2. Появились ли новые данные (после социалистического опыта) для размышления о природе человеческого социума?
Чтобы двигаться дальше, хорошо бы уточнить понятийное поле.
2.1. Вопрос о терминах и фразах
Не знаю, к какому пункту привязать эту тему, но считаю ее важной.
Чтобы выразить какой-то предмет или мысль, люди используют термины и целые фразы. Однако значение терминов люди понимают по-разному. Например, попробуйте узнать у нескольких ваших знакомых значение хотя бы таких терминов, как Свобода, Демократия и увидите, как они будут отличаться. А люди за эти слова пролили много крови и своей и не своей.
Еще интереснее с терминами, обозначающими одну и ту же суть. Например, Шпионы и Разведчики. Термины разные, и оттенки разные, а суть одна. Или целая фраза: – Взять и поделить! Эту фразу приписывают «страшным» коммунистам. И надо признать – под этим лозунгом на стадии раннего социализма, бывало, творились неприятные дела. Хотя такие неприятности были и есть во всех странах мира. Но с другой стороны, этим лозунгом можно проиллюстрировать и другую, необходимую практику, например, сбор налогов. Причем уклонение карается законом.
Таким же образом можно рассмотреть и другие термины и фразы. Например, слово Диктатура. Или Цензура. Или Уравниловка. Или Твердая Рука. Самоизоляция. Железный занавес.
Вывод: Не удается вести содержательную дискуссию на такую сложную тему, как устройство социума, на уровне терминов или лозунгов – нужен полный «чертеж», с деталями и пояснениями.
2.2.Свободный социум из свободных людей. Нужна ли идеология?
Свобода человека, если он живет в социуме, не может быть абсолютной.
Любой социум это союз индивидуумов. У каждого Индивидуума могут быть свои представления о жизни в социуме, свои правила и ценности. Однако существовать этот социум может и должен не по правилам кого-то из индивидуумов, а по общим законам. Иначе этот социум развалится. Свобода каждого, но в рамках правил социума. А правила должны приниматься, оптимально учитывая интересы всего социума, а не отдельных индивидуумов или групп. Пусть даже если эти группы будут привилегированные, или очень богатые, или многочисленные.
Вот здесь будет уместно задать вопрос: Что такое тоталитаризм?
Свободу, оказывается, в социуме ограничивать надо, без этого социум не выживет. Но в каких областях? И до какой степени? Опять же нужна четкость, с деталями.
Например, можно сразу сказать, что в области семьи ограничений не должно быть – кого хочу, того беру в жены. А если не сложилось – развожусь, это моя свобода. С этим вряд ли кто будет спорить – в семью не лезьте. Ну а если я начну истязать жену? Так это, оказывается, уголовное дело? Оказывается, где-то надо лезть в семью. Опять же, одним словом «свобода» это не опишешь. Нужна четкость, с деталями.
Так это что – тоталитаризм?
А что такое цензура?
Итог: – Полная свобода, но в рамках правил социума. А это уже система ценностей не индивидуума, а социума. А система ценностей – это определение, что хорошо и что плохо – то есть идеология.
2.3. Размышление о равенстве, справедливости и о социальной справедливости
2.3.1. О равенстве
Всеобщее равенство нереально. Люди рождаются с разными талантами, дарованиями и склонностями. Люди бывают с разными энергетиками, наконец. Но это неравенство от природы, от рождения. И это неравенство даже выгодно для социума. Разные по природе люди могут найти разные места в этом социуме – «Все работы хороши – выбирай на вкус». Другое дело, социуму вредно делить эти работы на престижные и непрестижные, на работы с заоблачной зарплатой, и на работы с нищенской зарплатой. Такое разделение является препятствием для выбора работы по душе, а это ослабляет социум.
Но в обществе существует другое неравенство, это неравенство социальных жизненных стартов, смены деятельности.
Равных жизненных путей нет, и не должно быть. Иначе нарушается баланс людских инициатив, и социум идет к застою.
Конец ознакомительного фрагмента.