? Вспомните о возможности превращения пешек в различные фигуры.
Вернемся еще раз к диагр. 13. Вместо матующего хода пешкой на g5 белые могли пойти ладьей на а7 или b7. Черные должны сделать ответный ход. Но при любом ходе черный король попадает под удар белого короля, или ладьи, или пешки. Разница между ходом пешкой на g5 и ладьей на а7 заключается в том, что ход пешкой атакует черного короля, ему объявляется шах, а при ходе ладьей на а7 черный король не находится под шахом.
Рассмотрим теперь позицию на диагр. 23. Ход черных. Легко догадаться, что они могут дать мат ходом слона на g3. Что же случится, если черные пойдут слоном не на g3, а на с3? Белый король не имеет ни одного хода. Ладья также не может двигаться, так как король белых окажется под ударом. Как говорят, ладья связана слоном. Белые не имеют ходов.
Таким образом, при ходе слоном на g3 белый король находится под прямым нападением слона, т. е. под шахом, и не может спастись от гибели: ему мат, а при ходе слоном на с3 любой ход белых подставляет короля под удар, но сам король не находится под шахом. Такое положение называется патом. В случае пата партия считается законченной вничью. Отсюда следует, что ход ладьей на а7 на диагр. 13 и ход слоном на с3 на диагр. 23 были ошибочны. Белые в обоих случаях упустили выигрыш. Приводим несколько примеров патовых позиций.
В позиции на диагр. 24 при ходе черных – пат. Если ход белых, то для того, чтобы не было пата, ладья должна покинуть восьмую горизонталь или же король должен сделать ход на а5, b5 или с5 (но не на а6: тогда снова будет пат); пат будет и при движении пешки с с6 на с7.
В позиции на диагр. 25 черные дают мат ходом ферзя на f8. При ошибочном ходе ферзем на f7 или на g5 белым пат, значит, ничья.
В позиции на диагр. 26 черные спасаются от поражения ходом ладьи на а6 с шахом. После взятия ладьи королем черным пат; при отступлении короля ладья возьмет ферзя.
В позиции на диагр. 27 черные выигрывают ходом короля на f7. Если же они неосторожно сразу возьмут пешку g7 ладьей, то белым пат. Если черные дадут шах ладьей на h5 и в ответ на отступление королем на g8 пойдут своим королем на е7, то белым тоже будет пат.
Как показал пример диагр. 26, пат иногда является единственным способом спасения плохой партии.
В позициях на диагр. 28 и 29 материальное соотношение в пользу черных. Тем не менее в обоих случаях белые могут спасти партию, вынудив пат. Решите эти примеры сами.
Если на диагр. 28 и 29 добавить белую пешку, например h4, то пата не получится и белые проиграют. Пат выгоден тому из противников, у кого позиция плоха.
В предыдущих примерах слабейшая сторона сама себя запатовала. Но бывают и такие позиции, когда можно спасти партию, только запатовав противника.
На диагр. 30 белые угрожают отвести короля на g8 и превратить пешку h7 в ферзя. Черные могут этому помешать, сыграв королем на f7. Белым пат, следовательно, партия закончилась вничью.
В позиции на диагр. 31 показан другой способ, которым нередко удается спасти худшую партию. Белые угрожают ходом ферзя на b7, объявляя при этом шах и мат. Непосредственной защиты от мата нет, но в распоряжении черных имеется спасающий маневр ферзем. Они объявляют шах ходом ферзя на g4. У белых единственный ответ – королем на h1. Тогда следует шах ферзем на f3, белый король должен отступить на g1. Опять последует шах на g4, затем снова на f3 и т. д. Белый король не может уйти от шахов. Черные дают вечный шах, и партия признается ничьей. Если бы черные дали шах на втором ходу не на f3, а на е4, то белые, закрывшись пешкой на f3, выиграли бы, так как, кроме взятия пешки f3, приводящего к потере ферзя, у черных нет ни одного хода с шахом.
