11. Нарушение смыслообразующей и побудительной функций мотива
Теперь рассмотрим патологию смыслообразующей и побудительной функций мотивов.
Только при слиянии двух этих функций мотива мы можем говорить о сознательно регулируемой деятельности. Из-за ослабления и искажения данных функций происходит серьезное нарушение деятельности.
Данные нарушения были рассмотрены М. М. Коче-новым на примере больных шизофренией. Им было проведено исследование, которое заключалось в еле-дующем: испытуемый должен выполнить по собственному выбору три задания из девяти предложенных ему экспериментатором, затратив на это не более 7 мин. Задания были такими:
1) нарисовать сто крестиков;
2) выполнить двенадцать строчек корректурной пробы (по Бурдону);
3) выполнить восемь строчек счета (по Крепелину);
4) сложить один из орнаментов методики Коса;
5) построить из спичек «колодец»;
6) сделать из канцелярских скрепок цепочку;
7) решить три различные головоломки.
Таким образом, больному было необходимо выбрать те действия, которые являются наиболее целесообразными для достижения основной цели (выполнить определенное количество заданий за определенное время).
Проводя данное исследование на здоровых испытуемых, М. М. Коченов пришел к выводу, что для достижения поставленной цели необходим ориентировочный этап (активная ориентировка в материале), который присутствовал у всех представителей данной группы испытуемых.
Все испытуемые руководствовались степенью сложности заданий и выбирали те из них, выполнение которых займет меньше времени, так как стремились уложиться в отведенные им семь минут.
Таким образом, у здоровых испытуемых в данной ситуации происходит структурирование отдельных действий в целенаправленное поведение.
При проведении эксперимента среди больных шизофренией были получены иные результаты:
1) у больных не было ориентировочного этапа;
2) они не выбирали легких заданий и часто брались за те задания, которые явно невозможно выполнить в отведенный срок;
3) иногда больные выполняли задания с большим интересом и с особенной тщательностью, не замечая, что время уже истекло.
Обратим внимание, что все больные тоже знали, что им надо уложиться в отведенное время, но это не становилось регулятором их поведения. В ходе эксперимента они могли спонтанно повторять «я должен уложиться в 7 минут», не меняя при этом способов выполнения задания.
Итак, исследования М. М. Коченова показали, что нарушение деятельности больных шизофренией было обусловлено изменением мотивации сферы. Мотив у них превращался в просто «знание» и таким образом терял свои функции – смыслообразующую и побудительную.
Именно смещение смыслообразующей функции мотивов являлось причиной нарушения деятельности больных, изменения их поведения и деградации личности.