Вы здесь

Книга Духов. Основы спиритического учения. Книга первая. Первоначальные истины (Аллан Кардек)

Книга первая. Первоначальные истины

Глава 1. Бог

Бог и бесконечность

1. Что такое Бог?

Бог есть верховный Разум, первоначальная причина всего существующего.

2. Что следует понимать под «бесконечностью»?

То, что не имеет ни начала, ни конца, все, что неизвестно, неопределенно.

3. Можно ли сказать, что Бог – бесконечность?

Определение неполное. Бедность человеческого языка недостаточна для определения вещей, превышающих человеческий разум.

Бог бесконечен в своих совершенствах, но бесконечность есть выражение неполное; сказать, что Бог есть бесконечность – значило бы принять свойства предмета за самый предмет и неизвестное определять неизвестным же.

Доказательства существования бога

4. Где можно найти доказательства существования Бога?

В аксиоме, прилагаемой вами к Вашим наукам: нет действия без причины. Ищите причину всего, что не есть произведение человека, и ваш рассудок ответит вам.

Чтобы верить в Бога, достаточно бросить взгляд на все творения. Вселенная существует – значит есть тому первоначальная причина. Сомневаться в существовании Бога – значит отрицать, что всякое действие имеет свою причину, и допускать, что ничто могло создать что-нибудь.

5. Какое заключение можно вывести из присущей всем людям внутренней идеи о существовании Бога?

Что Бог существует, иначе откуда явилась бы эта идея, если бы она ни на чем не основывалась? Это следствие общего правила, что нет действия без причины.

6. Эта внутренняя наша идея о существовании Бога не есть ли следствие воспитания и результат приобретенных понятий?

Будь это так, то каким же образом дикари имели бы то же чувство?

Если бы эта идея была лишь результатом воспитания, она не была бы всемирна и проявлялась бы, подобно научным понятиям, только у тех, кто мог получить научное воспитание.

7. Не лежит ли первоначальная причина всего существующего во внутренних свойствах материи?

Но тогда где же причина этих свойств? Все-таки необходима первоначальная причина.

Приписывать первоначальное образование вещей свойствам самой материи значило бы принимать следствие за причину, потому что свойства эти сами по себе должны иметь какую-нибудь причину.

8. Что думать о мнении, приписывающем первоначальное образование случайному сочетанию материи, иначе сказать, случаю?

Еще одна нелепость! Какой же благоразумный человек может рассматривать случай как разумное существо? И потом, что такое случай? Ничто.

Гармония, находящаяся во всей Вселенной, обнаруживает определенные соображения и цели и уже этим самым открывает разумную силу. Приписывать первоначальное образование случаю было бы бессмыслицей, так как случай слеп и не может производить разумных явлений. Разумный же случай уже не будет случай.

9. Из чего можно заключить, что первоначальная причина есть Верховный Разум, превосходящий все остальные?

У вас есть поговорка: по творению узнают творца. Ну так взгляните на творение и судите о художнике.

Гордость – только лишь может породить неверие!

Гордый ничего не признает выше себя. Бедное создание, для исчезновения которого достаточно одного дуновения Божия!

О силе разума судят по произведениям; а так как никто из людей не в состоянии создать того, что производит природа, то ясно, что первоначальная причина должна производить человеческий разум.

Какие бы чудеса ни творил человеческий разум, все-таки он сам должен иметь свою причину; и чем выше его произведения, тем выше должна быть первоначальная причина. Эта-то первоначальная причина всего существующего и есть Верховный Разум, каким бы именем ни обозначал его человек.

Свойства божества

10. Может ли человек постигнуть самое существо Бога?

Нет, у него недостает способности для этого.

11. Будет ли когда-нибудь дано человеку понять тайну Божества?

Когда разум его не будет омрачен материей и когда, благодаря усовершенствованию, он приблизится к Богу, тогда он увидит и поймет Его.

Несовершенство способностей не позволяет человеку постичь сущность Божества. Во времена младенческого состояния человечества человек смешивал Его с различными тварями и приписывал Ему их несовершенства; но по мере того как человек вырастает в умственном отношении, мысль все глубже и глубже проникает в сущность вещей, и он составляет себе верное и согласное с истиной понятие о Божестве, хотя все-таки далеко несовершенное.

12. Если мы не можем постигнуть существа Божия, то не можем ли составить себе понятия хотя бы о некоторых из Его свойств?

Да, о некоторых. Человек понимает их лучше по мере того, как сам возвышается над материей. Он созерцает их мыслью.

13. Когда мы говорим, что Бог вечен, бесконечен, неизменяем, нематериален, един, всемогущ, в высшей степени справедлив и благ, то неужели этими определениями не составляется еще полного понятия о Его свойствах?

С вашей точки зрения – да, так как вы полагаете, что вы можете объять все; но знайте, что есть вещи, которые превышают разум самого развитого человека и для которых ваш язык, ограничивающийся вашими понятиями и ощущениями, даже не имеет выражений. Разум говорит вам, что Бог должен иметь все эти совершенства в высшей степени, потому что, если бы Он не имел которого-нибудь из них или имел бы не вполне совершенными. Он не был бы выше всего и, следовательно, не был бы Богом. Чтобы быть выше всего на свете, Бог не должен подвергаться никаким превратностям или иметь какое-либо несовершенство, которое только может себе представить воображение.

