Вы здесь

КиноВсеобуч. Глава 1. Кино как часть мирового художественного искусства (Елена Чурина)

Глава 1. Кино как часть мирового художественного искусства

1.1. Рождение идеи в киноискусстве

Прежде чем, раскрыть замысел КиноВсеобуча необходимо обозначить роль киноискусства в процессе обучения человека через восприятие произведений любой формы творчества в науке, технике и искусстве. Для начала определимся с пониманием киноискусства в рамках эссе о КиноВсеобуче.

Кино возникло в форме кинематографа как синтез науки и техники с литературой, изобразительным искусством, пантомимой, театром и музыкой.

Дата рождения музы Кино известна до дня – 28 декабря 1895 года. В этом ей повезло больше, чем другим музам.

В настоящее время в киноискусство добавились новые компьютерные и социальные технологии. Произошёл синтез кино, которое использует достижения новых технологий, с транс-медиа технологиями, которые используют достижения и инструменты киноискусства. Короткий рекламный ролик или музыкальный клип может быть снят по всем законам произведения киноискусства.


Фото павильона [битая ссылка] https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф


Научно-технические основы кинематографа сформировали химия процессов фиксации световых лучей в неподвижном снимке (фотография), физика процессов визуальных образов в их длительности и движении («движущиеся картинки» в свете и цвете), физика процессов записи и воспроизведения звуков («звуковая дорожка») и другие изобретения и научные открытия. Достижения научно-технического прогресса, компьютерные и 3D-технологии каждый день продолжают обогащать данный вид искусства.

Показы первых кинофильмов были из разряда технического аттракциона, который наряду с другими развлекательными номерами увлекал зрителей не своим содержанием, а необычайностью зрелища.

На зрителя ехал поезд из стены…

Впечатляло и пугало!

Рождение кино как искусства ведёт своё начало от иллюзионов – технического аттракциона как массовое зрелище и развлечение. Далее путем синтеза с произведениями литературы (текст для сценария), с произведениями живописи (цветовой фон для декораций места съёмки, композиция), с игрой актеров на съёмочной площадке (театральное мастерство) рождалось киноискусство, которое получило самостоятельное право быть одним из видов искусства как муза Кино.

Исторически в киноискусстве сложилось, что первоосновой для замысла и сюжетного построения фильма служит сценарий, а значит «идея и слово» толкает создателя к последующему показу объекта или субъекта, ситуации или события на экране. Магия современного кино из индивидуальных умозрительных образов читателей литературного произведения создает зрительно-словесные образы в их естественном движении, а применив ещё принцип монтажного построения меняет длительность, рассказанной истории для массового зрителя.

Монтаж! Великое изобретение кинематографа изменило понимание человеком времени как естественной длительности событий. Монтаж и хронология любой истории может быть изменена.

В этом смысле кинематограф есть самая настоящая «машина времени», перемещающая любого человека в любой момент времени древности, настоящего и будущего, позволяющий просматривать многократно любой момент в любой реальности в любой длительности и любом действии.

Книга тоже позволяет совершать такие перемещение, но только одного читателя в его личных умозрительных образах. Кино способно творить массовое перемещение большого количества людей одновременно. Кино создает единые зрительно-словесные образы через композицию и построение кадра, как и в лучших канонах живописи, через свет и цвет, через звуки, через объемы натурной съемки и декораций, а теперь и через компьютерные технологии обработки отснятого материала, и как всегда через главное – через человека, через талантливую игру актеров, умело подобранных на роль.

Киноискусство на сегодня – это единственное синтетическое массовое «творение чудес».

Кино рождает «обыкновенное чудо» для массового зрителя на экране!


Кадр из к\ф «Обыкновенное чудо» (1978) режиссер Марк Захаров

http://www.kinopoisk.ru/film/77282/


Произведения киноискусства также, как и театр, перформанс и другие современные виды искусств, являются коллективным продуктом. Продукт киноискусства синтезируется талантом и опытом огромного количества людей, объединенных в единый процесс. Кино, в отличие от театра, может оставаться «вечно живым» благодаря возможности просмотров зрителями из последующих поколений.

Появляющиеся всё более и более развитые технические и компьютерные средства в кино дают колоссальные возможности создателям произведений, расширяют сферу данного вида художественного творчества и оттачивают инструмент массового воздействия на человека.

Зададим простой вопрос, а для чего используется такой мощный аппарат? Если всё ещё для развлечения массового зрителя, то почему?

В воспоминаниях Андрея Кончаловского об Андрее Тарковском было написано, что он:

«…не относился к кино как к развлечению. Для него оно было духовным опытом, который делает человека лучше. В этом своем убеждении он был до конца искренен и предельно серьёзен. Скрябин ведь тоже верил, что музыкой можно исправлять преступников. Даже намеревался поставить в колониях большие эстрады и исполнять там свои произведения. Он тоже верил в безграничность силы искусства».

[битая ссылка] https://www.facebook.com/a.konchalovsky/?fref=ts


Постер к\ф «Солярис» (1972) режиссера Андрея Тарковского http://www.kinopoisk.ru/film/43911/


У автора идеи КиноВсеобуча есть такая же убежденность, что в замечательной, развлекательной форме «киноигры» можно обучать большое количество людей, а не поучать, можно демонстрировать, а не «дурковать» и паясничать, можно смеяться, дружа с интеллектом, как это делал Леонид Гайдай в своих произведениях, ставших классикой советского кинематографа.

Можно и «скоморошничать», если надо рассказать зрителю об исторических истоках.

Созидательная сила киноискусства позволила выстроить основу КиноВсеобуча как актуальной философию кино и образования, которую необходимо использовать на благо всей человеческой цивилизации. С этой позиции основополагающей становится не «форма» сюжета и «финал» фильма, а «содержание», соединенное с игровой визуальной формой изложенного обучающего сюжета.

На первый план из теней неясного будущего и «прекрасного далёка» выходит «госпожа идея» и «господин идеал».

Идея есть сформулированный про-«образ чего-либо», будь то предмет или принцип, определяющий его уникальные черты. В глобальном смысле идея – умозрительный прообраз идеальной реальности.

В нашем случае глобальной идеей КиноВсеобуча является соединение массового образования русскоговорящего населения страны с технологиями игрового художественного кино, позволяющее не поучать, а демонстрировать и подталкивать зрителя запоминать, думать и использовать в реальной повседневной жизни лучшие достижения науки и техники, истории и культуры, морали и этики, то есть всего того, что является мировым наследием и новшествами современной человеческой цивилизации.

Идея конкретного произведения киноискусства есть главная мысль произведения, которую создатели замыслили и воплотили в зрительно-словесные образы на экране. Идея есть самая существенная часть замысла кинопроизведения, потому как именно «нечто задуманное» и есть цель работы и продукт деятельности огромного количества людей, соединённых как самой идеей, так и занятых деятельностью по её воплощению в образы.

Сейчас на рынке киноискусства мало произведений, в которых есть идея, ради которой создателями захочется соединиться в коллектив и воплотить её в такие кинообразы, которые зрители захотят смотреть многократно также, как фильмы Сергея Бондарчука, Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Марка Захарова, Владимира Мотыля, Глеба Панфилова, Владимира Меньшова и многих других.

Сегодня не цензура, а только идея обеспечивает успех кинопроизведения или приводит к забвению и хранению на полках истории киноархива.

Сегодня не имя режиссера, а только идея делает фильму кассу или приводит его к провалу.

