РЕЖИССЕР ИЛИ РЕЖИССЕРКА? ТРИ НОВЫХ ФИЛЬМА ПРО ФЕМИНИЗМ, СНЯТЫХ ЖЕНЩИНАМИ
Если вы считаете, что место женщины – у плиты, просмотр этих фильмов не закончится ничем хорошим. Впрочем, кого мы обманываем. Что хорошего можно ждать в конце тунисского фильма про изнасилование, польского триллера про любительницу животных и грузинской истории про писательницу порнографии? И нам по-прежнему нечего предложить желающим любоваться калифорнийскими пейзажами и большегрудыми красотками.
«КРАСАВИЦА И ПСЫ» / AALA KAF IFRIT / BEAUTY AND THE DOGS
Режиссер: Каутер Бен Ханья.
О чем кино: студенческая вечеринка в разгаре. Мариам встречает Юсуфа, они идут прогуляться, а потом девушку насилуют. Остальные полтора часа вместе с Мариам вы будете искать справедливость.
Хештеги: феминизм, виктимблейминг, восточные страны.
Второй фильм тунисского режиссера Каутер Бен Ханьи. И второй из двух, участвовавший в Каннских программах. «Красавица и свора» справедливо была показана в конкурсе «Особый взгляд»: эта картина с ярко выраженным стилем и точкой зрения. Начиная с формальных признаков: классицистическая структура единства времени/места/действия, строгое деление на части-сцены, каждая из которых снята одним планом, – и заканчивая содержанием: Каутер Бен Ханья сняла, пожалуй, лучшее высказывание о виктимблейминге за последнее время.
На экране современный Тунис, где уже закончилась революция, женщины в хиджабах соседствуют с барышнями в мини, а на девушек в клубах уже не смотрят как на особ легкого поведения. Но стоит ситуации выйти из привычного русла, как оголяются все те же проблемы и стереотипы. Общество по-прежнему не готово принять мысль о том, что не каждая женщина в мини – шлюха, а жертва изнасилования в нем не виновата. Парадоксально, что Мариам не приходится рассчитывать и на женскую солидарность: поколение постарше убеждено, что если на лице стрелки и красная помада, а на груди – декольте, по вопросам изнасилования лучше обращаться домой.
Режиссера-женщину в этом вопросе интересует еще вот какой аспект. Что возьмет верх: страх общественного осуждения или гордость и чувство собственного достоинства? И какая у этой битвы будет цена?
«СЛЕД ЗВЕРЯ» / POKOT
Режиссер (-ка?): Агнешка Холланд.
О чем кино: женщина пенсионного возраста живет в лесу в горах. Однажды куда-то пропадают ее собаки. Женщина пытается обратиться к властям, но потом машет на все рукой и начинает собственные поиски.
Хештеги: феминизм, экология, зоозащитники.
То, что начинается как детективная истории про мисс Марпл, к финалу сделает несколько кувырков от триллера до фильма про экологических защитников. Нужно признать, что лучшего всего удалась Холланд детективная линия. Для экологического фильма «След зверя» вышел слишком прямолинейным, для триллера в дефиците оказался саспенс. А вот детективная история способна увлечь за собой зрителей, которым по душе любительские расследования. И героини куда более тонкие, чем их донцовские коллеги.
«След зверя» поднимает пару крайне актуальных для современной Европы тем: экологии и феминизма. Пани Душейко приходит в мир мужчин в надежде, что те помогут ей отыскать собак или виновных в их гибели. Но понимает, что придется все делать в одиночку. В результате инициативная полька сама подпадает под подозрение. Холланд изображает все окружение своей героини калейдоскопом уродливых чучел. Животных, которых уже давно покинула душа, после чего с их тушами поработал неловкий таксидермист. Пожалуй, даже в американском «Фарго» вы не встретите такого количества неприятных личностей. В их мужском мире у женщины может быть несколько ролей, основные из которых так или иначе танцуют от плиты, школьной доски или сального матраса. Что явно не по душе Холланд, которая в кульминационной сцене карнавала здорово издевается над патриархатом, переодев свою героиню в костюм волка, а ее спутника – в Красную Шапочку.
Не прячет Холланд и свои взгляды зоозащитника. Очевидно, что куда более теплые чувства она испытывает к четвероногим героям ленты, нежели к ее человекоподобным обитателям. В результате в отношении виновных в преступлении у Холланд свое видение справедливости, которое расходится с точкой зрения закона. Но может угодить сердобольной публике.
«СТРАШНАЯ МАТЬ» / SCARY MOTHER
Режиссер (-ка?): Анна Урушадзе.
О чем кино: Манана – жена, дочь, мать троих детей. А еще писательница странных сюрреалистических книг, которые не по нраву ни обществу, ни ее семье.
Хештеги: феминизм, шизофрения, сюрреализм.
Если за отправную точку принять мысль о том, что в конце фильма вы останетесь с полными карманами вопросов и можете не добиться ни одного ответа, смотреть будет легче. «Страшная мать» работает в первую очередь на визуальном уровне. Цвета, ракурсы, неожиданные углы съемки – все это создает гостеприимное шизофреническое настроение. Справедливо ли оно – попробуйте ответить в конце.
Для Анны Урушадзе, дочери известного грузинского режиссера Зазы Урушадзе, это дебютная картина. Помимо тем психологического свойства в «Страшной матери» будет и социальный пласт. Положение женщины в современном грузинском обществе и в семье – один из центральных мотивов. А положение ее таково, что у плиты. Или за своими рассказиками, только без порнографии. Зафиксируйте тот момент, когда история о гендерных ролях ступит на территорию сюрреалистического психологического триллера. Тогда вы поймете, что «Страшная мать» – байка не про результат, а про процесс. И перестанете искать ответы.