Действие повести основано на реальных событиях.
© Виталий Новиков, 2016
ISBN 978-5-4474-9186-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1 глава
Военно-железнодорожное училище. Первый день занятий. Ректор училища полковник с красноватым лицом в военной форме проводил с первокурсниками что-то вроде вступительной лекции. Он стоял на кафедре, как часовой ровно, сложив руки за спину.
– Ребята, вы выбрали профессию военного – это очень почётное дело: защищать свою родину. Военные – элита нашего общества. Все военных уважают, потому что знают, без них, не было бы нашего государства Советского Союза, где существует самый справедливый строй в мире: социалистический строй. У нашей социалистической родины много врагов. Капиталисты-империалисты спят и видят уничтожение нашей страны. Поэтому мы должны быть сильными. А главная сила нашей страны – это мы: армия. На нас вся надежда, ребята.
Ректор взял паузу, подумал, потом продолжил:
– Поэтому мы должны быть: первое – умелыми в своём деле, осваивать свою профессию старательно и тщательно. Второе – честными, не забывать, что мы элита, на нас смотрит всё общество; не забывать об офицерской чести. Третье – смелыми, не бояться никого, военный труд – опасный труд; в нашей работе приходится иногда переступать через собственный страх и инстинкт самосохранения. Так что тем, кто боится, ещё не поздно отказаться от военной карьеры и выбрать более спокойную жизнь.
Ректор чуть улыбнулся. Он хитро осмотрел аудиторию.
– Я знаю, что среди вас нет трусов. Я уверен, что среди вас есть те, кто будет не только честно служить отечеству, но и достойно. Кто-то из вас даже наверняка совершит подвиг, и страна будет гордиться вами.
Курсанты слушали ректора, затаив дыхание. Выражения лиц их были крайне серьёзны.
Ректор ещё раз улыбнулся.
– А теперь хотелось бы немного разбавить это вступительное слово кое-чем веселым. Ребята, вам очень повезло, если вы будете хорошо учиться и станете офицерами. Вы станете не только уважаемыми членами общества. На офицеров смотрят, как на героев, им дают жильё и хорошую зарплату. А ещё. Офицеры имеют большой успех у противоположного пола. Все честные женщины мечтают выйти замуж за офицера, а те, которые не мечтают об этом просто дуры или уже вышли замуж за какого-нибудь неудачника. Вот вам к примеру случай из моей жизни. С самого начала моей военной карьеры жизнь постоянно перекидывала меня из одного военного городка в другой. Приходилось бывать в разных уголках страны. Невест у меня было много, но я не хотел жениться на ком попало. Выбирал. И вот однажды, когда я проходил службу на юге страны, я познакомился с одной барышней. Она преподавала в музыкальной школе: музыкантша. Красавица была, конечно, не то, что сейчас. И умна разумеется, с хорошим образованием. Но вот загвоздка – был у неё жених библиотекарь – сморчок, неудачник, стишки пописывал в тетрадки. Я ей прямо объяснил, что он ей не пара, мол, бросай его и выходи за меня. Она только посмеялась на это. Говорит: у них любовь. Я ничего не понимаю, но не сдаюсь. Думаю, как действовать дальше. Понимаю, что так прямо по-солдатски, как действовал я, нельзя вести дела, особенно, когда дело касается интеллигенции. Стал я думать. Хороших идей ноль. Мысли лезли в голову в основном какие-то подлые: набить морду библиотекарю, вызвать его на дуэль или дать ему денег, чтобы отстал от моей красавицы. На это разумеется я пойти не мог: дорожил офицерской честью. От безысходности у меня даже началась депрессия, чего со мной раньше никогда не бывало. Но я всё же взял себя в руки. Стал я думать ещё глубже, ещё сильнее. Ум – великая сила. Я подумал, что моя избранница любит стихи, поэзию. Значит – это её слабая точка и надо её разрабатывать. Начал я изучать поэзию, учил стихи. Однажды выучил целый сонет Шекспира наизусть и пересказал своей музыкантше. Музыкантша была в шоке и стала уже иначе смотреть на меня. Конечно, она не сдалась после этого, продолжала ходить к своему библиотекарю, но и меня уже не прогоняла. Я понял: часть позиций заняты, осталось завоевать остальные укрепления. Начал я сам писать стихи. В этом мне помогал один друг, который лучше меня разбирался в поэзии. Читал я эти стихи ей. Потом добился того, чтобы мои стихи опубликовали в местной газете. И после этого моя музыкантша стала сдавать свои позиции. Как-то даже заметила, что мои стихи лучше, чем у библиотекаря. Потом это признал и сам библиотекарь и сошёл с дистанции. Так я женился, ребята. Так что знайте: ум – это тоже важная вещь, особенно в сочетании с упорством.