В позиции на диагр. 32 белые поторопились поставить на b8 второго ферзя (правильно было сначала сыграть ферзем на а5 с шахом), после чего черные дали вечный шах по полям е4, а4 и е8.
В позиции на диагр. 33 белые спасаются от грозящего мата ладьей на h1 или ферзем на b1 вечным шахом конем по полям f8 и g6. Конь белых может «вечно» преследовать черного короля потому, что поля g7, g8, h6 заблокированы черными фигурами и пешками.
1. У белых – король и ферзь, у черных – король. Поставьте позицию с патом черному королю. Сделайте то же, заменив ферзя пешкой или ладьей.
2. Поставьте на доске позицию, в которой король и два слона матуют короля.
3. Можно ли заслониться от шаха пешкой или конем?
4. На диагр. 34 материальный перевес на стороне белых, однако черные могут сделать ничью двумя способами: вечным шахом или запатовав себя. Найдите решение.
5. Придумайте позицию, в которой белые дают мат посредством двойного шаха.
6. Белый король находится на а8, белые пешки – на d5, е6 и f7, черный король – на а6, черный слон – на с5. Черные могут спасти партию, запатовав белого короля. Каким образом?
7. Дана позиция: белые – Крd3, Фh7, Cd7, черные – Крf4. Белые начинают и дают мат в 2 хода.
8. Дана позиция: белые – Крс5, черные – Крс3, Фb8, Кd8. Черные начинают и дают мат в 2 хода.
9. В позиции: белые – Крс6, Ле4, Лg2, п. f6, черные – Крf8, Кh5, п. f7 – белые начинают и дают мат в 2 хода.
10. В позиции: белые – Крс4, Лg2, Cg4, черные – Крg8, Ле7, п. h7 – белые начинают и дают мат в 2 хода.
Рокировка
Мы указывали, что ход состоит из передвижения фигуры или пешки с одного поля на другое. Но один раз в партии играющему разрешается одновременно сделать ход и королем и ладьей. Такой ход называется рокировкой и совершается следующим образом: король и ладья передвигаются одновременно – король переставляется через одно поле по направлению к ладье, а затем ладья ставится рядом с королем по другую сторону.
На диагр. 35 показано положение, которое займут короли и ладьи после рокировок. Рокировка, сделанная белыми, называется короткой, а черными – длинной, так как ладья при длинной рокировке совершила больший путь.
Рокировка не допускается, если:
а) король или ладья, участвующая в рокировке, уже ходили в партии;
б) король находится под шахом;
в) король после рокировки попадет под шах;
г) между королем и ладьей, участвующей в рокировке, находится своя или чужая фигура;
д) король (но не ладья!) переходит поле, атакованное фигурой противника.
На диагр. 36 черные не могут рокировать ни в длинную сторону – из-за того, что этому препятствует белый конь, находящийся на с8, ни в короткую – потому что черный король переходит поле f8, находящееся под ударом белого слона. Белые не могут рокировать в короткую сторону, так как поле g1, на которое попадает король, атаковано ферзем, но могут рокировать в длинную сторону. То, что ладья a1 находится под ударом черной ладьи и переходит через поле b1, атакованное слоном, не препятствует рокировке. Разумеется, рокировка белых возможна только в том случае, если белые не ходили ранее ни королем, ни ладьей a1.
На диагр. 37 черные не могут рокировать ни в одну из сторон, так как их король находится под шахом. Белые не могут рокировать в длинную сторону, потому что этому мешает их собственный ферзь; в короткую сторону рокировка возможна.
Кроме указанных ранее, существуют еще следующие правила, выполнение которых обязательно в турнирах и матчах, поэтому рекомендуем начинающим шахматистам с первых шагов обучения строго придерживаться их:
1. Прикосновение к своей фигуре обязывает к ходу ею.
2. Прикосновение к чужой фигуре обязывает к взятию ее.
3. Ход считается сделанным, когда фигура поставлена на новое поле и от нее отнята рука.
