Вы здесь

Книга замет – Добрых примет. Тайны пенсионного фонда (В. В. Портнов, 2012)

Тайны пенсионного фонда

Когда и почему я начал сочинять стихи

Готовясь ко встрече со школьниками, на которой я был приглашённым гостем, удостоившимся такого общественного внимания творческими достижениями, а именно благодаря изданному поэтическому сборнику, я уже заранее предвидел один из первых и непростых вопросов, который обязательно задаётся каким-нибудь внимательным слушателем. Этот вопрос, конечно же, о том: как, когда и, почему я начал писать стихи?

Попытка ответить наиболее точно на него – вводит в стопор. Поэтому, чтобы как-то приблизиться к истине, готов припомнить, когда я впервые загорелся работой с рифмой, ведь стихами эти стишки, с которых всё началось, назвать трудно, но в том детском возрасте, я и впрямь уже осознанно исключительно побуждаемый своей инициативой, сочинял потехи ради короткие эпиграммы. Мне было около десяти лет, я пребывал в стационаре Омутнинской районной больницы, и от нечего делать придумывал четверостишия анекдотического характера, а затем показывал продукт своего воображения соседям по палате, чтобы их поразвлечь, и самому остаться довольным весёлой проделкой.

Но в том возрасте, ни я, ни вроде бы окружающие совершенно не позиционировали меня как рифмоплёта, и уж тем более не считали поэтом. Так что, как видите, при тех первых проявлениях поэтической наклонности, я совершенно не чувствовал, что к стихам у меня какое-то особое призвание, или имеется талант.

Вообще, считаю, что любая из реализованностей личности, расцениваемая как талант, истоки свои берёт из ранней юности, и является ни больше, ни меньше, а обыкновенной увлечённостью ребёнка, но многократно усиленной тренировками, поддерживаемой родителями и окружающими, и постоянно совершенствуемой, ежедневно по несколько часов, в течение многих лет.

Чувствовать же себя в роли поэта я начал в классе 10–11. Помню, как на волне увлечённости астрономией и астрофизикой, сочинил мини-поэму «Легенда о солнечной системе», которую с тех пор неоднократно редактировал, но первозданный смысл её остался прежним.

«Легенда о солнечной системе»

Есть легенда про две звезды,

Две сестры: Соиль и Гаян.

Что похожи, и так же чужды,

Словно небо и океан.

Вечерами беседы вели,

И мечтали о разном порой.

Откровенные речи текли,

Увлекая их дни за собой.

И однажды в канун торжества,

Перед балом небесных светил.

Предвкушая в нём миг волшебства,

Сестры строили планы свои.

И мечтала Соиль, что она

Обернётся сверхновой звездой.

И взрывная помчится волна,

Изменяя весь мир за собой.

Но сестре возразила Гаян,

Испугавшись огня перемен,

Дорожа тем порядком, что дан,

И спокойствием звёздных систем.

Даже спорить не стали они,

Очевидным казался разлад.

Разминулись на млечном пути,

И никто в этом не виноват.

А затем был космический бал,

Фееричный, но без волшебства.

Он иллюзии те развенчал,

Что питала Соиль сызмальства.

С той поры знала много торжеств,

И рождений сверхновых светил.

Может случай дарил эту честь?

Точно так же лишая Соиль.

Захотелось ей больше всего,

Вновь увидеть родную сестру.

Излучать для кого-то тепло,

Освещать… Только не пустоту…

И, конечно же, встретились вновь,

Но узнали друг друга с трудом:

На Гаян был воздушный покров;

От различных мытарств и истом

Стала ростом с одну из планет —

Вот кто истинно жаждал тепла.

Возродился семейный совет,

И обида былая прошла.

И представить никто не мог,

Случай главным сестёр наградил:

Он доверил им жизни цветок,

И людей воспитать попросил.

Ноябрь 2001 г. – Ноябрь 2010 г.

Эту легенду, ещё в сыром первичном варианте я рассказал на творческом вечере, организованном рериховцами, так уж я называю замечательных людей культурной организации, посвящённой творчеству Рериха, но интересующуюся и поддерживающую многогранное проявление красоты в мире.