Аудитория повеселела.
На первом ряду сидел курсант Алексей Кузьмин. Он был серьёзен. Ему показалась история ректора о том, как он завоёвывал свою жену забавной. Он не засмеялся, как большинство других курсантов; только слегка улыбнулся.
Он открыл толстую тетрадь с ярко-красной обложкой и записал на первой странице столбиком сверху вниз: «умение», «честность», «смелость», «ум», и в конце большими буквами «упорство».
Алексей встречался с девушкой Леной. Родители Лены были медиками. Отец работал хирургом, мать терапевтом. Лена была белокурой красавицей с зелёными глазами. Она училась в пединституте на учителя русского языка и литературы.
Осенним вечером Алексей и Лена прогуливались по набережной Москвы-реки.
Алексей перешёл на третий курс в училище. Лена училась на втором.
– Сегодня опять читала Булгакова, – сказала Лена.
– «Мастера и Маргариту»? – попробовал отгадать Алексей.
– Угадал. Ты знаешь, как я люблю эту книгу. Почему она тебе не нравится?
– Я этого никогда не говорил.
– Но ведь не говорил же, что нравится.
– Ну и что?
– Да ну тебя. Что тебе вообще нравится?
– «Как закалялась сталь».
– Я примерно так и подумала. И что такого в этой книге?
– Как что? Героизм, жертвенность и сила духа.
– И всё ради чего?
– Как чего? Родины, страны.
– Боже мой, Лёша. Ты словно с Луны упал. Посмотри вокруг. Сейчас на дворе: перестройка, гласность, ускорение, демократизация.
– И какое в этом противоречие в том, что я говорю?
– А ты не понимаешь?
– Нет.
– Патриотизм уже не так актуален.
– А что же актуально?
– Всё то, что раньше было запрещено.
– Это какие-то политические игры.
– Ну, ты даёшь. Это не игры, это наша страна наконец-то становится открытой всему цивилизованному миру и сама хочет стать частью этого мира.
– Возможно. Я в политике не силён.
– Ничего. Я займусь твоим воспитанием. Завтра дам тебе почитать Солженицына.
– Боюсь мне некогда его читать, в училище много задают.
– Всё равно найди время и почитай.
Алексей проводил Лену до двери её квартиры. Они стали на лестничной клетке восьмого этажа. Алексей приобнял Лену и поцеловал в губы.
– Спокойной ночи.
– Спокойной ночи. Уже темно. Не страшно тебе идти домой. Может вызвать такси.
– Зачем? Я привык ходить пешком. Это полезно для здоровья.
Алексей шёл от Лены к себе домой.
Стемнело. Вдоль улицы неравномерно зажглись фонари. Хулиганы из рогаток часто расстреливали лампочки уличных фонарей.
Откуда-то раздался свист. Это был определённо звук, издаваемый милицейским свистком. Алексей собрался, сосредоточился.
Впереди из-за угла дома мелькнула крупная фигура и направилась в его сторону. Скоро из-за угла выбежали два милиционера.
– Стой! – кричал милиционер, бегущий впереди.
Убегающий от милиционеров тип, приближался к Алексею.
– Стой! – крикнул Алексей.
Преследуемый тип остановился и достал из кармана брюк выкидуху.
– Уйди с дороги!
Алексей попытался ударом ноги выбить нож из руки напавшего на него типа; но тот увернулся и сам с размаху попытался ударить ножом Алексея в область груди. Алексей захватом вцепился в руку типа, и ловко выкрутил её назад, так что тот согнулся и застонал от боли.
Подбежали милиционеры.
– Ну, ты парень – молодец.
Милиционеры навалились на убегавшего от них типа, и надели ему на руки наручники.
В аудитории на кафедре стоял ректор училища, а рядом с ним Алексей. С другой стороны от Алексея стали капитан и подполковник милиции.
Говорил ректор:
– Товарищи, курсанты на прошлой недели, ваш друг и товарищ Алексей Кузьмин совершил подвиг: помог сотрудникам милиции задержать особо опасного преступника. Алексей не испугался даже ножа преступника. Не зря Алексей посещает секцию рукопашного боя. Алексей один из лучших курсантов нашего училища. Мы все им гордимся.
– Ну что ж, мне остаётся только… – Подполковник милиции начал прикреплять орден мужества к кителю Кузьмина. – Заслужил. Поздравляю.
Подполковник пожал руку Алексею.
Аудитория аплодировала герою.
После занятий Алексей вышел из училища с другом Мишкой Фроловым.
– А кто был этот преступник? – спросил Мишка.
– Рецидивист какой-то, два побега, разбоями в основном занимался. В этот раз забрался в квартиру директора продуктового магазина. Неладное заметили соседи и позвонили в милицию.