Бог вечен; если бы Он имел начало, то должен был бы или выйти из небытия или же быть сотворенным другим предшествовавшим Ему существом. Таким образом мало-помалу мы невольно приближаемся к постижению бесконечности и вечности.

Он неизменяем; так как если бы Он был подвержен изменениям, то законы, управляющие Вселенной, не имели бы постоянства.

Он нематериален, то есть, существо Его отлично от всего того, что мы называем материей, в противном случае он не был бы неизменяем, так как был бы подвержен изменениям материи.

Он един; если бы было несколько богов, то не было бы ни единства идеи, ни единства сил в природе.

Он всемогущ; потому что один: если бы Он не обладал высочайшим могуществом, тогда было бы нечто более или столь же могущественное, как и Он; тогда Он не был бы единым Творцом всей Вселенной, и то, что создал бы не Он, было бы творением другого бога.

Он в высшей степени справедлив и благ. Мудрость божественных законов одинаково проявляется во всех его делах от самых малых до самых великих, и эта мудрость не позволяет сомневаться ни в Его справедливости, ни в Его благости.

Пантеизм

14. Есть ли Бог существо особенное, или же, как думают некоторые, Он есть совокупность всех сил и всего разумного во Вселенной?

Если бы было так, то Бога не существовало бы, так как Он был бы следствием, а не причиной, а в одно и то же время Он и тем, и другим быть не может.

Бог существует, – вы не можете в этом сомневаться, и – это главное; поверьте мне, не идите далее, не забирайтесь в лабиринт, из которого не можете выйти; это не сделает вас лучшими, а наоборот, только увеличит вашу гордость, так как вы будете думать, что знаете нечто, тогда как в действительности не будете знать ничего. Оставьте в стороне все ваши системы; есть много вещей, которые ближе касаются вас самих, и начните с них; изучайте свои собственные несовершенства, чтобы освободиться от них, – это будет гораздо полезнее, чем пытаться проникнуть в непроницаемое.

15. Что думать об учении, по которому все тела природы, все существа, все миры Вселенной суть части божества и составляют в своей совокупности самое божество; как рассматривать пантеистическое учение?

Человек, не будучи в состоянии сделаться Богом, хочет по крайней мере быть частью божества.

16. Те, кто признают это учение, думают найти в нем доказательство некоторых свойств божества, так как, рассуждают они, миры бесконечны, поэтому бесконечен и Бог; нет нигде пустоты или небытия, следовательно, Бог вездесущ, а так как Бог везде, – всякая часть Вселенной есть нераздельные части божества, то Он и есть разумная причина всех явлений природы. Что можно противопоставить этому рассуждению?

Разум. Подумайте хорошенько, и вам нетрудно будет усмотреть в этом нелепость.

По этой теории Бог есть существо материальное, и хотя одарено высшим разумом, но представляет Собой в большом виде то же, что и мы в малом. Но так как материя бесконечно видоизменяется, то и Бог по этой теории был бы подвержен постоянным видоизменениям и даже всем нуждам человеческим. Ему недоставало бы одного из существенных свойств божества – «неизменности».

Свойства материи не могут быть соединены с понятием о Боге, не унизив Его в нашей мысли, и все тонкости софизма не в силах решить вопрос о существе Бога. Мы не знаем в совершенстве, что такое Бог; но мы знаем, каким Он не может не быть. Пантеистическое же учение находится в явном противоречии с главнейшими свойствами Его; оно смешивает Творца с творением подобно тому, как если бы кто старался доказать, что остроумная машина, сделанная механиком, является частью его существа. Мудрость Божия обнаруживается в Его творениях точно так же, как способность художника в его картине; но творение Божие не есть сам Бог, равно как и картина не есть сам художник, нарисовавший ее.

Глава 2. Общие элементы Вселенной

Познание начала вещей

17. Дано ли человеку познать начало вещей?

Нет, Бог не позволяет, чтобы для человека все было открыто в этом мире.

18. Но проникнет ли когда-нибудь человек в тайны, которые теперь сокрыты от него?

Завеса поднимается для него по мере того, как он очищается, но, чтобы понять некоторые вещи, ему необходимы способности, которыми человечество еще не обладает.

19. Не может ли человек путем научных исследований проникнуть в некоторые из тайн природы?

Наука была дана ему для его усовершенствования, но он не может перейти за пределы, установленные Богом.

Чем более человек проникает в эти тайны, тем больше должно расти его удивление перед могуществом и мудростью Творца; но, вследствие ли гордости или вследствие слабости, разум человека часто впадает в заблуждения; он нагромождает систему на системе и с каждым днем убеждается, как много заблуждений он принял за истины и как много истин отвергал как заблуждения, и все это благодаря своей гордости.

20. Помимо научных исследований, дано ли человеку получать высшим путем сведения о том, что ускользает от его чувств?

Да, если Бог признает это полезным, Он может открыть ему то, чего не может дать ему никакая наука.

Из этих откровений человек в определенных пределах черпает познание своего прошедшего и своего будущего.

Дух и материя

21. Материя так же ли вечна, как Бог, или же Он сотворил ее в определенное время?

Это известно одному Богу. Но ваш рассудок должен сказать вам, что Бог – идеал любви и милосердия – никогда не был бездеятельным. Каким бы отдаленным вы ни представляли себе начало его деятельности, вы ни на один миг не можете представить себе Его в бездействии.