Из множества фильмов о Великой Отечественной войне, художественный фильм «В бой идут одни „старики“», снятый режиссёром Леонидом Быковым в 1973 году, входит в 100 лучших фильмов до сих пор. В 1974 году фильм собрал 44 300 000 кинозрителей и стал четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм отмечен наградами кинофестивалей, а героям фильма капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове. Леонид Быков, как и его персонаж Титаренко, украинец и поёт на украинском языке. Фразы киногероев разных национальностей из «поющей эскадрильи» стали цитатами народного фольклора.


Кадр из к\ф «В бой идут одни старики» (1973) режиссер Леонид Быков

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/film/25108/

«Война – это всё приходящее, а музыка вечна.»

«А ты знаешь, что самое тяжелое в нашей работе?…

Самое тяжелое в нашей работе – ждать.»

Самое сложное в создании кинофильма – мыслить.

Создатель должен быть способным родить идею.

Остальное появиться из этой мысли одного человека или нескольких людей вместе думающих, и далее из многих «случайных закономерностей» под воздействием великой силы «магии кино», рождающей произведение киноискусства.

Зададим вопрос: как рождаются идеи кинофильма?

Стандартный ответ: смотрим чужие фильмы, читаем чужие сценарии, ищем некое вдохновение, ищем некую историю, придумываем нечто, что случилось до неё, добавляем здравый смысл, встраиваем логику идей и событий, добавляем интригующее начало, и помним о финале, который должен вызвать у зрителей желание увидеть продолжение.

Не стандартный ответ: каждый участник процесса создания произведения киноискусства и зритель должны быть личностью, разделяющей идею кинопроизведения «для кого и для чего оно создаётся».


Картинка-заставка киножурнала «Хочу всё знать»

[битая ссылка] https://ru.wikipedia.org/wiki/Хочу_всё_знать_(киножурнал)


Важна не сама история и игра актёров, а будет ли смеяться киномеханик в будке, как было со всеми комедиями Леонида Гайдая, а будет ли зритель смотреть из года в год один и тот же фильм под Новый год, как «Карнавальную ночь» или «Иронию судьбы или с лёгким паром» Эльдара Рязанова, а возьмут ли ваш фильм космонавты на борт космической станции, как «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля.

Важна и история, рассказанная в лицах через игру актеров по произведениям мировой классики, только такого уровня, какую смог создать, например, Сергей Бондарчук в киноэпопее «Война и мир» или Игорь Масленников в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Отсутствие идеи кинопроизведения у создателя приводит к тому, что многие современные деятели киноискусства подражают классикам кино, берутся за многочисленные повторы и экранизации одних и тех же литературных источников, переделывают старое на новый лад, но это не помогает и зритель не идёт.

Дадим ещё общеизвестный «старый рецепт» рождения идеи: придумывайте их по одной каждую неделю, и записывайте, даже, если они не реализуются здесь и сейчас.

Главное «слово» этого рецепта – «записывайте», тем самым – вовлекайтесь, включайтесь, становитесь человеком-творцом для мира вокруг вас.

Вы научитесь черпать идеи из всего увиденного, услышанного, прочувствованного. Процесс вовлечения в генерацию идей позволит вам понять, как именно вы думаете и как придумываете, как вы выделяете и кристаллизуете идею из огромного количества информации в своих размышлениях на конкретную, заданную тему. Также как это делали классики мирового кинематографа, но каждый по-своему. Например, из воспоминаний Эльдара Рязанова о том, как они с Эмилем Брагинским искали сюжет для фильма «Берегись автомобиля», можно понять каким методами они пользовались для кристаллизации идеи.

Практически вышесказанное применимо к любой творческой работе, даже к сложной инженерной и научной, так как это процесс самостоятельного или коллективного исследования и изыскания на тему «генерации идеи». Поделимся авторским рецептом генерации идеи.


Рецепт «Как работать с идеей кинопроизведения» Елены Чуриной


*Поле.

Что вам было бы интересно познать в этом мире?

Чем вам было бы интересно поделиться с другими людьми?

Что вы хотели бы сопережить совместно с другими людьми?

Что вам хотелось бы сохранить в архивах истории мировой цивилизации?

Задайте себе вечный или мелкий вопрос на тему, которая вам интересна в настоящий момент времени.

Соберите всю доступную информацию на этом «поле», узнайте обо всем, что связано с конкретной темой.

На сегодня – это ваше информационное поле, на котором вы рисуете свой идеал, как идеальное решение для данного поля.

Всё, что мешает, должно помогать.

Всё, что разрушает, должно разрушать для созидания.

Всё, что неподвижно, должно начать меняться.

Используйте любые способы, помогающие перед началом осознанной творческой деятельности, снять барьеры мышления, которые мешают ему стать новым и креативным.

Любое новое поле требует и новых инструментов для работы на нём.

*Рамки.

Обязательно поставьте рамки, используйте любые ограждения на огромном информационном поле по заданной теме.

Первой рамкой было описание того, на каком именно поле вы хотите создать своё произведение.

Например, идея КиноВсеобуча, подразумевает рамку через создание кинопроизведений осуществлять массовое образование людей с учётом их индивидуальностей и с учётом общей мировой разумной деятельности на планете.

Следующая рамка несет конкретику.

Необходимо продумать, что будет конкретно создаваться, так как существует такое количество возможностей и вариантов выбора, что возникнет трудность даже в описании. Тут может всё и закончится. Продолжайте. Возьмите и опишите конкретную идею через материал, через форму или формат, который вы собираетесь использовать.

Третья рамка о выборе средства, о выборе инструмента, которым вы на данном информационном поле собираетесь работать с информацией как материалом. Таким, примером может служить книга, то есть печатная форма как инструмент донесения информации массовому кругу читателей. Следовательно, автору было легко определиться с формой подачи материала в рамках эссе, которое вы теперь читаете. В случае с кинопроизведением, например, рамка – это сценарий нового художественного фильма.

Рамка сужена до простого формата идеи – «сценарий», но выбор произведен через критерий «интереса». Автору должно быть интересно создавать.

Именно так скульптор, имеет замысел скульптуры, выбирает материал, а потом убирает лишнее. Именно так Георгий Товстоногов брал идею и способы её реализации средствами кинофильма, а ставил спектакль на театральной сцене. Именно так Марк Захаров брал идею и способы её реализации средствами театра, а снимал кинопроизведение.

Итак, рамки позволяют ограничить множественность вариантов в процессе поиска темы, выбрать самую простую при наличии скромных возможностей с учётом личного интереса автора, выбрать материал и средства в узком направлении реализации конкретной идеи.

*Время.

Установите себе срок, в течении, которого вы будет создавать и детализировать идею. По истечении этого срока, отложите и займитесь чем-то другим. На этом этапе можно устно с другими участниками проговаривать отдельные части. Потом «вернитесь и отшлифуйте» идею.

Общий срок разбит на три периода: начальное описание, перерыв на обсуждение, шлифовка.

Любая музыка – это всегда звук и пауза, любое раздумывание и поиск – это мысль и пустота.

Идея часто возникает после того, как вы перестаете о ней думать. Пауза. Интеллект отдохнёт, зато поработают интуиция и подсознание, именно поэтому «утро вечера мудренее», а сон, как пауза, всегда помогает найти по утру верное решение.

*Образы, звуки, ощущения.

Наглядное представление идеи также важно, как и словесное описание.

Ищите визуальные, слуховые, тактильные образы в окружающем вас мире. Это может быть и графика в линиях, которые вы рисуете сами для себя на листочке, обдумывая идею, и фотография, которую вам подарил друг, и пейзаж, в котором вы увидите то, что материализует вашу идею, позволит придать ей форму звуков, слов, образов, придаст ей фактуру того, что нужно для воплощения.