Пожалуй, исключительно благодаря им, рериховцам, у меня в юности была возможность прикоснуться к духовному миру, я бы даже назвал этих трёх людей: Шитова Анатолия Дмитриевича, Медянцеву Ольгу Евгеньевну, Корепанова Владимира Александровича своими духовными учителями. Даже не представляю, с кем я тогда ещё мог поразмышлять на космические темы, пофилософствовать и потеософствовать, как не с ними. Считаю, что эти люди внесли огромный вклад в то, что мои поначалу нелепые эпиграммы в корне поменяли направление, просветлели и стали в себе нести значительно больше смысла. Первые мои стихи оказались зарифмованной юной философией о бесконечности и смысле жизни.

Тогда же в 17–18 лет я стал считать себя поэтом, или, по крайней мере, ощущать задатки в данном виде искусства. В школе, испытав первую влюблённость, я при помощи поэзии пытался рассказать о своих чувствах, пытался как-то выделиться, и обратить на себя внимание. Вот один из тех стихов о влюблённости, опять же переработанный мной спустя годы:

«Надежда»

Твой голос как речка игриво струится,

И я бы хотел под него засыпать,

В его сладкий слог с головой погрузиться,

И радости тихой своей не мешать.

Хотел бы волос твоих нежных коснуться,

В объятьях твоих безмятежно дремать,

И с ранней зарёю счастливым проснуться,

И кротко твоё пробуждение ждать.

А так называемый пик поэтической популярности в классе пришёлся на окончание школы, мне был поручен главный альбом выпускников, предназначенный классной руководительнице, в котором о каждом ученике я должен был оставить короткий стишок. Ну что ж, пожалуй, я неплохо справился с данной задачей, ведь и по сей день, когда навещаю классную руководительницу Прозорову Альбину Ивановну, она в первую очередь несёт альбом выпускников, и показывает мне мои стишки.

После школы я поступил в ВятГУ. Тогда ещё политехнический институт, в котором были самые плодотворные поэтические годы. На третьем курсе я стал инициатором сборника стихов ВятГУ, для чего специально познакомился со всеми пишущими студентами вуза, и выпустил с ними при материальной поддержке студенческого профкома книгу под названием «Осень в облаках». Также принял участие в поэтическом сборнике 2006 г. «На пути к свету», организованном мурманской рериховской организацией, затем в 2010 в Омутнинске вышел сборник стихов «С верой, надеждой, любовью…», в котором я тоже принял участие. И, наконец, апогеем, а точнее новым витком развития моего творчества стал выпущенный в 2011 г. сборник стихов под обнадёживающим лозунговым названием «Проснись, Призвание, Проснись!»

«Проснись, призвание, проснись!»

Проснись, призвание, проснись!

Мне надоело жить напрасно,

И проводить в безделье праздном

Свою бессмысленную жизнь.

Дождусь ли я больших дорог,

Тернистых троп предназначенья,

Или погибну за мгновенье,

Но лишь бы не преминул срок.

Пускай страдание и боль,

Пускай лишь смерть приносит славу!

Но лучше яркая расправа,

Чем вечность в заводи глухой!

Портнов В.В. Октябрь 2006 г

Что касается призвания, то я желаю каждому из вас, мои дорогие читатели, обрести его, или если уже нашёл, то не упускать. Потому как что такое призвание? Это вполне доступная вещь – это однажды выбранная по сердцу и душе деятельность, и далее, как пишет Малкольм Гладуэл в своей книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, другим – ничего», умения в избранной деятельности должны быть многократно отработаны, и доведены до уровня высокого профессионализма.

Всем рекомендую прочесть эту книгу, в ней рассказывается на примере многих известных выдающихся деятелей человечества, как они добились успеха, и затем раскрывается механизм успеха.

Он складывается из двух составляющих – удачи. А удача – это не какое-нибудь капризное и редкостное явление, на самом деле, любой человек, который к чему-то устремляется, обязательно начинает лучше ориентироваться, в выпадающих ситуациях, для достижения эффективного результата в кратчайшие сроки, то есть, таким образом, он научается не упускать счастливые случаи. Удача всецело зависит от заинтересованности человека. Требуется только выбрать своё направление, и судьба тут же начинает благоволить тебе, начинает уважать, и дарить удачные стечения обстоятельств.

«Творцам небеса помогают»

Творцам небеса помогают,

Творцов небеса хранят.

И кто из них это знает,

Конечно же, очень рад!

И сам я, когда вдруг понял,

Что творчества свет неся —

Я вышел за рамки погони,

Где дышит в след карма-лиса.

Впредь прошлого тени не давят,

Ведь это лишь тени, не мрак.

И каждый творить помогает.

Не важно, то друг, или враг.

Портнов В. В. Июль 2011 г.