22. Обыкновенно материей принято называть то, что занимает пространство, имеет протяжение, что производит впечатление на наше чувство, что непроницаемо, – точны ли эти определения?

С вашей точки зрения, как вы определяете то, что вам известно, они точны; но материя существует и в таких состояниях, которые вам неизвестны; она, например, может быть до такой степени эфирной и тонкой, что не производит никакого впечатления на ваше чувство; тем не менее это все-таки материя, хотя для вас и не будет таковой.

Как же вы определяете материю?

Материя – узы, связывающие дух; орудие, которое ему служит и на которое он в то же время действует.

Этот взгляд дает право сказать, что материя есть агент, посредник, с помощью которого и на которое действует дух.

23. Что такое «дух»?

Разумное начало Вселенной.

Какова сущность, природа духа?

Нелегко определить это на нашем языке. Для вас это ничто, так как дух не может быть осязаем, для нас же – это нечто. Знайте, что ничто есть небытие, а небытия не существует.

24. Дух и разум одно ли и то же?

Разум есть существенное свойство духа, но тот и другой смешиваются в общем начале, так что для вас это одно и то же.

25. Зависим ли дух от материи, или же он представляет только свойство ее подобно тому, как цвета составляют свойство света, а звук – воздуха?

То и другое существуют самостоятельно, но соединение духа и материи необходимо для того, чтобы делать материю «разумной».

Необходимо ли это соединение также и для обнаружения духа? (Мы понимаем здесь под словом «дух» разумное начало, а не существо, обозначаемое тем же именем).

Оно необходимо для вас, потому что вы по своей организации, не можете ощущать существование духа без материи. Ваши органы чувств не приспособлены для этого.

26. Можно ли представить себе дух без материи или материю без духа?

Без сомнения, можно – мысленно.

27. Таким образом, существуют два главных элемента Вселенной: материя и дух?

Да, и надо всем этим Бог, Творец, Отец всего существующего; эти три – суть начало всего существующего, всемирная Троица. Но к материальному элементу нужно прибавить еще всемирный ток, играющий роль посредника между духом и материей, слишком грубой, чтобы дух мог непосредственно влиять на нее. Хотя ток этот в известном отношении можно причислить к материальному элементу, однако он отличается от материи особенными свойствами; если бы он был действительно материален, то не было бы оснований и духу не быть таким же. Он стоит между духом и материей, он именно ток, как материя – материя, и способен под влиянием духа входить в бесчисленные сочетания с материей и образовывать таким образом бесконечное разнообразие вещей, из которых вы знаете только самую ничтожную часть.

Этот всемирный или первоначальный, или основной ток, будучи посредником для духа, есть начало, без которого материя была бы в состоянии постоянного разделения и никогда не приобрела бы свойств, дающих ей весомость».

Этот ток не есть ли то, что мы называем электричеством?

Мы сказали, что он способен к бесчисленным соединениям; то, что вы называете электрическим током, магнитным током, все это – разновидности всемирного тока, который, собственно говоря, есть не что иное, как материя, но только более совершенная, более тонкая и которую можно рассматривать, как нечто совершенно самостоятельное.

28. Так как дух есть сам по себе нечто, то не было ли бы более точным и менее сбивчивым обозначать эти два общие элемента Вселенной словами: материя безжизненная и разумная?

Слова для нас имеют мало значения; это ваше дело подбирать выражения, более понятные вам. Ваши споры почти всегда происходят от неодинакового понимания слов, так как язык ваш беден для обозначения явлений, не поражающих ваши чувства.

Ясный факт преобладает над всеми предложениями: мы видим материю, не имеющую разума, видим разумное начало, независимое от материи. Происхождение и связь этих двух вещей нам неизвестны. Имеют ли они или нет один общий источник и необходимые точки соприкосновения; имеет ли разум свое собственное существование, или он есть только свойство, качество; есть ли он, как полагают некоторые, истечение Божества, – этого мы не знаем; во всяком случае они кажутся нам отличными друг от друга, вот почему мы и признаем их двумя составными началами Вселенной. Над всем же этим мы видим Верховный Разум, управляющий всеми другими и отличающийся от них своими существенными свойствами.

Этот Верховный Разум мы называем Богом.

Свойства материи

29. Весомость является ли существенным свойством материи?

Материи в том виде, как вы ее понимаете, – да, но не материи, подобной всемирному току. Эфирное и тонкое вещество, образующее этот ток, для вас неведомо, а между тем – она есть начало вашей весомой материи.

Тяжесть есть понятие относительное: вне сферы протяжения миром нет веса, равно как нет ни верха, ни низа.

30. Состоит ли материя из одного или из нескольких элементов?

Только из одного первоначального элемента. Тела, которые вы считаете простыми, собственно не элементы, а преобразования первоначальной материи.

31. Откуда происходят различные свойства материи?

От изменений, которым подвергаются атомы первоначальной материи при различных соединениях и различных обстоятельствах.

32. Поэтому вкусы, запахи, цвета, звуки, вредные или полезные качества тел – все это не что иное, как изменение одного и того же первоначального вещества?

Да, без сомнения, – и которые существуют единственно только вследствие предрасположения органов, назначенных для восприятия их.

Это подтверждается тем фактом, что никто одинаково не воспринимает качество тел; вещь, которую одни находят вкусной, другие признают противной; то, что одним кажется голубым, другим кажется красным; то, что для одних яд, для других или безвредно или даже полезно.

