Вы здесь

Книга ленивого фотографа. Фотоаппарат без объектива (Александръ Дунаенко)

Фотоаппарат без объектива

Но не всегда фотоаппараты были с объективами. Наверное, многие из вас замечали, но не обращали внимания на то, что в тёмной комнате на белой стене, если туда, например, через замочную скважину проникает свет, иногда можно увидеть изображения людей, улицы. Может, и замечали, но не придавали этому значения. Но вот в 350 году до нашей эры к этому явлению внимательно присмотрелся учёный Архимед. И он описал то, что увидел. Свет, который проникает в комнату через любое маленькое отверстие, образует на стене точное изображение того, что расположено снаружи: деревья, дорогу, прохожих. Только получаются они в уменьшенном виде и «вверх ногами».

Подобный опыт нетрудно проделать самому: попробуйте сделать небольшое отверстие в листе бумаги, а потом поместите его недалеко от стены, так, чтобы на него падал свет от окна. И на стене появится изображение окна.

Это всё можно пронаблюдать на фото птички. Чёрный прямоугольник – комната. В передней её части, в стене, в двери отверстие, через которую на противоположную стену комнаты попадает свет. В нашем случае на улице, как раз напротив комнаты, отверстия в стене сидит птичка. Её изображение обязательно появится на противоположной стене в тёмной комнате. Цветное, гораздо меньше и в перевёрнутом виде. (Стр. 28).


Рисунок автора


И придумали в старину специальный ящик, где такие изображения можно рассматривать и даже обводить контуры с помощью угля и кисти. И тогда получалась настоящая картина.

Ящик мог быть внушительных размеров – с целую комнату. Внутри которой темно, но в одной стене маленькое отверстие, а другая стена белая, либо с листом бумаги. И внутри этой комнаты можно было свободно ходить и рисовать, даже совсем не имея к тому никаких навыков. Пейзажи получались фотографически точными, с сохранениями всех необходимых пропорций.

Комнаты такие назывались «камера-обскура». Что как раз и означало «тёмная комната».

Ясное дело – ящик размерами с комнату не возьмёшь с собой в дорогу. А перевозить – занятие трудоёмкое.

И потому великий Леонардо да Винчи изобрёл небольшой ящик, у которого в передней стенке было маленькое отверстие, а дальше – зеркало под углом в 45 градусов, которое направляло изображение вверх на специальный матовый экран. Зеркало для того, чтобы удобнее было рисовать: вы же помните, что наша птичка на рисунке в темной комнате «переворачивалась».


Теперь рисовать пейзажи стало гораздо проще: камера-обскура устанавливалась на штатив, направлялась на красивое место. А художник накладывал лист бумаги на матовый экран и обводил изображение, которое поступало через маленькое отверстие.


Камера-обскура используется и в современной фотографии. Называют её теперь «стеноп» (с греческого – узкий вид), или «пинхол» (с английского – булавочное отверстие). Изображения, сделанные с помощью таких камер, отличаются мягкостью, которая напоминают таинственные сны…

Для получения изображений в стиле «стеноп» не обязательно покупать специальную камеру. Достаточно на обычную камеру навернуть специальную насадку с отверстием и «стеноп» или «пинхол» готовы.


Одним из определений слова «фотоаппарат» может служить такое: «прибор для перенесения изображения окружающего нас мира на какую-нибудь плоскость». Пластину, бумагу, холст. Если обыкновенный художник переносит увиденное им на холст или бумагу с помощью кисти, угля карандашей. У него этот процесс опосредованный: вначале изображение попадает в глаз художника, отпечатывается на сетчатке, а потом то, что почувствовал глаз, выводит на холсте рука художника.

У фотоаппарата принцип тот же. Только после того, как изображение попадает на приготовленную плоскость – ту же самую бумагу, или пластину, его уже никуда не переносят.


Рассмотрим ещё один главный предмет фотоаппарата – плоскость, на которую через маленькое отверстие или объектив попадает изображение.

Сейчас эта плоскость называется «матрица». Пару тысяч лет в камере-обскуре это было матовое стекло. А в 19 веке – пластина, покрытая… асфальтовым лаком.


После того, как была изобретена камера-обскура, энтузиастам-фотолюбителям не давала покоя мысль о том – как бы «остановить мгновение», зафиксировать изображение на стенке камеры-обскуры. Они старательно обводили изображения пейзажей и портреты, но хотелось, чтобы картинки сами «впечатывались» в плоскость камеры. Чтобы они на ней оставались без вмешательства красок и карандашей.


Фото автора


Со времён Леонардо да Винчи ничего существенно не изменилось. Современная фотокамера – это, в принципе, та же самая камера-обскура. Внутри камеры – маленькая тёмная комнатка, куда через отверстие объектива попадает свет, отражённый от предметов снаружи. Да, на месте дырочки, которая была в камере-обскуре, в фотоаппарате стоит стеклянная линза, или несколько линз, склеенных вместе. Линзы делают изображение чётким, качественным.

Это изображение можно увидеть, если кадровое окно перекрыть матовым стеклом или фотоплёнкой. (Стр. 30—31).


Фото автора