4. Прикосновение к своей фигуре, у которой не оказывается никаких ходов, или прикосновение к чужой фигуре, которую взять нельзя, не влечет за собой никаких последствий.
5. Если рокировка сделана с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежние места и делают ход королем. Если ход королем невозможен, то ошибка остается без последствий.
6. Если во время партии или по ее окончании обнаружится допущенная неправильность, например фигуры были расставлены неправильно или король, подвергшийся атаке, не был прикрыт фигурой или пешкой или же не ушел из-под удара, то партия переигрывается с того момента, когда была допущена неправильность.
7. Если играющему необходимо поставить аккуратно свою или чужую фигуру, он обязан предупредить противника словом «поправляю», в противном случае применяются правила, указанные в пунктах 1 и 2.
8. Проигравшим считается тот, кто получил мат или сдал партию. Если партия играется с шахматными часами, то просрочка положенного на обдумывание времени влечет за собой проигрыш партии.
9. Партия считается оконченной вничью в случае пата, или вечного шаха, или при обоюдном согласии противников. Тот же результат фиксируется, если у обоих противников остались только короли или если у одного противника остался король, а у другого король с конем или слоном. Кроме того, партия признается ничьей, если трижды повторяется одна и та же позиция, причем очередь хода будет за той же стороной. Наконец, если установлено, что за последние 50 ходов не было ни одного взятия и ни одного хода пешкой, то партия, по требованию одного из противников, признается ничьей1[2].
10. В матчах цвет фигур в первой партии определяется жребием. В дальнейших партиях игра белыми и черными чередуется. Для определения очередности игры в турнирах (с каким противником предстоит играть и какого цвета фигурами) существуют специальные таблицы.
Шахматная нотация
Мы уже ознакомились с обозначением фигур и полей. Для записи позиций к сокращенным названиям фигур прибавляют обозначения полей, на которых они находятся. Например, ферзь, стоящий на поле b7, будет обозначен так: Фb7.
Сначала записывается место расположения королей, затем ферзя, ладей, слонов, коней и пешек. Вместо слова «пешки» иногда пишется сокращенно – «пп.». При записях двух одинаковых фигур название фигуры не повторяется. Например, вместо Лa1, Лh1 пишут так: Ла1, h1. При этом одинаковые фигуры записываются в порядке их расположения на вертикалях – от «а» до «h», а при расположении на одной вертикали – в порядке от 1-й до 8-й горизонтали. В записи сперва указывается расположение белых, а затем черных. Таким образом, расположение фигур в начале игры, показанное на диагр. 4, будет записано следующим образом.
Белые: Крe1, Фd1, Ла1, h1, Cc1, f1, Кb1, g1, пп. a2, b2, с2, d2, e2, f2, g2, h2.
Черные: Крe8, Фd8, Ла8, h8, Cc8, f8, Кb8, g8, пп. a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.
Для записи партий применяются еще следующие обозначения.
Ход в записи партии обозначается знаком тире, например, Фе1–а5 значит, что ферзь сделал ход с поля e1 на поле а5. При ходах пешками буква «п» опускается, так что f7–f5 обозначает ход пешкой с f7 на f5. В случае превращения пешки в фигуру к обозначению хода приписывается сокращенное обозначение фигуры, например: h2–h1Ф обозначает, что черная пешка с h2 перешла на h1 и превратилась в ферзя.
Взятие обозначается двоеточием; например Сс5: g1 показывает, что слон, находясь на поле с5, взял на g1 расположенную на этом поле фигуру, а е4: d5 значит, что пешка е4 взяла на d5 фигуру или пешку.
Знак плюс, поставленный после хода, обозначает шах, два плюса обозначают двойной шах, а знак умножения – мат. Например, Лс1: c7+ показывает, что ладья с с1 взяла на с7 фигуру или пешку и объявила при этом шах, а с7: d8Ф× обозначает, что пешка с7 взяла на d8 фигуру, превратилась в ферзя и этот ферзь дал мат.