33. Одно и то же элементарное вещество может ли подвергаться всевозможным видоизменениям и приобретать различные качества?

Да, и в этом-то смысле и следует понимать наши слова, когда мы говорим, что всё – во всём.[2]

Кислород, водород, азот, углерод и все тела, рассматриваемые нами как простые, не что иное, как видоизменения первоначального вещества. При невозможности познать иначе, как мысленно, эту первоначальную материю, все эти тела для нас остаются простыми телами, и мы можем, не делая ошибки, рассматривать их как таковые до новых открытий.

Следовательно, эта теория, по-видимому, оправдывает мнение тех, кто признают в материи только два существенных свойства: силу и движение, – и которые полагают, что все остальные свойства только лишь второстепенные явления, изменяющиеся, в зависимости от напряжения силы и направления движения?

Мнение это верно. Но к нему нужно прибавить еще: в зависимости от расположения атомов; например, непрозрачное тело может сделаться прозрачным и наоборот.

34. Имеют ли атомы определенную форму?

Конечно, они имеют форму, но она не ощутима для вас.

Эта форма постоянная, или она изменяется?

Она постоянна для первоначальных элементарных атомов и изменяется для атомов второстепенных, которые сами по себе не что иное, как скопление первых, и то, что вы зовете атомом, еще очень далеко от элементарного атома.

Пространство вселенной

35. Бесконечно ли пространство Вселенной или же ограничено?

Бесконечно. Предположи ему границы, что же будет за ними? Я хорошо знаю, что это смущает твой ум, а между тем он же тебе подсказывает, что иначе и быть не может. Такая же бесконечность и во всем; не в вашей маленькой сфере понимать подобные «вещи»! Если предположить пределы Вселенной, хотя бы и самые величайшие, какие только может себе представить мысль, рассудок наш все-таки говорит, что за ними должно быть что-либо и так далее до бесконечности, и если это «что-либо» будет совершенной пустотою, оно все-таки будет пространством Вселенной.

36. Существует ли где-нибудь во Вселенной совершенная пустота?

Нет, пустоты не существует; то, что тебе кажется пустотою, наполнено материей, ускользающей от твоих чувств и научных приборов.

Глава 3. Сотворение Вселенной

Образование миров

Под словом «вселенная» подразумевается бесконечное количество миров, как тех, которые мы видим, так и тех, которые не видим, все одушевленные и неодушевленные существа, все тела движущиеся в пространстве, равно как и токи, наполняющие это пространство.

37. Была ли сотворена Вселенная, или же она так же вечна, как и сам Бог?

Без сомнения, она не могла создаться сама собой, и если бы была так же вечна, как и Бог, то не могла бы быть Его творением.

Рассудок говорит нам, что Вселенная не могла создаться сама собой, а так как и не могла быть она также делом случая, то, следовательно, должна быть творением Божьим.

38. Каким образом Бог создал Вселенную?

Выражаясь вашим языком, силой Своей воли.

Ничто не может лучше обрисовать мощь этой великой воли, как прекрасные слова книги Бытия: Бог сказал: да будет свет – и стал свет.

39. Можем ли мы постигнуть процессы образования миров?

Все, что можно об этом сказать вам и что вы будете в состоянии понять, это – то, что миры образуются посредством сгущения материи, рассеянной в пространстве.

40. Правда ли, как это думают, что кометы представляют собой начало сгущения материи и миры в период их образования?

Это верно, но нелепо верить во влияние этих комет. Я говорю здесь только лишь о том влиянии, которое приписывает кометам невежественное простонародье, а не о том, влиянии, которое все небесные тела имеют на определенные физические явления.

41. Может ли исчезнуть совершенно сформировавшийся мир, а составляющая его материя снова быть рассеянной в пространстве?

Да, Бог возобновляет миры, так же как и живые существа.

42. Можем ли мы знать, в течение какого времени происходило образование миров, например, Земли?

Я не могу тебе этого сказать, так как только один Творец знает это, и безумен был бы тот, кто стал бы утверждать, что знает это, и станет исчислять число веков, в течение которых длилось это образование.

Образование живых существ

48. Когда стала населяться Земля?

Сначала был хаос, элементы были смешаны. Мало-помалу все заняло свое место; тогда уже явились живые существа, приспособленные к состоянию видимого нами мира.

44. Откуда на Земле появились живые существа?

Земля содержала в себе зародыши, которые ждали удобной минуты для своего развития. Органические начала стали соединяться с того момента, когда перестала действовать разъединявшая их сила и образовались зародыши всех живых существ. Зародыши эти оставались в зачаточном и недеятельном состоянии, подобно куколке бабочки или семенам растений, до того момента, пока не настало время, удобное для начала жизни; тогда существа каждой породы соединились и размножились.

45. Где находились органические элементы до образования Земли?

Они в виде токов находились в пространстве между духами или на других планетах, ожидая сотворения Земли, чтобы начать свое новое существование в новом мире.

Химия показывает нам, что атомы неорганических тел, будучи поставлены в благоприятные условия, соединяются между собой и образуют кристаллы, имеющие постоянную и определенную форму для каждого тела.

Малейшего нарушения этих условий достаточно для воспрепятствования соединению атомов или по меньшей мере правильному их расположению.

