3 НОВЫХ (НЕПЛОХИХ) АМЕРИКАНСКИХ ТРИЛЛЕРА
Судя по растущему саспенсу, главный триллер выходных все-таки преподнесет прогноз погоды. Если этого мало, у нас тут три новинки американского хоррора – по одному на каждый выходной. Плохая новость в том, что вы рискуете пропустить парад. Хорошая: его тоже покажут в записи.
«ПЛОХАЯ ПАРТИЯ» / THE BAD BATCH
Режиссер: Ана Лили Амирпур.
О чем кино: Арлин приходится несладко в постапокалиптическом мире. Сперва ее отправляют в зону отселения в пустыне как так себе человеческую особь. Затем на ее аппетитные формы зарится группа каннибалов. И когда Арлин буквально уползает от них, она попадает в еще одну донельзя странную общину.
Сказать, что мы ждали новый фильм Аны Лили Амирпур, – это как назвать Сарика Андреасяна режиссером средней руки – непростительное преуменьшение. После черно-белой вампирской A Girl Walks Home Alone at Night Амирпур вошла в когорту молодых режиссеров, за которыми надо пристально следить, где бы они ни находились. А как раз локацию иранка сменила с тусклых улиц Тегерана на выжженные калифорнийские просторы.
За пределами Техаса после Апокалипсиса перестают действовать законы штатов, а люди уже не отличаются хваленым американским радушием. И еще поди разбери, чье комьюнити хуже: каннибальское или то, что спрятано за неоновой вывеской «Найди мечту». Зато в постапокалиптическом мире играют Die Antwoord и Nicolas Jaar, Federale и Black Light Smoke. И куча другой приличной электронщины.
Помимо приятной музыки и не очень приятных сцен ампутации конечностей Амирпур фарширует фильм порцией понятных и красочных метафор. Тоталитарный мир с легкостью строится и после Апокалипсиса: дайте только людям опомниться – и они снова сделают свою жизнь невыносимой. Оттого следить за Арлин еще интереснее: она проходит путь от неконтролируемой мести до почти праведности – на фоне все еще неконтролируемого и хаотичного мироуклада.
Отдельных аплодисментов Амирпур заслуживает за кастинг. Неузнаваемый Джим Керри и почти неузнаваемый Киану Ривз. И все-таки даже при таких ощутимых достоинствах «Плохая партия» не лишена недостатков. Заигравшись в атмосферу и ритм, Амирпур приспустила сам сюжет, который после бодрого начала скатился в беготню за потерянным ребенком. И все равно смотришь на это с большим любопытством. А открывающие сцены вовсе хочется найти где-нибудь на замшелом торренте изданными отдельно.
Дебютная картина Амирпур отсылала к Джармушу и Линчу. Кинематографические параллели нового фильма – от «Безумного Макса» до «Убить Билла». Остается только гадать, в какие дали занесет иранку в следующем фильме.
«ДАВАЙ Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ МУЧЕНИКОМ» / LET ME MAKE YOU A MARTYR
Режиссеры: Кори Асраф, Джон Своб.
О чем кино: Ларри – наркоторговец. У него есть приемный сын Дрю и приемная дочь Джун. Когда папаша окончательно достает своих детей, а дети – папашу, в дело вступает киллер (кастинг на эту роль – дополнительное очко в копилку фильму).
Дебютанты большого кино – частые гости в нашей опочивальне. Кори Асраф и Джон Своб не стали исключением. После пробы пера на короткой дистанции, американцы взялись за полный метр во всем его двухчасовом многообразии. Помимо наркоторговли, работорговли, сцен жестокости и насилия здесь будет место для неожиданностей. Например, для киллера по прозвищу Папа Римский в исполнении Мэрилина Мэнсона. Когда тот разделывает тушку, а потом поворачивает голову и смотрит с экрана через плечо, хочется по меньшей мере вжаться в свой и без того продавленный диван.
И вместе с тем «Давай я сделаю тебя мучеником» получился фильмом о мечте. И мести. О втором, конечно, больше. Хватит здесь места и любви. Даром, что ли, пропадать полутора часам бесконечных флешбэков, которыми Дрю одаривает нас с вами! И все-таки Асраф и Своб сделали конструкцию куда более устойчивую, чем недавний победитель «Сандэнса» I Don’t Feel at Home in This World Anymore. Хотя бы потому, что неловкое позерство и игра в тарантиновщину смотрится куда более бутафорски, нежели взгляд Мэнсона исподлобья.
«СЭМ БЫЛ ЗДЕСЬ» / SAM WAS HERE
Режиссер: Кристоф Деру.
О чем кино: Сэм приезжает в родной город к семье. Но в городе никого нет, ни семье, ни боссу не дозвониться, в небе нависло красное пятно, а по радио объявляют, что идет розыск убийцы. Потом станет немного понятнее.
После парочки короткометражек Кристоф Деру попадает в официальный конкурс престижного тематического фестиваля в испанском Сиджесе. А потом дальше катается с «Сэмом» по конкурсам разной величины: от Парижа до Лиссабона. Это лирическое отступление было необходимо, чтобы подчеркнуть жанровую сердцевину фильма. «Сэм был здесь» – аттракцион по выделке адреналина (местами) и нагнетанию чувства сумасшествия (куда чаще).
Идеологически тоже не пусто: Деру ненавязчиво рассказывает о том, как легко поверить, что ты сошел с ума, когда все на это указывает. Индивид против толпы, дегуманизация и прочие радости цивилизации – приплести к «Сэму» можно хоть трактат Ортега-и-Гассета. Только смотреть его вы будете не поэтому. Жестокость и насилие здесь облачены в мрачную атмосферу и подчеркнуты неожиданным актерским соло Расти Джойнера. Охочие до мелодрам и трагикомедий почувствуют, что им здесь не рады, минуте на пятой. А вот фанаты жанра будут как дома.