Задача на диагр. 21 решается ходом h7–h8К×. Это значит, что пешка h7 пошла на h8 и превратилась в коня, который дал мат.
Двойной шах, который белые в позиции на диагр. 12 могут объявить ходом ладьи на f5, будет записан так: Лd5–f5++.
Знак 0–0 обозначает короткую рокировку, знак 0–0–0 длинную рокировку.
Хорошие ходы обычно принято сопровождать восклицательным знаком, плохие – вопросительным. Следовательно, 3. Кра7–а8? Фh5–е8+! обозначает, что третий ход белых королем на а8 был плохим ходом, а ответный шах черным ферзем на е8 – сильным ходом.
В турнирах и матчах запись партий обязательна. Рекомендуем начинающему шахматисту сразу научиться записывать игранные им партии для того, чтобы на досуге разобрать партию и найти как свои ошибки, так и ошибки противника.
Бланки для записи следует заготовить заранее.
Записывается партия следующим образом.
Партия № 3
Играна 5 февраля 1955 г. в турнире 5-го разряда
Употребляется и сокращенная нотация, при которой обозначается только поле, на которое пошла фигура или пешка. Приведенная выше партия по сокращенной нотации записывается так:
1. d4 d5 2. c4 dc 3. e3 b5
4. a4 c6? 5. ab cb? 6. Фf3! Кс6
7. Ф: с6+. Сдался.
При взятии пешкой указываются только вертикали пешки до взятия и после взятия.
Если на одно и то же поле могут пойти оба коня или обе ладьи, то указывается вертикаль (а если фигуры стоят на одной вертикали, то горизонталь), откуда пошла фигура. Например, Кac4 обозначает, что на c4 попал конь с вертикали «а»; Л2: d4 показывает, что на d4 взяла ладья, которая находилась на d2, a Лfd8 указывает, что последний ход был Лf8–d8.
Если на одной вертикали стоят две пешки и каждая из них может взять на соседней вертикали фигуру или пешку противника, то следует полностью обозначить поле взятия, например de5.
Шахматная терминология
В шахматной литературе встречаются специальные термины.
Ферзь и ладьи называются тяжелыми фигурами, слоны и кони – легкими.
Ферзя, ладей и слонов называют дальнобойными фигурами.
Выиграть качество – значит выиграть ладью, отдав за нее коня или слона.
Часть доски, занятая вертикалями «а», «b», «с», называется ферзевым флангом, вертикалями «f», «g», «h» – королевским флангом.
Поля d4, е4, d5 и е5 образуют центр. В широком смысле слова центром называется часть доски, занятая вертикалями «d» и «е».
Если на какой-либо ход играющего возможны различные ответные продолжения, то эти разветвления носят название вариантов.
Пешка называется проходной, если она по пути в ферзи не может быть заблокирована пешкой противника и не попадет под удар пешек, находящихся на соседних вертикалях.
Пешки «d» и «е» называются центральными, «с» и «f» – слоновыми, «b» и «g» – коневыми, «а» и «h» – ладейными (крайними).
Шахматная партия делится на три стадии: начало (дебют), середина, окончание (эндшпиль).
1. Запишите по данному образцу игранную вами партию полной и сокращенной нотацией.
2. По сделанной записи игранной вами партии переиграйте ее и проверьте правильность записи.
О некоторых принципах шахматной игры
Ознакомившись со всеми правилами игры, начинающий шахматист может начать играть самостоятельно. После первых сыгранных партий закрепляются знания всех правил игры. Необходимо одновременно с разыгрыванием партий научиться вести запись по ранее указанной нотации.
С первых ходов у начинающего появится ряд вопросов: как начинать игру, какие фигуры развивать раньше и какие позже, какова сравнительная ценность фигур и т. д.?
Все эти вопросы будут разобраны в настоящей и последующих главах. Для предварительной ориентации приведем несколько партий.
Этот ход не считается сильнейшим первым ходом, так как не открывает дороги белым фигурам, не способствует быстрому развитию и, кроме того, в известной мере раскрывает позицию короля.