Почему же не могло быть того же самого и с органическими элементами? Ведь сохраняем же мы в течение нескольких лет зародыши растений и животных, развивающихся только при определенной температуре и в благоприятной среде; бывали даже примеры, что зерна ржи, пролежавшие несколько столетий, пускали ростки. Следовательно, в семенах всегда есть скрытые начала жизненности, выжидающие только благоприятных условий для своего развития. И то, что ежедневно происходит на наших глазах, разве не могло происходить и в начале существования нашего мира? Это образование живых существ, исходящих из хаоса действием сил самой природы, разве сколько-нибудь умаляет величие Творца? Напротив, оно подтверждает нашу идею о Его могуществе, действующем на бесконечные миры по своим вечным законам.

Правда, теория эта не решает вопроса о происхождении жизненных элементов, но у Бога есть тайны, и Он положил пределы нашим знаниям.

46. Есть ли еще существа, зарождающиеся вне зависимости одно от другого?

Да, но первоначальный их зародыш существовал уже раньше в скрытом состоянии. Вы сами ежедневно бываете свидетелями подобных явлений. Разве строение человека и животных не заключает в себе зародышей бесчисленного множества червей, ожидающих для своего развития гнилостного разложения, необходимого для их существования? Этот целый мир, дремлющий и в то же время созидающийся»

47. Не произошел ли человеческий род точно таким же образом из органических элементов, хранившихся до момента сотворения человека в земном шаре?

Да, и он проявился в свое время; вот почему и сказано, что человек был сотворен из земли.

48. Можем ли мы узнать время появления на Земле человека и других живых существ?

Нет, все ваши вычисления – мечты.

49. Если зародыш человеческого рода находился в числе органических элементов земного шара, то почему же теперь люди не рождаются так же, как это было в начале первого своего происхождения?

Начало всего есть тайна Божия, хотя можно сказать, что, раз люди появились на Земле, они сосредоточили в себе все необходимые для своего образования элементы с тем, чтобы передавать их себе подобным по законам воспроизведения. То же самое можно сказать и относительно других пород живых существ.

Население земли. Адам

50. Начался ли человеческий род на земле только одним человеком?

Нет, тот, кого вы зовете Адамом, не был ни первым, ни единственным человеком на земле.

51. Можем ли мы узнать, около какого времени жил Адам?

Приблизительно около того времени, какое вы ему приписываете сами: т. е. около 4000 лет до Христа.

Человек, которого предание называет Адамом, был одним из тех, кто пережил несколько страшных переворотов, опустошавших в разные эпохи поверхность земного шара; Адам стал родоначальником поколений, существующих теперь. Законы природы не подтверждают того, что успехи человечества, наблюдавшиеся задолго до Рождества Христова, могли осуществиться в несколько столетий, если бы человек находился на земле только со времени Адама. Некоторые считают Адама вымышленным лицом или аллегорией, олицетворяющей первые времена земного шара, и это предположение наиболее вероятное.

Различие человеческих рас

52. Откуда происходят физические и моральные различия, характеризующие различные человеческие племена?

От климата, жизни и привычек. То же было бы с детьми одной и той же матери, которые, будучи воспитаны вдали один от другого и различным образом, ни в чем не походили бы друг на друга.

53. Появился ли человек в одном или в нескольких пунктах земного шара?

Во многих и в различные времена, и это также одна из причин различия племен; потом люди, распространяясь по различным странам и соединяясь с другими племенами, образовали новые типы.

Видимые различия людей не указывают ли на их различные породы?

Нет, все люди относятся к одному роду – человеческому; разве различные разновидности одного плода мешают ему относиться к одной и той же породе?

54. Если люди происходят не от одного человека, значит, они могут не считать себя братьями?

Все люди – братья в Боге, потому что все оживлены его духом и все стремятся к одной и той же цели. Вам все хочется понимать буквально.

Многочисленность миров

55. Все ли небесные тела, движущиеся в пространстве, обитаемы?

Да, и человек, живущий на земле, далеко не первый, как он думает, по уму, доброте и совершенству. А между тем есть люди, которые считают себя очень умными и полагают, что этот маленький мирок, населенный ими, только один пользуется привилегией быть местонахождением разумных существ. Гордость и тщеславие! Они думают, что Бог сотворил вселенную только лишь для них одних.

Бог населил миры живыми существами, которые все должны содействовать конечной цели Провидения. Полагать, что живые существа находятся только на одном месте вселенной, на котором мы живем, значило бы сомневаться в премудрости Божией, которая не сделала ничего бесполезного. Все эти миры имеют более серьезное назначение, чем услаждать наши взоры. Ни положение, ни объем, ни физическое строение земли не дают основания предполагать, что только она одна из тысячи подобных ей миров может быть населена живыми обитателями.

56. Все ли небесные тела имеют одинаковое физическое устройство?

Нет, они нисколько не походят друг на друга.

57. Так как физическое состояние миров не одинаково, то из этого следует ли, что и существа, их населяющие, обладают различной организацией?

Конечно, подобно тому как и у вас рыбы устроены так, чтобы жить в воде, а птицы в воздухе.

58. Миры, наиболее удаленные от солнца и которым последнее представляется только в виде звезды, не лишены ли света и теплоты?

