СЕКРЕТ ОБАЯНИЯ
Кларк Гейбл
Один из многочисленных фильмов, в которых снялся Кларк Гейбл, назывался «Чтобы сделать предложение даме». В жизни дам у кумира Голливуда было превеликое множество. А секрет его обаяния был достаточно прост – надо было быть всего лишь Кларком Гейблом. Все, кто видел американский культовый фильм «Унесенные ветром» (1939), согласятся: этот мужчина имел все достоинства, чтобы покорить женщину: стройный, поджарый, мускулистый, с ироничными смеющимися глазами, чуть циничной улыбкой под маленькой щеточкой усов – он олицетворял собою мужественность, силу, и излучал сексуальный магнетизм. Но прежде чем говорить о покоренных им женщинах, поговорим о кино, ибо именно кино было для Кларка Гейбла стартовой площадкой для всех обольщений и покорений.
Он родился 1 февраля 1901 года в Кадисе (штат Огайо) в семье фермера, ставшего рабочим-нефтяником. Мать умерла, когда мальчику было всего лишь девять месяцев, а мачеха его невзлюбила. Денег в семье всё время не хватало, и Кларк в четырнадцать лет пошел работать на шинный завод. Но монотонная, изнуряющая работа на заводе ему не понравилась, в нем билась творческая жилка, и манил неизвестный волшебный мир: театр. В провинциальном маленьком театре ему время от времени перепадали крошечные роли, типа «поди-принеси-подай». На красивенького рабочего-актера «запала» руководительница труппы Джозефина Диллон. Это была искушенная, зрелая матрона, старше Кларка лет на пятнадцать, не меньше. Она буквально обрушила свою зрелую страсть на молодого красавчика. В итоге любовь-страсть закончилась официальным браком, и Джозефина увезла муженька в Голливуд, который, в конечном счете, и разлучил ее с супругом. Она дала ему крылья, и он – улетел. Такое часто бывает в жизни.
В Голливуде Кларк Гейбл прижился не сразу. Ему пришлось пройти большую школу массовок, в которой он набрался актерского опыта. Это были настоящие актерские университеты – играть рядом с ведущими актерами Голливуда. Фильмов, в которых снимался тогда Гейбл, было множество: «Запретный рай», «Веселая вдова», «Танцуйте, дураки, танцуйте», «Спортивный азарт»... Играть ему приходилось в основном негодяев и злодеев и выбиться в первые любовники никак не удавалось. Один из продюсеров это объяснил так: «Слишком большие уши и в целом похож на обезьяну». Конечно, это было субъективное мужское мнение, но оно на долгое время стало непреодолимым барьером для Гейбла. Помог случай. Как говорил французский писатель Анатоль Франс: «Случай – вообще Бог!» Хотя это был не случай, а событие: произошла смена кинематографических эпох, немое кино уступило место звуковому. Испытания звуком не выдержали многие артисты и, в частности, такие титаны Голливуда, как Джон Гилберт и Рамон Новарро. Появилась потребность в новых героях, а тут как раз и подвернулся Кларк Гейбл, уже достаточно поднаторевший актер, к тому же с привлекательной внешностью, и у которого было все в порядке «со звуком». Так, в Голливуде появился, точнее говоря, выдвинулся на первый план новый кумир-обольститель женщин. Он не без успеха стал сниматься в первых звуковых фильмах: «Смеющиеся грешники», «Кончики пальцев», «Свободная душа». В одной из лент партнершей Кларка Гейбла была сама Грета Гарбо. Первый настоящий успех пришел к Кларку Гейблу в 1934 году с фильмом «Это случилось ночью», где актер создал впечатляющий образ ловкого, самоуверенного газетного репортера. Сюжет картины был простой: в погоне за газетной сенсацией главный герой как бы ненароком покорял сердце наследницы миллионов. За эту роль Гейбл получил престижную премию «Оскар». Затем были еще успешные роли в лентах «Мятеж в Баунти» (1935), «Сан-Франциско» (1936) и «Летчик-испытатель» (1938).
Но вершиной творческих достижений Кларка Гейбла стала роль Ретта Батлера в «Унесенных ветром» (1939) режиссера Виктора Флемминга. Элегантный, обаятельный авантюрист, не верящий, как говорится, ни в черта, ни в Бога, но на самом деле – человек добрый, тонко чувствующий и тяготеющий к настоящей любви. Всю эту сложную гамму положительных и отрицательных качеств прекрасно передал с экрана Кларк Гейбл. И зрители мгновенно полюбили его, и Вивьен Ли, а в их лице главных героев картины. Что примечательно, каждое новое поколение зрителей смотрит эту старую ленту как совершенно новую историю – настолько не испаряется аромат чувств, которым наполнили фильм Кларк Гейбл и Вивьен Ли. Драма их чувств не стареет с годами.
Во время Второй мировой войны у Кларка Гейбла был перерыв от киносъемок: он ушел в армию и стал летчиком. Прошел путь от лейтенанта до майора, получил многочисленные боевые награды и доказал, что «Король Голливуда» (такой был у него неофициальный титул) не только король на троне, но еще и отважный воин в бою.
После войны Гейбл вернулся в Голливуд и снялся еще в паре десятков фильмов: «Возвращение домой», «Можно ставить на любой номер», «Одинокая звезда», «Король и четыре королевы», «Иди молча, иди глубоко» и других. Но вершинных ролей уже не было. Была всего лишь инерция былой популярности: Кларк Гейбл – это интересно! Но не более того. Последний лучший его фильм «Неприкаянные» (1961), где его партнершей стала Мэрилин Монро. Но в этой картине Кларк Гейбл уже не красавчик, не ковбой, не обольститель, а просто усталый, поживший человек. Подлинно человечный и одновременно жестокий, меняющийся в разных жизненных обстоятельствах.
