Глава 4
Сочинение
Кира проснулась очень рано. Она почти не спала, и ей снилась всякая ерунда, но что именно, она так и не смогла вспомнить.
На завтрак Кире разрешили выйти из комнаты. Это был хороший признак. Похоже, родители уже не слишком сердились. После еды девочка вновь принялась размышлять о сочинении. «Две стороны одной монеты… – думала она. – Ничего себе тема! Но я должна справиться». Ее радовала мысль о предстоящих приключениях. Но если бы Кира знала, насколько опасными они окажутся, то наверняка испугалась бы…
Она думала уже два часа, но все еще не могла сообразить, о чем писать. Но девочка твердо знала одно: сдаваться нельзя. Гольдштерн всегда говорил: «Тот, кто сдается, обречен на поражение, а тот, кто не опускает рук, в конечном итоге оказывается победителем».
Он часто пользовался одним сравнением: «В каждом из нас живут великан и карлик. Они обитают в голове, и мы можем услышать, о чем они говорят. Карлик постоянно шепчет: “Сдавайся, нет никакого смысла сопротивляться”. А великан ободряет и призывает продолжать борьбу». Кире хотелось услышать в себе голос великана. Ее одолевали сомнения, но девочка знала, что это дело рук карлика, и просила его умолкнуть. Ей надо было что-то придуман»…
Тут она вспомнила про старинную монету отца Марселя, которую Моника тайком сунула ей в руку. Она достала ее и стала с любопытством рассматривать. Одна сторона была почти стерта, и на ней почти ничего невозможно было разобрать, а на другой отчетливо виднелось мужское лицо. По-видимому, это был император, и Кире он показался очень умным. И властным. Но властностью, видимо, отличались все правители…
Под изображением было еще имя, но девочка никак не могла его полностью прочитать: «Марк А…» Некоторое время она беспомощно смотрела на монету. Как понять, о чем говорят две ее стороны?
Пожалуй, уже в пятидесятый раз ее взгляд скользил по изображению императора. Марк А… Марк А… Хоть бы имя расшифровать!.. И тут она вспомнила о волшебной лупе. Достав увеличительное стекло из кармана, Кира навела его на надпись и действительно смогла прочитать: «МАРК АВРЕЛИЙ».
Из школьных уроков истории она знала, что Марк Аврелий был выдающимся и мудрым императором. Во всяком случае, учитель истории господин Райх хорошо отзывался о нем.
Девочка уже собралась было спрятать лупу, но заметила, что лицо императора на монете слегка шевельнулось. В испуге Кира бросила старую монету на кровать. «Этого не может быть. Ведь лупа оживляет только фотографии», – подумала она. Однако кто знает? Ведь в те времена фотографий еще не было. Возможно, их роль и выполняли отчеканенные изображения. Девочка снова посмотрела на монету сквозь лупу.
Лицо императора снова пришло в движение, и в голове послышался голос. Сначала Кира ничего не могла понять. Голос казался старческим и был слишком слабым, как бы доносящимся издалека. Но постепенно он стал сильнее, и теперь девочка могла разобрать каждое слово:
Кто бы ты ни был, держащий в руках эту монету, знай: у тебя тоже есть две стороны. Истинное счастье ты познаешь, лишь уделяя внимание обеим. Взгляни на свою наружную сторону. Она напоминает, что в этом мире тебе нужны деньги, чтобы исполнять материальные желания и иметь возможность существовать.
Внутренняя сторона напоминает о божественной власти. Ты должен научиться испытывать благодарность и помогать другим. Когда ты оказываешь окружающим помощь, в тебе крепнет божественная сторона. Обе стороны – часть твоей природы.
И обе они важны. Их сочетание удовлетворяет твои потребности. Не игнорируй ни одну из них, ибо в противном случае тебе не достичь счастья.
