Глава 2
В тот же день один из работников английского посольства вышел в город за продуктами. К нему пристал нищий. Завязалась драка, и оба были арестованы полицией.
Несмотря на вопли о дипломатической неприкосновенности, арестованного обыскали и как бы нашли у него письмо. В нём граф де Клермон извещал английского короля Якова Первого о своей недавней секретной дипломатической миссии и выражал желание дальнейшего сотрудничества.
Фальшивку доставили королю Франции. Людовик спросил у Ришелье:
– Как Вам удалось так быстро подделать почерк графа?
– Это нам удастся после его ареста!
Через час в дом графа нагрянула полиция. Ни графа де Клермона, ни графини де Клермон не нашли. Дворецкий Франсуа сообщил, что час назад супруги направились в гости к родителям её сиятельства. Он изъявил похвальное желание сотрудничать со следствием и даже согласился стать тайным осведомителем полиции.
Как только стражи порядка удалились, дворецкий Франсуа снял ливрею и… преобразился в графа Антуана де Клермона. Затем спустился в подвал, где лежала связанная графиня с кляпом во рту. Граф развязал жену и молвил:
– Людовик Тринадцатый женат уже восемь лет, но так и не имеет наследника. Ты убедительно доказала, что виноват не король, а королева! Но в результате этого доказательства я стал изгоем. Изменила ты, а изменником считаюсь я. Карать тебя не буду – пусть это сделает Бог!
…Пророчество графа сбылось. Неверная жена умерла от родов. Родившаяся девочка воспитывалась у родителей покойной матери.
Король, упрекая жену в бесплодии, признался, что имеет внебрачную дочь. Впоследствии девочка стала фрейлиной королевы.
Но вернёмся в 1624-й год. Имущество графа-изменника было конфисковано в казну.
Опальный аристократ вскоре объявился в юго-восточной провинции Прованс, что в переводе с французского, а ещё ранее с латыни как раз и означает «провинция».
Антуан де Клермон «сколотил» банду. Несколько раз, входя в сговор со слугами богатых господ, он грабил их хозяев. Часто «промышлял» на дорогах. Все бандиты были в масках, и только сам граф не прятал своё лицо.
Лишая людей имущества и денег, бандиты никогда не лишали их жизни!
Однажды разбойники остановили карету с пассажирами. Один из нападавших в маске воскликнул:
– Ваше сиятельство! Этот старик – доктор Пьер ЭрсАн, спасший мне жизнь!
Тут и другой бандит в маске опознал доктора.
– Хорошо, – согласился главарь банды. – Всех обчистить, а старика не трогать.
Граф подошёл к богато одетому юноше и протянул руку к его саквояжу.
– Ваше сиятельство! – воскликнул дерзкий юнец. – Если Вы боитесь сразиться со мной на шпагах один на один, то я подчиняюсь грубой силе.
Граф де Клермон выхватил шпагу и поинтересовался:
– КтО ты, смельчак?
– Граф Шарль де Эспинак.
– А знаменитый чародей гасконский граф Жюстьен де ЭспинАк тебе не родственник?
– Он мой прадед.
Главарь обратился к своим подчинённым:
– Как бы ни закончился поединок (пусть даже моей смертью!) – этого юнца не грабить и отпустить.
– В таком случае, – воскликнул Шарль, – обещаю Вас не убивать, а только ранить.
Закипела жаркая схватка. Наконец, юный соперник одолел более опытного – шпага Шарля пронзила левое плечо Антуана. Победитель вложил окровавленный клинок в ножны. … И тут ему на голову опустилась дубина одного из бандитов.
Шарль молча рухнул с проломленным черепом.
Антуан из последних сил проговорил:
– Я же просил его не трогать. А у тебя в одно ухо входит, а из другого выходит. Прямо, как эта пуля!
Тут он выхватил пистолет и, не целясь, выстрелил. Пуля и впрямь вошла в одно ухо, а вышла из другого.
Бандит рухнул, как подкошенный. Следом за ним осел на землю граф де Клермон.
Доктор Пьер Эрсан обработал рану атамана и перевязал её. Раненый велел осмотреть вещи поверженного героя. Среди них были женские платья и документы на имя… Шарлотты де Эспинак! Осмотр подтвердил, что убитый – девица! Так же среди вещей была миниатюрная книга в сафьяновом переплёте – сборник стихов Жюстьена де Эспинака, прадеда покойницы.
Граф протянул доктору сто ливров:
– Это тебе за оказанные мне услуги и за будущие ритуальные услуги для Шарлотты. Видит Бог, я не хотел столь грустного финала!
Вскоре слухи о безобразиях в Провансе достигли Лувра. Кардинал Ришелье оперативно решил очередную проблему. Он издал указ, что тот, кто поможет поймать Антуана де Клермона получит десять тысяч ливров. Если этот помощник – из самОй банды, ему будут прощены все грехи.
Результат не замедлил сказаться. Один из членов «организованной преступной группы» де Клермона явился в полицию.
Когда полицейские напали на банду, главарь, ещё не оправившийся от раны, который уже раз перечитывал стихи чародея. Антуан засунул маленькую книжку в голенище сапога и вступил в бой.
Но силы были слишком неравные. Часть бандитов были убиты, остальные сдались. Дольше всех сражался граф, но был ранен из мушкета и связан.
Вскоре пленные, кроме главаря были повешены на главной площади Марселя, столицы Прованса.
Предатель получил обещанную награду, но радовался недолго. Вскоре подобно Иуде Искариоту он был найден повешенным на осине. Правда, довели его до этого не муки совести, а родственники казнённых.