Чем девочки отличаются от мальчиков
Пол человека определяется сразу после рождения – по строению наружных половых органов, т. е. первичных половых признаков. Таким образом можно различить девочку и мальчика. В раннем детстве девочки и мальчики практически одинаковы. Они похожи внешне, за исключением наружных половых органов, развиваются практически одинаковыми темпами, их голоса мало различимы. Затем в дошкольном возрасте появляются первые отличия между мальчиками и девочками в предпочтении игр, периодах наиболее выраженного роста. С 10 лет различия между мальчиками и девочками становятся все более заметны. Они наблюдаются не только во внешнем виде, но и в особенностях психики, т. е. в мышлении.
Особенности физического развития
К 10 годам в организме мальчиков и девочек происходит значительное изменение нервной системы и желез, вырабатывающих гормоны, в том числе половых. Происходящие в организме перемены способствуют ускорению физического развития и половому созреванию. Все это происходит под влиянием гипофиза, являющегося главной железой, отвечающей за выработку гормонов в организме. Гипофиз выделяет гормон роста, который способствует росту тела, и гормоны, стимулирующие деятельность щитовидной, паращитовидных, половых желез и надпочечников.
В подростковом возрасте усиливается активность всех желез в организме, не только вырабатывающих гормоны, но и сальных, потовых.
Половые гормоны вырабатываются в организме мальчиков и девочек не только половыми железами, но надпочечниками. Поэтому нормальное функционирование всей эндокринной системы очень важно для здоровья и гармоничного физического и психического развития подростков.
В детском возрасте в организме мальчиков и девочек вырабатывается почти одинаковое количество мужских и женских половых гормонов. С начала полового созревания все изменяется. Половое созревание начинается у девочек немного раньше, чем у мальчиков – в 10–12 лет. У мальчиков этот период наступает в 12–14 лет. Именно с этим связан тот факт, что в 10–12 лет девочки крупнее и выше мальчиков. Но потом у девочек физический рост замедляется и раньше останавливается. В 15–16 лет мальчики, как правило, уже обгоняют по физическому развитию своих сверстниц. Остановка роста у девочек происходит в 16–17 лет. Мальчики могут расти до 20–21 года. Масса тела соотносится у мальчиков и девочек так же, как и рост. Она то интенсивно нарастает, то ее прирост замедляется.
Кроме массы тела и роста, важными показателями физического развития являются окружность грудной клетки, осанка, выраженность развития мышц, толщина подкожно-жирового слоя. Все эти параметры специалисты (врачи подросткового кабинета) могут оценить и измерить. Окружность грудной клетки измеряется в сантиметрах при помощи специальной ленты. Мышечную силу определяют с помощью динамометра. Прибор сжимают кистью до упора, а затем по шкале смотрят показатели. В 10 лет мальчики имеют показатели динамометра 16 кг, а в 15 лет он увеличивается до 35 кг. У девочек рост силы мышц менее выражен. Показатели с 12,5 кг в 10 лет изменяются до 28 кг в 15 лет. Чем выраженнее становятся различия между мальчиками и девочками, тем больше мышечной силы появляется у первых.
Для подростков обоего пола характерна некоторая неуклюжесть, угловатость, порывистость движений. Это связано с тем, что происходит быстрый рост костей, а мышцы не успевают за ними. Вернее, природа устроила все так, что организм растет не как воздушный шар, а постепенно.
В то время, когда интенсивнее растет скелет, более медленно растут мышцы – это период вытягивания. Когда скелет замедляет рост, то начинают интенсивно расти мышцы и внутренние органы. Организм при правильном функционировании сам знает, куда направлять основные ресурсы и на чем делать акцент в росте. К 13–14 годам у девочек появляется большая плавность и координированность в движениях. У мальчиков это происходит чуть позже. Но в этом возрасте организм уже становится более ловким, выносливым, сильным.
Подкожно-жировой слой оценивают по толщине складки мягких тканей, которую собирают на животе. Для оценки работы легких определяют их жизненную емкость. Для этого измеряют объем воздуха при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Разумеется, она больше у тех, кто крупнее и сильнее. В начале периода полового созревания показатели могут быть больше у девочек. По мере взросления мальчиков, их грудная клетка становится все более крупной, жизненная емкость легких тоже увеличивается. Активная работа легких и крепкие мышцы делают мальчиков сильными и ловкими.
В период полового созревания интенсивно растут внутренние органы, но сердечно-сосудистая система не успевает перестроиться за быстро растущими скелетом и мышцами. Поэтому подростки часто страдают нейроциркуляторной дистонией (изменениями уровня артериального давления, частоты пульса и даже обмороками). В период с 10 до 16 лет масса сердца увеличивается в 2 раза, а объем выбрасываемой им крови – в 2,4 раза. Миокард (сердечная мышца) становится более толстым и сильным. Он способен перекачивать большее количество крови, чем раньше. В период с 9 до 17 лет объем крови, который выбрасывает левый желудочек за одно сокращение, увеличивается у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек – с 35 до 60 мл. Изменяется частота сердечных сокращений, а следовательно, и частота пульса. В 15 лет частота пульса у мальчиков соответствует 70 ударам в минуту, а у девочек – 72 ударам в минуту. В 18 лет эти показатели уменьшаются до 62 и 70 ударов в минуту соответственно.