Образы, звуки, ощущения и запахи – всё это поможет вам найти стиль и формат для идеи. Что это будет? Ретро, модерн, фьюче или то новое, что вы создадите сами. Звуки помогут вам оживить пластику форм, а ощущения и переживания добавить жизни, придуманной вами реальности.

*Тема.

Каждая идея при реализации в творческом процессе пытается расширить рамки и «уйти в поля». Оставайтесь в рамках темы.

Забивайте колышки ограничений, которые будут держать рамки.

Тему можно расширять, но не слишком. Тема по биологии не должна превратится во вселенскую заботу о живой материи. Каждая идея при её детализации должна следовать заявленной теме.

Если вы пишите «Войну и мир», так будьте добры продолжайте писать, а не переписывать роман в сериал «Она написала убийство».

*Коллективное творчество.

В тот момент, когда вы сможете изложить свою идею замысел хотя бы ещё одному человеку, чтобы он понял её, вы можете начинать коллективное творчество.

Это эссе написано в соавторстве, потому что коллективное творчество позволяет довести идею до совершенства. И это отлично, и это современно, потому что XXI век – это век коллективов-создателей, а не авторов-одиночек, режиссеров-гениев, цепляющихся за свою интеллектуальную собственность ради славы и прибыли.

Играйте в коллективе разные роли разных участников.

Если один из вас лежит на диване и диктует тексты и формулы, то другой сидит за столом и записывает их. Один из авторов играет роль гения и хозяина положения, а другой играет роль секретаря и помощника. Главное регулярно меняться местами, а не залеживаться на диване и не засиживаться за столом. Это позволит вам обогатить себя и своих соавторов новыми и креативными идеями.

Рассказанная идея способна вдохновить другого человека, который приведет в коллектив третьего. Так и соберётся команда единомышленников под флагом одной «идеи», команда готовая действовать ради её воплощения. Обогащение первоначального замысла идеями коллективного интеллекта добавляет в реализацию её столько креатива, сколько бы один автор никогда не смог сотворить, каким бы гением он не был.

Именно коллективом создаются произведения киноискусства – это коллективное творчество литераторов, режиссеров, операторов, гримеров, костюмеров, художников, музыкантов, актеров, монтажеров, звукооператоров, каскадеров, администраторов, помощников, директоров, консультантов, массовки и многих других людей. Тех людей, фамилии которых вы видите в титрах мелким шрифтом.

При коллективном творчестве рамки быстро начнут расширяться от замысла к сценарию, к персонажам, к началу съёмок и до конца истории. На каждом этапе за счёт коллективного творчества результат может быть оригинальным и новым, таким, что даже превзойдёт все ваши ожидания.

*Лишнее.

Упрощайте и удаляйте лишнее.

Данный материал был написан авторами «в огромном объеме страниц».

Потом они каждый взяли ножницы и стали резать, удаляя поочередно куски.

Резать надо с единственным правилом: «Если отсутствие куска разрушает смысл, значит произведение идеально».

Таким способом можно оценивать любую композицию в кадре и фотографии, в живописи и в реальном пейзаже. Надо просто закрыть объект пальцем и продолжать смотреть в целом на картину. Если смысл и красота восприятия остались не тронутыми, изображение не развалилось, значит объект был лишним.

*Версии.

Есть прототип идеи, то настало время его улучшить и создать несколько версий.

Вот тут можно застрять. Этот этап творчества может оказаться не только самым трудным и долгим в процессе создания, но и самым интересным.

Была идея. Описали и создали прототип, протестировали, улучшили и снова повторили тестирование. Так до тех пор, пока не будет то, что действительно совпадает с замыслом и нравится создателям.

Для создания версий доставайте из ящика ещё идеи, которые продолжали придумывать как свой «креативный мусор», в котором нередко можно будет потом найти и нестандартные ходы, и гениальные решения.

Используйте то, что под рукой, перед глазами, вокруг вас: мир новых идей всегда рядом с вами. Вы просто пока не разглядели прозрачное совершенство на белом фоне, не услышали паузу между звуками, не ощутили осязаемую форму.

Разрушая стереотипы, помните, что надо на опустевшее место поставить новый, обязательно лучший и справедливый стереотип, чем тот который вы разрушили. Иначе оно обязательно будет занято!

На этом этапе необходимо отказываться от банального, от штампов, от повторений, от поверхностного скольжения по материалу.

Ножницы в руках при создании лучшей версии – ваш лучший помощник!

Задача каждой версии – усложнение и углубление мысли при достижении максимальной простоты её восприятия, чтобы любой, даже ваша мама и ваш ребёнок был способен понять и увидеть красоту идеи.

Сложность в том, что резать и упрощать надо с умом и гармонией.

*Стоп.

Выпускайте продукт к людям.

Начните снова.

Вы же складывали идеи в ящик «креативного мусора» каждую неделю.

Откройте ящик, достаньте следующую идею, используйте рамки, упростите, начинайте прямо сейчас, ищите коллективного партнера, выполняйте версии и стоп.

Этот вечный генератор идей всегда у вас под рукой, вернее сказать в голове, в душе.

Рождать идеи не так уж трудно, поверьте авторам данного эссе.

*Приз.

Признание всегда нужно всему коллективу создателей, а не только одному режиссёру или актёру.

Вот и всё.

Стоп.

Возвращайтесь в начало, в *Поле.


С таким рецептом способен работать любой образованный человек и группа людей, обученных по данной методике создавать шедевры.

1.2. Эмоциональная ценность переживаний

Как избежать стыда, когда ты ничего не умеешь и не знаешь?

Научиться уметь и знать.

Как избежать чувства вины?

Извиниться, признать вину и спросить, а что сделать, чтобы это не повторилось или как это исправить.

Как научить людей переживать эмоциональные состояния и не ранить себя и своих близких?

Смотреть великолепную игру актеров на экране, сопереживать, распознавать свои и чужие эмоции, учиться на примере кино-ситуаций как поступать, а что не надо делать.

Один из основополагающих принципов КиноВсеобуча основан на том, что произведение киноискусства есть мощный инструмент для развития эмоционального интеллекта у человека.

Кино гораздо более технологичное по сравнению с книгой, музыкой, живописью и театром. Кинопроизведение можно посмотреть повторно, остановить кадр и проанализировать любой эпизод, а значит можно изменить свою жизнь, как в «Дне Сурка» (1993, режиссер Харольд Рэмис).

Главный герой в одном и том же «дне сурка» 2 февраля, просыпался в 6 утра. Застрявший герой-эгоист день за днем изменялся к лучшему, стал образованным и счастливым, делая таковыми людей вокруг себя. Герой по сути занимался развитием своего эмоционального интеллекта, который позволил ему управлять своими эмоциями и определять чувства и эмоциональные реакции других людей в происходящих ситуациях. Герой кинофильма научился жить вместе с другими людьми в согласии и любви.

Зрителю для достижения такого же результата надо посмотреть этот фильм и не один раз застрять в «6 часов утра „дня сурка“».


Кадр из к\ф «День сурка» (1993) режиссер Харольд Рэмис www.kinomania.ru


Если наука начинается с интереса к познанию и идёт к радости открытия, то искусство начинается с интереса к сюжету и идёт через впечатления к наполнению человека эмоциональными переживаниями.

Создатели кинопроизведения выражают идею в сюжете, образах, в игре на экране через своё мировоззрение. Всё то, что есть в мыслях, эмоциях, ощущениях и в идеалах создателей, то найдет зритель как отражение в кинокартине. Общее творческое усилие коллектива при работе над фильмом порождает у каждого участника кино-процесса свои эмоциональные реакции на каждом этапе создания. Кинокартина демонстрируется огромному количеству людей одновременно, вызывая у каждого зрителя его личный эмоциональный отклик в душе.