Кларку Гейблу было шестьдесят, но он не хотел угомониться. Обожал скачки на лошадях и был ненасытен в любви. Спустя полмесяца после окончания съемок (а они к тому же проходили в сильную жару) его не стало. Он получил инфаркт и 16 ноября 1960 года скончался в Лос-Анджелесе. На этот раз его на самом деле унесло ветром. Ветром судьбы.
Ну, а теперь вспомним женщин Кларка Гейбла. Не познавший материнской любви, он всю жизнь искал в женщинах скорее заботливую мамочку, чем пылкую любовницу. Одной из первых была актриса передвижного театра по имени Фрэнсис, разумеется, зрелая женщина. Затем, как мы уже говорили, он попал в опытные руки Джозефины Диллон, которая стала его первой официальной женой. «Я стала ему матерью, феей из сказки, ангелом-хранителем, но постель нам была ни к чему – у него были свои связи, у меня – свои!» Естественно, такой брак не мог долго продолжаться.
Следующей супругой Кларка Гейбла стала вдова нефтяного магната Риа Лэндхем. Они поженились в 1931 году. У нее были деньги, что открыло двери бродвейских театров. В благодарность жене последовали измены, причем, как говорится, не выходя из дома – с горничными и служанками. Очень удобно: всегда под рукой! Риа то и дело натыкалась на своего мужа, то в ванной комнате, то на кухне, где он предавался нахлынувшей на него страсти. Неисправимый бабник – это уже почти как профессия.
В 1939 году после громадного успеха «Унесенных ветром» на Кларка Гейбла свалилась слава. Мало кто из женщин мог устоять перед ним (образ Ретта Батлера и личность Кларка Гейбла слились воедино). И лишь единственная женщина не поддалась этим чарам. Это – Вивьен Ли. На экране она любила Ретта Батлера, но к актеру Кларку Гейблу осталась равнодушной. Более того, он был ей противен! «Я действительно великая актриса, – признавалась Вивьен Ли, – если так чувственно и правдоподобно могла целовать это чудовище!»
Вивьен Ли обдала Кларка Гейбла холодом, зато другие актрисы обжигали любовным огнем. Одна из них – Кэрел Ломбард, высокая, светловолосая, с синими глазами. Оба закрутились в любовном вихре и захотели соединить свои судьбы. Муж Кэрел Ломбард потребовал компенсацию за развод. И Кэрел была поставлена перед выбором: отказаться от любви к Кларку или заплатить за законные ласки очень большие деньги. Она выбрала второе: продала почти все, что имела, и получила взамен утраченного горячего Кларка Гейбла. Актер не остался в долгу и на гонорар от «Унесенных ветром» подарил Ломбард свою статую из мрамора в натуральную величину и лимонного цвета «Кадиллак-кабриолет» с откидным верхом, в котором на радостях они пили шампанское и хохотали до зари. Бывают же в жизни счастливые миги!..
Кларк и Кэрел поселились в ранчо Энсино (штат Калифорния) и жили среди лошадей, собак, коз и прочей живности. Это была счастливая пора. Но, как известно, рок не любит счастливых людей. В январе 1941 года Кэрел Ломбард погибла в авиакатастрофе. Предпочла самолет поезду, чтобы поскорее упасть в объятия Кларка. «Если бы вы знали, как я его хочу!» – сказала она подружкам, приехавшим проводить ее в дорогу. Самолет, на котором летела Кэрел, врезался в гору. Кларк бродил на месте катастрофы несколько часов, как безумный. Серьги с бриллиантами – вот что осталось от любимой женщины. Он был безутешен и наполовину поседел от горя. Потеряв жену, актер запил по-черному. Неизвестно, чем бы это все кончилось, если бы не идея отправиться на фронт, стать летчиком и сбрасывать бомбы на фашистов, мстя за свое порушенное счастье (в конце концов, кто-то должен был быть виноват!)
Он вернулся с войны, постаревший и опустошенный. И надо было как-то жить дальше и искать утешение. Съемки в кино – да. Но нужна была и любовь, и она появилась в лице молодой актрисы Грейс Келли, будущей жены князя Монако. Ей была нужна поддержка знаменитости, ему – любовь и молодость. Быстрая связь – быстро возникла и быстро распалась. Были и другие встречи. А серьезно вышло только с Сильвией Эшли. Он женился на ней в 1949 году. Она пообещала родить ребенка, и Кларк Гей разомлел. Это был его четвертый брак, и тоже неудачный. Ребенка Сильвия не родила, и они через три года расстались.
Пятой женой Кларка стала манекенщица и актриса, миниатюрная блондинка Кэй Спрэколз. Она сразу покорила Гейбла тем, что была очень похожа на погибшую Кэрел Ломбард. Как мы говорим сегодня, это был клон. Клонированная Кэрел. Гейбл устоять не мог. Все в Голливуде скептически отнеслись к его новому браку и считали, что он продержится недолго. И ошиблись. Брак был заключен в 1955 году и длился бы, по всей вероятности, долго, если бы не преждевременная смерть актера. Кларк и Кэй уединились на ранчо и жили там, как говорится, душа в душу. Им было хорошо и уютно вместе до той поры, пока Гейбл не решил тряхнуть стариной и не дал согласие на съемки фильма «Неприкаянные», короткая вспышка чувств к Мэрилин Монро – и разрыв сердца. Через год ушла из жизни и Мэрилин Монро.
А через пять месяцев после смерти мужа, Кэй родила ребенка, единственного ребенка Кларка Гейбла, но отцу не было суждено его увидеть. Один из его фильмов символически назывался «Но не для меня». Действительно: But Not for Me.