Нестабильность работы сердца в период полового созревания, который как раз бурно протекает с 10 до 14 лет, – это не повод избегать уроков физкультуры и полностью отказаться от активной физической нагрузки. Возможно, понадобится щадящий режим физической активности и некоторые ограничения в спортивных занятиях. В целом, физкультура способствует сбалансированности организма и его гармоничному развитию. В период повышенной неуклюжести и нескоординированности движений не стоит стесняться своего тела. Эти же проблемы возникают почти у всех сверстников и скоро проходят. Физическая активность поможет сделать движения ловкими, плавными, четкими.
С начала периода полового созревания у мальчиков и девочек появляются вторичные половые признаки. При своевременном появлении они свидетельствуют о правильном развитии организма и вносят еще больше различий между мальчиками и девочками.
У мальчиков в период полового созревания происходят поллюции – ночные, происходящие во время сна семяизвержения. Это связано с повышенной возбудимостью на фоне изменения гормонального фона организма.
По мере полового созревания у девочек становятся округлыми ягодицы, таз увеличивается в ширину, увеличиваются соски (9—10 лет) и молочные железы (10–11 лет), появляется оволосение на лобке (10–11 лет) и в подмышечных впадинах (13–14 лет). Происходят и значительные изменения в жизни девочек с появлением менструаций (12–14 лет). Менструации у девочек происходят под влиянием циклической выработки в организме половых гормонов в яичниках и в гипофизе. Сначала они нерегулярные, затем в течение 1—2-х лет менструальный цикл устанавливается, его продолжительность становится постоянной – 28 дней (26–30 дней). С момента появления первых менструаций девочка может забеременеть после полового акта, даже если менструальный цикл еще не регулярный.
Половое созревание у мальчиков начинается с увеличения половых органов (10–11 лет), появления волос на лобке сначала по горизонтальной линии (12–13 лет), затем в подмышечных впадинах (14–15 лет). Далее у них меняется голос – становится более низким (14–15 лет). Затем усиливается рост волос на теле и лице, а на лобке оволосение приобретает мужской тип – идет по вертикальной линии (16–17 лет). Завершается половое созревание у представителей обоих полов остановкой скелетного роста.
К завершению периода полового созревания разница у юношей и девушек в росте составляет 10–12 см, а в массе тела – 8—14 кг. Это, конечно, среднестатистические показатели.
В некоторых случаях происходят небольшие отклонения в половом развитии мальчиков и девочек от среднестатистических показателей. Это может быть связано не только с заболеваниями, но и индивидуальными особенностями организма, наследственностью. В этих случаях половое развитие начинается немного раньше или позже. Через 1–2 года оно у таких мальчиков и девочек может уже соответствовать сверстникам и ничего особенного здесь нет. Если у девочек до 14–15 лет не наступили менструации, то это повод обратиться к врачу.
Современные подростки подвержены акселерации – они более высокие и крупные по сравнению с ровесниками позапрошлого века. Они многое знают в наш информационный век.
Однако природа устроила так, что психическое созревание и мальчиков, и девочек отстает от их физического созревания. Это означает, что с началом полового созревания как те, так и другие могут зачать ребенка. Но организм девочки еще не готов к полноценным вынашиванию ребенка и родам. Подростки по существу еще дети. Они не могут полностью взять на себя ответственность по воспитанию ребенка, его материальному обеспечению. У них для этого мало жизненного опыта, недостаточно сформировавшаяся психика. Поэтому рождение ребенка и для девочки, и для мальчика является очень большим стрессом. К тому же неподготовленность организма девочки-матери и ее состояние стресса во время беременности и после родов негативно отражаются на здоровье ребенка. Из этого становится понятно, что физическое и половое созревание – не повод для начала зрелой сексуальной жизни и создания семьи.
Всему свое время. Секс должен основываться на чувстве любви, которая зреет постепенно, а семьи создают на основе проверенных чувств и понимания того, что партнер подходит для этого по многим пара метрам.
Особенности мышления
Между мальчиками и девочками имеются не только физические и половые, но и психические различия. Они отчетливо проявляются уже в дошкольном возрасте. Затем с началом учебы в школе становятся еще более выраженными. Особенности мышления обусловлены генетически и связаны с работой центральной нервной системы, в частности головного мозга.
С рождения у детей начинают быстро развиваться органы чувств. Сначала ребенок реагирует на голос, затем приобретает способность распознавать лица людей и узнавать близких. Родители любят и девочек, и мальчиков, но интуитивно начинают к ним по-разному относиться почти с первых дней жизни. Это связано с тем, что они мысленно соотносят ребенка с представителем определенного пола – будущими мужчиной или женщиной. Родители, любя своих детей разного пола, неодинаково выражают свое отношение к ним голосом и жестами. Такое отличие в отношении и общении помогает мальчикам и девочкам развиваться, усваивать поведение, присущее своему полу, данному от природы.