Вы думаете, что там нет других источников света и тепла, кроме солнца? А разве вы ни во что не ставите электричество, играющее в некоторых мирах совершенно вам незнакомую роль и гораздо более важную, чем у вас на земле? Кроме того, ведь не все существа созданы так, как вы, и не все обладают органами, подобными вашим.

Условия жизни существ, населяющих различные миры, должны быть сообразны со средой, в которой эти существа призваны жить. Если бы мы никогда не видели рыб, то никогда не могли бы понять, что могут быть существа, живущие в воде. То же самое можно сказать и о других мирах, заключающих в себе, без сомнения, незнакомые нам элементы.

Почему на земле долгие полярные ночи, благодаря электричеству, не освещаются северным сиянием? После этого возможно допустить, что на некоторых мирах электричество имеется в большем количестве и играет там более общую, хотя и малопонятную нам роль. Таким образом, миры эти в самих себе могут заключать источники теплоты и света, необходимые для их обывателей.

Разбор библейских сказаний о творении

59. Различные народы составили себе различные понятия о сотворении мира, в зависимости от степени своего развития. Рассудок, опирающийся на науки, понял неправдоподобность некоторых из этих теорий, и та теория, которая сообщена духами, подтверждает мнение, давно принятое наиболее просвещенными людьми.

Единственное возражение, которое можно сделать против нее, это, что она не согласна с текстом священных книг, но, обдумав хорошенько, легко заметить, что это несогласие более кажущееся, чем действительное, и происходит от неправильного толкования текста, иногда часто аллегорического.

Вопрос об Адаме, как о первом человеке, как о родоначальнике всего человечества, далеко не единственный, относительно которого религиозные верования должны были измениться. Было время, когда движение земли казалось столь противоречащим священному писанию, что сделалось поводом к страшным гонениям исповедующих его, а между тем, земля движется, несмотря на все проклятия; и в настоящее время никто не может отвергать этого, не противоречива здравому смыслу.

Библия говорит также, что мир был сотворен в шесть дней, и определяет, что время сотворения его было за 4000 лет до начала христианской веры. Прежде этого земля не существовала, она была вызвана из небытия; текст говорит определенно, а наука положительная, неутомимая начинает доказывать противное. Образование земного шара написано неизгладимыми буквами в ископаемом мире, и доказано, что шесть дней творения суть шести периодов, и каждый из них, может быть, состоит из нескольких сот тысяч лет. Это не система, не учение, не частное мнение, а факт, столько же достоверный, как и движение земли, факт, которого теология не может не признавать. Вот очевидное доказательство того, в какое заблуждение можно впасть, принимая буквально часто аллегорические выражения.

Следует ли заключить из этого, что библия ошибается?

Нисколько; из этого видно, что ошиблись люди, толкующие ее.

Наука, разбирая архивы земного шара – земные пласты, узнала порядок, в каком живые существа появлялись на его поверхности, и порядок этот совершенно согласен с порядком, указанным в книге Бытия, с той только разницей, что дело творения, вместо того чтобы выйти чудесно из рук Божьих в несколько часов, совершилось по Его же воле, но согласно с законами природы за какие-нибудь несколько миллионов лет.[3]

Менее ли велик и могуществен через это Бог? Менее ли дивно Его творение?

Очевидно, нет; нужно иметь слишком узкое понятие о Божестве, чтобы не увидеть всемогущества Его в вечных законах, установленных Им для управления мирами. Наука не только не уменьшает дело Божие, она показывает нам его более согласным с нашими понятиями о могуществе и величии Бога, свидетельствуя, что все совершилось, не нарушив ни в чем законов природы.

Наука, соглашаясь в этом с Моисеем, ставит человека последним в порядке сотворения живых существ, но Моисей говорит, что потоп был в 1654 году от сотворения мира, а геология показывает нам, что великое наводнение было прежде появления человека на земле, потому что до сих пор в первобытных слоях земли не находят никаких следов присутствия ни его, ни животных одной с ним категории в физическом отношении. Но ничто не доказывает еще, что это было невозможно. Некоторые открытия бросили уже тень сомнения на этот вопрос, и может быть, скоро найдут материальные доказательства старшинства рода человеческого, и тогда признают, что в этом случае, как и во многих других, библейский текст есть аллегория.

Вопрос заключается в том, чтобы установить, одно ли и то же событие: геологическое наводнение и потоп, бывший во времена Ноя. Промежуток времени, необходимый для образования ископаемых слоев, не позволяет нам смешивать их; как только найдены будут следы существования человека прежде великого переворота, тогда будет доказано, что Адам был не первый человек, или же что сотворение его теряется во мраке времен.

Против очевидного спорить нельзя, и нужно признать и это, как признано обращение земли вокруг солнца и шесть периодов сотворения мира.

Правда, существование человека прежде геологического потопа не более как гипотеза. И вот что отчасти подтверждает эту гипотезу. Допустим, что человек в первый раз явился на земле за 4000 лет до Христа, если через 1650 лет после этого род человеческий был истреблен весь, исключая одного семейства, то выходит, что народонаселение земли начинается только с Ноя, то есть, за 2350 лет до Рождества Христова. Но когда евреи переселились в Египет в XVIII веке до нашей эры, они нашли в стране этой многочисленное народонаселение, весьма развитое и образованное.

История доказывает, что в это же время Индия и другие страны находились в цветущем положении, не говоря уже о хронологии некоторых народов, которая восходит до гораздо более отдаленных времен.

