Вы здесь

Кинорама. 3 ЛУЧШИХ ХОРРОРА АВГУСТА: ДВА НА ТОРРЕНТАХ, ОДИН – В КИНО (Анна Ефременко)

3 ЛУЧШИХ ХОРРОРА АВГУСТА: ДВА НА ТОРРЕНТАХ, ОДИН – В КИНО

Сентябрь 2, 2017

Пока американские клоуны умоляют не выпускать в прокат фильм «Оно», большие экраны кинотеатров и маленькие – компьютеров штурмуют куда менее громкие премьеры. Ни один из фильмов нашей подборки не отразится на индустрии или репутации той или иной отрасли. Разве что на испанских барах или одиночках, которые любят кино про вампиров. С последними, пожалуй, и вправду нужно держать ухо востро. Только если это не фанаты «Сумерек», конечно.

«ОНО ПРИХОДИТ НОЧЬЮ» / IT COMES AT NIGHT

Режиссер: Трей Эдвард Шульц.

О чем кино: цивилизацию настигла эпидемия. В домике на опушке леса от нее прячется семья. Вскоре к этим людям в дом заберется незнакомец, у которого тоже семья. А дальше случится не хоррор, но драма.


В первой картине «Криша» Трей Эдвард Шульц снял свою семью и друзей, а деньги, как это принято на Западе и не очень – у нас, накраудфандил. Фильм выстрелил, попал в конкурс дебютов Канн и обратил на режиссера внимание продюсеров. Результат налицо: один каст картины «Оно приходит ночью» должен пробудить интерес поклонников американского инди и зависть – его создателей. Из шести персонажей в кадре трое – любимцы независимых режиссеров не нулевых, но десятых. Но вам они, конечно же, знакомы по нашим обзорам. Просим любить и жаловать: австралиец Джоэл Эдгертон, актер «Девочек» и «Джеймса Уайта» Кристофер Эбботт и внучка Пресли, знакомая по ролям проститутки и лесбиянки, Райли Кио.

На шестерых герои разыгрывают вовсе не хоррор, а сильнейшую драму в эпоху постапокалипсиса. Как сохранить человеческое лицо перед лицом смерти и доверие к людям в ситуации, когда доверять нельзя никому. Когда застольные улыбки сменяются подозрительными взглядами, а дружеские похлопывания по спине – выстрелом туда же. Шульц ставит много неудобных вопросов, в том числе о родительской любви, природе жестокости и прочих хорошо окученных хоррормейкерами пунктах из списка. Его демоны – то самое оно, которое приходит ночью: не то ночной кошмар, не то плод воображения. В любом случае, никакими реальными зомби здесь и не пахнет. Что куда страшнее, потому что ужасные вещи все-таки происходят – при свете дня, например. И если это не дело рук зомби, то остаются неутешительные варианты.

Проектами режиссера сейчас занимается компания A24 – один из главных дистрибьюторов и производителей независимого кино в Штатах. В прошлом году самым успешным их фильмом была «Ведьма» Эггерса. «Оно приходит ночью» пока уступает по сборам (19 миллионов при бюджете в 5), но продолжает собирать положительную критику.

Сейчас Трею Эдварду Шульцу 28 лет. Свою карьеру в кино он начал десять лет назад с работы ассистента на фильме «Древо жизни» Терренса Малика. Страшно представить, во что мог бы вылиться подобный опыт (в экранизацию Коэльо?), но Шульц вовремя срыхлил от Малика в настоящую киношколу и вскоре стал делать кино сам. Молодой автор рассказывал, что хорроры пока не входят в его планы. А жаль, потому что «Оно приходит ночью» в этом жанре по итогам года с легкостью попадает в десятку.

«ТРАНСФИГУРАЦИЯ» / THE TRANSFIGURATION

Режиссер: Майкл О’Ши.

О чем кино: Майло – черный подросток, который не пользуется популярностью у девушек и уважением у других черных. А еще он вампир.


Только не нужно сразу представлять себе клыкастого Роберта Паттинсона. «Трансфигурация» хоть и про вампиров, но общего с сагой «Сумерки» у нее примерно как с сериалом «Физрук». Лучшего все меланхоличную медлительность фильма характеризуют сами герои в редких диалогах типа:» – Тебе когда-нибудь говорили, что ты немногословный? – Со мной мало кто вообще разговаривает». Этот ритм не станет утомительным, если принять правила игры: перед нами история любви на фоне социального конфликта и конфликта внутри себя. Здесь главный экшн в том, как Майло познаёт себя, а главная интрига в том, к каким выводам он придет.

Майкл О’Ши дебютировал в кино с вампирской короткометражкой «Майло», из которой и вырос его первый полный метр. Фильм со старта попал в конкурсы «Особый взгляд» и «Золотая камера» в Канне, а потом еще на ворох жанровых кинофестивалей. По тому, с каким жаром (с поправкой на меланхолию) Майло рассказывает про любимые фильмы ужасов – от «Носферату» до «Впусти меня», – можно догадаться, какие картины преобладают в синематеке О’Ши. Что точно ясно, так это стремление режиссера не романтизировать вампиризм, а поговорить об экзистенциальной тоске. Другой вопрос, что Майло плюс-минус все экранное время находится в одном эмоциональном состоянии: в диапазоне от тоски до апатии. И это с учетом того, что в один момент он будет пить кровь девочки, а в другой – смотреть видео на YouTube. То есть на главную роль можно было без кастинга брать любого чернокожего паренька, который умеет многозначительно молчать.

С точки зрения референсов «Транфигурация» все же ближе к Клер Дени и ее «Что ни день, то неприятности», нежели к недавнему «Сырому» Дюкорно. Впрочем, оба сравнения более чем приблизительные.

«ДИКАЯ ИСТОРИЯ» / EL BAR

Режиссер: Алекс де ла Иглесиа.

О чем кино: восемь совершенно разных людей – от бомжа до хипстера – оказываются в одном баре. Рядом с баром убивают человека, устраивают пожар, распространяют эпидемию и вообще творят черт-те что.


Алекс де ла Иглесиа – мастер как брутальной кровавой бани, так и элегантного экранного насилия. Его фильмы всегда саркастичны, наполнены черным юмором и талантливо решены с визуальной точки зрения (речь не о «Месси», конечно). В последней работе его интересует человек в критической точке. Как поведет себя богобоязненная дама средних лет и безбожный коммерсант слегка за 40. Спойлер: примерно одинаково паршиво. По логике автора, эпидемия, конечно, страшная дама, но люди куда опаснее. Животное начало, говорит испанец, пусть даже спрятанное за стрижкой чоп-чоп или белым воротничком, остается таковым.

Эти и другие метафоры де ла Иглесиа не склонен прятать между строк. Все идеи легко считываются, а характеры – узнаются. Вам предстоит не раз услышать про людские пороки, про то, как государству плевать на отдельно взятого человека, а отдельно взятому человеку – на всех, кроме себя любимого. Но читать мораль и делать высокопарные выводы для последователя Бунюэля и Альмодовара – моветон. Что он делает, так это забористый триллер, за сюжетными поворотами которого едва успеваешь уследить. Это все очень увлекательно и весело – ровно до тех пор, пока не начнешь проецировать ситуацию на себя.