Зритель увидит и услышит каждого участника творческого процесса через фильм на экране. У зрителя возникают при просмотре реальные эмоциональные переживания и чувства от увиденных виртуальных образов. Этих образов нет в реальности, они пятна на белом фоне экрана, а для зрителя экранные эмоции становятся тождественными его реальным чувствам.

Зритель смеётся или плачет при просмотре цветных пятен во внешнем мире от виртуальных образов своего внутреннего мира.

Зритель различает или неразличает экранные чувства от своих. Подробно механизм неразличения описан в виртуалистике, и можно прочитать здесь [битая ссылка] www.virtualistica.ru

Это эффект вызвал к жизни огромное количество фильмов ужасов, в которых был использовал эффект неразличения виртуального и реального страха (ужаса) человеком, являющейся одной из базовых и самых древних эмоций всех времен и народов.

Мощнейшую силу развития эмоционального интеллекта человека через произведения киноискусства можно применить для образования населения планеты, улучшение качества жизни людей, в том числе и в области человеческих отношений, отношений к миру, добрососедства и сотрудничества, что является одной из задач КиноВсеобуча.

Идея КиноВсеобуча состоит в том, чтобы через усилия творческих коллективов создателей произведений киноискусства освободить массового зрителя от унылых стереотипов повседневного восприятия, которое способствует эмоциональному равнодушию современного общества, ввиду отсутствия у него эмоционального интеллекта.

Чтобы эмоцию проживать, надо отличать одну от другой. Чтобы эмоцией управлять, надо осознавать, как она зарождается и развивается на телесном уровне.

Лучше всего производить «обучение на кошечках», чем в реальной жизни, особенно на примере таких эмоций как агрессия и ненависть, разрушающих жизнь.

Лучше учиться через интерес, любовь и радость, которые всегда несли людям кинофильмы, например, Леонида Гайдая, ставшие мировой классикой кинематографа.


Кадр из к\ф «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965) режиссер Леонид Гайдай http://www.kinopoisk.ru/film/42782/


Если зрителю предложить посмотреть на вещи свежим взглядом, даже на привычные вопросы через привычные средства, то человек легко возвращается к непосредственному восприятию вещей, как и было с ним в детстве.

Человек способен даже заговорить на том языке, который слышал в детстве, а потом по каким-то причинам стал говорить на другом языке. То, что было заложено, записано в мозгу в детстве, в человеке остается везде и всегда, поэтому он легко вернется в состояние интереса познания мира, к поиску новых открытий и приключений, к смеху и радости, к любви к ближним и всем живущим людям на планете сейчас.

Процесс обучения новому можно производить быстро и в массовом порядке через современные транс-медиа технологии. Так возникла идея «Кино как Всеобщее обучение» для широких слоев населения – идея КиноВсеобуча.

Сегодня мировое сообщество людей поражено бациллой «эмоционального равнодушия», которое ведёт к душевной и духовной слепоте и глухоте человека, которые в свою очередь способствует эмоциональному равнодушию. Круг замкнулся.

КиноВсеобуч, поддержанный творческой русскоговорящей частью населения планеты, отличающейся разумом, совестью и благородством будет обучать с позиции такого мировоззрения.

Лекарство от эмоционального равнодушия есть в развитии эмоционального интеллекта людей.

Почему так важно эмоциональное переживание при просмотре и последующем обсуждении любого объекта или процесса?

В том случае, когда обсуждение или просмотр объекта не вызывает никаких чувств и переживаний у человека, последний не замечает ничего особенного!

Обыденность не фиксируется и не оставляет следа. Единственно возможная эмоциональная реакция – скука.

Эмоциональное равнодушие и отсутствие способности восприятия и рефлексии проявляется в том, что зритель смотрит и видит только пока смотрит, далее он не способен сказать, что смотрел, что переживал, что понял и зачем всё это было надо смотреть.


Кадр из к\ф «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) режиссер Леонид Гайдай

[битая ссылка] http://www.kinopoisk.ru/film/42664/


Смотрит и не видит, слышит и не слушает, говорит и не понимает.

Достижение обратного эффекта средствами киноискусства и транс-медиа технологий – главная задача КиноВсеобуча, чтобы зритель видел, слушал и понимал происходящее с ним и вокруг него, чтобы его жизнедеятельность стала осознанной и сознательной.

У зрителя, благодаря механизму неразличения, через ситуации, рассказанные и показанные с экрана, возникает эмоциональное сопереживание такой силы, что он смотрит и видит, слышит и слушает, понимает о чём речь. Обученный зритель понимает, что ему хотели сказать создатели киноленты, словно зритель – лучший на свете кинокритик и киноакадемик, потому что умеет эмоционально проживать виртуальную «киноисторию» и сможет рассказать о фильме с полнотой своих чувств.

Создатели произведений КиноВсеобуча должны исходить из идеала задолго до начала художественного творчества, а именно: какое эмоциональное переживание, какие чувства у зрителя будут сформированы кинопроизведением?

У создателя кинопроизведения мировоззрение должно быть уже сформированным, а эмоциональное переживание должно быть полным, сопережитым и воплощенным в игре актеров на экране.

Истинный творческий замысел всегда иррационален, всегда связан с переживанием каждого участника процесса его создания от автора идеи до киномеханика в будке.

При этом объектом, через который можно вызвать в человеке активное эмоциональное отношение, может стать любой объект. Любой предмет может приобрести для человека (и того, кто говорит о предмете, и того, кто слушает), тот самый особый смысл именно благодаря испытываемым эмоциональным переживаниям, толчком для которых и стал предмет.

Это был обычный шкаф в пьесе «Вишневый сад» Антона Чехова. Именно такой пример элементарного эмоционального отношения к самому простому предмету интерьера поучителен, как свидетельство о непосредственности и силе чувств, которые есть основа любой подлинно творческой деятельности.

Нелишне будет напомнить, что первая энциклопедия, имевшая мировое значение, была энциклопедией «Наук, искусств и ремесел». В ней речь шла об обучении природой (её законами), людьми и предметами!

За несколько веков ничего не изменилось – три двери в мир развития, творчества и жизни остались прежними.

В настоящее время у человека есть ещё и космос.


И это Космос.. Авторское фото Елена Ворошина https://www.facebook.com/elena.voroshina?fref=ts


Взгляните на красоту пейзажа, которую вы ежедневно видите вокруг себя по дороге на работу. Взгляните чудесным образом, восторженными глазами деревенского провинциала, который впервые попал на это место. Вы почувствуете, как меняется пейзаж от восторга, переполняющего вашу душу. Почувствуйте эмоциональный ураган скоростей ХХI века жизни мегаполиса и вы будет способны создавать новые направления в искусстве.

Вся история создания произведений киноискусства во все времена – это создание потока эмоциональных впечатлений у зрителя, отражающих всё мировое многообразие эмоциональных отношений и переживаний создателей произведений к любым объектам, субъектам и процессам в разных стилях, манерах, разных направлениях.

Анализ истории киноискусства и его роли в формировании восприятия зрителей через художественное творчество ярко показывает разницу между замыслом создателя и заказом на исполнение.

В случае, когда создатель и заказчик одно и то же лицо разница не возникает, потому что и рациональные, и образовательные, и культурные, и идеологические установки находят отражение в творческом процессе на всех его стадиях. Создатели, исходя из внутренней потребности заказа, организуют деятельности, будь то написание романа, будь то живопись или кинофильм, привнося в неё творческий процесс.

Если же создатель, даже получив заказ на создание произведения от заказчика, испытывал эмоциональные переживания, то в результате он будет способен наполнить любую форму живым содержанием, резонирующим с внутренним миром своим и зрителя.