В шахматах прежде всего необходимо мобилизовать все силы для предстоящей борьбы. Обычно на это требуется 10–15 ходов, которые и называются дебютом, т. е. началом партии.
Сильный ход. Черные жертвуют пешку, но эта жертва вполне окупается другими преимуществами: освобождением дороги ферзю и чернопольному слону, быстрым развитием фигур. Такая жертва пешки или даже фигуры в начале партии называется гамбитом. Хорошо было и 1. … d7–d5, что открывает дорогу ферзю и белопольному слону.
Белые, не думая о развитии, берут пешку и теряют на это время. Лучше всего было продолжение 2. е2–е4, предлагая, в свою очередь, гамбит черным.
Черные угрожают ходом 3. … d6: е5. Белые могут защитить пешку ходом 3. Кg1–f3, вводя в игру коня, что и было бы правильным ответом с их стороны.
Вместо хода 2. … d7–d6 черные могли дать шах ферзем на h4. Начинающие шахматисты очень любят давать шахи, которые оказываются бесполезными или даже невыгодными. Действительно, на 2. … Фd8–h4+ последовало бы 3. g2–g3 с нападением на ферзя, который вынужден будет отступить, и шах окажется потерей времени.
Белые беззаботно относятся к открытой позиции своего короля. Необходимо было 4. Кg1–f3.
Теперь шах правилен, так как он связан с конкретным продолжением, ведущим к победе.
Другой защиты от шаха нет.
Черные отдают ферзя за пешку или, как говорят, жертвуют ферзя за пешку. Можно было играть с тем же результатом 5. … Cd6: g3+
Белые пренебрегли развитием фигур и поэтому быстро проиграли. Следующая партия также кончается очень быстро.
Как было указано выше, этот ход лучше, чем 2. f4: е5. Теперь белые предлагают гамбит, жертвуя пешку.
Черные развивают фигуры, отказываясь от выигрыша пешки, – вполне разумная политика! Ничего не дает привлекательный для начинающих шах ферзем на h4. Белые ответят g2–g3, и ферзь должен отступить.
Белым, по примеру черных, следовало развивать фигуры. Правильный ход был 3. Кg1–f3.
Теперь шах вполне уместен.
Мата можно было избежать путем g2–g3, однако после 4. … Фh4: e4+ белые проигрывают ладью.
И в этой партии белые пренебрегли развитием фигур и увлеклись выигрышем пешки.
Хороший ход. Черные хотят сыграть 2. … d7–d5. Они могли сразу сыграть 1. … d7–d5, однако после 2. е4: d5 Фd8: d5 3. Кb1–с3 ферзь должен будет отступить на а5 или d8, и черные отстанут с развитием своих фигур.
Поскольку пешка е4 защищена конем с3, белые продолжают развивать свои фигуры.
Если белые возьмут коня на f6, то после 5. Ке4: f6+ е7: f6 черные смогут вывести слона на d6 и затем рокировать.
Черным следовало сейчас поменяться конями и после 5. … Кf6: е4 6. Фе2: е4 сыграть 6. … Кb8–d7, а затем 7. … Кd7–f6. Таким способом черные быстро развили бы свои фигуры.
Черные не обратили внимания на то обстоятельство, что белый ферзь и черный король находятся на одной вертикали. Пешка е7 поэтому, как говорят, связана и не может взять коня на d6. О связке, играющей большую роль в шахматной борьбе, будет сказано в дальнейшем.
Хороший ход, открывающий дорогу ферзю и слону.
Один из правильных ответов на первый ход белых.
Плохой ход, закрывающий дорогу своим же фигурам. Следовало развивать коня на с3. Хорошо также играть 2. Кg1–f3, или 2. Ccl – f4, или, наконец, 2. с2–с4.
Жертвуя пешку, черные предлагают гамбит.
Конь ушел из-под удара пешки и напал на нее.
