Вы здесь

Кинорама. РЕЖИССЕР ИЛИ РЕЖИССЕРКА? ТРИ НОВЫХ ФИЛЬМА ПРО ФЕМИНИЗМ, СНЯТЫХ ЖЕНЩИНАМИ (Анна Ефременко)

РЕЖИССЕР ИЛИ РЕЖИССЕРКА? ТРИ НОВЫХ ФИЛЬМА ПРО ФЕМИНИЗМ, СНЯТЫХ ЖЕНЩИНАМИ

Ноябрь 24, 2017

Если вы считаете, что место женщины – у плиты, просмотр этих фильмов не закончится ничем хорошим. Впрочем, кого мы обманываем. Что хорошего можно ждать в конце тунисского фильма про изнасилование, польского триллера про любительницу животных и грузинской истории про писательницу порнографии? И нам по-прежнему нечего предложить желающим любоваться калифорнийскими пейзажами и большегрудыми красотками.

«КРАСАВИЦА И ПСЫ» / AALA KAF IFRIT / BEAUTY AND THE DOGS

Режиссер: Каутер Бен Ханья.

О чем кино: студенческая вечеринка в разгаре. Мариам встречает Юсуфа, они идут прогуляться, а потом девушку насилуют. Остальные полтора часа вместе с Мариам вы будете искать справедливость.


Хештеги: феминизм, виктимблейминг, восточные страны.


Второй фильм тунисского режиссера Каутер Бен Ханьи. И второй из двух, участвовавший в Каннских программах. «Красавица и свора» справедливо была показана в конкурсе «Особый взгляд»: эта картина с ярко выраженным стилем и точкой зрения. Начиная с формальных признаков: классицистическая структура единства времени/места/действия, строгое деление на части-сцены, каждая из которых снята одним планом, – и заканчивая содержанием: Каутер Бен Ханья сняла, пожалуй, лучшее высказывание о виктимблейминге за последнее время.

На экране современный Тунис, где уже закончилась революция, женщины в хиджабах соседствуют с барышнями в мини, а на девушек в клубах уже не смотрят как на особ легкого поведения. Но стоит ситуации выйти из привычного русла, как оголяются все те же проблемы и стереотипы. Общество по-прежнему не готово принять мысль о том, что не каждая женщина в мини – шлюха, а жертва изнасилования в нем не виновата. Парадоксально, что Мариам не приходится рассчитывать и на женскую солидарность: поколение постарше убеждено, что если на лице стрелки и красная помада, а на груди – декольте, по вопросам изнасилования лучше обращаться домой.

Режиссера-женщину в этом вопросе интересует еще вот какой аспект. Что возьмет верх: страх общественного осуждения или гордость и чувство собственного достоинства? И какая у этой битвы будет цена?

«СЛЕД ЗВЕРЯ» / POKOT

Режиссер (-ка?): Агнешка Холланд.

О чем кино: женщина пенсионного возраста живет в лесу в горах. Однажды куда-то пропадают ее собаки. Женщина пытается обратиться к властям, но потом машет на все рукой и начинает собственные поиски.


Хештеги: феминизм, экология, зоозащитники.


То, что начинается как детективная истории про мисс Марпл, к финалу сделает несколько кувырков от триллера до фильма про экологических защитников. Нужно признать, что лучшего всего удалась Холланд детективная линия. Для экологического фильма «След зверя» вышел слишком прямолинейным, для триллера в дефиците оказался саспенс. А вот детективная история способна увлечь за собой зрителей, которым по душе любительские расследования. И героини куда более тонкие, чем их донцовские коллеги.

«След зверя» поднимает пару крайне актуальных для современной Европы тем: экологии и феминизма. Пани Душейко приходит в мир мужчин в надежде, что те помогут ей отыскать собак или виновных в их гибели. Но понимает, что придется все делать в одиночку. В результате инициативная полька сама подпадает под подозрение. Холланд изображает все окружение своей героини калейдоскопом уродливых чучел. Животных, которых уже давно покинула душа, после чего с их тушами поработал неловкий таксидермист. Пожалуй, даже в американском «Фарго» вы не встретите такого количества неприятных личностей. В их мужском мире у женщины может быть несколько ролей, основные из которых так или иначе танцуют от плиты, школьной доски или сального матраса. Что явно не по душе Холланд, которая в кульминационной сцене карнавала здорово издевается над патриархатом, переодев свою героиню в костюм волка, а ее спутника – в Красную Шапочку.

Не прячет Холланд и свои взгляды зоозащитника. Очевидно, что куда более теплые чувства она испытывает к четвероногим героям ленты, нежели к ее человекоподобным обитателям. В результате в отношении виновных в преступлении у Холланд свое видение справедливости, которое расходится с точкой зрения закона. Но может угодить сердобольной публике.

«СТРАШНАЯ МАТЬ» / SCARY MOTHER

Режиссер (-ка?): Анна Урушадзе.

О чем кино: Манана – жена, дочь, мать троих детей. А еще писательница странных сюрреалистических книг, которые не по нраву ни обществу, ни ее семье.


Хештеги: феминизм, шизофрения, сюрреализм.


Если за отправную точку принять мысль о том, что в конце фильма вы останетесь с полными карманами вопросов и можете не добиться ни одного ответа, смотреть будет легче. «Страшная мать» работает в первую очередь на визуальном уровне. Цвета, ракурсы, неожиданные углы съемки – все это создает гостеприимное шизофреническое настроение. Справедливо ли оно – попробуйте ответить в конце.

Для Анны Урушадзе, дочери известного грузинского режиссера Зазы Урушадзе, это дебютная картина. Помимо тем психологического свойства в «Страшной матери» будет и социальный пласт. Положение женщины в современном грузинском обществе и в семье – один из центральных мотивов. А положение ее таково, что у плиты. Или за своими рассказиками, только без порнографии. Зафиксируйте тот момент, когда история о гендерных ролях ступит на территорию сюрреалистического психологического триллера. Тогда вы поймете, что «Страшная мать» – байка не про результат, а про процесс. И перестанете искать ответы.