Итак, пришлось бы предположить, что с XIII по XVIII век, то есть в продолжение 600 лет, потомство одного человека не только могло населить все огромные, известные в то время государства, предположив даже, что остальные не были населены, но и возвыситься в такое короткое время от совершенного невежества первобытного состояния до высшей степени умственного развития, что противно всем законам человеческого развития.

Различие племен также служит подтверждением этого мнения. Климат и образ жизни, без сомнения, производят изменение в физическом сложении человека, но ведь известно, до какой степени может простираться влияние этих причин, а физиологические исследования доказывают, что между некоторыми племенами есть такие различия, которые не могут быть произведены климатом.

Смешение племен производит средние типы; это сглаживает различия, но не производит их; оно образовывает одни только изменения; для того же, чтобы произошло смешение племен, нужно, чтобы прежде существовали различные племена; а как объяснить существование их, допустив происхождение всего человечества от одного лица, и в особенности жившего так недавно? Как, наконец, объяснить, что в продолжение нескольких веков некоторые из потомков Ноя изменились до того, что могли образовать, например, эфиопское племя? Такая метаморфоза не более правдоподобна, как гипотеза, что волк и ягненок, птица и рыба происходят от одного животного. Повторим еще раз, что нельзя возражать против очевидности фактов. Все же, напротив, объясняется, если допустить существование человека прежде времени, назначаемого Библией.

Различие племен, Адам, живший 6000 лет тому назад и населивший тогда еще необитаемую страну; потоп, бывший при Ное, как частный переворот; смешиваемый с великим геологическим наводнением, – все это делается, понятно, взяв во внимание аллегорическую форму, свойственную восточному стилю, и в особенности священным книгам всех народов.

Вот почему весьма благоразумно не восставать слишком легкомысленно против учений, которые могут рано или поздно уничтожить все опровержения своих противников.

Религиозные идеи вместо того, чтобы терять свое значение, возвышаются, идя об руку с наукой, – это единственное средство не выказать скептицизму слабых сторон учения.

Глава 4. Жизненное начало

Существа органические и неорганические

Органические существа суть те, что имеют в себе источник деятельности, дающий им жизнь; они рождаются, растут, воспроизводят себе подобных и умирают. Они снабжены особенными органами для исполнения различных жизненных актов, и приспособленными к нуждам для сохранения их жизни. К этим существам относятся люди, животные и растения.

Неорганические существа не имеют ни жизненности, ни собственных движений и образуются только посредством сгущения материи. Таковы минералы, вода, воздух и пр.

60. Одна ли и та же сила соединяет элементы материи в телах органических и неорганических?

Да, закон притяжения одинаков для всех.

61. Есть ли различие между материей тел органических и неорганических?

Это одна и та же материя, но в телах органических она оживотворена.

62. Что производит оживотворение материи?

Соединение ее с жизненным началом.

63. Составляет ли жизненное начало особенный деятель или же оно свойство оживотворенной материи; одним словом, следствие это или причина?

И то и другое. Жизнь есть следствие влияния деятеля на материю; этот деятель без материи не есть жизнь, точно так же, как и материя не может жить без этого деятеля. Он дает жизнь всем существам, поглощающим и усваивающим его.

64. Мы видим, что дух и материя два составных элемента вселенной; не есть ли жизненное начало третий элемент?

Это, безусловно, один из необходимых составных элементов вселенной, но он сам имеет своим началом видоизмененную всемирную материю; для вас это элемент, подобно кислороду и водороду, которые, между тем, точно так же не первоначальные элементы, ибо все исходит из одного общего жизненного начала.

Из этого, по-видимому, следует, что жизненность имеет своим началом не отдельного какого-нибудь деятеля, но особенное свойство всеобщей материи, подвергнутой определенным видоизменениям?

Это есть следствие того, что мы сказали.

65. Пребывает ли жизненное начало в каком-либо из тел, нам известных?

Источник его – всемирный ток; это то, что вы называете магнетическим или животно-электрическим током. Он есть посредник, связь между духом и материей.

66. Одно ли и то же жизненное начало у всех органических существ?

Да, но видоизмененное, сообразно породам. Оно дает им движение и деятельность и отличает их от мертвой материи, так как движение материи не есть жизнь; материя получает это движение, но не дает его.

67. Жизненность есть ли постоянное свойство жизненного деятеля, или же она развивается только при помощи упражнения органов?

Она развивается только с телом; разве мы не сказали, что этот деятель без материи еще не есть жизнь.

Можно ли сказать, что жизненность находится в состоянии зародыша в то время, когда жизненный деятель не соединен с телом?

Да, это так.

Совокупность органов образует род механизма, приводимого в действие внутренней деятельностью или жизненным началом, пребывающим в самих органах. В то время как жизненное начало дает движение органам, деятельность органов поддерживает и развивает деятельность жизненного начала подобно тому, как трение развивает теплоту.

Жизнь и смерть

68. Какова причина смерти у органических существ?

Истощение органов.

Можно ли сравнить смерть с прекращением движения испортившейся машины?

Да, если машина испорчена – пружина лопается; если тело заболело – жизнь улетает.

69. Почему повреждение сердца скорее, чем повреждение прочих органов, причиняет смерть?

Сердце есть машина жизни, но сердце не единственный орган, повреждение которого причиняет смерть. Это только одна из существенных частей машины.