Можно заметить, что мальчики с первых месяцев жизни проявляют большую активность, чем девочки, что также вызывает у родителей разную, но обоснованную ответную реакцию.
Последовательность и порядок созревания психических функций у девочек и мальчиков различны. Как известно, головной мозг человека делится на правое и левое полушарие. У мальчиков более медленно созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки раньше начинают говорить, что отражается на их дальнейшем психическом развитии. Мальчики развиваются в психическом отношении иначе. В последующем это отражается на формировании мышления мальчиков и девочек. Поэтому различия в воспитании мальчиков и девочек должны обязательно быть, и родители интуитивно чувствуют это с первых дней жизни ребенка, помогая ему развиваться соответственно своему полу.
Например, наукой доказано, что девочки и мальчики по-разному слышат. Девочки лучше воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому во взрослом состоянии, будучи мамами, они всегда просыпаются, если заплачет их ребенок. А мужчина в это время будет спокойно спать и не среагирует на плач. Мальчики лучше ориентируются в пространстве и понимают, откуда идет звук. Вероятно, это сформировалось у них давным-давно, когда все мужчины занимались охотой, чтобы добыть пищу, и отложилось на генетическом уровне.
Обычно если плачет девочка, то ее жалеют, гладят по голове. Если плачут мальчики, то их просят успокоиться, проявить мужскую сдержанность. Все это результат воспитания. В итоге девочки становятся более эмоциональными, а мальчики – сдержанными.
У девочек очень хорошее периферическое зрение. С детства они могут видеть вокруг себя пространство под углом 45° (вверх, вниз, влево, вправо). Мальчики же хорошо видят преимущественно только то, что находится впереди. У девочек наблюдается сходство периферического зрения с животными.
Исторически сложились отличия между мальчиками и девочками и в речи. У девочек она контролируется обоими полушариями головного мозга, поэтому более развита. У мальчиков за речь отвечает одно полушарие, они не отличаются болтливостью и склонны к молчанию. Такое поведение помогает на охоте. Все уходит корнями к далеким предкам – первобытным людям.
В природе все устроено целесообразно, в том числе этим объясняются психические особенности между мальчиками и девочками. С ними у представителей разного пола связаны и увлечения, и трудовая деятельность которые выбирает каждый из них.
В 2–3 года дети начинают осознавать свою половую принадлежность и выбирать соответствующие игрушки и игры. Таким образом они готовят себя к будущей взрослой жизни.
Интеллектуальные различия и особенности мышления приводят к тому, что в младших классах лучше учатся девочки, а в средних показатели успеваемости между учениками выравниваются. В старших классах успеваемость среди мальчиков превосходит показатели успеваемости девочек.
В бытовой и повседневной деятельности между мальчиками и девочками тоже подмечены различия.
✓ Девочки сначала надевают юбки или брюки, а потом верхнюю часть, а мальчики наоборот.
✓ Мальчики часто снимают майки, подхватив их со спины двумя руками и перетягивая через голову. Девочки захватывают блузку скрещенными руками с боков и затем снимают через голову.
✓ При зевании мальчики обычно прикрывают рот кулаком. Девочки в этом случае используют ладонь.
✓ У мальчиков менее гибкая шея. На зов они поворачиваются часто всей верхней частью тела. Девочки в этом случае поворачивают только голову.
✓ У мальчиков брюшное дыхание, а у девочек грудное.
✓ Поднимаясь или спускаясь с горы, мальчики идут широким шагом. Девочки при этом чаще всего передвигаются боком.
✓ Чтобы посмотреть на свои пятки, девочки поворачиваются за спину. Мальчики поступают проще – они поднимают ногу, согнутую в колене, и смотрят на пятку.
✓ Пояс на одежде мальчики завязывают ниже талии (ниже пупка), а девочки строго по талии или чуть выше.
✓ При громком шуме мальчики закрывают уши ладонями, девочки в этом случае затыкают уши пальцами.
✓ Удобно располагаясь в кресле, мальчики широко расставляют ноги или кладут одну лодыжку на колено другой ноги. Девочки садятся немного боком или поджимают одну ногу под себя.
✓ Задумавшись, мальчики могут слегка почесать шею или подбородок. Девочки часто во время раздумий наматывают прядь волос на палец.
✓ Обычно желая поправить прическу, мальчики проводят ладонью по голове ото лба к затылку. Девочки начинают отводить боковую прядь за ухо или взбивать волосы.
✓ Во время чистки зубов мальчики широко расставляют ноги и опираются ладонью о край раковины. Девочки – упираются ладонью в бок на уровне талии.
✓ Девочки чаще спят на боку, а мальчики на спине, с широко раскинутыми ногами.
✓ Если мальчик хочет понравиться девочке, то он стремится казаться более умным. Девочки в это случае ведут себя наоборот, вдобавок стараются показать беспомощность.
✓ Мальчики предпочитают удобную одежду. Девочки ради красоты могут надеть что-либо неудобное.
✓ Мальчики всегда думают молча, в то время как девочки могут рассуждать сами с собой.
✓ Делясь секретом, мальчики понижают голос и немного наклоняются к уху собеседника. Девочки при этом будут прикрывать свой рот и ухо собеседника ладонью.