3. Создание системы удаленных продаж
Если вы думаете, что удаленные продажи начинаются с создания сайта, то вы ошибаетесь. Нельзя стартовать прежде, чем вы проведете глубокий анализ существующего рынка. Планируя удаленные продажи, вам важно рационально изучить и понять, нужно ли вообще людям то, чем вы занимаетесь, ваш товар или услуга в формате удаленного заказа.
Если вы уверены, что потенциальных покупателей будет достаточно, можно приступать к созданию инфраструктуры направления удаленных продаж, разработке качественного продающего сайта или модификации существующего под новую схему работы.
В туризме, например, очень важно «посмотреть в глаза турагенту», чтобы понять, не скроется ли он с вашими деньгами, поскольку туризм – бизнес неспокойный, в котором личное доверие играет очень большую роль (конечно, данный аспект касается не только туризма). Важно также увидеть воочию конкретных продавцов, чтобы понять, можно им доверять или нет. Здесь часто, кстати, спасает хорошее описание товара на сайте: чем подробнее вы о нем расскажете, тем проще человеку. В частности, одежду или обувь можно успешно продавать через Интернет, но только если она правильно описана и представлена. Возьмем для примера западный интернет-магазин обуви Zappos, у которого огромные продажи. Во-первых, у них качественное, подробное описание, во-вторых, они не боятся отправлять несколько пар обуви, чтобы человек выбрал (наверное, в России это кажется дикостью). Однако они это делают, и у них это получается. Таким образом, снизить риски удаленных продаж можно… защищая клиента.
Безусловно, вы можете пытаться первыми на российском рынке создать уникальную удаленную схему, как, например, сделал банк «Тинькофф Кредитные Системы», начав привлекать вклады без наличия собственных офисов. Однако в этом случае велика вероятность получить в итоге «неуловимого Джо», то есть проект, который никому не нужен. Поэтому вначале проанализируйте, есть ли уже на рынке успешные примеры удаленной реализации товаров или услуг в вашей сфере, и, если они есть, постарайтесь сделать все лучше, удобнее и эффективнее.
Решение вопросов с доставкой, оплатой и гарантией
Важнейший краеугольный камень интернет-магазина – доставка и оплата. В условиях России с ее огромными расстояниями и ненавязчивым сервисом это ключевой момент в успехе удаленных продаж. До сих пор самой популярной формой оплаты является «наличный расчет с курьером при доставке», что в масштабах целой страны реализовать, мягко говоря, непросто. Однако в любом случае в вашей схеме удаленных продаж нужно предусмотреть максимально широкий спектр способов оплаты и доставки заказов.
Причем эта информация должна быть именно на сайте, максимально подробная, желательно с калькулятором стоимости и срока доставки в зависимости от региона.
Согласитесь, будет обидно, если человек откажется от покупки из-за того, что для его города не предусмотрен интересующий его способ оплаты. Поверьте, способы оплаты могут потребоваться самые экзотические. Лучше всего предусмотреть интеграцию с каким-то платежным агрегатором, позволяющим принимать все возможные электронные валюты, кредитные карты и т. д.
Что если вы не проработаете варианты доставок и ваши клиенты не получат посылку вовремя? Вряд ли это пойдет на пользу вашему бизнесу.
Имейте в виду, что негативными впечатлениями покупатели делятся гораздо охотнее и активнее, чем позитивными. Во время подбора магазина покупатели чаще ищут отрицательные отзывы: были таковые в адрес интернет-магазина или нет. Будьте уверены, каждый промах будет стоить дорого, в том числе в силу быстрого распространения негативной информации.
Чем больше вы расскажете о своем сервисе, тем больше доверия будет у покупателя, а повышает его предоставление гарантий на продукт, особенно возможности безусловного возврата товара в течение определенного времени.
Если ваш продукт качественный, то процент возврата в абсолютном большинстве случаев будет невысоким, но сам факт, что вы даете гарантию, сформирует ореол надежности вокруг вашего сервиса и поднимет продажи. Причем в российской практике есть удивительные примеры гарантий. Так, один интернет-магазин рубашек ввел такое правило: если в течение двух недель покупателю не скажут три комплимента о его новой рубашке, то они возвращают деньги.
Еще один важный момент. Чем больше срок гарантии, тем, как правило, риски продавца меньше. Когда человек знает, что у него впереди еще целый год гарантии, во время которого можно вернуть товар, он более охотно его купит. Затем, скорее всего, он просто забудет его вернуть, если что-то в приобретенном товаре не понравится.
