Картины детства
Возвращаясь к послевоенному времени, я почему-то вспоминаю прививки от кори, скарлатины и каких-то других заболеваний. И, как правило, после этих болезненных прививок я заболевал именно теми болезнями, от которых делались прививки. Врачи говорили одно и то же, заявляя, что, если бы мне не сделали прививки, то я все равно заболел бы этими болезнями и они протекали бы у меня тяжело. Кто не верит, пусть попробует проверить.
По ночам, а иногда даже и днем, в послевоенном городе происходили ограбления. Однажды к дому, соседнему с нашим, приехали ночью на машине грабители. Окружив дом, они начали ломиться во входную, довольно массивную дверь. Все это сопровождалось угрозами убить всех жильцов, если они дверь добровольно не откроют.
У соседа оказалась спортивная винтовка, из которой до пяти утра они отстреливались. Наличие винтовки несколько осложнило задачу бандитов и слегка притушило их решительность. Многократные попытки жильцов из соседних домов вызвать милицию ни к чему не привели. Милиция приехала через два часа после отъезда грабителей.
Точно также вела себя милиция и в других случаях ограбления. Ни разу не было случаев оказания милицией своевременной помощи людям, подвергающимся насилию.
В темных переулках бандиты ночью спокойно грабили и раздевали случайных прохожих, неизвестно из какого любопытства или наглости посмевших туда пожаловать. Не редки были грабежи днем. У всего народа на глазах днем раздевали и грабили облюбованных случайных людей. Мимо, несмотря на мольбы терпящих бедствие людей, трусливо семенили или пробегали прохожие. Милицию в таких случаях днем с огнем было не найти.
Я помню детей, нагло пристававших к прохожим с просьбой дать денег или закурить.
С такими детьми взрослые боялись связываться, так как знали, что за детьми могут наблюдать бандиты, и они, под поводом защиты детей, начнут грабить взрослых. В городе ходили слухи, что в пирожках с мясом иногда обнаруживают отдельные фрагменты частей человеческого тела (пальцы детские, ногти и т. п.).
Постоянные амнистии уголовников, приуроченные к праздникам, приводили к тому, что не успевшие отсидеть даже минимальный срок, бандиты выходили на свободу. Это обстоятельство усиливало чувство безнаказанности у людей, совершавших уголовные преступления.
Положение в городе достигло кульминации, когда на центральной улице города смертельно ранили начальника милиции. Он лежал на асфальте и молил о помощи прохожих. Но тщетно.
Этот случай кого-то из более высоких начальников вывел из себя. В результате милиция начала действовать и арестовала какую-то банду. Но самое главное весь состав милиции был заменен новым, и эти меры в какой-то степени снизили криминогенную обстановку в городе.