Возникает нечто, не поддающееся простому описанию, а именно те самые эмоции, которые так известны каждому зрителю, и так загадочны для понимания своим возникновением.

Одним из авторов эссе была предложена новая система по развитию эмоционального интеллекта и по управления эмоциями через систему эмоэнграмм (читать здесь – Лени Фич. Азбука Эмоций – эмоэнграмм).


[битая ссылка] https://ridero.ru/books/azbuka_ehmocij_ehmoehngramm.html


Эскиз иллюстрации «Счастье» из «Азбуки эмоций-эмоэнграмм»


Не вдаваясь в подробности, обратим внимание, что чувства зрителя отделены от образа на экране, но являются состояниями, которые реально испытывает человек, и которые будут сформированы как эмоэнграмма, как виртуально-эмоциональная запись реального состояния.

Когда на экране погибает герой, один зритель может спокойно жевать попкорн, а другой рыдать в три голоса, и в этом разница их виртуально-эмоциональных реакций на происходящее с киногероем. Так через эмоциональные реакции отражается отношение человека к происходящему в реальном мире, происходит оценочная деятельность, которая не является логическим рациональным следствием культурных, моральных и иных принципов.

До сих пор обучение через эмоциональные реакции происходило на уровне человеческого общения в близком круге. Сегодня обучение возможно виртуально, на дистанции через транс-медиа технологии.

Ни одно из обществ пока еще не ввело в школы для родителей предмет «эмоциональный интеллект», позволяющий обучиться основам, а именно азбуке эмоций. Такой предмет позволит распознавать эмоции и научит ими управлять как у самого человека, так и распознавать степень эмоционального развития у другого человека.

Степень поражения бациллами эмоционального равнодушия человека легко определяется при просмотре кинофильмов также, как и степень его сердечности и отзывчивости.

Одна из задач КиноВсеобуча – проведение оценки эмоционального переживания зрителя в процессе просмотра кинопроизведения, созданного в том числе и с познавательной целью.

Через произведения киноискусства сегодня можно обеспечить максимально широкий диапазон эмоциональных реакций человека, обучать и растить его эмоциональный интеллект на примере взаимоотношений людей в ситуациях на экране и мониторе.

Информация через сюжет и образы доносит до зрителя смысл происходящего, а эмоции формируют отношение зрителя к правде и лжи, добру и злу, жизни и смерти, к любви и ненависти, путем прямого сравнения. Оценочное эмоциональное отношение зрителей при просмотре одного и того же произведения в плане познания возможно будет одним и тем же, а вот эмоциональное отношение к одной и той же эмоционально окрашенной ситуации, многократно преобразится по-своему в чувствах каждого из зрителей.

Живописцы зачастую пишут многократно один и тот же вид с разным эмоциональным наполнением. Зритель, который увидит эти разные картины с одним и тем же видом, почувствует эмоциональный отклик или нет.

Кино имеет богатый ряд возможностей в донесении до зрителя знаний и эмоциональных реакций через профессиональную игру актеров в развитии любой сюжетной линии. Это позволяет не зациклиться на чём-то одном, как в живописи, и это позволяет показать для большего количества зрителей, чем в театре. Кино и транс-медиа технологии в этом смысле, как и реальная жизнь, более разнообразны и богаты по вариантам. Кино имеет широкий охват массового зрителя, для очень разного зрителя: от изысканного и развитого с эмоциональной восприимчивостью и вкусом и для необразованного в эмоциональном и прямом смысле этого слова.

Создатель произведения киноискусства для демонстрации одного и того же чувства может использовать не только игру актеров, но и технические средства. Например, эффектами глубины и объема, эффектами освещения, будут сформированы различные варианты зрительного и эмоционального восприятия у разных зрителей одной и той же ситуации на экране.

Эмоциональные переживания сложно описать через рациональные термины и формулы. Зато легко адекватно отразить через иррациональный субъективный язык, для которого не обязательно описывать всё происходящее через конкретные объекты и ситуации.

Эффекта можно достигать через аналогию поступков и действий актеров, так как будет срабатывать эффект неразличения экранных действий и реальных.

Умение скрывать и не показывать свои чувства, когда-то спасла человека как разумное существо и позволило выжить человеческому роду в сложных условиях среди животного мира. Умение управлять своими чувствами на сегодня есть признак развитого эмоционального интеллекта.

Скрытая демонстрация чувств, которые не обязательно выражаются при помощи речи, есть основание для актерской игры в донесении мыслей и переживаний в произведениях киноискусства. Чувства могут быть выражены через сочетания интонаций, мимику и жесты, постановку кадра, цвета и света, музыку с их бесконечными иррациональными комбинациями.

В этом случае кино демонстрирует удивительное качество уникального человеческого разума, что «подобное соответствует подобному», не различая реальную или виртуальную демонстрацию чувств.

Скрытность чувств не означает, что они не несут информации, что они не есть элемент образования для зрителя, а как раз наоборот. Чувства несут в себе такую информацию, которая смешиваясь с образами, понятиями и смыслом формирует у зрителя эмоциональный интеллект. Формирует быстрее, чем это могут сделать другие способы и средства познания и обучения, придуманные для человека как разумного существа на этой планете. Именно этими средствами пользуются многие психологические техники для манипулирования сознанием человека с разными целями, в том числе и корыстными.

Обращаем на это внимание общественности и предлагаем поставить эти особенности кинопроизведений и транс-медиа технологий на благо человека в массовом и ускоренном образовании с целью достижения результатов по искоренению невежества и улучшению качества жизни людей.

Эмоциональное переживание зрителя отражает его отношение к происходящему на экран. Зритель переносит отношение к реальным жизненным ситуациям, что приводит к далеко идущим мировоззренческим последствиям, в том числе и формированию идеального совместного будущего как иррациональной объективной реальности.

Речь идет о постулатах существования такой реальности, которую Шопенгауэр называл «универсальной волей», которая далее получила название так называемой «философии жизни» у Ницше, Шпенглера, Бергсона и других, и которая противопоставлена рационалистической «философии науки» Спенсера, Конта и далее по списку.

Объединение «философии жизни» в синтезе с «философией науки» позволяет ввести ещё один принцип КиноВсеобуча как инструмента для формирования эмоционального интеллекта у зрителя в процессе просмотра произведения киноискусства и транс-медиа сферы через познавательную и эмоциональную деятельность сознания человека.

Наука оперирует и доказывает, в то время как чувства есть эмоциональный аргумент, который ничего не доказывает, ни претендует на истину. Чувства закрепляют намерение поступать и действовать именно так в аналогичных случаях.

Если рассматривать эмоцию через механизм эмоэнграмм, как запись через все органы чувств, через восприятие и мысли, то после просмотра произведения киноискусства формируется «протокол о намерениях» для формирования стереотипов поведения и моральных принципов человека. Эмоэнграмма, как запись, поможет зрителю позднее воспроизвести аналогичное с фильмом поведение при схожей ситуации.

В этом смысле просмотр фильма, без закрепления через эмоциональный контекст, мало чем отличается от просмотра сна. Объяснений и толкований сна много, а толку мало. Увиденное во сне является сферой для гаданий, а не для научного исследования. Просмотр же фильма с закреплением через эмоциональную реакцию дает зрителю основания для поступков в реальности.

Поступай подобно тому, как видел на экране, думай и изучай, и в этом есть основание для осознанной деятельности человека.


Авторское фото Елена Ворошина https://www.facebook.com/elena.voroshina?fref=ts


Теперь давайте вернемся к вопросу идеала в произведениях киноискусства, к тому, что создатели произведений показывают для подобия и подражания «самого человечного человека» или «отца народов».