Бессмысленный и плохой ход. Белые заставляют коня пойти туда, куда он стремился. У начинающих шахматистов часто встречается пристрастие к таким ходам пешками, которые ничего не дают для развития фигур. Правильный ход белых был 4. Кgl – f3, защищая пешку.
Черные могли бы в ответ на 4. h2–h3 взять пешку е5, но у них находится более сильный и красивый ответ, который сразу решает партию.
Теперь белые должны отдать ферзя, получив за него коня и пешку, что совершенно недостаточно. Спасая ферзя, белые получают мат.
Рассмотрим еще одну партию.
Оба хода считаются хорошими, так как открывают дорогу фигурам. Кроме того, в дебюте большое значение имеет борьба за центр. Ход белых берет под удар центральное поле d5, ход черных – центральное поле d4.
Белые ходом коня напали на пешку е5, черные ее защитили. Если теперь 3. Кf3: е5, то 3. … Кc6: е5, и белые отдали коня за пешку, что весьма невыгодно.
Обе стороны правильно сделали, развив слонов на сильные позиции.
Слабый ход. Конь занимал бы лучшую позицию на f6. Теперь следует атака самого уязвимого пункта черных – поля f7, защищенного только одним королем.
Белые угрожали взять конем пешку f7 и выиграть ферзя. Черным следовало защищаться посредством 5. … d7– d5.
Если бы белые сыграли 6. Кg5: f7, то последовало бы 6. Лf8: f7 7. Сс4: f7+ Крg8: f7. В этом случае белые отдавали коня и слона, а получали ладью и пешку – невыгодный для них обмен.
Теперь же белые угрожают дать мат на h7 и в третий раз нападают на пешку f7. Одновременно защититься от двух угроз черные не могут.
Единственная защита от мата. Если 6. … Лf8–е8, то 7. Сс4: f7+ Крg8–f8 8. Кg5: h7×.
Приходится отдавать качество. Если бы черные сыграли 7. … Фd8–е8, то получили бы мат в 3 хода: 8. Кf7: h6++ (двойной шах) Крg8–h7 9. Кh6–f7+ (вскрытый шах) Крh7–g8 10. Фh5–h8×.
Если 8. … Крg8–h8, то 9. Cc1: h6 и на 9. … g7: h6 последует 10. Фh5: h6×.
Белые угрожали дать мат ферзем на f7.
Вместо жертвы ферзя белые могли легко выиграть путем 10. Фh5–а3+ Кe7–f5 11. Фf3: f5+ с лишней ладьей.
Черные на 10-м ходу могли не брать ферзя, а сыграть 10. … Ке7–g8, на что последовало бы 11. Фh6–h8 Кc6–е7 12. Cc1–g5 с угрозой выиграть еще коня посредством 13. Cg5: e7+ Крf8: е7 14. Фh8: g7+ и 15. Фg7: g8.
В дальнейшем белые, имея материальный перевес (качество и две пешки), должны стремиться к упрощению игры, к размену ферзя и других фигур, для того чтобы перейти в окончание игры. Но достаточен ли такой перевес для выигрыша партии? Ведь читатель уже знает из правил игры, что преимущество коня или слона при отсутствии других фигур и пешек ведет только к ничьей.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знание простейших окончаний партий. Следующие главы будут посвящены изучению их.
1. Хорош ли и чем именно первый ход d2–d4?
2. Можно ли рокировать, когда ладья находится под ударом или переходит через поле, атакованное фигурой противника?
3. Если пешка с2 пошла на с3, а затем на с4, то может ли черная пешка d4 бить ее на проходе?
4. Объясните, что такое гамбит.
5. Объясните, какая разница между матом и патом.
6. Поставьте на доске две матовые и две патовые позиции.
7. Черная пешка стоит на е4. Белые сделали сначала ход d2–d4, а затем ход f2–f4. Какую пешку могут сейчас черные взять на проходе?
8. Может ли случиться такое положение в шахматной партии, что у белых будет не два, а четыре слона?
9. Напишите полной нотацией ход белых еfФ+.