Вы здесь

Кинорама. ЛУЧШАЯ НЕМЕЦКАЯ КОМЕДИЯ ГОДА (Анна Ефременко)

ЛУЧШАЯ НЕМЕЦКАЯ КОМЕДИЯ ГОДА

Июнь 16, 2017

Нежданно-негаданно в ограниченный минский прокат выкатили лучшую немецкую комедию года. А могли бы продолжать пичкать киноманов третьесортной российской драмой и гордо обтянутыми красными купальниками сиськами где-нибудь в Малибу. Впрочем, с сиськами всегда лучше, чем без них.

«САМОКРИТИКА БУРЖУАЗНОЙ СОБАКИ» / SELBSTKRITIK EINES BUERGERLICHEN HUNDES

Режиссер: Юлиан Радльмайер.

О чем кино: молодой режиссер пытается подкатить к девушке, но ему постоянно обламывается. Потом они окажутся вместе на ферме, будут собирать яблоки и строить коммунизм без коммунистов.


Немец Юлиан Радльмайер снимает о том, что близко ладно европейским – даже белорусским молодым кинематографистам. Независимый режиссер ищет финансирование, подается на гранты, пытается написать сценарий фильма. Причем ни один из этих пунктов лишний раз не романтизируется: денег на фильм так никто и не дал, а значит, Юлиану нужно заработать их самому. Сбор яблок на провинциальной ферме подходит как нельзя лучше: быстрые и непыльные деньги. Или Юлиану так кажется.

Коммунизм в этом всем возникает примерно так же, как если бы посреди изысканного посольского приема в банкетный зал завели осла. Немец пытается уловить и подчеркнуть этот момент – за секунду до пробуждения. В намеренной театральности фильмы Радльмайера похожи на картинные рюшечные работы Уэса Андерсона. В сюрреализме происходящего – на зрелое творчество Луиса Бунюэля. Причем палитра хештегов фильма – от Маркса и игр 1990-х до Росселини, Годара и Пазолини.

Эта многослойность особенно удивительна с учетом того, что сам фильм построен на череде средних и общих планов, обходится без зверств с нарративом и изобилует самыми бытовыми диалогами. В какой-то момент может показаться, что вы подсматриваете за тем, как провел лето на заработках в Германии ваш коллега-хипстер. Забеспокоиться нужно в тот момент, когда Франциск Ассизский станет всю ночь молиться за то, чтобы революция прошла успешно и коммунизм восторжествовал.

Про коммунизм и разного рода левачества юных максималистов Радльмайер говорит много и устами кого ни попадя. Череда голосов сольется в хор выходцев из социалистических стран буквально – когда они разобьются группами и запоют «Интернационал». Что ж, самокритики и самоиронии в этом и не только эпизоде автору не занимать. Гротескные черты последняя принимает во второй половине фильма, где «Буржуазная собака» поддает газу и мчится к своему абсурдному финишу.

Не только из-за кудрей (но и не без них) Радльмайер может стать немецким Ксавье Доланом. По крайней мере, потенциал оказаться любимым режиссером хипстеров у него есть: в фильмах немца на месте эстетика, стиль, юмор и близость к зрителю. В случае с фильмами Радльмайера – традиционной ориентации.