Увеличение иррациональности в искусстве присуще обществам на периоде становления идеалов и на периоде распада. Примером, может служить история возникновения и распада коммунистических идеалов Советского Союза.

При становлении нового социалистического государства мечты и грёзы о коммунистическом будущем вызвали к жизни огромное количество произведений киноискусства. Через эмоциональное переживание совместно с зрителем в жизнь страны запускали важнейшую сферу деятельности – индустриализацию и массовое образование. Фильмы были с яркими характерами героев, с фантасмогоричными, сказочными и производственными историями, например: «Аэлита» (1929 год, режиссер Яков Протазанов), «Веселые ребята» (1934 год, режиссер Григорий Александров), «Цирк» (1936 год, режиссер Григорий Александров),) «Светлый путь» (1940 год, режиссер Григорий Александров), «Свинарка и пастух» (1941 год, режиссер Иван Пырьев).


Плакат русского конструктивизма 1920-х – 1930-х годов http://expositions.nlr.ru/construct/text5.php


Интересно напомнить о фильме 1930 года – «Энтузиазм (Симфония Донбасса)», о первом звуковом советском документальном кинофильме, в котором были сделаны съемки на заводах и шахтах Донбасса про выполнение пятилетнего плана страны, в котором для синхронных съемок звука и изображения была применена аппаратура системы Шорина. Чарли Чаплин назвал «Энтузиазм» одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний.

Вот так, просто и впечатляюще.

Известно, что Иосиф Сталин смотрел все фильмы киностудии «Мосфильм» и лично выпускал к зрителю или запрещал. Он как кормчий знал маршрут следования и не давал спуску тем, кто отклонялся от заданной линии в коммунистической светлое будущее.

В последние же годы существования Советского Союза бесконечная череда бессмысленных заседаний и съездов, обширные отчёты, уводящие население страны в бессмысленность существования неконкурентоспособной экономики, дефицита товаров и услуг. Советский человек руководствовался в повседневной жизни не передовицами газет, радио и телевидения, не логикой и рациональностью своих действий, а своими эмоциональными переживаниями. Вся эта ситуация отражалась в анекдотах и в произведениях киноискусства как в зеркале, с другой стороны идеология требовала своих образов для поддержания ритма жизнедеятельности страны.

Фильмы стали отражением занудных, серых и тягучих будней, с яркими анекдотическими и фантастическими ситуациями, например, фильмы «Курьер» (1986 год, режиссер Карен Шахназаров), «Кин-дза-дза!» (1986 года, режиссер Георгий Данелия).

Ярким примером застоя служит кинокартина «Полеты во сне и наяву» (1982, режиссер Роман Балаян), в которой подведение итогов сороколетнего киногероя в лице Олега Янковского отобразило кризис смысла как личной жизни героя, так и жизни целого поколения страны в момент 18-летнего правления Леонида Ильича на посту Генерального секретаря КПСС. В картине насколько несовпадает мир вокруг героя, его личная самооценка и представление о нем окружающих. Не он подводит некий итог прожитых лет, а они подводят его к мощному пониманию кризиса жизни без цели и смысла, без идеала, жизни во лжи и лицемерии. Этот фильм получился как гимн «лишним людям», советским людям 80-х годов.

Великая сила киноискусства не могла быть использована по её назначению, потому что идеала в стране не стало. Умер кормчий, исчез из виду ориентир для дальнейшего движения в будущее, в то самое «прекрасное далёко». Одно слово – застой и топтание на месте.


Плакат советских времен


Чем принципиально может отличаться КиноВсеобуч от идеологической пропаганды рынка с использованием кино и транс-медиа технологий?

Тем, что учит и даёт образец как поступать без долгих раздумий в непредсказуемых неожиданных ситуациях.

Успешное на сегодня не новое и инновационное, а актуальное и непредсказуемое. Успешное есть реализуемое сейчас лучшее будущее для людей планеты.

Когда возникает насущная потребность в видеоряде и образах, обучающих широкие массы населения?

Как показывает исторический срез, потребность возникает в переломные периоды, в экстремальных условиях, без ресурсов или в отсутствии достаточного времени для проведения изменений эволюционным путем. Потребность действовать возникает из ситуации сегодня, когда надо не размышлять, а надо сразу действовать по образу и подобию (пожар, стихийное бедствие, революция, бунт, война, кризис и так далее). Именно это демонстрировал кинематограф 1920-х годов.


Афиша к к\ф «Человек с кино аппаратом» (1929) режиссер Дзига Вертов

[битая ссылка] http://www.afisha.ru/movie/172189/


Как можно быстро и эффективно научить с экрана и монитора как поступать в той или иной ситуации, чтобы человек посмотрел и запомнил?

При необходимости быстро найти правильное решение в условиях сжатого времени на поиск и логическое размышление над вопросом по теме, человеческий разум ищет аналогии в схожей ситуации, желательно ранее уже эмоционально прожитой, то есть фактически воссоздаёт ранее записанные эмоэнграммы.

Человеческому мозгу всё равно: реально он это прожил сам или сопереживал герою на экране.

Человеку легко повторит и эмоциональное переживанием, испытанным когда-то лично или просмотренное в аналогичных ситуациях в сюжете, в игре актеров на экране и их действия. Времени на логику и размышления нет, а иррациональность требует действий без размышлений на благо или спасение человека.

Можно предположить, что когда-то наш древний предок похоже уже воспользовался этим способом повторения тех способов, которые по образу и подобию уже спасали его самого и спасли его родичей. Этот врожденный механизм, заложенный нашими предками, сохраненный и усовершенствованный физическим телом человека в процессе его эволюции через эмоционально-окрашенную и записанную в память ситуацию. В последствии человек был способен воспроизвести эмоциональную реакцию и своё поведения в аналогичной повторяющейся ситуации.

Отдельно выделим отсутствие логики и размышлений и в таких противоположных процессах как созидание и уничтожение (рождение и разрушение), которым сопутствуют такие эмоциональные переживания как любовь и ненависть.

Казалось бы, процессы окружающего мира на глазах и в представлении человека постоянно подтверждают тот факт, что рождение нового невозможно без полного или частичного разрушения старого. Участие людей в созидании, в творении, нового всегда происходит с увлечением, с любовью к созидаемому, в то время как ненависть так легко подвигает человека к разрушению.

Само действие может и не быть эмоционально наполненным при спокойным и размеренном течении процесса, а вот в экстремальных условиях, при отсутствии логики и здравых размышлений, действуя под воздействием тех образов, которые сложились иррациональным способом, человек в критических обстоятельствах будет исходить из них, так как они сформированы и записаны в качестве эмоэнграммы. Запись и воспоминание образов окажутся мгновенными и более надежными, поскольку не зависят от рациональных ошибок логических размышлений.

Сложно для понимания?

При спокойном прочтении можно и порассуждать, и поспрашивать, а в гневе? Человек будет действовать по аналогии с подобными ситуациями.

При рассмотрении вопроса о дуальном мире: рациональность и эмоциональность, созидание и уничтожение, любовь и ненависть, необходимо сделать разворот к пониманию более сложного мира как открытой системы во взаимодействии человека и его окружения.

Надо всем напомнить, что следом за один и два, будет стоять три.

Хочется напомнить не о святой троице, а о более древних знаниях об «индуистской троице», той самой триаде, которая соединила трёх главных божеств индуистского пантеона бога Брахму, как Создателя, бога Шиву, как Разрушителя, и ввела бога Вишну, как Хранителя. Троица является единым целым составляющим духовного начала – Брахмана. Обратим внимание, что есть третий элемент в форме «хранителя».

Через понимание третьего элемента, возникающего в линейной связи «разрушение-создание», может быть рассмотрено хранение как «запись».

