Вы здесь

Книга бытия. 4 (Александр Шохов)

4

Михайлов ушел, оставив на столике недопитый мартини. Уже в дверях я сообщил ему о возможных местах пребывания своих коллег. Услышав рокот мотора его автомобиля, я разделся и погрузился в ванную.

Искать Витгенштейна по телефону я не стал. Это было бессмысленно. Во-первых, он бы мне все равно не поверил, а, во-вторых, далеко не во всех облюбованных им уголках города имелись телефоны.

В ванной мне почти всегда приходят в голову всякие интересные идеи. И сейчас, стоило ощутить на голове прохладное прикосновение шампуня, меня посетило простое и очевидное объяснение действий Петрова-Ананасова. Он ищет читателя, – человека, способного прочесть его труд до конца. Что тогда случится, если появится еще один человек, кроме него самого, способный на это?

Теснящиеся в голове научно-фантастические сюжеты предлагали на выбор несколько вариантов. Петров-Ананасов наконец сможет уйти в небытие, о котором он мечтал, судя по началу своей рукописи. Случится конец света, поскольку появление читателя как-то отразится на том потоке, о котором он упоминал. Он найдет себе единомышленника и сподвижника, и дальше они смогут сделать нечто такое, на что Петров-Ананасов сейчас, в одиночестве, неспособен…

Варианты можно было перебирать долго. Но постепенно погрузившись в тепло ванной, я отвлекся от этой темы и неожиданно придумал идею оформления «Большого эзотерического словаря». При этом я снова оказался в состоянии рефлексии и увидел, что все мои попытки искать художественную идею лежат совсем в другом направлении, не в том, где эта идея находится. С этим ощущением осознания способов своего мышления в процессе поиска идеи оформления «Большого эзотерического словаря» я вышел из ванной и подставил голову под теплую струю фена.

Мне показалось, что я смог вычленить внутреннюю команду, которая предшествовала состоянию рефлексии. Она могла быть произнесена как «посмотри не на идею, а на то, как ты ищешь идею». На самом деле словесная формулировка была приблизительной и поверхностной, в то время как внутренняя команда самому себе содержала энергетическую структуру и давала толчок.

Не содержит ли текст Петрова-Ананасова подобный набор внутренних команд? Интересно было бы их вычленить… Но одному читать эту рукопись опасно. Надо читать вдвоем, втроем, а еще лучше вчетвером. Каждый возьмет себе четвертинку рукописи и поищет в ней то, что похоже на внутренние команды. Это минимизирует риск для каждого, а с другой стороны, позволит понять, как этот текст работает…

Впрочем, вряд ли я найду такое количество желающих рискнуть жизнью. В конце концов, сам-то я хочу этого или нет?

Я извлек из холодильника всяческую снедь и хорошо подкрепился, прежде чем отправиться в постель.

Только включив телевизор, я вспомнил о распечатках в сумке. Достав их, я начал читать.

Первый текст изобиловал абстракциями и не очень мне понравился. Второй был продолжением первого и содержал перечень внутренних и внешних команд, которые запускали внутри человеческого мышления заранее рассчитанные процессы. Это было как раз то, что меня интересовало.

Технология рефлексивного управления

Вам необходимо провести каждого участника деловой коммуникации по следующей цепочке состояний: целеполагание, проектирование действия, само действие, рефлексивный такт. Эта цепочка состояний замыкается в кольцо. При прохождении перечисленных этапов вы сможете обнаружить различие в целях, проектах, в способах действий и в понимании ситуации. Это именно те точки разрыва, которые неизбежно проявятся в ходе совместной деятельности данной группы.

НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ УЧАСТНИКАМ ОБЩЕНИЯ УКЛОНИТЬСЯ В СТОРОНУ ОТ ОПИСАННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОСТОЯНИЙ.

Чтобы провести участников общения по этим четырем этапам, задавайте им правильные нормирующие вопросы.

Для анализа: «В чем состоят сегодняшние проблемы? В чем причина проблем? Как существующие проблемы соотносятся друг с другом? Какие позиции, интересы, цели присутствуют в данном проблемном поле?»

Для целеполагания: «Куда было бы желательно сдвинуть ситуацию? В каком будущем Вам было бы более комфортно и удобно по сравнению с сегодняшним состоянием?»

Для проектирования действия: «Какие действия необходимо предпринять? Почему именно такая последовательность действий будет эффективна?»

Для действия: «Каким способом Вы намерены делать это? Что можно сделать прямо сейчас и по отношению к кому? Делайте!»

Необходимо отметить, что все четыре перечисленных этапа отделены друг от друга темными зонами.

Как правило, чтобы преодолеть «темные зоны» участникам ситуации необходима помощь со стороны. Эту помощь вы и оказываете, задавая нормирующие вопросы.

Читая этот текст, я незаметно для себя уснул. Под утро мне приснился поток, о котором писал сумасшедший бородач. Я даже осознал во сне, что дзен-буддизм, тибетский ламаизм, мексиканский шаманизм, йога и прочие школы духовно-энергетического развития – все это способы взаимодействия с этим потоком.