Вы здесь

Книга Пророка Исаии. Наука о Ветхом Завете. Глава 13 (А. Е. Тихомиров)

Глава 13

1 Пророчество о Вавилоне, которое изрёк Исаия, сын Амосов. (Глава – позднейшая вставка. Пророчество глав 13-й и 14-й было вписано в свиток, содержавший текст древнего пророка Исайи, и приписано последнему вполне намеренно).

2 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. (Созыв «избранных»).

3 Я дал повеление избранным Моим и призвал для [совершения] гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моём. («Избранным» дано указание).

4 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. (Бог, как полководец, следит за войском. На самом деле тайные иудейские жрецы со своими вождями и военачальниками следили за сбором войск).

5 Идут из отдалённой страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. (Предсказывается, что Яхве поднимет против Вавилона народ из отдаленной страны «от края неба» и бог сам называет этот народ).

6 Рыдайте, ибо день Господа близок, идёт как разрушительная сила от Всемогущего. (Бог-де всё разрушит!).

7 Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. (Внушение страха).

8 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись. (Внушение страха).

9 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с неё грешников её. (Всесильный и грозный Яхве является, дескать, всевышним судьей мира и повелителем судеб, он правит большими и малыми народами).

10 Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим. (Небесные светила тоже попрятались).

11 Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; (Яхве как всегда угрожает).

12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского. (Для священников иудаизма самое дорогое – вера в Яхве).

13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. (Яхве как всегда угрожает).

14 Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. (Сравнение с испуганными животными).

15 Но кто попадётся, будет пронзён, и кого схватят, тот падёт от меча. (Яхве как всегда угрожает).

16 И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жёны их обесчещены. (Яхве как всегда угрожает).

17 Вот, Я подниму против них Мидян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. (Использование внешней силы, в данном случае – мидян).

18 Луки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми. (Использование внешней силы, в данном случае – мидян).

19 И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, (Прогноз о будущем Вавилона, сравнение с Содомом и Гоморрой. Для иудея, современника Исайи, пророка VIII в., было бы непонятно, почему Яхве обрушивается с такими угрозами на Вавилон, который, как мы уже знаем, в это время вовсе не был «красой царств» и не только не господствовал над другими народами, но сам, так же как Иудея, потерял независимость и находился под властью Ассирии).

20 не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нём; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. (Прогноз о будущем Вавилона).

21 Но будут обитать в нём звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. (Древнееврейское слово «сэирим», означающее буквально «косматый», возможно одичавшие люди или какой-либо вид человекообразных существ).

22 Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах. (Чертоги – дворы, увеселительные дома – публичные дома).