Кинопроизведение есть запись историй, событий, ситуации через судьбы героев для хранения с возможностью неоднократного просмотра неограниченного числа зрителей.

Рациональное размышление и эмоциональное отношение человека приобретают ценность только при условии взаимовлиянии друг на друга для хранения и воспроизведения информации и реакции на нее. Рациональное мышление способно объяснять факты путем наблюдения, размышления, создания теорий, опытом и измерениями. И в это кажущее преимущество знаний над чувствами. Без эмоциональных переживаний знание есть мертвый груз документов на архивных полках, холодный камень скульптуры и мелькающие кадры хроники на экране. Человек его не помнит и не использует, а только хранить в словарях, энциклопедиях и учебниках.

Воспоминание человека о прожитой ситуации есть запись для хранения как его личная хроника ситуаций и событий. Запись эмоционального переживания ситуации человека – это эмоэнграмма, необходимая для хранения, воспоминания и воспроизведения способа поведения и реакции человеком при последующих подобных ситуациях.

Эмоции меняют отношение человека к факту, к информации, к ситуации.

Запись эмоционального переживания (эмоэнграмма) в ходе ситуации происходит у человека автоматически, не различая действительно эта ситуация реально происходит или показано ему на экране.

В данном эссе не стоит задача объяснять механизм эмоэнграмм, но хочется подчеркнуть, что в мозгу происходит что-то похожее на автоматическую сортировку записей, которым навешиваются ярлычки, чтобы в нужный момент моментально вынуть для использования нужную запись из огромных ситуационных, событийных и понятийных рядов хранения информации.

В кинофильме реальные жизненные ситуации могут быть показаны зрителю как учебный материал, который в силу неразличения оказывается для человека реальным. Проигрывание ситуаций на экране в произведении киноискусства есть великая сила обучения людей, которая позволит сохранить человеческую цивилизацию и планету.

1.3. Ценность переживаний через восприятие произведения искусства

Водите детей в музеи, театры, выставки, кино, смотрите с ними произведения искусства, только в том случае, если вы сами понимаете ценность человеческих переживаний, оставленных в виде слепка, рисунка, танца, фото- и кино- произведении искусства. Иначе ребёнок будет думать, что в театр он ходит, чтобы сходить в буфет и в туалет, а в кино, чтобы поиграть на игровом автомате и поесть попкорн в тёмном зале.

Вспомнили себя в детстве?

Вспомните ещё кое-что.

Самая большая ценность – ваша жизнь на этой планете.

Ваша жизнь есть время между моментом рождения и мигом смерти.

Драгоценное время жизни миллиардов людей, несмотря на всю его ценность, несмотря на хрупкость и кратковременность человеческой жизни, растрачивается впустую, жестоко стирая человека за человеком, как ластиком точку за точкой с листа бумаги.

Где они гении прошлых лет?

Прах…

Человек забыл, что между рождением и уничтожением есть стадия хранения. Человек забыл, что он триедин как Брахма, Вишна и Шива, что он создатель, хранитель и разрушитель. Ничего нового не создастся, если не расчистить место и не разрушить старые стереотипы и методы. Ничего созданного не сохранить, если не передать его идущим за тобой людям.

Что оставил гений?

Наследие, которым люди пользуются и будут пользоваться.

Можно всё узнавать из личного опыта и учиться на собственных ошибках, тем самым укорачивая свой жизненный путь. Большой кусок жизни будет растрачен впустую в лучшем случае, а еще и на исправление ошибок.

Можно научиться быстрее и приобрести опыт через восприятие произведений искусства. Большой кусок жизни будет сохранен для личного развития в доступной и привлекательной форме игры и\или в форме КиноВсеобуча.

авторы прогнозируют, что механизм эмоциональных переживаний человека через восприятие произведений киноискусства и транс-медиа выходит на первый план в XXI веке, как действенный и доступный способ быстрого массового обучения говорящего на разных языках населения планеты.

Каким переживаниям учат сегодня произведения киноискусства? Драки в боевиках, семейные измены и скандалы в мыльных операх, матерщина, курение, пьяные дебоши в ресторане, гонки на автомобилях, страх и секс практически в каждом игровом мировом кино. В этом смысле кино – это отражение реальности в понимании создателей фильмов, которые забыли напрочь о великой силе воздействия искусства на умы и поведение людей.

Очевидно, что недо-образованные и недо-воспитанные создатели кинолент не различают обычные, повседневные эмоции кухонных сцен и художественные эмоции актеров в сцене на кухне. Первые являются личными переживаниями одного и более человека, являющегося или недоразвитой личностью, или недоумком, но в любом случае носящие индивидуальный характер. Эмоции в художественном произведении являются общезначимыми и носят форму достояния для всего социума в текущий момент развития общества в целом.

Эмоциональное переживание при просмотре будут испытывать большое количество людей, одновременно с этим будет формироваться отношение и стереотип поведения для аналогичных ситуаций в жизни.

Чему удивляться, что врачи курят и пьют, священники прелюбодействуют? И все поголовно нарушают закон потому, что в телевизоре крутят одни криминальные сериалы с утра до вечера. Демонстрация преступления и наказания налицо, но не Достоевскому. Нет эмоциональных переживаний Родиона Раскольникова, никто не раскаивается в содеянном и не просит за это прощение, потому что нет Сонечки Мармеладовой в таких сериалах.

Каждому из творческого коллектива создателя кинопроизведения необходимо быть Федором Достоевским, чтобы стремиться познать душу русского человека и показать её как есть.

Эмоциональные переживания позволяют показать человека быть таким, какой он есть внутри себя, в своей душе.

Эмоциональные переживания при восприятии произведения киноискусства представляют собой то общее, что есть в индивидуальных, личных переживаниях разных людей, разного возраста и уровня образованности при восприятии одного и того же объекта, одной и той же ситуации. Это общее восприятие формирует социальные стереотипы поведения и эмоциональные реакции общества на происходящее в реальности по аналогии с показанным на экране. В этом смысле результатом такого воздействия произведения киноискусства будет тот факт, что через художественное обобщение образов и их поведение, запись эмоционального переживания у зрителей будет сознательно неосознанной.

Семейный скандал в кинофильме становиться художественно обобщенным, а эмоциональное отношение у зрителя записанным в форме эмоэнграммы. Таким образом при аналогичной ситуации, стереотип поведения способен будет быть воспроизведенным, потому что у зрителя было индивидуальное эмоциональное переживание по аналогичному поводу.

Создатели произведений киноискусства должны ввести себе за правило, что актёрам в разыгрываемой сцене для получения эмоционального переживания зрителей необходимо удалять из эмоционального отношения к объекту всё индивидуальное и «кухонное производство», необходимо оставлять ценное и значимое как «вечное искусство» уровня мировой культуры планетарной цивилизации.

Основным правилом создания эмоционального переживания у зрителя, как части обучения, есть процедура построения «вечных» художественных образов и создание эстетического идеала для подражания им в настоящем и будущих периодах развития общества. Это один из принципов КиноВсеобуча.

Если с обобщением настоящих и актуально существующих в данный момент в данном обществе людей эмоций и их обобщение в эмоциональное переживание на экране более или менее понятно, то зададим вопрос, а возможно ли создание и обобщение в образ виртуальных эмоций, таких, которые ещё нет, но которые могут возникнуть в обществе в будущем и будут потом реально испытаны?

Всё когда-то было неведомо, и всё когда-нибудь будет понятно и испытано. Так действует наука, такие процессы приводят к научно-техническим открытиям.

Возможно ли такое же создание эмоционального переживания через художественное произведение?

