Глава 9
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. (Другие земли и народы воспримут «истину» иудаизма).
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (Другие земли и народы воспримут «истину» иудаизма).
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. (Яхве-де всё решит в пользу избранного им народа).
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. (Яхве-де всё решит в пользу избранного им народа. Из книги «Числа», глава 31: «7 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; (В основе всех религиозных войн, так же и поныне, лежат не религиозные мотивы, а причины сугубо прагматичные: грабеж завоеванных территорий, угон скота, и имущества противника, пастбищ, рабынь). 8 и вместе с убитыми их убили царей Мадиамских: Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом; (Ца-ри-вожди мадианитян также были вырезаны. Что интересно, мадианитяне ока-зали пришлым евреям братское гостеприимство – вот они и отплатили! Заодно умертвили и Валаама, сына Веора, который недавно благословил их!). 9 а жён Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и всё имение их взяли в добычу, (Мужчин, в большинстве слу-чаев, убивали, так как они могли поднять восстание против поработителей. Однако религия в любом обличье всегда выступала на стороне поработителей и представляла войну так, что это-де богоугодное дело).»).
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагрённая кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. (Аллегория с одеждой и обувью, которые в крови).
6 Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Пророк по случаю смерти Ахаза сочиняет восторженную песнь в честь восшествия на престол нового царя, при котором он, очевидно, надеялся осуществить свои планы. Восшествие на престол нового царя рассматривалось как его второе рождение. Рамени (слав.) – мн. число от «рамо» – могучая рука, власть. В славянском варианте, после слов «и нарекут имя Ему» идут такие строки «Великого Совета Ангел, Чудный. Советник, Властелин. Князь мира. Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его». Пророчество о рождении некоего мальчика, устанавливается патриархат. А мальчик может быть какой угодно, лишь бы он содействовал жрецам иудаизма).
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (Говоря об опасности, грозящей Иудее со стороны Ассирии и о погибшем Израиле, пророк утешает страждущих тем, что Иудея будет свободной, враг потерпит поражение, так как страна принадлежит отроку Еммануилу, то есть утверждает, что предсказание о приходе Еммануила сбудется. Затем он предсказывает далекое будущее, когда появится отрок, который окончательно укрепит трон Давида).
8 Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля, (Пророк в этом гимне описал, конечно, образ идеального царя. Но, может быть, этим гимном он и привлек к себе внимание воцарившегося Езекии и был приближен ко двору. Во всяком случае в последующие годы влияние Исайи на царя и его окружение резко усилилось; он мог даже самовластно смещать и назначать на посты сановников самого высокого ранга).
9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: (Ефрем – израильтяне).
10 кирпичи пали – построим из тёсаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами. (Израильтяне обходятся без указаний Яхве, то есть иудейских жрецов).
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: (Тогда Яхве, то есть иудейские жрецы, отомстят. Им не нравится, когда «избранные» обходятся без них).
12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта. (Иудейские жрецы будут способствовать иностранным войскам, которые накажут непослушных «избранных», это будет местью Яхве).
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает. (Однако «избранные» всё равно не прибегают к помощи Яхве).
14 И отсечёт Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: (Тогда, дескать, Яхве опять отомстит).
15 старец и знатный, – это голова; а пророк – лжеучитель есть хвост. (Критика пророков, которые выступали против жрецов иудаизма).
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут. («Неправильные» вожди ведут народ «не той дорогой»).
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта. (Тогда, дескать, Яхве опять отомстит).
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма. (Сравнение беззакония с огнём).
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. (Яхве-де отомстит).
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: (Яхве-де отомстит).
21 Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всём этом не отвратится гнев Его, и рука Его ещё простёрта. (Манассия – «неправильный» царь. Ефрем – израильтяне. Иуда – иудеи. Яхве бесконечно гневается, хотя, с религиозной точки зрения, это всё он сам и сделал. У бога есть рука, которая всё ещё простерта – пассы руками производят гипнотизёры для оказания лучшего воздействия на гипнотизируемых).