И вторым составляющим успеха, пожалуй, самым значительным пластом является труд, труд и ещё раз труд. Причём, как было выявлено учёными, только наработав в какой-либо деятельности не менее 10 000 часов, становишься мастером в ней. Данное мастерство принято называть талантом, призванием, как угодно – но эти слова кажутся эфемерными, и не отражают сути. На самом же деле, призвание и талант – это всего лишь вполне реальное и достижимое любым простым смертным свойство – это профессионализм в той или иной деятельности. В мире очень ценятся профессионалы, поэтому и вам каждому желаю выбрать своё направление, и затем, уже не сворачивая с выбранного маршрута деятельности, ежедневно неуклонно нарабатывать в ней профессионализм. Только спустя 10 000 часов оттачивания навыков, вы добьётесь в деятельности признания, или точнее станете профессионалом, который уже может претендовать на признание.

Что касается моей книги «Проснись, Призвание, Проснись!», то работа над ней была в прошлом году, в этом же, 2012, я выпустил сборник рассказов, в который вошли три разножанровые повести, объединённые одной общей любовью к человечеству и жизни. И наконец, торжественным завершением года должна стать запланированная «Книга замет – Добрых примет», в которую войдут лучшие из моих миниатюрных рассказов.

Май 2012

О «правиле 10 000 часов»

Продолжив идти по следам размышлений Малкольма Гладуэлла в его увлекательной книге «Гении и аутсайдеры», которая позволяет по новому взглянуть на феномен выдающихся людей, а также приоткрывает некоторые общие правила и закономерности, по которым они следовали, чтобы добиться успеха. В главе о «правиле 10 000 часов», наконец, совершенно чётко даётся представление, что по сути никакого сверхъестественного чуда не совершается, эти так называемые любимчики судьбы и везунчики, на самом деле постарались самолично, и выложились по-полной, чтобы завоевать пресловутую благосклонность судьбы. То есть на примере Ливерпульской четвёрки; на примере трёх знаменитейших и богатейших программистов: Билле Джое, Билле Гейтсе, и Стиве Джобсе; а также на примере первейших финансовых воротил с Уолл-Стрита, Малкольм совершенно чётко показывает, сколь важным в их случае успеха оказывается правило 10000 часов. Это правило гласит: что все они, прежде чем стать сколь-нибудь пригодными для завоевания лидирующих позиций, прежде чем непосредственно приступить к значимой для всего человечества реализации таланта, во-первых, конечно же, обнаружили его у себя, и акцентировались на нём. А затем упорно и неотступно оттачивали данный талант, ежедневно по 2–3 часа, а то и больше, на протяжении почти целого десятилетия! То есть, в общей сложности все выдающиеся люди, развивали свои впоследствии выдающиеся способности не менее 10 000 часов!

Далее Малкольм начинает приводить разные множественные счастливые стечения обстоятельств, которые позволяли столько времени будущим миллиардерам тратить на свои серьёзные увлечения. Но я всё же склоняюсь к тому простому факту, что определяющим оставалось не веяние судьбы, а упорное стремление самих её «любимчиков». Ведь только при желании и неординарной воле, они умели находить все эти «чудесные» изъяны в системе, которые позволили им столько работать, и шлифовать приоритетный талант, чтобы в итоге вырасти до матёрых и выдающихся персон человеческого олимпа.

Ну а что касается меня, то стало интересно посчитать выработку в часах за всё время занятия своими самыми главными увлечениями. Увлечений за мою недолгую жизнь набирается немало. Конечно, я уже профукал некоторые высокие возможности, которыми воспользовались гении истории, когда в очень раннем возрасте определились со своим приоритетным делом, делом жизни, и соответственно начали упражняться в десять лет, а то и в более раннем возрасте. И таким образом, их 10 000 часов наработки навыка исполнились уже к двадцатилетию, когда собственное будущее кажется безбрежным, и кажется, что можешь свернуть горы, а жизненные силы вступают в фазу расцвета и апогея. И вот именно этот десятилетний возраст «знания чего хочу» – профукал. Но сегодня, припоминая различные свои «метания» по увлечениям, могу хотя бы посчитать, чисто математически прикинуть: на какое из увлечений суммарно потратил больше всего времени. Чтобы затем, исходя уже из собственных предпочтений, избрать одно из плодотворнейших занятий, как своё главное направление для достижения больших амбиций и высокой роли в обществе.

Конец ознакомительного фрагмента.