Подготовка интернет-сайта
Главное в подготовке интернет-сайта – организовать его бесперебойную работу. Все разделы сайта должны функционировать безотказно. У клиентов богатый выбор магазинов, и если ваш сайт работает плохо, они уйдут к вашим конкурентам, у которых он работает как часы.
Итак, необходимо выбрать надежный хостинг. При большой посещаемости сайта (а мы надеемся, вы стремитесь именно к этому) каждый час простоя может приводить к большим потерям.
Не менее важно составить грамотное описание товаров. Поскольку у ваших потенциальных покупателей нет возможности прийти в магазин и пощупать товар или пообщаться с менеджером, единственный способ превратить потенциального покупателя в реального – подробно описать предлагаемый товар. Чем больше деталей, тем лучше.
Если вы продаете физические вещи (например, одежду, предметы быта), то опишите размер, цвет, функционал.
Если вы предлагаете услуги – расскажите максимально подробно, на что способна ваша компания и чем она лучше других.
Кстати, хорошее описание нужно не только вашему продукту. Подробное описание необходимо каждому разделу и сервису, размещенному на сайте. Клиент должен получить как можно больше ответов на свои вопросы, пользуясь вашим интернет-ресурсом. В этом случае высока вероятность, что он посчитает сделку безопасной и купит продукт у вас.
Создание удобных способов связи с вашим магазином
Без телефона – никуда. Для многих клиентов делать заказ по телефону гораздо привычнее, чем через Интернет. В компании «1001 Тур», несмотря на все возможности автоматизации, в летний сезон раздается до 1000 звонков в день от желающих приобрести железнодорожные билеты именно по телефону.
Если вы хотите, чтобы клиенты звонили вам по телефону, укажите номер на сайте, причем не мелким шрифтом в самом низу, а вверху страницы крупным шрифтом.
Вы поступите мудро, если приобретете номер 8–800. На такой номер клиенты звонить не боятся. На городские и мобильные телефоны звонить не каждый станет, поскольку возможен роуминг, за который клиент платить не готов.
Представление, что это очень дорого и доступно только крупным компаниям, ошибочно. На самом деле при не очень большом объеме трафика можно уложиться в сумму до 5 тыс. руб. в месяц. В эту стоимость уже входит определенное число минут для ответа на звонки. Провайдеров таких услуг довольно много, и они активно конкурируют, сражаясь за клиентов и снижая цены.
Плюсы номера 8–800 заключаются в том, что он управляется через интерфейс, вы легко можете сделать переадресацию на любой из номеров, ведутся все логи звонков (кто когда звонил, сколько звонков). Это очень удобно. Также существует возможность записи и прослушивания поступивших звонков для оценки качества работы сотрудников колл-центра.
Не забудьте, что сотрудники колл-центра должны быть хорошо обучены не просто разговаривать с клиентами (тратя оплачиваемое вами время), а системно, используя заранее разработанные скрипты телефонных разговоров, подводить их к покупке.
Кстати, в случае развития по модели филиалов или франчайзинговой модели можно пойти другим путем, без использования номера 8–800. Так, например, поступает компания «1001 Тур». При заходе на сайт автоматически по IP-адресу определяется регион посетителя, и клиенту сразу виден прямой телефон офиса в данном городе. Если в этом городе офиса нет – тогда контакты офиса в ближайшем городе.
Помня о российских условиях всеобщего недоверия, когда многие сталкивались с плохим сервисом или откровенным обманом, необходимо предусмотреть размещение на сайте вашего физического адреса. Пусть человек и не приедет проверять его реальность, но зато всем будет ясно, что это работающий адрес реального бизнеса, а не Вася Пупкин, сидящий в интернет-кафе и собирающий деньги с наивных клиентов. Наличие физического адреса на сайте существенно повышает доверие к нему, а значит, положительно влияет на продажи.
Не упускайте из виду любую возможность коммуникации с вами. Создайте форму обратной связи.
Когда все готово, можно запускать сайт и начинать продвигать его на новом рынке. Основными способами продвижения остаются контекстная реклама и SEO-продвижение. Варианты привлечения трафика на сайт различны (вообще этот вопрос выходит за рамки данной книги). Часто хорошо работают способы, комбинированные с рекламой в офлайне.
Подведем итог. Планируя запуск системы удаленных продаж, вам необходимо проделать следующие шаги (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Пошаговая технология настройки удаленных продаж