«Ничего себе! – подумала Кира и быстро произвела в уме вычисления. – Просто поверить невозможно! Со мной разговаривает император, который умер две тысячи лет назад». Девочка быстро взяла лист бумаги и как можно подробнее записала все, что услышала. Однако вспомнить удалось не все. Пришлось еще пару раз посмотреть на лицо императора сквозь лупу. Каждый раз голос говорил одно и то же.
В конце концов Кира полностью записала все и поблагодарила: «Спасибо, ваше величество!» При этом она сделала реверанс, как показывали в одном фильме. Разумеется, девочка до сих пор не была знакома ни с одним императором и не была уверена, что именно так надо обращаться к древнему властителю, но, во всяком случае, сделала, что смогла.
Теперь девочка знала, что означают две стороны. Но этого было мало, чтобы написать хорошее сочинение. Кира попробовала найти вступление и нужные выразительные формы, но ей ничего не понравилось. Тогда она решила писать простыми словами. Это позволяло Кире спокойно признать, что она еще кое-чего не знает. Вот что у нее получилось:
Уважаемый господин консул!
Узнав о теме, я сначала расстроилась. Но теперь вижу, что это сочинение принесет мне пользу, потому что уже начала узнавать кое-какие важные вещи.
За последние месяцы я заработала много денег и научилась с ними обращаться. Я даже читала лекции другим детям, чтобы помочь им в этом. Пожалуй, это одна сторона монеты.
Но я не обращала внимания на другую сторону. Я без должного уважения относилась к родителям и грубила другим взрослым. Я частенько подтрунивала над своей лучшей подругой. Она смеялась, но я понимаю, что ее это огорчало. Я извинюсь перед всеми.
Я знакома с одним очень богатым человеком. Но самое главное в нем то, что он всегда готов помочь и очень хорошо ко мне относится. Я думаю, что у него есть обе стороны.
Госпожа Ханенкамп печет самые вкусные бублики в мире. Она говорит, что бублики – это такие же символы, как древние монеты. Только они вкуснее. Сам бублик – это деньги и все, что можно на них купить. А дырка посредине – это характер, который невидим.
Хороший характер ничем не измеришь и на него ничего не купишь. Но зато он позволяет приобретать хороших друзей и быть счастливым. Это так же важно, как внешняя сторона.
Однажды пытались обокрасть дом госпожи Трумпф. Воры – это, похоже, люди, которым важна только одна сторона – внешняя.
Госпожа Трумпф говорит, что они наверняка несчастливы. Я тоже так думаю.
У монеты две стороны. Теперь я всегда буду думать о том, как доставить радость другим людям и помочь им. Я еще не знаю, как это у меня получится, но, к счастью, я знакома с замечательными людьми, у которых можно поучиться.
Кира
P.S. Мне кажется, что древнеримский император Марк Аврелий тоже так думал…
Делая эту приписку, Кира непроизвольно захихикала. Уж кому, как не ей, знать, что думал по этому поводу старик… то есть, простите, его величество.
Быстро переписав сочинение начисто, Кира выкинула в урну черновик с множеством помарок.
Затем она позвала родителей. Папа с трудом скрывал свое любопытство. Он сел на стул и внимательно прочитал сочинение. Мама заглядывала ему через плечо.
Закончив, они несколько секунд помолчали, а потом папа сказал:
– Кира, это замечательно. Я горжусь тобой!
– Это у нее от меня, – вставила мама. – Надо сразу же отослать в посольство.
Папа с серьезным видом посмотрел на Киру и сказал:
– Я думаю, ты заслужила того, чтобы самой отнести письмо на почту. Но после этого сразу домой.
Кира быстро запечатала письмо в конверт, набросила куртку и выбежала из дома. Но, как только она свернула на улицу, ведущую к почте, кто-то крепко ухватил ее за плечо. Она испуганно обернулась и увидела перед собой злобную физиономию тетки.
– У тебя же домашний арест, – прошипела она. – Опять тайком сбежала?
– Нет, – попыталась оправдаться девочка. – Я написала сочинение, и папа разрешил мне отнести его на почту!
Конец ознакомительного фрагмента.