Возможно и постоянно делается в отношении формирования общественного сознания. Возможно и делается, например, создание эмоциональных переживаний на тему войны у поколений, которые не переживали всё ужасы военного времени.

Более интересным представляется формирование возможных переживаний общества и его эмоционального отношение к будущему как к событиям, которые могут стать значимыми для общества в будущем.

«…Поэт в России – больше чем поэт!

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет!»

Евгений Евтушенко

Создатель художественного произведения киноискусства есть своеобразный эмоциональный пророк, у которого есть художественное видение как у экстрасенса, который и видит прошлое, и предсказывает будущее.

Пауль Клее, великий немецкий художник, теоретик искусства, крупнейший из представителей европейского авангарда, уехавший из Германии в 1933 году в Швейцарию, а в 1937 году 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство».

Пауль Клее сказал когда-то, что «искусство – это пророчество о непережитом».

Точнее об искусстве сказать трудно!

Жил да был художник Пауль Клее

Где-то за горами, над лугами.

Он сидел себе один в аллее

С разноцветными карандашами,

Рисовал квадраты и крючочки,

Африку, ребенка на перроне,

Дьяволёнка в голубой сорочке,

Звёзды и зверей на небосклоне.

Не хотел он, чтоб его рисунки

Были честным паспортом природы,

Где послушно строятся по струнке

Люди, кони, города и воды.

Он хотел, чтоб линии и пятна,

Как кузнечики в июльском звоне,

Говорили слитно и понятно.

И однажды утром на картоне

Проступили крылышко и темя:

Ангел смерти стал обозначаться.

Понял Клее, что настало время

Музой и знакомыми прощаться.

Попрощался и скончался Клее.

Ничего не может быть печальней.

Если б Клее был немного злее,

Ангел смерти был бы натуральней.

И тогда с художником все вместе

Мы бы тоже сгинули со света,

Порастряс бы ангел наши кости.

Но скажите мне: на что нам это?

На погосте хуже, чем в музее,

Где порой слоняются живые,

И висят рядком картины Клее —

Голубые, жёлтые, блажные…

Арсений Тарковский Пауль Клее (1957)
www.rupoem.ru


Paul Klee: Early Morning in Ro – 1927

[битая ссылка] http://www.famousartistsgallery.com/gallery/klee.html


В связи с этим хочется подчеркнуть, что новое эмоциональное переживание может быть достигнуто только по отношению к новому объекту или в новой ситуации у зрителя. У создателя такое предсказательное действие возможно как предчувствие соответствующего повествования через образный ряд, а не точная передача эмоционального отношения через эмоэнграмму.

Отсюда возникает ещё один принцип КиноВсеобуча – ответственность создателей перед всем миром людей за то, что они сотворили на экране и мониторе.

Эмоциональная реакция «А был ли мальчик?», как предтеча эмоционального равнодушия от потери одного из ряда многих перед неотвратимо надвигающимся социальным потрясением от революций, репрессий и войн, подтвердилась и разлилась как «эмоциональный дурман», связанный с защитой психики целых поколений русских и православных людей при крушении старого мира старых устоев под устремлениями нового коммунистического поколения.


Телесериал «Жизнь Клима Самгина» (1986) режиссер Виктор Титов [битая ссылка] https://ru.wikipedia.org/wiki/Жизнь_Клима_Самгина_(телесериал)


По признанию Валентина Гафта свою лучшую роль офицера Валерия Николаевича Трифонова, он сыграл у Виктора Титова в сериале «Жизнь Клима Самгина», вышедшего на экраны телевизоров Советского Союза в марте-апреле 1988 года. Виктор Титов пример режиссера, который всегда знал, что творил для зрителей, именно поэтому его поистине народный фильм «Здравствуйте, я ваша тётя», по количеству цитат и просмотров стоит наравне с «Бриллиантовой рукой» Леонида Гайдая:

«Я тебя поцелую… Потом… Если захочешь…»


Кадр из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» (ТВ) (1975). Режиссер: Виктор Титов

https://www.kinopoisk.ru›film/77276/


Ответственность за формирования переживаний зрителя от кинопроизведения взаимосвязана с вопросом поиска идеи его создателями и её реализации на экране.

Как формируется последнее для фантазии о прошлом, отражения реальности сегодня и для вымысла будущего?

Благодаря опыту создания художественных произведений и многолетней практики в системе образования, был сделан вывод, что в поиске идеи и источника вдохновения творцу для создания произведения киноискусства КиноВсеобуча необходим принцип синтеза нескольких сфер:

Философии идеала: мировоззрение и ответственность создателя произведения;

Объекты восприятия: материальные объекты, общественные явления и процессы, эмоциональные переживания.

Из синтеза объектов восприятия с философией идеала создателя материализуется произведение киноискусства, способное и восприниматься зрителем, и формировать у него знания, мировоззренческие ценности и образцы поведения.

Для художественного вдохновения создателям необходим идеал, ради которого сегодня творит художник, чтобы наступило лучшее завтра.

Завтра, которое лучше и качественнее, чем есть сегодня, иначе общество обречено на деградацию.

За это завтра несут ответственность и автор, и зритель.

За этим стоит мощная философия идеала мировой планетарной цивилизации на протяжении всей её истории.

В приложении к идеалу необходимы объекты, как фактор создания образов, без которых не воссоздать впечатлений и затем эмоциональных переживаний.

Тот, кто не видел сам закатов на море, не способен их выразить и передать другим, как бы он не старался. «Паровоз совсем не апельсин», как в старом анекдоте, потому что любое выражение предполагает сначала личное впечатление создателей, как линзу, через которую художник воспринимает и транслирует эмоциональное отношение к объекту.

Жюль Верн придумал подводную лодку «Немо» задолго до инженеров, Герберт Уэльс придумал самолет в «Битве миров».

Синтез первой и второй сфер из принципа КиноВсеобуча предполагает определённый уровень воспитания и образования, а также определённое физическое и духовное состояние у создателей произведений искусства. В результате чего возникает третья сфера синтеза, объединяющего всю совокупность сфер.

Катализатором для запуска процесса поиска идеи, возникновения вдохновения может послужить что угодно, любое стечение обстоятельств, но само создание произведения обязательно будет закономерным процессом, в котором именно эти создатели могут и должны создать именно такое произведение искусства. Закономерный результат есть цепь совпадения комбинаций материальных факторов, объектов из окружающей реальности и идеалов мировоззрения создателей.

«Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля с Анатолием Кузнецовым и Павлом Луспекаевым с письмами Марка Захарова – случайная закономерность, ставшая одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей и космонавтов. Кинолента побывала в космосе много раз.


Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» (1969) режиссера Владимира Мотыля kinopoisk.ru›film/46066/

«Я мзду не беру… мне за державу обидно…»

В результате творцы произведения киноискусства обязательно делают сначала своё «художественное открытие», а значит проживают свои мысли и чувства в реальной жизни, которые раньше не ощущали. Эмоциональное переживание и размышления авторов затем переносятся в обобщающий материал и формы для восприятия другими людьми.

Сначала возникают эксперименты, опыт и самовыражение творцов как своего рода «воля творения», а далее её передача уму и сердцу других людей.

«…Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин

Синтез объекта восприятия и идеала создателя даёт исток для творчества всегда там, где вдохновение возникает как закономерная встреча объекта восприятия с идеалом при полном или частичном соответствии.

Подчеркнём, что возможно и не полное совпадение объекта с идеалом, но его близость к идеалу обязательна. Это приводит создателя в эмоциональное состояние эйфории и экстаза от процесса открытия и творчества.

И хочется снова и снова творить, с каждым шагом приближаться к идеалу и воплощать идеал в жизнь.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…»

Вл. Высоцкий