70. Что делается с материей и жизненным началом после смерти органических существ?

Мертвая материя разлагается, образуя собой новые тела, жизненное начало возвращается в общую массу.

Когда органическое существо умирает, элементы, из которых оно состояло, подвергаются новым комбинациям, образующим новые существа; эти последние черпают из всемирного источника начало жизни и деятельности, поглощают и усваивают его, чтобы после смерти вернуть его тому же источнику.

Органы, так сказать, пропитаны жизненным током. Этот ток дает деятельность всем частям организма, производит их срастание при определенных ранах и восстанавливает временно прекратившиеся отправления.

Но когда существенные для деятельности органов элементы разрушаются или претерпевают слишком сильные изменения, жизненный ток не в состоянии передать им движение жизни, и существо умирает.

Органы более или менее влияют один на другой; взаимное их действие вытекает из гармонии их совокупности. Если какая-нибудь причина уничтожает эту гармонию, отправления их останавливаются, как и движение механизма, главные колеса которого повреждены. Так бывает с часами, которые повреждены действием времени или случая, и двигательная сила которых не может уже привести их в движение.

Более точное изображение жизни и смерти дает электрическая машина; эта машина, как и все тела природы, заключает в себе электричество в спокойном состоянии.

Электрические явления обнаруживаются в ней только тогда, когда электрический ток приведен в действие особенной причиной; тогда можно сказать, что машина живет. Как только причина деятельности прекращена, то прекращаются и явления; аппарат приходит в прежнее косное состояние.

Точно так и органические существа представляют собой некоторого рода аппарат, в котором деятельность тока производит явления жизни; прекращение этой деятельности влечет за собою смерть.

Количество жизненного тока не у всех органических существ одинаково; оно изменяется сообразно породам и не всегда бывает постоянным, ни в каждой личности в отдельности, ни в личностях, относящихся к одной и той же породе. Некоторые из них, так сказать, переполнены этим током, тогда как другие имеют его едва-едва в достаточном количестве; вследствие этого у некоторых жизнь бывает более деятельна, упорна и в некотором смысле, в преизбытке, чем у других.

Количество жизненного тока истощается; оно может сделаться недостаточным для поддержания жизни, если не возобновляется поглощением и соединением с веществами, скрывающими его в себе. Жизненный ток передается от одной личности к другой. Имеющий его в изобилии может уделить частицу его тем, кто имеет его слишком мало, и в некоторых случаях может даже поддержать жизнь, готовую угаснуть.

Разум и инстинкт

71. Составляет ли разум принадлежность жизненного начала?

Нет, потому что растения живут и не мыслят; они обладают только лишь органической жизнью. Разум и материя независимы друг от друга, так как тело может жить и без разума; но разум может проявляться не иначе, как посредством материальных органов; необходимо присутствие ума, чтобы сделать разумной оживотворенную материю.

Разум есть особенная способность, свойственная определенным классам органических существ и дающая им вместе с мыслью свободную волю действий, сознание своего существования и своей личности, равно как и средства входить в сношения с внешним миром и заботиться о своих нуждах.

Таким образом, можно различать; 1) существа неодушевленные, состоящие из одной материи, без разума и жизненности: это – тела неорганические; 2) существа одушевленные, не мыслящие, состоящие из материи, но и одаренные жизненностью, хотя и не имеющие разума; 3) существа одушевленные, мыслящие, состоящие из материи, одаренные жизненностью и, кроме того, разумным началом, дающим им способность мыслить».

72. Откуда происходит разум?

Мы сказали уже: из всемирного разума.

Можно ли сказать, что каждое существо черпает часть разума из всемирного источника и усваивает ее так же, как черпает и усваивает себе начало материальной жизни?

Это только сравнение и притом неточное, ибо разум есть способность, свойственная каждому существу и составляющая его моральную индивидуальность. Впрочем, вы знаете, что есть вещи, проникнуть в которые не дано человеку, и эта, в данное время, – одна из них.

73. Не зависим ли инстинкт от разума?

Нет, не совершенно зависим, потому что это – род разума. Инстинкт есть нерассуждающий разум, благодаря которому все существа удовлетворяют свои потребности.

74. Можно ли провести границу между инстинктом и разумом, то есть, определить точно, где кончается первый и начинается второй?

Нет, ибо они часто смешиваются; но можно очень хорошо отличить действия, принадлежащие инстинкту, от действий, принадлежащих разуму.

75. Будет ли верным выражение, что «по мере того как способности разума увеличиваются, инстинктивные уменьшаются»?

Нет, инстинкт всегда существует, но человек им пренебрегает. Инстинкт также может вести к добру, и он почти всегда руководит нами и иногда лучше, чем ум; он никогда не заблуждается.

Почему же рассудок не всегда бывает непогрешимым руководителем?

Он был бы непогрешимым, если бы не дурное воспитание, гордость и эгоизм. Инстинкт не рассуждает, а разум предоставляет человеку выбор и свободу воли.

Инстинкт есть зачаток разума; он отличается от разума, собственно, тем, что проявления его почти всегда самопроизвольны, тогда как проявления разума – результат определенного сочетания идей, определенного процесса мышления.

Инстинкт видоизменяется в своих проявлениях, сообразно с породами существ с их нуждами.

У существ, одаренных самосознанием и постижением предметов внешнего мира, он соединяется с разумом, то есть с волей и свободой.